Экскурсия в горы

2004 г. до 16 октября

Выбрался я в конце лета… пошёл вниз уладить дела по передаче своей «фирмы».
Трактор надо было кому-то продавать или сдавать в аренду. Леша Забавский личность известная на весь район, уже подговаривал моих мужиков сменить запчасти с моего трактора, да и номера с двигателя заодно!
Номера ему нужны были, чтобы легализовать свой трактор, который он где-то «взял - купил» и сразу же после «покупки» перекрасил полностью.
Красят лесной трелевщик да еще так тщательно только в одном случае … ну, а если еще к краске нужна и табличка с номером двигателя – тут вообще без вариантов!
Впрочем, это их проблемы, мне же надо было поработать пару месяцев, пока нормальная цена на лес, заработать на продукты и в тайгу в горы!
Олечка осталась одна! Дров я, конечно, наготовил ей – «не замерзнет», но связь так и не наладил. Хотя у Ольги был «Карат», мы рацию проверили эту там в горах, наладили антенну; но выйдя в цивилизацию, я обнаружил, что второй «Карат» сломан. Попытался сам отремонтировать, бесполезно. Специалист по рациям был в Нижнеангарске – Володя Бергер, но я его лично не знал, а через друзей-приятелей замучился искать! Потом завертелась работа: я и дневал, и ночевал в лесу. Работал вместе с мужиками, сделали эстакаду, чтобы грузить лес вручную и не зависеть от погрузчика, который еще надо бегать нанимать и дело пошло!
Короче говоря, работу наладил и решил «сбегать» к Олечке посмотреть как она там одна в тайге!
Как раз Серега Унагаев собирался на Абчаду, к себе на охотничий участок. Мы договорились, что я его заправляю… и никаких проблем!
- Серега, ты не против, если я с собой двух пацанов возьму?
- Каких пацанов?
У него своих парней не было, одни девки, старшая уже училась в институте, а младшая еще в школе.
- Нормальных: один, сын Сашки, который на эстакаде кряжует, ты его знаешь… Женьку – старшего его. Ему на следующий год поступать, а он – то уж поступит… вот и не попадет в горы – в настоящие! Их на Верхней - Заимке мужик какой-то водил раньше в Баргузин, но последнее время не стал.
Вот парень и просится, он работал у меня, помогал, вернее это отец его взял, чтобы приучался, я его спрашиваю:
- Женя, что тебе платить? Я рядом не стою, не могу сам определить?
- Ничего не надо, я просто папе помогаю! Чтобы легче было.
- Ну, это ты дома будешь помогать, а здесь работа, деньги, я на детском труде разжирею, Ольга разлюбит, кто виноват? Ты, Женя виноватым будешь!
Смеется.
- Вы, если в горы к Ольге ненадолго пойдете, то может быть… меня возьмете, вот за это… ну, что я работаю; а то мне на следующий год в институт поступать и я уже не выберусь, наверное.
Последние слова дались парню с трудом. Он чувствовал, что что-то не то, что не берут в горы, в настоящие горы «за деньги».
- Нет, Женька, зарплату ты свою получишь… я ещё только в горы «туристов» не водил за деньги!.. можешь с неё Ольге шоколадку купить, в подарок…
И не став дальше дразнить парня, с вопросительным взглядом ожидавшего окончания моих нравоучений, продолжил:
- И сам её отдашь… Ольге. Да, Женя, яиц домашних, деревенских в дорогу возьми.
- Хорошо, дядь Вов… у нас куры не несутся, правда, я поспрашиваю у соседей… куплю если что.
Мне стало неудобно:
- Раз у вас нету, то не надо ни у кого спрашивать!
Но Женька уже разошёлся от радости:
- Да, Вы не переживайте, не думайте ни о чём… я всё сделаю!.. а что с собой туда поесть брать? Может быть булочек… печенья там, колбасы какой-нибудь… тушёнки?!
- Ты, что… Женька! Какая колбаса, какая к чёрту тушёнка? Мы там таких ленков наловим – пожаришь… мясо как телятина парная! А булочки и печенье тащить смысла нет – Олечка нам таких булочек там настряпает!
Женька не успокаивался ни как:
-Ну что-то же надо с собой…
Я задумался…
- Надо… надо, Женя, бензин и масло к нему! Да и фильмов каких-нибудь на дисках… и побольше; можно мультиков хороших тоже – вот это можешь поспрашивать - поискать.

Такие стремления, тягу к высокому и чистому… высокому – уровню над уровнем моря, а чистому – чистейшему горному воздуха, это надо поощрять, поддерживать, особенно в неокрепших молодых душах!


Второй мой протеже был парнишка четырнадцатилетний, Вовка Платонов. Отец несколько лет назад умер, умер от сердечного приступа, хотя и пил весьма умеренно. Правда «Беломор» курил часто и много - это было. Но, черт возьми, сколько алкашей пьет ацетон, а курят, не выпуская бычки из рук и - ничего!
Короче говоря, остался пацан с двенадцати лет - один мужик в семье. А в семье две девчонки и мать. Девчонки постарше, но что они могут? Дрова поколоть не могут, на рыбалку сходить – не могут, а рыба на Байкале – серьезное подспорье!
Вот и крутился бедный пацан по дому, а дом отец оставил настоящий – двухэтажный, с двумя гаражами, огород, ну короче – хозяйство.
Подрабатывал Вовчик «возле меня» постоянно, когда я еще один в лесу дрова пилил. То машину погрузить (наверху чурки уложить), то помочь дрова в кучу скидать в лесу, мне веселее, а парню копейка – какая?  Да он сам и говорил, сколько… меньше я не давал, но и добавить не мог.

Вот такую бригаду хотел я в горы с собой взять на недельку… проветриться.
Мужики, Серёга Унагаев с племянником, загнали в «Урал» свой «Буран», загрузили бочки с соляркой, бензином, доски – на ремонт зимовья, барахло всякое – почти полный кузов.
Хотели мы выехать на следующее утро, а Серега говорит:
- Что, может сегодня поедем, время только пять, быстро собрались и загрузились?
- Мне сегодня еще лучше! Ты же понимаешь, Ольга там одна, мне каждый час…
- Ну, тогда поехали!

Дорога на Перевал всякая… разная, но опытный водитель на нормальной машине, в принципе, всегда может доехать без проблем, во всяком случае, без особых… проблем.
 
Парни - Женька с Вовчиком уселись на «Буран», сиденье мягкое, удобное, да и интересно им, едут на грузовике, а сами представляют, что на «Буране» несутся. Вижу Вовчик - «старый»  мотоциклист за руль схватился… и газует!

На Перевал мы приехали уже поздно ночью… и тут началось! Заезд в тайгу без водки?! Такого не бывает! Ну я – то им дал всего одну бутылку, а сколько у них своих?
Привезли на Перевал Серегу Каурцева, брата Вовчика Каурца, он хотел спрятаться в тайге от запоя, который в поселке у него никак не прекращался уже с месяц. Пропил этот Серега, которому было уже за полтинник даже продукты, которые «вез» Борьке, купленные за Борькины деньги. Ну да они быстро разобрались, один покаялся, другой и сам такой, немного его отругал, да тут же и простил… после очередного стакана.
Вот где надо железные нервы или крепкий сон… да не просто крепкий, а пожалуй мертвецкий.
Серега Унагаев маленько принял и с устатку, дорога все-таки – не асфальт, лёг спать – отдыхать. А вот племяш его, парень молодой, здоровый, ломиком не усыпишь ну и два старика-разбойника Борька с Серегой старой закваски, выдержанные, так сказать – эти до самого утра!
Одно по одному, уже без всякого смысла и толку… монотонное бормотание, довольно громкое, с регулярными всплесками… вскрикиваниями.
Правда, пока не дошли до кондиции, была и культурная программа.
Пацаны мои мужикам понравились, им все же импонировало… хотелось пообщаться с правильными парнишками: не пьют, не курят, в общении вежливы, уважительны, но в меру, без заискивания.
Чем моложе человек, чем он меньше закостенел, тем быстрее и полнее он раскрывается в тайге, на природе – ребятки мои прямо преобразились на глазах; «посурьёзнели».
Серега Каурцев показал им несколько фокусов на внимательность и сообразительность; правда, с задачками потерпел фиаско, руки то еще помнили, а когда дело дошло до памяти… а до чистой логики, то сбои пошли – попей ее родимую…

Я специально завел разговор с Серегой о том, как он чуть не умер, после тяжелейшего ножевого ранения, хотел, чтобы мои ребята чему-то конкретному научились. Суть в том, что в наших горах растет травка, которой нет ни в одном справочнике (в одном каком-то редком, по словам старой геологини, есть, но указано лишь, что янда – трава эта малоизученна), а травка эта многим жизнь спасла, когда уже и доктора отказались.
Я еще раньше слышал, что Серегу Каурцева вытащила с того света янда, если бы не она - то все.
Когда людям что-то говоришь важное и интересное, они внимательно слушают, поддакивают, задают наводящие вопросы и… забывают.
И Вовчик, и Женька выросли на Байкале; оба и на рыбалку, и на охоту не раз ходили, но про янду что-то слышали, что-то - от кого-то… и всё!
    Я считал, что ребятам из похода в горы кроме общих впечатлений неплохо было бы вынести и кое-чего конкретного… что в жизни может пригодиться, что-то – что есть только здесь.

- Серега, расскажи вон парням, как ты с того света выкарабкался.
Это был здоровый мужик и не смотря на то, что пил уже не один десяток лет – чувствовалась в нём какая-то сила, дикая, первозданная… от природы, какую не приобретёшь качаясь на тренажёрах или поднимая гири… кстати, о них - о гирях: говорят, что раньше он занимал первые места на соревнованиях, во время праздников.
- Как выкарабкался? Ну как?
Он призадумался, вспоминая… и в какой уже раз наверное сам удивляясь.
- Повезло просто! Меня ночью привезли, на стол сразу, печень пропорота. Врач молодой, я чувствую что-то не то… все сейчас конец мне будет! Встаю, вернее, приподнялся на столе, кишки обратно руками запихал - все говорю, не дам резать!  Они испугались, забегали… профессора вызвали. Тот быстро пришел, чуть ли не сразу.
Серёга закурил и продолжил:
- Повезло тебе, говорит, если бы не я - конец! А так, может и выкарабкаешься.
- Серега, а зачем брат тебе янду присылал?
Направил я разговор в нужное русло.
- Так я все уже после операции, считай загибался… загноение, антибиотики не помогают, вот только янда и спасла!
Тут парни не выдержали, им интересна была другая сторона этого случая.
- Дядя Сережа, а кто это вас так?
Женьке неудобно было задавать такой вопрос, но все, же интерес пересилил, да и он, наверное, решил, что раз мы сами завели разговор…
- Да я ему… иду вечером, слышу - девку кто-то обижает, она вырывается, а он не пускает по хорошему… я подошел: «ты чего?!», а он и на меня… я его приложил,  силы у меня было… я еще и в Нижнеангарске первое место всегда по армрестлингу на Сурхарбане, когда если не пил… не в запое был конечно.
- И что ты Серега думаешь, что без янды не выздоровел бы?
Снова влез я со своей корректировкой.
- Не знаю, но я уже долго после операции валялся… все никак, а попил и всё.
И Серёга замолчал, задумался.

- Ну все так, все! Женя, Вовчик, ложитесь вон на полу, на спальники возле печки, завтра рано вставать! Да, и не забудьте напомнить когда будем через хребет на Абчаде перебираться, чтобы я вам янду показал, она там на горных лугах как цветы на клумбе растет. Все отбой, завтра бегом побежим, мне Ольгу бы быстрее увидеть, успокоиться, что все нормально… спите.
Пацаны-то заснули мгновенно, а мне пришлось чуть ли не до утра слушать пьяное бормотание, переходящее то в какие-то споры, то в воспоминания, то в качание прав… бред короче пьяный!

Утром мужики возились до обеда, меняли полуоси на вездеходе, что-то не срасталось; еще бы! После вчерашнего вообще было удивительно, как они работали.
Проехали до спуска в долину Абчады мы нормально; правда был момент, когда я подумал, что все – засели. Уже перед спуском к Ондоко надо было переезжать через болото перед бродом, на Серегином Урале стоял камазовский двигатель, а он высокооборотистый. Попросту говоря, для вездехода считается хорошо, если двигатель не глохнет на малых оборотах, т. е. тянет, если болото или снег на больших оборотах машина зароется и сядет.
Вот здесь на болоте перед Ондоко я увидел, что старые догмы и проверенные истины и в шоферском деле не всегда правы. Ни один самый лучший мазовский или кразовский двигатель не вытянул бы машину из той трясины, в какую мы вляпались, собственно говоря, и не вляпались, а ехали по старой колее на болоте.
Опыт, его не пропьешь! За секунду перед тем, как «сесть» Унагаев Серега почувствовал опасность… как? По вибрации машины, работе двигателя, может быть, но и без шестого чувства не обошлось! Было такое впечатление, будто какой-то спрут вцепился в раму Урала и держит… мягко, но непреодолимо.
Двигатель – высокооборотистый камазовский движок взвыл и медленно-медленно, будто растягивая какое-то таинственное резиновое щупальце машина всё же выходила, хотя её засасывало в болото (старая колея после дождей или просто от того, что ручеек пробился в другом месте, стала непроходимой). Мосты, с бешено вращающимися колесами, будто гуляли: то передок дернется вперёд и вниз, то зад вдруг просядет!
Фокус весь был в том, чтобы держать именно такие обороты, на которых машина и не зарылась бы до конца и двигалась, не останавливаясь ни на секунду. У нас с Серегой даже спины от напряжения свело, мы «тянулись» вперед помогая машине. Борька же спокойно сидел возле двери и, приоткрыв окошко, дымил одну за другой, прикуривая следующую от предыдущей, спички экономил! Даже не заметил, что могли устроиться… засесть капитально.

Впереди ехал Леха – Серегин племянник на геологическом вездеходе и если что – мог бы «дёрнуть», но это же время, нервы, а главное, хоть мужики и успокаивали себя, что ГДТ у них ещё ничего и выдержит, я не был уверен в надежности такой подстраховки. Груженый «Урал» (в кузове «Буран», доски, бочки с горючкой) вытаскивать из болота легеньким гусеничным вездеходиком - это… это как повезет; а «повезет» мне не надо было. Я спешил к Олечке хоть и знал, что все нормально, но знать и чувствовать это одно, а увидеть и убедиться - это третье!

Болото Урал сушил резиной было видно как летит грязь по сторонам, двигатель натужно ревел, но Серега держал ему еще чуть-чуть запас, последний резерв. Уже, перед тем как вырваться в самом конце водитель перегазовал может быть почувствовал, что двигатель просит, но мне показалось, что просто не выдержал, не выдержал напряжения… хотя победителей не судят, ниже, кроме России.
Вырвавшись из болотины мы плюхнулись в Ондоко, остудили колеса и наискось по течению вниз выехали по довольно крутому подъему (но это уже ерунда – твердый камень!) на другой берег. Самый опасный участок (для техники на резиновом ходу) позади!
На горке перед спуском в Абчадинскую долину мужики выгрузили Буран, доски и всё остальное. Бочки с бензином перегрузили в вездеход, в который снова пришлось заколачивать полуось; короче говоря, вместе с традиционным приветствием бурхана часа три ушло не меньше.

Не раньше шести вечера мы наконец-то с парнями избавились от техники, стали на тропу и могли надеяться только на свои ноги и зависели только от них… и, слава богу!.. теперь уж никаких «полуосей».
Дорога, вернее чуть заметная, а местами отсутствующая вообще тропинка, виляла вдоль ручья. Становилось все круче и круче. Пока мы шли лесом еще ничего, но вот растительность резко оборвалась, и перед нами открылись голые каменистые горы, россыпь, лишь с отдельными кустами стланика тут и там.

- Дядя Вова, это что нам надо карабкаться на эти скалы?! Высота-то, какая!
Женька по комплекции был полноватым, почти толстым, ему поход давался тяжелее, чем легкому поджарому Вовке Платонову.
- Ничего Женя, нам главное наверх подняться до темноты, а там считай мы уже дома… два часа всего останется!
Намучились ребятки мои! Одно дело носиться по ровной дороге внизу, совсем другое крутой подъем в горах… да ещё и с рюкзачком (бензин я им не забыл загрузить).

Уже в темноте часов в одиннадцать мы подошли к лесочку, кедрачу, примыкавшему в нашей речке.
Я достал свисток, который висел на цепочке на шее и несколько раз свистнул,… прислушался… вроде бы ничего не слышно в ответ. Потом сообразил, что ветер на нас.
Прошли еще немного, вот теперь можно попробовать! Я снова свистнул пару раз и прислушался  есть! Послышался собачий лай, а через некоторое время Олечка засвистела в ответ. Я заорал во всё горло:
- Ура-а-а! Олечка, мы пришли! Мы уже идем.
Венед примчался первый, чуть не сбил меня с ног, когда бросился на грудь, все норовил поцеловать, потом, вспомнив про работу, для порядку рявкнул на ребят, мол, смотрите не балуйте у меня.
Подбежала Берта, виляя хвостом и всем туловищем, исполняя танец радостной встречи хозяина и его друзей. Берту знала вся деревня, в том числе и ребята, она даже дала себя погладить! Видя это, и Венед успокоился.
Олечка уже легла спать перед нашим приходом, а я своим свистом устроил ей подъем!
Все было нормально, все было хорошо и у нее… и у меня. А как еще могло быть у нас?

На следующий день пацаны пошли на горку. Мы дали им по ружью и отправили на господствующую над нашей долиной высоту. Заблудиться там было невозможно, а вид открывался – дух захватывало!
Пришли довольные, полные впечатлений, хотя добыть им ничего и не удалось. К вечеру затопили баньку, хорошо попарились, я выгнал их искупаться в водопадике. Особых восторгов ни Вовчик, ни Женька уже высказать не могли, от переполненности впечатлениями, чувства у ребят несколько притупились.
- Что, Вовка, понравилось после парилки в нашу «джакузю»  занырнуть?
Мой экскурсант ничего не сказал, а только рукой махнул. Сделав вид что не понял, я спросил:
- В водопаде - то ещё купаться будешь… после парной?
- Конечно!
И посмотрел на меня, мол, что за глупый вопрос.
Женька тоже искупнулся – занырнул, но в основном налегал на парилку… в конце – концов, пришлось его оттуда даже выгонять:
- Женя, хватит тебе для первого раза… у тебя уже третий заход?
- Вы думаете, дядя Вова, хватит?..  прейду домой и папе обязательно скажу, что и нам надо парилку в бане сделать.
Я усмехнулся:
- Ну, вот видишь, Женька, какая жизнь  - штука интересная:  ты сколько лет прожил в своей деревне и ни разу в парную не попал… пришлось в горы залазить, в тайгу глухую – чтобы попариться!
 
На следующий день (общим собранием накануне вечером) решено было сходить на озеро Буториндо.  Рыбалка для местных это вроде ритуала, как, наверное, для населения других святых мест, посещение церкви, храма. А на Байкале, если не порыбачил, то и отдых не отдых и работа – не работа. Я помню, как мужики на лесоповале, напахавшись до чертиков, все равно вечером убегали порыбачить на Ангару… на Верхнюю Ангара.
Резиновая лодка у нас была уже на озере, взяли только сети, чай и коржичков к чаю и налегке быстро добежали до озера.
На Буториндо нас ждал сюрприз, медведь или росомаха порвали лодку, правда не очень сильно, мы смогли ее зашить и кое-как заклеить на скорую руку.

Поставили сети. Сначала мы с Олечкой одну, а потом вторую Вовка с Женей.
Пока ребята ставили свою сеть в нашу уже «залетело» несколько ленков.
Я вижу, что бутылки дернулись значит что-то попалось (мы вместо поплавков, вернее дополнительно к нам привязываем еще пластиковые бутылки, а грузила приходится усиливать камнями в пакетах через 3-5 метров, иначе одна рыбина смотает в шпагат половину сети).
Прихлёбывая чаёк, я ходил по берегу, приглядывая за нашими рыбаками:
- Вовчик, сеть когда поставите, проверьте нашу.
- Чего ее проверять, только поставили, рано еще!
- Я тебя не спрашиваю рано или поздно! Сеть проверь… рыбак опытный ты мой! На Ангаре или на Байкале будешь командовать, а здесь на Буториндо делай, что тебе говорят!
Мы с Вовчиком были старые знакомые, так что я мог на него маленько наехать – свои почти! Да и дисциплину надо держать, хотя претензий к парням не было, но и расслабляться не стоило… и их расслаблять.

Ребята подгребли к первой сети, прошли вдоль несколько метров, а потом повернулись спинами, начали с чем-то возиться.
Я не выдержал:
- Ну что, Вовчик… есть рыба?
В ответ тишина, только возня возле сетей стала интенсивней.
- Вовчик, сколько штук вытащил?
Вижу, что рыбак профессионал!.. боится сглазу, молчит как рыба!
- Женя! Сколько уже вытащили, на жареху хватит?
С берега хорошо видно было (как раз лодку развернуло)… Вовка что-то приказывает Женьке и тот уже раскрыв рот  промолчал.
Я повернулся к Олечке и засмеявшись, сказал:
- Они от вида такой рыбы обалдели… это не омуль, которого на килограмм три-четыре, здесь одна рыбка под два кило! Смотри, смотри! Вовка рыбу глушит! Ой, умора, все по правилам, об колено глушит, чтобы не убежала, как в детстве учили, смотри, смотри – опять «глушит», ой, умора!
Со стороны выглядело действительно потешно, Вовчик сжавшись в комок, это чтобы мы не увидели, пытался оглушить ленка  ударяя его о своё колено! Двухкилограммовую, состоящую из стальных пружин – мышц, рыбу можно успокоить только надрезав чуть ли не на половину голову, перепилив позвоночник, все остальное - бесполезно. Мы с Олечкой когда-то – «вначале» - тоже пытались успокоить улов, но потом плюнули и стали просто засовывать в пакет побольше и завязывать или придерживать края.
Я не удержался, посоветовал:
- Вовка, об колено бесполезно… видишь!.. замаха не хватает; Женька пусть отодвинется… а ты с размаху… по голове – она жёстче… чем колено.
Уже задыхаясь от смеха я всё же договорил – досоветовал:
- Смотри только хвост крепче держи… а то выскользнет…

Улов был знатный, не меньше пятнадцати кило, дальше мы ждать не стали, «свернули удочки», в смысле – лодку и пошли домой. Парни бросили прощальный взгляд на колышущиеся на волнах бутылки – не клюнуло ли?.. Рыбаки!

Вечером с рыбой возиться не стали, попили чай и от усталости попадали спать.
На следующий день утром разделав рыбу, мы устроили пир горой. Напоролись от пуза жареной рыбы, а перед этим слегка ещё размялись ухой из голов ленков и с максой; налимчик один попался как специально  для такого дела.
Уже вечером за чаем я поинтересовался:
- Ну что мужики, как вам такая жизнь?
- Классно – рыбалка вообще отличная!
Ну, Вовчику, понятно кроме рыбалки никаких радостей в жизни и нет… существенных! 
- Да я не про рыбалку спрашиваю? Вот ты, Вовчик, хотел бы так жить, ну не один, понятно, а со «своей Олечкой»?
Вовка за день устал почему-то больше всех, он уже почти засыпал, а тут я со своими разговорами.
- Не знаю!
- Ну не знаешь, так не знаешь… а ты, Женя?
- Ну, мне еще школу надо, а потом институт…
- А в какой ты собрался.
- В железнодорожный.
- А специальность… кем ты хочешь стать?
- Я хочу на организацию пассажирских перевозок, не знаю вот только поступлю ли!
- Да, Женька, действительно, вдруг не поступишь?! Представляешь, трагедия будет для тебя лично… и железные дороги России сколько потеряют.
- Ну, а вы дядя Вова как думаете, на кого мне стоит идти учиться?
- Если спрашиваешь, значит, к какой-то определенной профессии тебя не тянет, а раз так, то путь только один – в философы!
- А что я буду делать? Нет… ну вот мы в школе факультатив посещаем, но я так и не понял ничего.
- А это Женя просто, как пареная рыба, тьфу, с вашей рыбой! Как пареная репа! Репой работать будешь… головой думать! Вот вы проходили в школе теорию относительности  Эйнштейна?
- Проходили, только я болел, а потом не понял.
- Ты сильно не расстраивайся, считай, что тебе повезло, а то вбили бы в твои мозги еще один гвоздь – не вытащишь! Про всю теорию я тебе рассказывать не буду, сам не знаю, но вот несколько нюансов… смотри! Есть в теории относительности парадокс близнецов. Ну, там два брата – один на земле, другой на корабле в космос слетал; тот, что на Земле старик; а тот второй прилетел молодой, он летел с большой скоростью, а чем выше скорость, тем медленнее течет время. Так вот – парадокс не в том, что один молодой, а второй старик…

- А в чем?
Я уже думал, что Женька спит или не въезжает, так долго он держал паузу со своим вопросом по теме!
- В чем? А в том… мы знаем, что движение относительно, так почему же нельзя сказать, что корабль неподвижный, а Земля вместе с братом космонавта мчится с огромной скоростью? Можно так сказать?
Опять вопрос для проверки связи!
- Ну, наверное, можно.
- Можно, Женя, еще как можно, это еще до Эйнштейна ты прогулял или проболел, что в принципе не важно… ладно поехали дальше! Что нам говорит современная наука? А она говорит следующее: корабль набирает скорость, ускоряясь и гасит ее, возвращаясь опять с ускорением отрицательным. Вот поэтому у нас две разных системы инерционная и неинерционная вот поэтому и т. д. и. т.п. Правильно?
- Ну, наверное, правильно, раз вы так говорите.
- Женя, я здесь при чем?.. ты мне чужие грехи не приписывай, своих хватает! Это говорят учебники, по которым вас учат и нас учили, но это ерунда! И по этим учебникам вроде бы все работает - вот что странно!  Хотя есть теория или гипотеза, которая… ладно отвлеклись.
Смотри и слушай внимательно! Корабль, как и любой другой материальный объект с нашим старичком бедным вторым или первым братом, любой объект или система могут быть инерциальными или неинерциальными в зависимости, от того движутся ли они ускоренно или равномерно и прямолинейно, правильно?
- Правильно!
- Допустим корабль с братом Колей летал пятьдесят лет. Из них он год ускорялся, набирая околосветовую скорость (не будем сейчас про перегрузки и их действие на организм, ладно? Вот этого - не надо этого я не люблю! Как говорила одна красотка дуэнья дону Мендосе); сорок восемь лет летел с огромной скоростью, но без ускорения, т. е. был системой инерциальной, как и Земля, а затем год опять неинерциальной.
На сколько постарел брат и какой?  Какой брат?!
Да бог с ним с этим парадоксом, здесь физика уже квантовая, математика, не знаю какая, возможно дяди не поленились и обсчитали братьям время их жизни, возможно получится, что за два года ускорения хитрый брат, что помоложе успеет старого простачка обскакать на сколько-то! Но почему об этом не упоминают учебники? Это сложно? Бога ради не надо математические расчеты, вы хотя бы объясните, что когда корабль перестал набирать скорость, перестал ускоряться, то время для обоих близнецов опять потечет одинаково, ах не может! Действительно, относительная скорость околосветовая, время должно замедлиться! Тогда получается, что система «запачкавшись» ускорением уже навсегда или на какой-то срок неинерциальная! Этого тоже не может быть! А что же тогда мы имеем?
Я замолчал, меня всегда раздражали очевидные вещи, которые почему-то не видны очам.

Женька оказывается ещё не спал, в отличии от Вовчика уже давно и мерно посапывавшего у него под боком.
- А Вы как думаете? Я здесь ничего не понимаю.

Вот – человеку  интересно! Не зря я с ним уже час битый вожусь, хотя, если честно вожусь я сам с собой, docendo discimus - обучая учимся, вероятность, что в беседе с пацаном я узнаю что-то новое от него… честно если - то практически нуль. А вот проигрывая тему вслух и имея какой-то посторонний резонатор, новое можешь извлечь из своей коробочки из своего сундучка… Пандоры. Ну, юмор, юмором, но сундук Пандоры (ящик, если быть точным) все же несравненно лучше, чем «сундук мертвеца» даже с «бочкой рома» сверху… тем более с бочкой. Сколько уже этих бочек такие «сундуки» насквозь промочили; промочили до гнили, а еще считается, что спирт враг плесени – ерунда! Такие мозги от него сгнивали начисто!

- Завтра Женя я попробую на свежую голову… да, кстати!  Здесь вообще передергивание на манер карточного – Земля, вращаясь вокруг своей оси и двигаясь по орбите вокруг Солнца, что?!
Повисла пауза.
- Правильно, Женя, обладает ускорением, потому, что даже равномерное движение, но по кругу – является ускоренным… по определению!

Ох, ох-хох, куда ни глянь, везде, скажем мягко – художественный вымысел.
- Ладно, космонавтам отбой! Спокойной ночи!
- Спокойной ночи, вы только не забудьте завтра рассказать дальше!
- Это ты не забудь, мне напомнить, тебе надо! Мне пока от тебя пользы в смысле интеллектуального общения… Все, спим!
- Дядя Вова, а почему вы тогда мне всё это рассказываете, если вам не интересно… ну, со мной? Учите?
Я помолчал… действительно - почему?
- Женя, я же не говорил, что мне не интересно… я сказал пользы мало.
- А-а-а…
Уже засыпая, протянул бедный Женька.
Я и сам зевнул:
- Вот вырастишь, поумнеешь, найдёшь чего-нибудь… вдруг со мной поделишься; а и не поделишься, то всё рано… польза какая-то.
 
С утра на третий день парни вызвались помочь… причем сами, по зову души! Есть же еще золотая молодежь! Учатся отлично, четверки только по одному - двум предметам, остальные все на пять! Не курят, что в наше время для заканчивающих школу парней, ну сами знаете – «что»! Не лодыри, совесть есть… тьфу-тьфу – не сглазить бы!
Олечка с Женькой пошли в лес собирать дрова, которые я зимой напилил вокруг нашего домика. Обычно – наготовишь, а унести или увезти на санках не успеваешь, потом снег завалит так, что легче новые напилить, чем старые искать и откапывать! Вот летом потом и собираем по всему лесу, по всей округе разыскиваем.
Мы же с Вовкой Платоновым взялись за пристрой. Брёвна на него мы еще по снегу с Олечкой навозили на саночках. В начале лета пристроили к домику, фундамент будущего коридорчика, даже полы уложили, чтобы удобнее было заходить в домик. А потом стройка заглохла.
 Лето в горах короткое и я уже не надеялся, что в этом году удастся сделать пристрой и убрать все эти неизвестно откуда взявшиеся банки, бочки, железки, инструмент, всякое барахло, которое зимой задует, засыплет  снегом – не откопаешь. А без него никак и самое обидное, что нужное в самом дальнем углу, под самым плотным и большим сугробом. Короче говоря, дом без пристроя еще не дом.

- Дядь Вов, сколько мы здесь пробудем?
- Ну ты же слышал, что дядя Сережа Унагаев пятнадцатого назад с участка поедет.
- Да-а-а, вы там еще часы сверяли, только на его часах число на день позже было! Какого пятнадцатого… по его или по вашим?
- По его. Часы он перекручивать не будет, механические. А чтобы не сбивать и не путать его, я ему одну цифру и назвал раз пять, наверное. Так, что Вовчик, осталось два дня всего… может, отложим стройку?
- Да, а как вы зимой все это под снегом искать будете?
Вполне резонный вопрос Вовка задал мне.
Парень не один год уже хозяйничал в своем доме, знал, что такое необходимая в доме, в хозяйстве вещь… валяющаяся где-то в огороде под двухметровым снегом.
- Да, найдем как-нибудь, два года обходились… на этом домике. На том первом у нас две пристройки было, в одной даже часть дров хранили.
- Все, мы уже решили; успеем, что здесь делать, бревна рядом!
Подвёл Вовчик черту – молодой, но настырный.
 
Да, действительно сложить из бревен пристройку длиной шесть метров и шириной 2,5, накрыть односкатной крышей, за два дня… да ерунда!
Вот только специалистов у нас не было, общее представление мы оба имели, но опыта и сноровки, когда что-то на глаз замеренное и зарубленное ложится так, будто здесь и было - увы!  Конечно, не боги горшки обжигают, но у богов это получается красивее и не в пример другим быстрее!

Намахались мы топорами, натаскались бревен, со стороны смотреть жалко, Олечка с Женькой постоянно помощь предлагали, но это было уже не технологично, они только мешали, буквально путались под ногами.
На следующий день мы с Вовчиком отправили наших помощников на рыбалку, а сами подналегли на строительство.
Часам к двенадцати, уже по темноте и с фонариками, мы на второй день закончили пристрой!
Что-то этот аврал мне напомнил из детства… мне тоже было лет четырнадцать, пятнадцать, когда мы вдвоем с парнем выгрузили за ночь полвагона с солью, где-то тонн тридцать – грузчики половину разгрузили и ушли, а вагон надо было срочно разгрузить, чтобы не было простоя - вот и нашли двух малолеток. Самое обидное, что заплатили нам столько же, сколько каждому из грузчиков… только тех было шестеро…, а мы вдвоем и ночью!

- На следующий день пятнадцатого мы с утра пораньше двинулись в обратный путь.
Погода стояла прекрасная, Олечка пошла нас проводить до Верхнего озерца.
Когда поднялись на альпийские луга, Заинька стала собирать какую-то травку с неяркими светло-серыми цветочками.
- Что это за траву ты собираешь, букет нам на дорогу.
Это Вовчик заинтересовался Ольгиным гербарием. Я тоже посмотрел:
- Букет?! Балда – это же янда! Почему на напомнили?! Если бы не Олечка остались бы неучами.
- Да мы забыли совсем заработались, закрутились. Вы не ругайтесь, дядь Вов!
Женька был по характеру более мягким или компромиссным что ли? Но не всегда!
- Да, я же шучу, Женя…
Не успел я закончить фразу, как пришлось заорать:
- Балбес! Куда ты рвешься и что ты рвешь?! Спроси, посмотри…
Это я Вовчику, тот, увидев какие цветочки собирает Олечка, кинулся рвать букет сам.
- А что здесь хитрого? Трава как трава.
Голос у парня всё же был виновато-смущенным не смотря на слова, оправдывающие свои действия.
- Не все так просто, мой юный друг! Смотри, вот этот маленький кустик, нет не этот… не тот взял, а вот рядом без цветочка - правильно, его тоже надо обязательно… и с тем который рядом, с цветочком – это папа-мама. Их вместе заваривают или настаивают.
- Что это обязательно? Какая разница!
- Вовчик, не знаю какая разница, но те, кто знает… или думают, что знают мне так объяснили. И вероятнее всего это правильно! Травы сложнее, чем твои железки: бензопилы, мотоциклы. Не морщись, не морщись, живое оно и есть живое – сложнее!
-  Вот представь, что ты в бензобак залил одного бензина или одного масла? А потом удивляешься – не действует, бабушкины сказки! Многие травы потому и не действуют, что мелочи упускают.
Вовчик хмыкнул:
- Ничего себе мелочи!.. если в бензин масло не добавить – заклинит движок… а на одном масле – вообще не заведёшь!
Пока мы с Вовкой болтали, Олечка и Женька собрали по хорошему пучочку и мы все побежали дальше. Тропинка была натоптанная… не только нами, но и оленями; то тут, то там на мокрой траве или на глине возле ручейка попадались четкие свежие следы.
Уже подходя к озеру мы наткнулись на такой великолепный лужок, весь в цветах, что не смогли удержаться, сбросили рюкзаки и сели отдохнуть. Кто отдыхал, кто решил ещё янды собрать. Чтобы ребята не переусердствовали с этим лекарством, я стал дальше читать лекцию:
- Трава эта сильная… я корень золотой могу вместо чая пить, а янду… после нее, если правильно принимать – будто горячий укол сделали.
- А зачем вы пили янду, дядя Вова?
Женька стоял сзади, наблюдая как мы с Вовчиком собираем стебли с серенькими цветочками в виде колокольчиков, присоединяя к ним пучочки - кустики из одних длинных листиков.
- Да, как-то раз, Женя, простыл сильно, а на следующее утро на работу надо было, вот мне и посоветовали заварить янду как чай и выпить пока теплый.
- Ну и что, помогло?
Это уже Вовка продолжил наш фитотерапевтический семинар.
- Помогло, помогло! Собирай, потом расскажу, как пользоваться, запишите даже себе.

Расставшись и попрощавшись с Олечкой, мы уже «налегке», без разговоров, перевалили через хребет и форсировали  Абчаду.
На место встречи  прибыли вовремя, пришлось последний участок по болоту чуть ли не бегом бежать, чтобы не опоздать, но ровно в час, как и договаривались с Унагаем, уже были на стоянке возле шалаша. Шалаш – это просто навес из двух жердей, вернее был когда-то навес, а сейчас одни перекладины между деревьями.
Хуже нет ждать и догонять! По следам мы определили, что охотники на своем вездеходе обратно не проезжали, но следы, следами, а мало ли что! Время идет, а никого нет – вдруг сломались и ушли пешком? Мы решили, что надежнее будет подняться наверх, где на плато остался их «Урал», туда где выгрузили «Буран» и доски.
Довольно крутой подъем одолели быстро, хотелось убедиться, что «Урал» не уехал. Я первый поднялся и увидел машину:
- Стоит родимый! Но где же наши охотники?
- А могут они вообще сегодня не приехать?
- Могут, Женя, еще как могут! Они уехали в самый низ по Абчаде, если где-то сломались или засели, то за двое суток не выберутся пешком.
- Что же нам тогда делать?
Это Вовка уже заволновался - забеспокоился.
- Ничего не делать… пока ничего. Идем обратно вниз к шалашу.
- Зачем вниз, может здесь подождем?
- Женя, мы их здесь будем ждать, а они нас внизу; где договорились туда и идем. Кроме того, снизу до зимовья ближе.
- До какого зимовья? Здесь что зимовье где-то рядом?
В голосе у Вовчика сквозила одновременно и надежда и страх. Элементарный страх, голос чуть-чуть не сорвался.
- А давайте сразу на зимовье пойдем, дрова пока не темно заготовим.
Женька был практичен, весь в маму, которой приходилось быть практичной и экономной, чтобы у двоих сыновей было во что обуться, во что одеться, а поесть слава богу в крестьянском хозяйстве всегда было что, пока еще не грабят как при царе грузинской национальности, но ставшим отцом родным для русского народа… и почему бы это?
- Все, мужики! Хорош болтать, идем вниз к шалашу, там ждем до шести, если их не будет, дорогу жердями загородим, чтобы поняли, что мы здесь и идем до зимовья три километра, за час спокойно дойдем, дрова там должны быть, если не успеем заготовить – ничего страшного. Чай есть, печенье… вон Вовчика на рыбешку раскулачим.
Вовка завозмущался:
- Самим надо было брать! Не захотели тащить, а теперь у меня забираете!
Ну все атмосфера разрядилась! Хуже всего неизвестность и концентрация внимания на ней… на этой неизвестности. А сейчас задача поставлена, план нарисован, в общих чертах… и на Вовкиной прижимистости я сыграл для отвлечения вредных мыслей.
- Тронулись, бегом с горочки!
- А зачем бегом, мы и так уже устали, а еще к зимовью топать?!
Женька пыхтел сзади меня, а Вовчик убежал вперед… наверное, чтобы рыбу не забрали.
- А вот пробежка силы и восстановит. Марш-бросок не зря придумали, самый экономный способ передвижения, если пешком, без велосипеда, ты только беги, как бы играючи, дай застывшим мышцам размяться, чтобы кровь вымыла всю усталость… или часть хотя бы!

Вот и шалаш… Вовчик, добежав раньше, уже скинул рюкзак и разлегся на мху под кедром.
- Место сухое выбрал? А то сыростью протянет – завтра не встанешь, будем тебя на руках нести.
- Нормально… здесь сухо.
Но все же Вовка перевернулся со спины на бок и стянув с рюкзака куртку подложил под себя.
За разговорами о том, о сем, но в основном как нам выбираться пешком… если придётся, время пролетело незаметно. Под конец я уже не выдержал и когда кто-то из парней в очередной раз спросил, сможем ли мы за день добраться до поселка Перевал, раздражённо сказал:
- Вы что как девчонки?!.. на рыбалку бегали постоянно, спортом занимаетесь, что вы все ноете?.. подумаешь пятьдесят километров, тем более, что в основном по старой дороге! Женя ты из Кичеры до Заимки ходил, когда придется, а там почти двадцать километров, женщины ходят… с сумками, а здесь в два раза больше, только и всего!
Женька заметил резонно:
- Ну там идешь, надеешься, может попутка подберет.
- И что всегда подбирает?
- Да нет, не всегда, или же возле самой Заимки.
- Ну вот и хватит про… Тихо!
- А что?
- Вовчик, тихо я сказал! Двигатель вроде бы… точно, дизель гудит!
- Да, точно и я слышу!
Бедный Женька забрался даже на бревно, чтобы «надежней» слышать – не ошибиться.
Вовчик тоже вскочил на ноги и прислушался.
- Гудит… вездеход, едут!

Мужики задержались на охоте… да они сильно и не спешили, куда им спешить? Все в их руках… они никому ничего не должны… хозяева.
Парни, особенно Вовчик, возмущались.
- Вот кадры! Они и не спешили! Мы, как дураки неслись по горам, чтобы успеть до обеда, а потом полдня прождали, места себе не находя, а они! Нет, ну это вообще!
Молодые еще, неопытные еще. Опыт придет, глаза застекленеют, поймут, что когда ты ни от кого не зависишь, то можешь никуда не спешить, даже должен никуда не спешить, для солидности, чтобы авторитет весомей был! Деды они ведь деды!
Министр был не так уж не прав, когда советовал искать корни дедовщины в детском саду.

Переночевали у станционного смотрителя Бори. Помогли загрузить «Урал» металлоломом и благополучно вернулись домой.
Парни с кучей впечатлений, а я как старуха Шапокляк… с чувством, «что хорошими делами прославиться нельзя!».
Прославиться возможно и можно, то есть «вероятно»… но вот забот получить и проблем – это наверняка.

Но вот если Женьке или Вовчику станет в жизни совсем хреново или просто придется выбирать «или-или», как говорил Высоцкий, а может быть просто тоска к горлу подкатит, я думаю, они вспомнят свой поход в горы… и возможно это воспоминание им поможет. А если и нет, то главный принцип, не навреди, а этот поход не навредил парням… это уж точно!


Рецензии