Из фондов моей библиотеки. Бабушкино зеркало

             Из фондов моей  библиотеки. Бабушкино зеркало

         Корни  моего  родословного  древа  когда-то  проросли  в  одной  из  старейших  слобод  внутри    вековой    истории   Смоленской  дороги,    соединявшей  Русь  с  землями  у  края   ---  Украиной  и  Белоруссией.
        И  пошла   в  рост   новая  ветка  московского  рода  Жильцовых,  которую   и  держал  в  своих  руках  мой  прадед  Иван  Данилович  Жильцов.
         К  великому  сожалению ,  я  так  мало  беседовала  с  бабушкой  о  ее  жизни!  А  может  быть,  сама  бабушка  была  не  многословна   или  не  хотела  вспоминать  все  пережитое.
Помню  лишь,  как  она  рассказывала  о  своей прабабушке,  жившей  в  деревне  Кусково.   Во  время  эпидемии  чумы ухаживающей  за  больными.  «  Вокруг  избы  жгли  костры.  Приносили  воду….».
Сколько  она  прожила  и  где  вообще  похоронены   многие  мои  родные   со  стороны  бабушки  я  так  и  не  узнала! 
          Иван  Данилович  был  женат  дважды.  От  первой  жены  родилось  две  красивые  дочери  Клавдия   и   Серафима.  После  смерти  первой   вторая  жены  родила  Ираиду,  которую  я  еще  застала.
         Жили  Жильцовы  около  Брянского  вокзала.  Здесь  же  были  расселены    работающие      на  железной   дороге,  среди  которых         белорусская  семья  моего прадеда  Ивана,  жена  Варвара  Семеновна и  их  дети  Анатолий  с    необычайно  красивой   сестрой  Имени  не  помню.
        От  части  знаю эту  родную  веточку,  которая  после ВОВ  обосновалась   в красивийшем  городе  Ярославле.  Там  и  сегодня  проживают  семьи моего  дяди Игоря  Николаевича  Шибаева,  и  тети  Людмилы  Николаевны Анфиногеновой. Это  внуки  пробабушки   Варвары Семеновны,  перенесшие  все  тяготы  и  страдания  военного  времени. Отдельный  рассказ  о  судьбах  людей  раздавленных  войной  и сталинским  режимом  ожидает  своей  очереди..
         В  альбоме  есть  очень  старинные  фотографии,  плотные  на  ощупь,  в  голубых  тонах. Время  не  портит  их  качества  ,  я  благодарна  владельцам  и  мастерам  ателье.  Лейбл  ателье  красуется  на  оборотной  стороне  фотографий.
      Вопрос  о  венчании  Серафимы  и  Анатолия    стал  проявляться,  когда  ей  было  19  лет,   ему  15, а  беременность   перестала  быть  тайной   для  обеих  семей.
 Православный  обычай  требовал  венчания,  от  которого  отказывались  окружающие  церкви.
         Но  судьба  строит  свои  планы  сама,  хотя  и  витиевато,  но  удивительно,  переплетая  нити   в  одно  полотно  родословного  ковра  жизни людей!
        Навстречу  молодой  семье,  пошел  священник  храма  « 7 Мучеников». Этот  храм  стоит  в  20  метрах  от  дома, где  в  поселившейся  там   тверской  семье  башмачника  Тимофея  Васильевича  Фадеева,  через  6  лет,  после  венчания  моей  бабушки,  родился  мой  будущий  отец  Виктор.
         Со  стороны  ветки  Жильцовых  были  люди  торговой  и  предпринимательской  закалки.   Серафима  Ивановна  окончила  финансовое  училище,  куда  ходила  со  своей  подругой  Нюрой  в  Арбатские  переулки. В большого  размера  книге  о  Гагарине,  в  моей  библиотеке  хранится  бабушкин  диплом,  который я  так  и  не  ламинировала!
         Где  работали  мои  потомки  Жильцовых,  не  знаю,  но  говорят,  что  кто-то  был  директором  одного  из  самых  популярных  в  столице  ресторанов  «  Узбекистан».   Я  в  этом  ресторане  никогда  не  была!  Дороговато!
         Ну,  а  теперь  ближе  к  венчанию.  Серафиму  за  ранний   брак  осудили  все  торговые  люди  родни.  Какая  была  свадьба  мне,  не  рассказали,  но   сохранившийся   подарок  прадеда,  сопровождает  и  мою  жизнь. 
          Это  большое  овальное  зеркало  в  крепкой,  резной  дубовой  раме.  Стекло  его  бабушка  называла  Римским.
Изделия  из  римского  стекла  были  очень  дорогими  и  модными.  Зеркала  в  Италии  славились  как  изделия  мастеров  из  Венеции.  Скорее  всего,    стекло  нашего  зеркала  имеет  венецианское  происхождение,  или  сделано  из  римских  заготовок  для  зеркал. 
       Со  времен  Петра 1,  построившего  зеркальное  производство  в Рoссии, зeркaлo стaнoвилoсь сeмeйнoй рeликвиeй. Кaк прeдмeт oчeнь дoрoгoй, зaчaстyю eгo oтдaвaли мoлoдoй дeвyшкe в кaчeствe придaннoгo.
        В  19 вeкe  в дoмa    россиян   прихoдят зeркaлa бoльшoгo фoрмaтa.  Для идeaльнoгo oтoбрaжeния oт мaкyшки дo стoп, зeркaлa вeшaли пoд нaклoнoм. Oтсюдa тaкoe мaссивнoe oснoвaниe рaмы. Eгo и тaк нaзывaeмый кoкoшник, yкрaшaли рaзличными рисyнкaми и рeзьбoй, a для oчeнь бoгaтых зaкaзчикoв дaжe дрaгoцeнными кaмнями.
           На  моем  зеркале  драгоценных  камней  нет.  Но  зато  его  дубовую  оправу  трогали  все  мои  родные!!!!!
          Оно  видело  лицо  моего  прадеда  Ивана.  Оно  было  свидетелем  семейного   счастья  моей  бабушки Серафимы  дедушки  Анатолия,  первые  шаги    и  глаза  их  детей:  Ольги,  Володи  и   Верочки.
            Зеркало,  укрытое  черным  платком  плакало  о  смерти  20 летнего  Анатолия  и  было  свидетелем   страданий   молодой  24  летней  матери,  оставшейся  с  тремя  детьми  на  руках.
           Бабушка  была  очень  красивой.  Когда  я  ее  спрашивала о том,  почему  она  не  выходила  замуж,  она  отвечала:
            ---------   В  моем  сердце  живет  единственный  мужчина,  отец  моих  детей!  Его  потеря  невосполнима  ни  кем  и  ни  чем!!
Фотографии  Верочки  нет  в  альбоме.  Есть  фотографии  Володи, он
копия  своего  отца.
    Проживала  Серафима  с  детьми  в  коммунальной  квартире.  Молодые  соседи  завидовали  ее  красоте  и  сострадали  ее  горю. Старая  соседка  шипела  за  ее  спиной:
          ----   Из  богатой  семьи,  а  чай  пьет со  сковородки!
     Из  богатства  у  Серафимы  оставался,  подаренный  отцом  золотой  браслет.  Она  его  надевала,  когда  ехала  на  работу  в  министерство  финансов СССР.  Добиралась  на  сверх  перегруженном  трамвае  по  Садовому  Кольцу.
 Есть  кадр  этого  маршрута  в  фильме « Место  встречи  изменить  нельзя»,  когда  арестовывают  вора  «щипача».
На  глазах  Серафимы,  державшейся  за  подвесную  ручку,  браслет  расстегнулся  и    соскользнул   на  пол.  На  остановке  толпа  вынесла  ее  на  улицу,  а  трамвай  уехал. 
         В  голове  Серафимы  стало  внезапно  пусто.   Стояли  лишь          три  гроба: Анатолия,  Верочки  и  Володи.  Ветер  из  невидимого  окна  поднимал  белую  занавеску  тюля.  И  она,  вырвавшись  из-  под  тяжелых , темных  портьер,  гладила  лица  умерших.

       -----  Я  сейчас!!  Я  иду  к  Вам,  родные  мои!!!  Воскликнула   Серафима  и  пошла  навстречу  едущему  трамваю.
В  этот  момент  сослуживец  бабушки  сбил   ее  с  ног,  и  они  вместе  свалились  в  сугроб.
         ----  Искупавшись  в  снегу,  Серафима  пришла  в  себя,  разрыдалась,  и , получив  пощечину,  вернулась  в  реальный  мир.

          В  моих  руках  фотография  старой  комнаты.  За  огромным  столом,  который  мог  раздвигаться  от  стены  до  стены,   и был  также  подарен  на  венчание  прадедом,  сидят  и  стоят  жильцы  квартиры.  В  центре   агитатор  с  газетой.
          Сзади  собравшихся,  на  стене  висит  зеркало,  наблюдая  за  выживанием   и  существованием  людей  в  условиях  предстоящих  трудностей,  страданий  и  маленьких  радостей  жизни.
          В  моей  квартире  зеркало  висит  в  коридоре,  напротив  входной  двери.  Предания  утверждают,  что  так  висящее  зеркало  притягивает  в  дом  недоброжелателей  и  врагов.
          Мое  Зеркало  это  член  моей  семьи,  которую  оно  защищает,  как  оружие  Архимеда   защитило   Сиракузы  от  врагов  во  время Пунической  войны.

         Мое  родное!  Память  о  моих  предках!   Свидетель  будущего!

       Берегите  зеркало  мои  потомки!   Оно   история  и   школа  жизни  Ваших  предков!
    
     Разрушить до  основания  все  старое,  как  призывали  большевики  не  так  трудно.  А  за  тем?!    У  кого    будете  учиться  строить  новое?! 


2021  год                Вера  Ольгина 


Рецензии