10 тезисов о советской системе образования в конте

10 ТЕЗИСОВ О СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.
Периодически то одни, то другие деятели культуры, политики, иные медийные персоны призывают вернуться к советской системе школьного образования, провозглашая ее самой лучшей. Была ли она такой и стоит ли пытаться к ней возвращаться?
1. Система образования имеет совокупность характеристик, и применительно к разным из них и оценка должна быть разной.
2. Одна из важнейших функций образования – трансляция следующему поколению той культуры, которая существует в конкретном обществе. С этой точки зрения, советская школа была детищем советского общества, плоть от плоти, и в целом хорошо выполняла эту функцию. Конструирование адекватной советскому обществу системы образования было сложной задачей, и она была решена далеко не сразу.
3. Институционально организованная трансляция культуры предполагает а) отбор содержания, подлежащего трансляции именно через данный институт (в нашем случае - школу); б) организационное, методическое, кадровое, материальное обеспечение этой трансляции.
4. Применительно к математическим и естественно-научным знаниям на хорошем уровне было, пожалуй, почти всё.
5. Применительно к социогуманитарной (в самом широком смысле слова) составляющей культуры многое тоже было неплохо (например, методическое обеспечение, собственно методическая квалификация учителей). Но содержание образования было организовано, прежде всего, в идеологических целях. А) Темы, проблемы, имена, области знания, идеологически «вредные» или «сомнительные» не изучались вообще. Б) В том, что изучалось, критерий соответствия действительности был вторичен по отношению к идеологии, содержание часто искажалось, извращалось, иногда «с точностью до наоборот».
6. В качестве самостоятельной функции может быть выделено формирование школой некоторого доминирующего типа личности. Тип личности, целенаправленно и , в основном, успешно формировавшийся советской школой, также был адекватен той эпохе. Его описание потребовало бы много места. Он имел как позитивные универсальные характеристики, так и негативные (например, некритическое отношение к социальной действительности, граничащее с религиозным отношение к идеологическим догматам и т.п.).
7. Образовательный процесс во всех составляющих был адекватен технологиям индустриального общества.
8. Сегодня общество кардинально отличается от советского. Авторы призывов вернуться к советской школе пусть танцуют или занимаются иными делами, в которых разбираются.
9. Правда в этих призывах только та, что многое универсальное для всех развитых обществ и культур, что было хорошо в советской школе, действительно утрачено, и сегодняшняя массовая школа по очень многим характеристикам, несомненно, хуже советской, а также постсоветской 90-х, когда работали разнонаправленные тренды, в том числе позитивные, преодолевавшие минусы советской школы.
10. Облик новой школы, которую следует целенаправленно формировать, сегодня никому не ясен и должен быть предметом широкой дискуссии заинтересованных субъектов. Ясно, что этот облик должен быть кардинально отличен от облика советской школы, в том числе в силу принципиально нового технологического этапа, возможности и необходимости интеграции в образовательный процесс современных информационных технологий. Ожидать инициирования такой дискуссии от государственных структур не приходится. Призывы вернуться к советской школе в этом контексте отчасти полезны тем, что свидетельствуют о кризисе современного образования и стимулируют обсуждение проблемы в гражданском обществе.


Рецензии