Курсовой офицер
Государство выдавало форму одежды: повседневную, парадную и полевую.
Платило денежное довольствие согласно прежнего места службы - за звание, должность и выслугу лет.
Холостые самостоятельно искали место проживания, а семейных обеспечивали общежитием.
Формально: великовозрастные студенты с погонами офицеров на плечах, обучаясь наукам, 5 лет сидели на шее государства.
А самое главное - покраска заборов, заправка постелей и строевая подготовка, как показатель боеготовности части, выбивала за два-три года службы всё, кроме заученных положений Уставов.
В Управлении военных учебных заведений кому-то в темечко клюнул петух! ЭВРИКА !
А если ещё «тёпленьких», только окончивших одиннадцать классов мальчишек
одеть в курсантскую робу, поселить в казарму, кормить в столовой, учить военным наукам, платить 3 рубля, а для воспитания и соблюдения воинской дисциплины поставить «классную даму » в лице курсового офицера и начальника курса, это будет для государства на порядок выгоднее (как понимал порядок, один известный мне начальник " примерно в два-три раза!"). Надеюсь, меня поняли !
В сентябре 1968 года ВПЕРВЫЕ ! на 5-й факультет набирались не офицеры, а вчерашние школьники.
Если раньше, прибывшие из разных частей офицеры имели какой-то жизненный опыт, знание воинских порядков и власти одного начальника курса в звании полковника было достаточно держать всех в узде, то с приходом школьников, закончилась спокойная жизнь начальников факультетов.
В мае 1969 года, за три месяца до окончания обучения, мне было присвоено звание капитана и без прохождения кандидатского стажа ( партийному секретарю надо было срочно докладывать в политотдел академии о выполнении плана), принят в члены КПСС.
На другой день после выпускного вечера был вызван к начальнику факультета полковнику Смирнову П.И.
Не в приказной форме, а как-то по-человечески, дружески, ПОПРОСИЛ - не ехать в отпуск, а ОКАЗАТЬ!ПОМОЩЬ начальнику курса майору Абрамову Г.Ф. В НАБОРЕ молодого пополнения на наш факультет.
ЗАВЕРИЛ, что с началом учебного процесса, в сентябре поеду в отпуск и далее, согласно приказа, инженером на кафедру баллистики.
В 1969 году проводился ВТОРОЙ ! раз набор курсантов в академию, из числа гражданской молодёжи.
Полковник Смирнов П.И., не зная кого поставить на неизвестную ранее работу с молодёжью, предложил начальнику метеорологической лаборатории майору Абрамову Г.Ф., в подчинении которого было четыре лаборантки и два техника из числа вольнонаёмных, возглавить набираемый курс.
Майор с личным составом ранее не работал, службу не знал, но впереди светились три больших звезды и, чем чёрт не шутит.
В мое время (60-е годы), в Советской Армии был своеобразный способ командира избавиться от неугодного офицера - при первой подвернувшейся возможности, написать хвалебную служебную, партийную характеристику и отослать из части, но на более высокую должность и звание, чтобы никто не мог заподозрить или упрекнуть в гонении младшего, старшим.
Так было и с майором Абрамовым Г.Ф.
На службу не опаздывает,в совершенствовании лабораторной базы рвения не проявляет, но добросовестно конспектирует Ленинские работы, активен на семинарах и партийных собраниях: выступает, обличает, призывает.
Бывает слегка пьян, но как начальник лаборатории ежеквартально получает на складе 3 литра спирта(для протирки линз) и мало ли от кого, и чем пахнет.
Жизнь показала, что из таких СЛИЗНЯКОВ особый и политический отдел подбирал себе помощников, попросту говоря СТУКАЧЕЙ для слежки на кафедрах и факультетах за моральным и политическом обликом товарищей, с которыми он служит.
За их усердие, в случае дальнейшего продвижения, политотдел подписывал им хвалебные характеристики.
Когда буду служить на кафедре, начальником лаборатории пришлют из «гражданки » майора Тишина, о том что он «стукачок » знали все офицеры.
Начальник кафедры полковник N - участник войны, боевой лётчик, старался при нём, особо рот не открывать.
Однажды, работая у себя на садовом участке,у майора случился сердечный приступ.
В день похорон у всех офицеров кафедры, вдруг нашлись веские причины не прийти проводить, не сказать пару добрых слова об усопшем.
Для дальнейшего рассказа важно! показать портрет моего начальника, которому я был назначен помогать в наборе курсантов.
Небольшого роста, рыжеватый, плешивый, с широким лицом и красным носом с синими прожилками от частого употребления спирта. Косноязычный.
Работать с людьми не умел и не хотел.Его интересовало только одно – получить звание подполковника, а там возможно и стать полковником.
Набор курсантов проводился в поселке Виллози (станция Можайское), где пять лет назад, я сам сдавал экзамены.
Поступать на 5-й факультет в тот год изъявили желание 150-180 мальчишек.
За пять лет обучения соскучившись по службе, с энтузиазмом взялся за отбор на родной факультет молодого пополнения.
Видя моё ревностное отношение к службе, начальник курса как-то отстранился от своих обязанностей,ушел в сторону.
Единственное что делал: утром приходил на развод, я ему докладывал, он здоровался и уходил загорать на пляж Дудергофского озера, и всё - больше интереса к набору своего курса, с которым ему 5 лет работать, не проявлял до следующего утра.
Мне нужно было из этой массы мальчишек,желавших поступить учиться, отобрать сто человек и создать три учебных отделения – метеорологов, баллистиков и обработчиков информации.
Работал с подъёма и до отбоя, без выходных и каких-либо праздников.
Абитуриенты жили в палатках,а экзамены сдавали в тех же дощатых, уже разваливающихся помещениях.
Через 50 лет после революция, поступавшие мальчишки заполняли анкету по Форме №2 (сохранился экземпляр) с вопросником:
а) был ли за границей (в закрытом-то нашем государстве !);
б) имеет ли родственников за границей, с какого времени и чем занимаются;
с) были ли родственники в плену, когда, где, при каких обстоятельствах;
д) участвовал ли в центральных, окружных или других выборных органах и т. д
При сдаче всех экзаменов на "отлично", еврея, желавшего попасть на отделение баллистики или обработки информации, под разными предлогами " переубеждали" и переводили в отделение метеорологов.
Запомнился мальчишка по фамилии Кайгородов, сдавший все экзамены на "отлично", но насмотревшись на порядки лагерные, отказался поступать в академию и забрал все документы: « Я лучше окончу институт и уеду к себе на Алтай водить по горам экскурсии и жить нормальной жизнью, чем быть военным ».
Курс молодого бойца проводился за околицей в поле, где по легенде, в Красном Селе в 1885 году впервые поднялся самолёт созданный морским офицером Александром Можайским, именем которого названа наша академия.
Сохранились два снимка,сделанные с разницею по времени в 37 лет.
На ПЕРВОМ ! снимке( июль 1969 года) в окружении мальчишек я в звании капитана СИЖУ на лавочке,а с краю снимка, скромно (потупив взор) СТОИТ курсант Носенко, отличник учёбы ПЕРВОГО набора, приехавший в лагерь для агитации.
В 2006 году отмечалось 60-летие кафедры баллистики.
На ВТОРОМ ! снимке, теперь в центре СИДИТ генерал-лейтенант Носенко Ю.И.доктор технических наук, заместитель начальника Федерального космического агентства,с своим руководителем дипломной работы Ваулиным А.Е., а я скромный пенсионер
СТОЮ за ними, сзади.
Судьба играет человеком, она изменчива всегда ( слова из песни)
Набор 5-го факультета 1969 года был признан лучшим в лагере по строевой, огневой подготовке, спорту и исполнению строевых песен.
После сдачи экзаменов, проведения курса молодого бойца и принятия присяги, начались занятия в стенах академии.
Я жил на Васильевском острове, на Съездовской линии (в двух трамвайных остановках от академии) и снова, с подъёма и до отбоя в казарме, как и в лагере без выходных и какой - либо помощи со стороны Абрамова.
Накапливалась усталость и моё непонимание отношения к службе моего начальника, которому я был ВРЕМЕННО прикомандирован для оказания помощи, но который ни во что не вникал, положившись на меня.
Наступил сентябрь, начальник факультета про меня « ЗАБЫЛ », что я ПО ЕГО ПРОСЬБЕ прикомандирован ВРЕМЕННО .
Я служу, не напоминаю и верю в офицерскую порядочность.
В одно из воскресений (в первых числа октября 1969 года !), на стадионе организовал спортивные соревнования в роте и вижу – этак в развалочку, по - барски, не спеша идёт мой Абрамов посмотреть как дела на его курсе, к которому он боялся подходить еще с лагеря.
На мою просьбу, дать возможность за три месяца выходной и меня подменить, он, при его косноязычности стал что-то мямлить. Мои нервы сдали.
Отойдя в сторону и оставшись вдвоём, я своего начальника послал ( не хорошими словами ) куда посылают в таких случаях, оставил за себя курсанта старшим и ушёл.
На другой день был вызван к начальнику факультета (Абрамов уже доложил ), и полковник Смирнов П.И., « сгладив все углы » и не сказав ни слова осуждения, зная как я работал в лагере, приказал завтра же собраться и уехать в отпуск.
После отпуска, начальник факультета СНОВА ПОПРОСИЛ поработать курсовым офицером « только ДО НОВОГО ГОДА ! » и ЗАВЕРИЛ, что с наступлением 1970 года обязательно буду переведён на кафедру инженером. Я снова поверил.
В ноябре, перед праздниками, было собрание всех начальников курса и курсовых офицеров проводивших лагерный набор. Подводили итоги.
Когда в порядке нумерации факультетов, к трибуне вышел Абрамов и начал читать заготовленный доклад, вдруг начальник академии генерал – лейтенант Васильев (высокий, здоровый, представительный мужик ) сидевший в президиуме:
« А это что за начальник курса ? Что за посмешище ? Каким примером и образцом своего внешнего вида он может служить курсантам ? Убрать ! Немедленно !».
Конечно, в нарушение Устава, на собрании офицеров, при всех, и так унизить !
Но так было.
На другой же день, Абрамов был отправлен в лабораторию от куда он прибыл,а через пару месяцев, вообще исчез из академии.
ПРОШЛО РОВНО 49 ЛЕТ !!!
4 октября 2018 года! я находился на плановом (с сердцем) обследовании в Военной медицинской академии.
Старший врач знавший меня ранее, определил в двухместную палату. Прихожу и вижу, накрывшись одеялом, лежит какой – то больной.
Я сходу: « Как звать ? » и слышу: « Генрих Фёдорович Абрамов !»
Ещё не вникнув в услышанное, я рявкнул: « А я, Харченко Владимир Иванович !»
Сел на кровать и вдруг до меня дошло сказанное моим соседом.
Встал и смотрю - ТОЧНО, это ОН !!!
Тот, кто ровно 49 лет назад был моим начальником четыре месяца.
Тот, которого я, за его отношение к службе, будучи младший по званию и должности послал на ….
Постарел бедолага (минуло 49 лет !).
В росточке умялся, пополнел, ещё более стал плешивым, то же широкое лицо с красным носом и синими прожилками .
Тоже косноязычное произношение и врождённая наглость в обращении с младшими по возрасту и подобострастие с старшими по званию.
Пришел к врачу и без объяснения причины, попросил:
« Чтобы не случилось ЧП… », перевести меня в любую другую палату.
ПЕТЕРБУРГ город БОЛЬШОЙ, но МИР оказывается ТЕСЕН !
Через ТРИ года, в феврале 2021г., В ТОМ-ЖЕ ! отделении госпитальной терапии, проходила плановое обследование моя жена,в двухместной палате, с женой какого-то пенсионера, который регулярно навещал свою суженую ( не в пример мне!), приносил пирожки, пышки и заискивающе выражал слова благодарности за её помощь и умение «подойти», поладить с его женой.
Дня через два-три, после выхода из госпиталя, как-то случайно в разговоре со мной жена обронила: « Да, какой-то с 5-го факультета Абрамов Генрих Федорович!»
Теперь Я БЫЛ В ШОКЕ ! от необычной СЛУЧАЙНОСТИ и встречи ДВУХ ЖЕН !
Вместо Абрамова был назначен майор Ипполитов Б.Г, прибывший из Рижского училища.
Шел ВТОРОЙ ! набор курсантов из школьников, и как с ними работать, никто толком не знал. Опыт набирался методом проб и ошибок.
Функциональные обязанности курсового не были определены ни инструкциями, ни приказами, а потому эта должность была самой неблагодарной и в случае проступков курсантами, козлом отпущения был курсовой офицер, а при положительных поступках, сразу появлялся замполит, оставаясь всегда чистеньким и непогрешимым.
Работа курсового офицера, сродни работе « классной дамы » в институте благородных девиц.
В условиях академии - это ежедневное, неотлучное общение с курсантами, воспитание личным примером исполнения Устава, наведение и поддержание порядка в казарме, соблюдение дисциплины, привитие навыков несения службы в наряде, инструктаж по мерам безопасности при выполнении хозяйственных работ, повседневная разборка возникающих вопросов поведения и других нарушений.
Запомнилось создание Ленинской комнаты силами курсантов.
Стенды с наклеенными картинками из журналов и словесный текст с громадным количеством орфографических ошибок, который НИКТО из курсантов и приходивших проверяющих из политотдела, НИКОГДА не читали.
« Пугающими » картинками воспитывалась ненависть к империализму, а благостными -патриотизм и любовь к Вооружённым Силам.
Впервые столкнулся с оформлением финансовых документов.
В Ленинской комнате, на стенде нужно было сделать подсветку (типа лампадки ) перед портретом В.И.Ленина.
Нашел в магазине трёх рожковую люстру стоимостью 36 рублей.
Чтобы соблюсти финансовую дисциплину и отчитаться за аванс, я должен ходить в магазин 12 раз и приносить ежедневно чеки не более 3 рублей.
Начфин предложил простейший выход - заказать и изготовить такую подсветку на нашем УОЗ –е (учебно – опытном заводе) при академии.
Главный инженер попросил меня сделать чертёж. После составления им калькуляции работ для слесарного и электролизного цеха,изделие стало стоить не 36 рублей, а … всего 240 рублей ( в 7 раз дороже ), но зато начфин без всяких разговоров подписал рапорт и перевел деньги из кармана академии, в карман своего –же подчиненного завода.
Недели через две, получил три покрытых хромом изогнутые трубочки с патронами для ламп.
На первом курсе, вчерашние школьники сначала робко осматривались и приходили в себя, приноравливаясь к новой обстановке.
Их ещё можно было держать в каких – то рамках, но начиная со второго курса, освоившись, стала широко проявляться вся, ранее заложенная дурь.
Запомнилась дата 9 мая 1970 год, празднование 25-летие победы в войне.
Политотдел разрешил начальникам курсов, невзирая на успеваемость курсантов, отпустить всех в увольнение.
Пусть ребята отдохнут, наберутся сил для учёбы, порадуются нашей победе, погуляют, город посмотрят.
Проверил внешний вид курсантов, выписал и выдал увольнительные записки.
Окна канцелярии выходили во двор.
Обратил внимание, что вместо отдыха и прогулок по городу, мои курсанты через часик, почему –то согнувшись от тяжести, несут в казарму раздувшиеся портфели.
Стал встречать каждого молодца и проверять ношу.
Металлический сейф, высотой в полтора метра, к вечеру был полностью забит бутылками пива, вина, водки и конька.
Ежеквартально зам. начальника академии проводил собрание начальников курсов, курсовых офицеров и замполитов факультетов.
Подводились итоги дисциплины по основному параметру – количество наложенных взысканий, которые невозможно было замолчать, скрыть на уровне академии.
Проводилось своеобразное соревнование между факультетами по дисциплине.
Победителем в этой борьбе был тот, кто вообще не наказывал подчинённых,
какие бы они проступки ни совершили.
Я как курсовой офицер, перед увольнением курсантов в город, выдавая записки, напоминал (как и меня учили в своё время в СВУ), что вы будущие офицеры, защитники родины не только во время войны, но и в мирное время.
Граждане надеются на вас,и вы не имеете права пройти мимо, закрыть глаза и не оказать помощь попавшему в беду.
А со стороны замполита, курсантам внушалось противоположное:
« Ни во что не встревайте, пусть разбирается милиция, чтобы только не было пятна на факультете ».
Курсовой учит одно, а замполит, у которого была одна забота устроить сына в академию на следующий год и безбедно дожить до пенсии, другое.
На следующий день, в казарму пришел начальник факультета полковник Смирнов П.И. и замполит полковник Григор, пообщаться с личным составом: поздравить, поинтересоваться как отдыхали в светлый для всех праздник, как набирались сил.
Я встретил и доложил, как полагается по уставу:
« Происшествий не случилось, за исключением … и открыл сейф » .
Надо было видеть выражение лица начальника факультета, человека любившего выпить, при виде такого количества разнообразных бутылок и его удивлённый вопрос ко мне: « Что будем делать? Я - выливать ! ».
После ухода отцов-командиров, построил всю роту, дневальный на виду всех присутствующих вскрывал бутылки, содержимое выливалось в ведро и отправлялось в туалет. Тяжелая смесь запахов коньяка, водки и пива стояла до вечера в казарме.
В конце 70-х, с началом перестройки, развернулась борьба с пьянством.
По распоряжению политотдела, на факультете проводилось открытое партийное собрание, на которое кроме членов партии и кандидатов, в обязательном порядке, строем привели всех курсантов и пригласили гражданский персонал факультета.
Собрание проходило в большой аудитории тускло освещаемой лампами накаливания.
На трибуну вышел начальник факультета.
Ранее никогда не замеченный в ношении каких-либо очков, стал читать доклад в ЧЕРНЫХ ОЧКАХ.
Офицерам в академии (в семидесятые годы), было не принято носить бороду, обручальные кольца или чёрные очки.
Доклад читал не отрываясь, как пономарь, прерываясь лишь отпить глоток воды, как в той служебной характеристике на офицера: « .. в пьянках не замечен, но по утрам жадно пьёт холодную воду» .
Оказывается, за день до собрания, в служебном кабинете с своим другом, начальником учебной части факультета полковником Забродским, по пьяному делу, выясняли какие – то отношения и заместитель, не долго думая, дал в глаз своему начальнику.
Отменить партийное собрание не могло быть и речи: дата, место и время утверждено в политотделе, потому и пришлось Павлу Ивановичу в черных очках, скрывая синяк под глазом, читать доклад о вреде пьянства.
Впервые, все офицеры, прапорщики, курсанты и гражданские служащие сидели притихшие, слушали доклад, смотрели на выступавшего и хихикали.
Полковник Забродский, через год поедет в отпуск в Ялту и по пьяному делу, сорвётся со скалы и разобьётся насмерть.
Назначая меня курсовым офицером, начальник факультета исходил из интересов службы.
При всей кажущейся простоте, работа с курсантами несоизмеримо тяжела психологически и ответственна, по сравнению с работой инженера на любой кафедре.
Все ТРИ года работал за ТРЁХ курсовых с подполковником Ипполитовым Г.Б.
Отслужив три года курсовым и отправив курс на проживание в общежитие, начальник факультета снова, но теперь ЗАВЕРИЛ: ещё только один год курсовым с подполковником Булгаковы В.Н. и я обязательно буду переведён на НОВУЮ, набиравшую силы, недавно открытую на факультете КАФЕДРУ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, родоначальником которой был полковник Шмыголь С.С.
В подчинении начальника курса подполковника Булгакова ВЛАДИМИРА Наумовича, ВПЕРВЫЕ стали служить ТРИ КУРСОВЫХ офицера. Всех звали ВЛАДИМИРАМИ!
Во время учебного года, был зачислен курсант Огнев, окончивший два курса в гражданском институте на Украине. Старше всех по возрасту, учился хорошо, требовательный к товарищам и его поставили старшиной курса.
Спустя какое – то время, старшина мне стал попадаться с душком спиртного.
В летний субботний день был пойман выпивши и у меня не выдержали нервы.
Взяв двух курсантов для сопровождения,в БЕЛУЮ, тёплую летнюю ночь, пошли по Петроградской стороне в Военную медицинскую академию, чтобы документально подтвердить употребление и степень опьянения Огнева.
Придя к медицинской академии, позвонил дежурному из телефонной будки и объяснил суть дела.
Дежуривший адъюнкт, был знатоком своего дела, с воодушевлением стал мне рассказывать как надо брать « КРОВЬ ПОД МАСЛО » : стерильный шприц, из вены взять кровь и перелить в пузырек с расплавленным вазелином, где она может храниться неограниченное время.
Дал адрес психиатрического отделения на ул.Комсомола.
В таинственные, белые ночи описанные Достоевским Ф.М., группа из трёх курсантов (виновник уже был трезв) и офицера в звании капитана, подошла к высокому забору психиатрического отделения и стала настойчиво стучать в дверь, требуя встречи с врачом.
Прибежавший сторож посмотрев в глазок, приняв нас за своих очередных клиентов , ещё сильнее запер ворота.
Я тогда не мог представить, что процедура освидетельствования такова, что при всём желании, её начать и довести до конца на законном основании, просто невозможно (должно быть основание, не менее двух свидетелей, разрешение, постановление, квалифицированные врачи, протокол и т.д.. )
На другой день написал рапорт на имя начальник курса, он по команде начальнику факультета.
Приказ, подписанный начальником академии, был отправлен для утверждения в Москву на имя главкома РВСН генерала армии Толубко В.Ф.
Такова в 70- е годы была процедура отчисления.
В стране создавались РВСН, офицеров не хватало, каждый на вес « золота », а потому любое отчисление курсанта из ВУЗа или офицера из части, шло только за подписью главкома.
В академии, получив приказ главкома об отчислении, выписали Огневу проездные документы, сняли с довольствия и выдали необходимые бумаги.
Отвёз на вокзал( таков был порядок), посадил в вагон, « поцеловал буфер » отходившего от станции поезда и с чувством исполненного долга доложил о выполнении приказания.
Через два дня, к всеобщему удивлению, утречком,Огнев заявляется на курс.
Оказывается, сойдя на ближайшей станции (тогда ещё телефонов мобильных не было ), позвонил отцу и сообщил об отчислении.
Отец, главный архитектор города Винницы, был другом командующего Винницкой армией генерал – полковника Толубко В.Ф.
Дачи и бани рядом, дружили семьями, не раз выпивали.
Став генералом армии и командующим РВСН, дружба с старыми друзьями не прерывалась.
Сына архитектора, учившегося в гражданском институте на втором курсе,генерал армии Толубко В.Ф. приказал зачислить в подчинённую ему академию Можайского.
Без экзаменов и формальностей, во время учебного года, сразу на второй курс престижного отделения обработки информации.
Отец, получив от непутёвого сына сигнал СОС ( « спасите наши души ») позвонил закадычному другу и как в старом, немом кино, лента стала быстро крутиться в обратном направлении.
Два дня назад был приказ подписанный главкомом об отчислении курсанта Огнева за злостное употребление спиртных напитков, а сегодня, его же приказ - зачислить !
Бумажные вопросы решили, но через год, когда Огнев пошёл в « разнос », пришлось снова ходатайствовать об отчислении, что и Толубко В.Ф. не выдержал, подписал.
При поступлении в адъюнктуру, главным критерием зрелости будущего ученого: способность решать научные проблемы, опираясь на самую передовую марксистско – ленинскую философию.
Порукой тому, отличная или хорошая оценка на экзамене по данному предмету.
Будь ты Сократом, будь у тебя семь пядей во лбу, но получив оценку 3, ты изгой, ты нуль без палочки, ты не имеешь права быть военным учёным, потому как не известно, в какие дебри материализма или идеализма, тебя могут занести твои научные изыскания.
Экзамены принимались на кафедре марксистско – ленинской подготовки.
Чтобы создать праздничную обстановку, стол покрывался красной скатертью, ставился графин с водой и цветы в вазочке.
Председательствовал начальник кафедры, полковник Сухарев, понимавший важность его личной оценки при решении судьбы будущего ученого и дальнейшего продвижения офицера по службе.
Олег, окончивший академию с отличием, без прохождения дальнейшей стажировки в войсках, был оставлен в адъюнктуру.
За него, как адъюнкта( редчайший случай !) боролись сразу две кафедры.
Два года посещал курсы марксистско – ленинской философии, учил иностранный язык и активно готовил материалы для своей интересной и нужной диссертации.
Я был далек от науки и тянул лямку курсового офицера.
Недели за три, до сдачи адъюнктами экзамена по МЛП, мы случайно с ним встретились в коридоре и разговорились.
Олег стал меня убеждать, сдать вместе с группой адъюнктов кандидатский минимум по философии и иностранному языку.
Я стал отнекиваться,всё забыл и опозорюсь, но он - « Что ты теряешь ? » и убедил: « Попробуй ! Не век же будешь курсовым офицером.
Придёшь на кафедру, а у тебя уже будет сдан минимум, найдем тему, проведёшь установочный семинар, я тебе помогу и сможешь написать работу, не хуже других».
Встретился с курсовым офицером с 4-го факультета и он рассказал, что два месяца назад его курсанты, проводя апрельский субботник на кафедре МЛП, нашли пачку рефератов по философии и хотели, как макулатуру выбросить в мусор, на что он сразу же, понимая их ценность, наложил своё « вето ».
Достал мне пачку рефератов -- « Выбирай любой !».
Взял первый попавшийся « О роли личности в истории ».
СМЫСЛ реферата – влияние личности на ход истории, насколько многочисленна та масса, которая идёт за ним, на которую он опирается через партии и классы. Личность должна обладать не только индивидуальным талантом, но и способностью организовать и вести за собой людей и т.д.
Никакого волнения при сдаче экзамена не было, я не адъюнкт и терять мне нечего.
Экзамен сдал по философии на оценку 4.
Следующий экзамен по французскому языку, здесь было ИНТЕРЕСНЕЙ.
В 70 – е годы в киосках продавалась газета « Московские новости » на французском , немецком, испанском и английском языке. Во всех газетах фото и текст одинаковые, но разнообразное сочетание латинских букв, давало разные языки.
Встретился с преподавательницей Грошевой Ольгой Николаевной, у которой я был ЕДИНСТВЕННЫЙ « француз » на курсе ( все учили немецкий или английский ), а учебная нагрузка ей шла как ЗА ЦЕЛОЕ учебное отделение (следовательно и денежное вознаграждение ), потому меня и помнила за такой редкий случай.
Встретившись через 6 лет, я рассказал о желании сдать ЗАВТРА ! экзамен кандидатского минимума.
Ольга Николаевна дала свою газету « Московские новости » на французском языке и назвала текст, который я должен подготовить.
Для членов комиссии, мне надо приобрести и принести газету на французском языке. Время было позднее и всё закрыто.
Придя домой, достал словари, перевёл текст и подготовил наизусть данное задание, а жену попросил утром сходить на Невский и в ларьке у гостиницы « Европейская » купить четыре экземпляра.
Как полагается жене офицера она ответила «Есть !», купила и принесла на КПП.
Я их взял и не глядя, раздал членам комиссии - начальнику кафедры иностранного языка ( преподававшего немецкий и английский , но не знавший ни слова французского ), преподавательнице, себе и пришедшему на экзамен адъюнкту Олегу,самозванно назвавшего себя официальным представителем кафедры, на которой я буду заочным адъюнктом.
Открываю газету и вижу, всё на месте: фото, текст и буквы латинские, но почему – то за одну ночь, всё изменилось. Начинаю читать слово или фразу, получается какая – то ерунда.
Как оказалось, все четыре экземпляра были на ИСПАНСКОМ языке !
Отступать некуда, газеты розданы, комиссия на меня вопросительно смотрит, надо отвечать.
Преподавательница взяла газету, промелькнуло изумление и не знает что будет дальше, но молчит.
Смотрю в газету, текст которой на испанском, я по памяти, без запинки рассказываю на французском языке.
Когда закончил, преподавательница спрашивает – « Есть ли вопросы у членов комиссии ?»
Какие вопросы, когда ни начальник кафедры, ни Олег ( изучавший немецкий), кроме преподавательницы, не знали по - французски. Оценка 5.
В 1973 году на базе кафедры баллистики создается новая кафедра «Обработки информации».
Прослужив четыре года курсовым офицером, получив звание майора, был переведён на кафедру инженером отделения.
В 1975 году курсанты стали офицерами и разъехались на просторы СССР.
У каждого сложилась своя история службы и дальнейшая жизнь.
Стали генералами : Давыдов С.В., Благодатный О.В., Холкин А.П.
Полковниками 15 чел.
Докторами наук : Доронин А.П. Кривов А.С., Кузнецов Ю.Л., Минаков Е.П.
Кандидатами наук 11 чел.
В 2005 г. через 30 лет , состоялась ПЕРВАЯ встреча выпускников 1975 года;
В 2010 г. через 35 лет, ВТОРАЯ ;
В 2015г. через 40 лет, ТРЕТЬЯ ;
В 2020 г. через 45 лет, ЧЕТВЁРТАЯ встреча.
БЛАГОДАРНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРАМ :
Полковнику ДОРОНИНУ Александру Павловичу.
Подполковнику ЧЕРКАСОВУ Георгию Михайловичу.
Из мальчишек поступивших учиться в академию Можайского в 1970 году,
начальник курса полковник Булгаков Владимир Наумович ( светлая память командиру),личным примером отношения к службе, без громких призывов и слов, воспитал настоящих офицеров.
Пример такой мужской дружбы, едва ли возможен в современной России.
В 2021 году, совместными усилиями, издали красочный, на 215 страницах сборник выпускников 5-го факультета, 1975 года -" Место встречи - Можайка ".
Каждый прислал свои фото и воспоминания об учёбе и дальнейшей службе на просторах Союза.
ДО ВСТРЕЧИ НА 50-ЛЕТИИ В 2025 ГОДУ!
Продолжение http://proza.ru/2021/10/19/1373
Свидетельство о публикации №221040400935
Зеленая кнопка.
А я никаких академий не кончал, но а институте у меня была военная кафедра. И после обучения на ней я прошел лагерные сборы http://www.proza.ru/2009/11/30/727
С уважением -
Федоров Александр Георгиевич 15.09.2023 10:48 Заявить о нарушении
Владимир Харченко 17.09.2023 06:57 Заявить о нарушении