Курсовой офицер

До 1968 года в академию им.А.Ф. Можайского поступали офицеры окончившие средние военные училище, прослужившие не менее 2-х лет, в возрасте до 27 лет.

Государство выдавало форму одежды: повседневную, парадную и полевую.
Платило денежное довольствие согласно прежнего места службы - за звание, должность и выслугу лет.
Холостые самостоятельно искали место проживания, а семейных обеспечивали общежитием.

Формально: великовозрастные студенты с погонами офицеров на плечах, обучаясь наукам, 5 лет сидели на шее государства.

А самое главное - покраска заборов, заправка постелей и строевая подготовка, как показатель боеготовности части, выбивала за два-три года службы всё, кроме заученных положений Уставов.

В Управлении военных учебных заведений кому-то в темечко клюнул петух! ЭВРИКА !

А если ещё «тёпленьких», только окончивших одиннадцать  классов  мальчишек
одеть в курсантскую робу, поселить в казарму, кормить в столовой, учить военным наукам, платить 3 рубля, а для воспитания и соблюдения воинской  дисциплины  поставить  «классную даму »  в лице курсового офицера и начальника курса, это будет для государства на порядок выгоднее (как понимал порядок, один известный мне начальник " примерно в два-три раза!"). Надеюсь, меня поняли !

В сентябре 1968 года ВПЕРВЫЕ ! на 5-й факультет набирались не офицеры, а вчерашние школьники.

Если раньше, прибывшие из разных частей офицеры имели  какой-то жизненный  опыт, знание воинских  порядков  и власти одного начальника курса в звании полковника было достаточно держать всех в узде, то с приходом школьников, закончилась спокойная жизнь начальников факультетов.

В мае 1969 года, за три месяца до окончания обучения, мне было присвоено звание капитана и без прохождения кандидатского стажа ( партийному секретарю надо было срочно докладывать в политотдел академии о выполнении плана), принят в члены КПСС.

На другой день после выпускного вечера был  вызван к начальнику факультета полковнику Смирнову П.И.

Не в приказной форме, а как-то по-человечески, дружески, ПОПРОСИЛ - не ехать в отпуск, а ОКАЗАТЬ!ПОМОЩЬ начальнику курса майору Абрамову Г.Ф. В НАБОРЕ молодого пополнения на наш факультет.

ЗАВЕРИЛ, что с началом учебного процесса, в сентябре поеду в отпуск и далее, согласно приказа, инженером  на кафедру баллистики.
 
В 1969 году  проводился ВТОРОЙ ! раз набор  курсантов в академию, из числа  гражданской молодёжи.

Полковник  Смирнов П.И., не зная кого поставить на неизвестную ранее работу с  молодёжью,  предложил  начальнику  метеорологической лаборатории  майору Абрамову Г.Ф., в подчинении которого  было четыре лаборантки и два техника из числа вольнонаёмных, возглавить набираемый  курс.
Майор с личным составом ранее не работал, службу не знал, но впереди светились три больших  звезды и, чем чёрт  не шутит.
 
В мое время (60-е годы), в Советской Армии был своеобразный способ  командира избавиться от неугодного офицера - при первой подвернувшейся возможности, написать хвалебную служебную, партийную характеристику и отослать из части, но на более высокую должность и звание, чтобы никто не мог заподозрить или упрекнуть в гонении младшего, старшим.

Так было и с майором Абрамовым Г.Ф.
На службу не опаздывает,в совершенствовании  лабораторной базы  рвения не проявляет, но добросовестно конспектирует Ленинские работы, активен на семинарах и партийных собраниях: выступает, обличает, призывает.
Бывает слегка пьян, но как начальник лаборатории ежеквартально получает на складе 3 литра спирта(для протирки линз) и  мало ли от кого, и чем пахнет.

Жизнь показала, что из таких СЛИЗНЯКОВ особый и политический отдел подбирал себе помощников, попросту говоря СТУКАЧЕЙ для слежки на кафедрах и факультетах за моральным и политическом обликом товарищей, с которыми он служит.

За их усердие, в случае дальнейшего продвижения, политотдел подписывал им хвалебные характеристики.

Когда буду служить на кафедре, начальником лаборатории пришлют из «гражданки » майора Тишина, о том что он «стукачок » знали все офицеры.
Начальник кафедры полковник N - участник войны, боевой лётчик, старался при нём, особо рот не открывать.
Однажды, работая у себя на садовом участке,у майора случился сердечный приступ.
В день похорон у всех офицеров кафедры, вдруг нашлись веские причины не прийти  проводить, не сказать пару добрых слова об усопшем.

Для дальнейшего  рассказа  важно! показать портрет моего начальника, которому  я  был назначен  помогать в наборе курсантов.

Небольшого роста, рыжеватый, плешивый, с широким лицом и красным носом с синими прожилками от частого употребления спирта. Косноязычный.
Работать с людьми не умел и не хотел.Его интересовало только одно – получить звание подполковника, а там возможно и стать полковником.
 
Набор курсантов проводился в поселке  Виллози (станция Можайское), где пять лет назад, я сам сдавал экзамены.

Поступать на  5-й факультет в тот год изъявили желание 150-180 мальчишек.
За пять лет обучения соскучившись по службе, с энтузиазмом взялся за отбор на родной факультет молодого пополнения.

Видя моё ревностное отношение к службе, начальник курса как-то отстранился от своих обязанностей,ушел в сторону.
Единственное что делал: утром приходил на развод, я ему докладывал, он здоровался и уходил загорать на пляж Дудергофского озера, и всё - больше  интереса к набору своего курса, с которым ему 5 лет работать, не проявлял до следующего утра.

Мне нужно было из этой массы  мальчишек,желавших поступить учиться, отобрать сто человек и создать три учебных отделения – метеорологов,  баллистиков  и обработчиков информации.
               
Работал с подъёма и до отбоя, без выходных и каких-либо праздников.
Абитуриенты  жили в палатках,а экзамены сдавали в тех же дощатых, уже разваливающихся помещениях.

Через 50 лет после революция, поступавшие мальчишки заполняли анкету по Форме №2 (сохранился экземпляр) с вопросником:
а) был ли за границей (в закрытом-то нашем  государстве !);
б) имеет ли родственников за границей, с какого времени и чем занимаются;
с) были ли родственники в плену, когда, где, при каких обстоятельствах;
д) участвовал ли в центральных, окружных или  других выборных органах и т. д

При сдаче всех экзаменов на "отлично", еврея, желавшего попасть на отделение баллистики  или обработки  информации, под  разными предлогами " переубеждали" и переводили в отделение  метеорологов.

Запомнился мальчишка по фамилии Кайгородов, сдавший все экзамены на "отлично", но насмотревшись на порядки лагерные, отказался поступать в академию и забрал все документы: « Я лучше окончу  институт и уеду к себе на Алтай водить по горам   экскурсии и жить нормальной жизнью, чем быть военным ».
 
Курс молодого бойца проводился за околицей в поле, где по легенде, в Красном Селе в 1885 году впервые поднялся самолёт созданный морским офицером   Александром Можайским, именем которого названа наша академия.
 
Сохранились два снимка,сделанные с разницею по времени в 37 лет.

На ПЕРВОМ ! снимке( июль 1969 года) в окружении мальчишек я в звании капитана СИЖУ на лавочке,а с краю снимка, скромно (потупив взор) СТОИТ курсант Носенко, отличник учёбы ПЕРВОГО набора, приехавший в лагерь для агитации.

В 2006 году отмечалось 60-летие кафедры баллистики.

На ВТОРОМ ! снимке, теперь в центре СИДИТ генерал-лейтенант Носенко Ю.И.доктор технических наук, заместитель начальника Федерального космического агентства,с своим руководителем дипломной работы Ваулиным А.Е., а я скромный пенсионер      
 СТОЮ за ними, сзади.

Судьба играет человеком, она изменчива всегда ( слова из песни)
 
Набор 5-го факультета 1969 года был признан лучшим в лагере по строевой,  огневой подготовке, спорту и исполнению  строевых  песен.

После сдачи экзаменов, проведения курса молодого бойца и принятия присяги, начались занятия в стенах академии.

Я  жил на  Васильевском острове, на Съездовской линии (в двух трамвайных остановках  от академии) и  снова, с подъёма и до отбоя в казарме, как  и в лагере без выходных и какой - либо помощи со стороны Абрамова.

Накапливалась усталость и моё непонимание отношения к службе моего начальника, которому я был ВРЕМЕННО прикомандирован для оказания помощи, но который ни во что не вникал, положившись на меня.
 
Наступил сентябрь, начальник факультета про меня « ЗАБЫЛ », что я ПО ЕГО ПРОСЬБЕ прикомандирован  ВРЕМЕННО .
Я служу, не напоминаю и верю в офицерскую порядочность.

В одно из воскресений (в первых числа октября  1969 года !), на стадионе организовал спортивные соревнования в роте и вижу – этак в развалочку, по - барски, не спеша идёт мой Абрамов посмотреть как дела на его курсе, к которому он боялся подходить еще с лагеря.

На мою просьбу, дать возможность за три  месяца выходной и меня подменить, он,  при его косноязычности  стал что-то  мямлить. Мои нервы сдали.

Отойдя  в сторону и оставшись вдвоём, я своего начальника послал ( не хорошими словами ) куда посылают в таких случаях, оставил за себя курсанта старшим и ушёл.

На другой день был вызван к начальнику факультета (Абрамов уже доложил ), и полковник Смирнов П.И., « сгладив все углы » и не сказав ни слова осуждения, зная как я работал в лагере, приказал завтра же собраться и уехать в отпуск.

После отпуска, начальник факультета СНОВА  ПОПРОСИЛ  поработать  курсовым офицером « только ДО  НОВОГО  ГОДА ! » и ЗАВЕРИЛ, что  с наступлением 1970 года  обязательно буду переведён  на кафедру инженером. Я снова поверил.

В ноябре, перед праздниками, было собрание всех начальников курса и курсовых офицеров проводивших лагерный набор. Подводили итоги.

Когда в порядке нумерации факультетов, к трибуне вышел Абрамов и начал  читать  заготовленный доклад, вдруг начальник академии генерал – лейтенант Васильев (высокий, здоровый, представительный мужик ) сидевший в президиуме:
« А это что за начальник курса ? Что за посмешище ? Каким примером и образцом своего внешнего вида он может служить курсантам ? Убрать ! Немедленно !».

Конечно, в нарушение Устава, на собрании офицеров, при всех, и так унизить ! 
Но так было.
На другой же день, Абрамов был отправлен в лабораторию от куда он прибыл,а через пару месяцев, вообще исчез из академии.
 
                ПРОШЛО РОВНО 49 ЛЕТ !!!

4 октября 2018 года! я находился на плановом (с сердцем) обследовании в   Военной медицинской академии.
Старший врач знавший меня ранее, определил в двухместную палату.            Прихожу и вижу, накрывшись одеялом, лежит какой – то больной.

Я сходу: « Как звать ? » и слышу: « Генрих Фёдорович Абрамов !»

Ещё не вникнув в услышанное, я рявкнул: « А я, Харченко Владимир Иванович !»

Сел на кровать и вдруг до меня дошло сказанное моим соседом.

Встал и смотрю - ТОЧНО, это ОН !!!

Тот, кто ровно 49 лет назад был моим начальником четыре месяца.

Тот, которого я, за его отношение к службе, будучи младший по званию и должности  послал на ….

Постарел бедолага (минуло 49 лет !).
В росточке умялся, пополнел, ещё более стал плешивым, то же широкое лицо с красным носом и синими прожилками .
Тоже косноязычное произношение и врождённая наглость в обращении с младшими по возрасту и подобострастие с старшими по званию.
 
Пришел к  врачу и без объяснения причины, попросил:
« Чтобы не случилось ЧП… », перевести меня в любую другую палату.
 
          ПЕТЕРБУРГ город БОЛЬШОЙ, но МИР оказывается ТЕСЕН !

Через ТРИ  года, в феврале 2021г., В ТОМ-ЖЕ ! отделении  госпитальной  терапии, проходила плановое обследование моя жена,в двухместной палате, с женой какого-то пенсионера, который  регулярно навещал свою суженую ( не в пример мне!), приносил пирожки, пышки и заискивающе выражал слова благодарности за её помощь и умение «подойти», поладить с его женой.
 
Дня через два-три, после выхода  из госпиталя, как-то случайно  в  разговоре со мной жена обронила: « Да, какой-то с 5-го факультета Абрамов Генрих Федорович!»

Теперь Я БЫЛ В ШОКЕ ! от необычной СЛУЧАЙНОСТИ и встречи ДВУХ ЖЕН !

Вместо Абрамова был назначен майор Ипполитов Б.Г, прибывший из Рижского училища.
 
Шел ВТОРОЙ ! набор курсантов из школьников, и как с ними работать, никто толком не знал. Опыт набирался методом проб и ошибок.

Функциональные обязанности  курсового  не были определены  ни инструкциями, ни  приказами, а потому эта должность была самой неблагодарной и в случае проступков  курсантами, козлом отпущения был курсовой офицер, а при положительных поступках, сразу появлялся замполит, оставаясь всегда чистеньким и непогрешимым.

Работа курсового офицера, сродни работе « классной дамы » в институте благородных девиц.

В условиях академии - это ежедневное, неотлучное общение с курсантами, воспитание личным примером исполнения Устава, наведение  и поддержание  порядка  в казарме, соблюдение дисциплины, привитие навыков несения службы в наряде, инструктаж по мерам безопасности при выполнении хозяйственных работ,  повседневная разборка возникающих вопросов поведения и других нарушений.

Запомнилось создание  Ленинской комнаты силами курсантов.

Стенды с наклеенными  картинками  из журналов и словесный текст с громадным количеством орфографических ошибок, который НИКТО  из курсантов и приходивших проверяющих из политотдела, НИКОГДА не читали.

« Пугающими » картинками воспитывалась ненависть к империализму, а благостными -патриотизм и любовь к Вооружённым Силам.

Впервые  столкнулся  с оформлением финансовых документов.
В Ленинской комнате, на стенде нужно было сделать подсветку (типа лампадки ) перед портретом В.И.Ленина.

Нашел в магазине трёх рожковую люстру стоимостью 36 рублей.
Чтобы соблюсти финансовую дисциплину и отчитаться за аванс, я должен ходить в магазин 12 раз и приносить ежедневно чеки не более 3 рублей.

Начфин предложил простейший выход - заказать и изготовить такую подсветку на нашем УОЗ –е (учебно – опытном заводе) при академии.

Главный инженер попросил меня сделать чертёж. После составления им калькуляции работ для слесарного и электролизного цеха,изделие стало стоить не 36 рублей, а … всего 240 рублей ( в 7 раз дороже ), но зато начфин без всяких разговоров   подписал рапорт и перевел деньги из кармана академии, в карман  своего –же  подчиненного завода.
Недели через две, получил три покрытых хромом изогнутые трубочки с патронами для ламп.

На первом курсе, вчерашние школьники сначала робко осматривались и приходили в себя, приноравливаясь к новой обстановке.

Их ещё можно было держать в каких – то рамках, но начиная со второго курса, освоившись, стала широко проявляться вся, ранее заложенная дурь.

Запомнилась дата 9 мая 1970 год, празднование 25-летие победы в войне.

Политотдел разрешил начальникам курсов, невзирая на успеваемость курсантов, отпустить всех в увольнение.
Пусть  ребята отдохнут, наберутся сил для учёбы, порадуются нашей победе, погуляют, город посмотрят.

Проверил внешний вид курсантов, выписал  и выдал увольнительные  записки.
Окна канцелярии выходили во двор.

Обратил внимание, что вместо отдыха и прогулок по городу, мои курсанты через часик, почему –то согнувшись от тяжести, несут в казарму раздувшиеся портфели.
Стал  встречать каждого молодца  и проверять ношу.

Металлический сейф, высотой в полтора метра, к вечеру был полностью забит бутылками пива, вина, водки и конька.

Ежеквартально зам. начальника академии проводил собрание начальников курсов, курсовых офицеров  и  замполитов факультетов.
Подводились итоги дисциплины по основному параметру – количество  наложенных  взысканий, которые невозможно было замолчать, скрыть на уровне академии.

Проводилось своеобразное соревнование между факультетами по дисциплине.

Победителем в этой борьбе  был  тот, кто вообще не наказывал  подчинённых, 
какие бы они проступки ни совершили.

Я как курсовой офицер, перед увольнением  курсантов в город, выдавая записки, напоминал (как и меня учили в своё время в СВУ), что вы будущие офицеры, защитники родины не только во время войны, но и в мирное время.
 
Граждане надеются на вас,и вы не имеете права пройти мимо, закрыть глаза и не оказать помощь попавшему в беду.

А со стороны замполита, курсантам внушалось противоположное:
« Ни во что не встревайте, пусть разбирается милиция, чтобы только не было пятна на факультете ».

Курсовой учит одно, а замполит, у которого  была одна  забота  устроить сына в академию на следующий год и безбедно дожить до пенсии, другое.

На следующий день, в казарму пришел начальник факультета полковник Смирнов П.И. и замполит полковник Григор,  пообщаться  с личным составом: поздравить, поинтересоваться  как отдыхали  в светлый для всех праздник, как набирались сил.

Я встретил и доложил,  как полагается по уставу:
« Происшествий не случилось, за исключением … и открыл сейф » .

 Надо было видеть выражение лица начальника факультета, человека  любившего выпить, при виде такого количества разнообразных бутылок и его удивлённый вопрос ко мне: «  Что будем делать? Я - выливать ! ».

 После ухода отцов-командиров, построил всю роту, дневальный на виду всех присутствующих вскрывал бутылки, содержимое выливалось в ведро и отправлялось в туалет. Тяжелая смесь запахов коньяка, водки и пива стояла до вечера в казарме.

В конце 70-х, с началом  перестройки,  развернулась борьба с пьянством.

По распоряжению политотдела, на факультете проводилось открытое партийное собрание, на которое кроме членов партии и кандидатов, в обязательном порядке, строем привели всех курсантов и пригласили гражданский персонал факультета.
Собрание проходило в большой аудитории тускло освещаемой лампами накаливания.

На трибуну вышел начальник факультета.
Ранее никогда не замеченный в ношении каких-либо очков, стал читать доклад в  ЧЕРНЫХ ОЧКАХ.

Офицерам в академии (в семидесятые годы), было не принято носить бороду, обручальные кольца или чёрные очки.

Доклад читал  не отрываясь, как пономарь, прерываясь лишь отпить глоток воды, как в той служебной характеристике на офицера: « .. в пьянках не замечен, но по утрам жадно пьёт холодную воду» .

Оказывается, за день до собрания, в служебном кабинете с своим другом, начальником учебной части факультета полковником Забродским, по пьяному делу, выясняли какие – то отношения и заместитель, не долго думая, дал в глаз своему начальнику.

Отменить партийное собрание не могло быть и речи: дата, место и время утверждено в политотделе, потому и пришлось Павлу Ивановичу в черных очках, скрывая синяк под глазом, читать доклад о вреде пьянства.
Впервые, все офицеры, прапорщики, курсанты  и гражданские служащие сидели притихшие, слушали доклад, смотрели на выступавшего и хихикали.

Полковник  Забродский, через год поедет в отпуск в Ялту и по пьяному делу, сорвётся со скалы и разобьётся насмерть.

Назначая меня курсовым офицером,  начальник факультета исходил из интересов службы.
При всей кажущейся простоте, работа с курсантами несоизмеримо  тяжела психологически и ответственна, по сравнению с работой инженера на любой  кафедре.

Все ТРИ года работал за ТРЁХ курсовых с подполковником  Ипполитовым Г.Б.

Отслужив три года курсовым  и отправив курс на проживание  в общежитие, начальник факультета  снова, но теперь ЗАВЕРИЛ:  ещё  только один год курсовым с подполковником Булгаковы В.Н. и я обязательно  буду переведён на НОВУЮ, набиравшую силы, недавно открытую на факультете КАФЕДРУ ОБРАБОТКИ  ИНФОРМАЦИИ, родоначальником которой был полковник  Шмыголь С.С.

В  подчинении  начальника курса  подполковника  Булгакова ВЛАДИМИРА Наумовича, ВПЕРВЫЕ стали служить ТРИ  КУРСОВЫХ  офицера. Всех звали ВЛАДИМИРАМИ!

Во время учебного года, был зачислен курсант Огнев, окончивший два курса в гражданском  институте на Украине. Старше всех по возрасту, учился хорошо, требовательный  к товарищам  и его поставили старшиной курса.

Спустя какое – то время, старшина мне стал попадаться с душком спиртного.
В летний  субботний день был пойман выпивши и у меня не выдержали нервы.

Взяв двух курсантов для сопровождения,в БЕЛУЮ, тёплую летнюю ночь, пошли по Петроградской стороне в Военную медицинскую академию, чтобы документально подтвердить употребление и степень опьянения Огнева.

Придя к медицинской академии, позвонил дежурному из телефонной будки и объяснил суть дела.
Дежуривший адъюнкт, был знатоком своего дела, с воодушевлением стал мне  рассказывать как  надо брать « КРОВЬ ПОД  МАСЛО » : стерильный  шприц,  из вены  взять кровь и перелить в пузырек с расплавленным вазелином, где она может храниться неограниченное время.
 
Дал адрес психиатрического отделения на ул.Комсомола.

В таинственные, белые ночи описанные Достоевским Ф.М., группа из трёх курсантов (виновник уже был трезв) и офицера в звании капитана, подошла к высокому забору   психиатрического  отделения  и стала настойчиво стучать в дверь, требуя встречи с врачом.

Прибежавший сторож  посмотрев в глазок,  приняв нас за своих очередных клиентов , ещё сильнее запер ворота.
 
Я тогда не мог представить, что процедура освидетельствования такова, что при всём желании, её начать и довести до конца на законном основании, просто невозможно (должно быть основание,  не менее двух свидетелей, разрешение,  постановление,  квалифицированные врачи, протокол  и т.д.. )

На другой день написал рапорт на имя начальник курса, он по команде начальнику факультета.
Приказ, подписанный начальником академии, был отправлен для утверждения в Москву на имя главкома РВСН генерала армии Толубко В.Ф.

Такова в 70- е годы была процедура отчисления.
 В стране создавались РВСН, офицеров не хватало, каждый на вес « золота », а потому любое отчисление курсанта из ВУЗа или офицера из части, шло только за подписью главкома.

В академии, получив приказ главкома об отчислении, выписали Огневу проездные документы, сняли с довольствия и выдали необходимые бумаги.
Отвёз на вокзал( таков был порядок), посадил в вагон, « поцеловал буфер » отходившего от станции поезда и с чувством исполненного долга доложил о выполнении приказания.

Через два дня, к всеобщему удивлению, утречком,Огнев заявляется на курс.

Оказывается, сойдя на ближайшей станции (тогда ещё телефонов мобильных не было ), позвонил отцу и  сообщил  об отчислении.

Отец, главный архитектор города Винницы, был другом командующего Винницкой армией генерал – полковника Толубко В.Ф.
Дачи и бани рядом, дружили семьями, не раз выпивали.

Став генералом армии и командующим РВСН, дружба с старыми друзьями не прерывалась.

Сына архитектора, учившегося в гражданском институте на втором курсе,генерал армии Толубко В.Ф. приказал зачислить в подчинённую ему академию Можайского.
Без экзаменов и формальностей, во время учебного года, сразу на второй курс  престижного отделения обработки информации.
               
Отец, получив от непутёвого сына сигнал СОС ( « спасите наши души ») позвонил  закадычному другу и как в старом, немом  кино, лента стала быстро крутиться в обратном направлении.

Два дня назад был приказ подписанный главкомом об отчислении курсанта Огнева за злостное употребление спиртных напитков, а сегодня, его же приказ - зачислить !
Бумажные вопросы решили, но через год, когда Огнев пошёл в « разнос », пришлось снова ходатайствовать об отчислении, что и Толубко В.Ф. не выдержал, подписал.

При поступлении в адъюнктуру, главным критерием зрелости будущего ученого: способность решать научные проблемы, опираясь  на самую передовую марксистско – ленинскую философию.
Порукой тому, отличная или хорошая оценка на экзамене по данному предмету.

Будь ты Сократом, будь у тебя семь пядей во лбу, но получив оценку 3, ты изгой, ты нуль без палочки, ты не имеешь права быть военным  учёным, потому как не известно, в какие дебри материализма или идеализма, тебя могут занести  твои  научные изыскания.

Экзамены принимались на кафедре  марксистско – ленинской подготовки.

Чтобы создать  праздничную  обстановку, стол покрывался красной скатертью,  ставился графин с водой и цветы в вазочке.
Председательствовал начальник кафедры, полковник Сухарев, понимавший важность его личной оценки при решении судьбы будущего ученого и дальнейшего продвижения офицера по службе.

Олег, окончивший  академию с отличием,  без прохождения дальнейшей стажировки в войсках, был оставлен в адъюнктуру.
За него, как адъюнкта( редчайший случай !) боролись сразу две кафедры.
Два года посещал курсы  марксистско – ленинской философии, учил иностранный язык и активно готовил материалы для своей интересной и нужной диссертации.

Я был далек от науки и тянул лямку курсового офицера.

Недели за три, до сдачи адъюнктами экзамена по МЛП, мы случайно с ним  встретились в коридоре и разговорились.
 
Олег  стал меня убеждать, сдать вместе с группой адъюнктов кандидатский минимум  по философии и иностранному  языку.

Я стал отнекиваться,всё забыл и опозорюсь, но он - « Что ты теряешь ? » и убедил: « Попробуй ! Не век же будешь курсовым  офицером.
 Придёшь на кафедру, а у тебя уже будет сдан минимум, найдем тему,  проведёшь   установочный семинар, я тебе помогу  и сможешь написать работу, не хуже других».

Встретился с курсовым офицером с 4-го факультета и он рассказал, что два месяца назад его курсанты, проводя апрельский субботник на кафедре МЛП, нашли пачку рефератов по философии и хотели, как макулатуру выбросить в мусор, на что он сразу же, понимая их ценность, наложил своё « вето ».

Достал мне пачку рефератов -- « Выбирай любой !».
Взял первый попавшийся « О роли личности в истории ».

СМЫСЛ реферата – влияние личности на ход истории, насколько многочисленна та масса, которая идёт за ним, на которую он опирается через партии и классы. Личность должна обладать не только индивидуальным талантом, но и способностью организовать и вести за собой людей и т.д.
Никакого волнения при сдаче экзамена не было, я не адъюнкт и терять мне нечего.
Экзамен сдал по философии на оценку 4.

Следующий экзамен по французскому языку, здесь было ИНТЕРЕСНЕЙ.

В 70 – е годы в киосках продавалась газета « Московские новости » на французском , немецком, испанском и английском языке. Во всех газетах фото и текст одинаковые, но разнообразное сочетание латинских букв, давало разные языки.

 Встретился с преподавательницей Грошевой Ольгой Николаевной, у которой я был ЕДИНСТВЕННЫЙ « француз » на курсе ( все учили немецкий или английский ), а  учебная нагрузка ей шла как ЗА ЦЕЛОЕ учебное отделение (следовательно и денежное вознаграждение ), потому меня и помнила за такой редкий случай.

Встретившись через 6 лет, я рассказал о желании сдать ЗАВТРА ! экзамен   кандидатского минимума.

Ольга Николаевна дала свою газету « Московские новости » на французском языке  и назвала текст, который я должен подготовить.

Для членов комиссии, мне надо приобрести и принести газету на французском языке.  Время было позднее и всё закрыто.

Придя домой, достал  словари, перевёл текст и подготовил наизусть данное задание, а жену попросил утром сходить на Невский и в ларьке  у гостиницы       « Европейская »  купить четыре экземпляра.

Как полагается жене офицера она ответила «Есть !», купила и принесла на КПП.
Я их взял и не глядя, раздал членам комиссии - начальнику кафедры иностранного языка ( преподававшего немецкий и английский , но не знавший ни слова французского ), преподавательнице, себе и пришедшему на экзамен адъюнкту Олегу,самозванно назвавшего себя официальным представителем  кафедры, на которой я буду заочным адъюнктом.

Открываю газету и вижу, всё на месте: фото, текст и буквы латинские, но почему – то за одну ночь, всё изменилось. Начинаю читать слово или фразу, получается какая – то ерунда.

Как оказалось, все четыре  экземпляра  были  на ИСПАНСКОМ языке !
Отступать некуда, газеты розданы, комиссия на меня вопросительно смотрит,  надо отвечать.
Преподавательница взяла газету, промелькнуло изумление и не знает что будет дальше, но молчит.

Смотрю в газету, текст которой на испанском, я по памяти, без запинки   рассказываю на французском языке.
Когда закончил, преподавательница спрашивает – « Есть ли вопросы у членов комиссии ?»
Какие  вопросы, когда ни начальник кафедры, ни Олег ( изучавший немецкий), кроме преподавательницы, не знали по - французски. Оценка 5.
 
В 1973 году на базе кафедры баллистики  создается новая кафедра «Обработки информации».

Прослужив четыре года курсовым офицером, получив звание майора, был переведён на кафедру инженером отделения.

В 1975 году курсанты  стали  офицерами  и  разъехались  на просторы СССР.

У каждого  сложилась  своя история  службы и дальнейшая жизнь.

 Стали  генералами  :  Давыдов С.В., Благодатный О.В., Холкин А.П.
 Полковниками   15 чел.
 Докторами   наук  : Доронин А.П.  Кривов А.С., Кузнецов Ю.Л., Минаков Е.П.
 Кандидатами  наук 11 чел.

  В 2005 г.  через  30 лет , состоялась ПЕРВАЯ  встреча  выпускников  1975 года;
  В 2010 г.  через 35 лет, ВТОРАЯ ;
  В 2015г.   через  40 лет, ТРЕТЬЯ ;
  В 2020 г.  через  45 лет, ЧЕТВЁРТАЯ встреча.

БЛАГОДАРНОСТЬ   ОРГАНИЗАТОРАМ :
Полковнику ДОРОНИНУ  Александру  Павловичу.
Подполковнику ЧЕРКАСОВУ Георгию  Михайловичу.

 Из  мальчишек  поступивших  учиться  в  академию  Можайского в 1970 году,
начальник  курса полковник  Булгаков  Владимир  Наумович  ( светлая память командиру),личным  примером  отношения к службе, без громких  призывов и       слов, воспитал настоящих офицеров.
Пример такой мужской  дружбы, едва  ли  возможен в современной  России.

В 2021 году, совместными усилиями, издали красочный, на 215 страницах сборник выпускников 5-го факультета, 1975 года -" Место встречи - Можайка ".
Каждый прислал свои фото и воспоминания об учёбе и дальнейшей службе на просторах Союза.

 ДО ВСТРЕЧИ НА  50-ЛЕТИИ  В  2025 ГОДУ!


Продолжение http://proza.ru/2021/10/19/1373


Рецензии
Владимир, с искренним интересом прочитал я Ваш рассказ о учебе в академии.
Зеленая кнопка.
А я никаких академий не кончал, но а институте у меня была военная кафедра. И после обучения на ней я прошел лагерные сборы http://www.proza.ru/2009/11/30/727
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   15.09.2023 10:48     Заявить о нарушении
Прочитал Ваши воспоминания о Советской Армии.Написано интересно.С уважением, Владимир

Владимир Харченко   17.09.2023 06:57   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.