Счастье Николая Гавриловича и Акакия Акакиевича

СЧАСТЬЕ(Ожегов): 1.Чувство и состояние полного высшего удовлетворения./ Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье.
2. Успех, удача./ Во всём счастье кому-нибудь. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.) * К счастью или по счастью(вводн.сл.) - выражает удовлетворение по поводу чего-нибудь.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (Ожегов): 1. см.удовлетворить, -ся.
2. Чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей.
/ Получить полное удовлетворение от работы. Чувство удовлетворения. Испытываешь удовлетворение.
УДОВОЛЬСТВИЕ (Ожегов): 1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей./ Испытать, получить удовольствие.
2. Забава, развлечение./ Доставить детям много удовольствия.
* Дорогое удовольствие (разг.) - о том, что обходится дорого, стоит больших усилий.
НАСЛАЖДЕНИЕ (Ожегов): Высшая степень удовольствия. / Слушать с наслаждением. Наслаждение искусством.
**********************
"Счастье есть удовлетворение всех наших склонностей".  /И.Кант/
"Счастье есть дело судьбы, ума и характера".          /Н.Карамзин/
"Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают". /Б.Паскаль/
"Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом". /Пифагор/
"Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением". /А.Шопенгауэр/
"Счастье обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном,
найдёт себе счастье в другом". /Л.Андреев/
"Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно единственное неповторимое мгновение и
секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще". /О.Уайльд/
"Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто не нуждается в богатстве".  /Демокрит/
************************

"Видите ли, теперь Акакий Акакиевич имел множество недостатков, при которых так и следовало ему жить и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный.(...)
...Говорить всю правду об Акакии Акакиевиче бесполезно и бессовестно, если не может
эта правда принести пользы ему, заслуживающему сострадания по своей убогости.(...)
Сам для себя он ничего не может сделать, будем же склонять других в его пользу. Но  если говорить другим о нём всё, что можно бы сказать, их сострадание к нему будет ослабляться знанием его недостатков. Будем же молчать о его недостатках.
Таково было отношение прежних наших писателей к народу. Он являлся перед ними в
виде Акакия Акакиевича, о котором можно только сожалеть, который может получать
себе пользу только от нашего сострадания. И вот писали о народе точно так, как
писал Гоголь об Акакии Акакиевиче. Ни одного слова жёсткого или порицающего.
Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются. Налегается только на то,
что он несчастен, несчастен, несчастен." (Н.Г.Чернышевский, статья "Не начало
ли перемены?" Рассказы Н.В.Успенского. Две части. СПб, 1861г.)

Иначе говоря, по мнению Николая Гавриловича, образ Акакия Акакиевича из
гоголевской "Шинели" олицетворяет собой весь российский народ, не способный
вызывать к себе каких бы то ни было других чувств, кроме жалости и сострадания,
потому как "несчастен, несчастен, несчастен", и не заслуживает ничего, кроме презрительного отвращения, ибо сам виноват в собственных недостатках - и в первую очередь в том, что "был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный"...
Себя же достопочтенный г-н Чернышевский к этому самому народу, ясное дело, не причислял, как если бы вовсе не нарождался на просторах Российской империи,
словно он такой святой и праведный, спустился с небес, чтобы проповедовать,
судить-рядить, повелевать, вещая свысока, что надобно делать, чтобы жить
правильно и быть счастливым по его, Николая Гавриловича, понятиям.

Однако в одном, пожалуй, Чернышевский прав: в том, что образ Акакия Акакиевича, выписанный автором где-то утрированно, где-то гротескно, с одной стороны символичен,
то есть многозначен, а с другой стороны типичен, то есть несёт в себе узнаваемые, характерные черты, присущие многим. Из-за чего вполне себе может олицетворять
собой весь российский народ той поры. Впрочем, если взглянуть на всё шире и глубже,
то и для нашего времени в общем-то актуален.

Но народ, как известно, состоит из людей, людей разных. И потому, как бы то ни
было, счастье каждый отдельный человек понимает по-своему.

"Счастье создаётся из отдельных удовлетворений наших стремлений и желаний: оно как цветы, которые мы встречаем и собираем, рассеянные по пути жизни. Но как каждый  идёт своей дорогой, то и цветы он собирает только те, которые растут на его дороге.
Поэтому у каждого своё счастье".
/Николай Васильевич Шелгунов (1824-1891) - публицист, литературный критик,
лесовод из дворян, участник революционно-демократического движения 1850-1860гг, соратник Н.Г.Чернышевского/.
*************************

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) - российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист,
публицист и писатель: автор романа "Что делать?".

"Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробужденных участием в них".
"Не нужно доказывать, что образование самое великое благо человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны".
"Но довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество;   оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может  сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы скучна и жалка".
"Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан".
"Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние - вещь необходимая для счастья".
"Право жить и быть счастливым - пустой призрак для человека, не имеющего средств
к тому."
"Личное счастье невозможно без счастья другого".
"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого."
             /Николай Гаврилович Чернышевский/
********************************

Ещё в бытность СССР нас научили спокойно относиться к трескучему лозунгообразному пафосу высокопарных, псевдоодухотворенных фраз, за показушностью которых обычно кроется нечто совсем другое. А то и вовсе ничего. Мы привыкли пропускать такое не
через себя, а мимо ушей. Нам привито, что это всё придумано для вещания с трибун,
а в реальной жизни говорится, думается и делается всё наоборот.

А если взглянуть на эти "высокие истины" господина Чернышевского с позиций дореволюционных? Наверняка Николай Гаврилович искренне верил в изрекаемые им откровения, будучи полностью уверенным в собственной правоте, ибо жизнь  посвятил стремлению втемяшить её, правоту свою, в наибольшее количество голов.

И ведь немало достойных, прекраснодушных, одухотворенных жертвенным огнём людей, уверовали в идеи Чернышевского, в то, что именно он и его соратники знают, как
достичь всеобщего благоденствия, всеобщего счастья: через агитацию и призывы к революционной борьбе, через просвещение и научный прогресс. Не без пролития крови, конечно, не без разрушения старого мира через насильственное навязывание этой новой веры "массам". Как говорится, "весь мир насилья мы разрушим до основанья"...
Как? Опять же при помощи насилья, однако.

А если попробовать взглянуть под другим углом на представления о счастье господина Чернышевского? С позиций сегодняшнего дня, например, уже по достижении нынешних "высот" общества изобилия и торжества научно-технического прогресса в жизни всего просвещённого человечества. И, не вникая особенно глубоко во все достоинства и
недостатки достигнутого, зададимся встречными вопросами.
А не странно ли нам, что огромное количество наших современников всего мирового сообщества, казалось бы далеко не бедствующих и имеющих все средства для
обеспеченной счастливой жизни, отчего-то всё же глубоко несчастливы? Причём
несчастливы настолько, что готовы в любую минуту пустить под откос свою жизнь,
мучимые депрессиями и различными неврозами. А сколько людей, более чем
обеспеченных материально и даже откровенно богатых, духовно опустошены, бездушны, бесчеловечны - и опять же несчастны, несчастны, несчастны?..
А по поводу несомненного счастья жить для других... для другого, позвольте
поинтересоваться: "А спросили вы, Николай Гаврилович, этого другого - надо ли ему, чтобы вы жили для него? Ведь вольно или невольно ему, другому, в ответном порыве придётся посвятить свою жизнь вам,..вместо того, чтобы самому жить собственной
жизнью с пониманием и стремлением к своему, а не к вашему счастью.

"Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя.
Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может
видеть только счастливых кругом себя." /Л.Фейербах/

Для начала сделать счастливым самого себя. Разумеется, не за счёт другого.
А вы, вместо того чтобы жить своей жизнью со своим счастьем, лезете устраивать
жизнь и осуществлять счастье других по вашему усмотрению. И в результате получается,
что и он, этот другой,"несчастен, несчастен, несчастен"... Да и вы, оглянувшись на прожитую жизнь, в конце концов должны были понять, что тоже несчастны, несчастны, несчастны...
Как говорится, налицо горе от ума. Ибо тот непременно приходит к нему, кто,
возомнив себя богом и считая себя умнее всех, начинает поучать, назидать,
насмехаться, навязывая кому бы то ни было свои умозаключения...

"Над всем он позволит посмеяться - и только не позволит посмеяться над умом своим.
Ничему и ни во что он не верит: только верит в один ум свой. Чего не видит его ум,
того для него нет. Он позабыл даже что ум идёт вперёд, когда идут вперёд все нравственные силы в человеке, и стоит без движения и даже идёт назад, когда не возвышаются нравственные силы. Он позабыл и то, что нет всех сторон ума ни в
одном человеке; что другой человек может видеть отменно ту сторону вещи, которую
он не может видеть, и, стало быть, знать того, чего он не может знать. Не верит
он этому и всё, что не видит он сам, то для него ложь..."
(Н.В.Гоголь,"Выбранные места из переписки с друзьями", "Светлое воскресенье",
СПб, 1847г.)

Без тени сомнения, безапелляционно, Николай Гаврилович делает свои выводы о людях,
о народе и, в частности, о Башмачкине Акакии Акакиевиче. Не обращая внимания
на то, что в действительности написано автором в повести, критик высказывается, в общем-то, лишь для того, чтобы лишний раз заявить о себе и своём критическом уме.

"Разве было можно кому-нибудь в самом деле улучшить жизнь Акакия Акакиевича?
Служа писцом он получал малое жалованье; так. Что же, можно было дать ему
повышение по службе, сделать, например, помощником столоначальника. Помилуйте,
ведь начальник даже хотел бы сделать это, но Акакий Акакиевич оказался решительно неспособен ни к чему лучшему жалкой должности писца. Он даже сам так думал. Ведь
он сам стал просить, чтобы оставили его на прежнем месте. Скажите же, пожалуйста,
в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нём самом,
только в нём самом." (Н.Г.Чернышевский, "Не начало ли перемены?")

А просил ли Акакий Акакиевич кого бы то ни было улучшить его жизнь? Он был вполне удовлетворен ею, даже невзирая на насмешки и неуважительное отношение сослуживцев,
на которые он не обращал внимания, ибо был выше; попросту жил своей жизнью и наслаждался своим счастьем.
"Вряд ли где было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало
сказать, он служил ревностно, - нет, он служил С ЛЮБОВЬЮ. Там, в этом
переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.
НАСЛАЖДЕНИЕ выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если он добирался, то был сам не свой; и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву,
которое выводило перо его."
"Вне этого переписывания, казалось, ничего для него не существовало. Он не думал
вовсе о своём платье(...) Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит
его же брат,молодой чиновник(...) Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то
видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки(...)
Приходя домой, он садился за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с
луком(...)вовсе не замечая их вкуса. Заметивши, что желудок начинал пучиться,
вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные    на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, ДЛЯ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по
красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу".
"(...)словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел
его на каком-нибудь вечере.
Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем
дне, что-то бог пошлёт переписывать завтра. Так протекала мирная жизнь человека, которыйс четырьмястами жалованья УМЕЛ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СВОИМ ЖРЕБИЕМ, и
дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным,
действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают
никому советов, ни от кого не берут их сами".

Возможно, кому-то и покажется удивительным, что человек может любить свою работу
и тем быть счастлив...
"Работа - лучший способ наслаждаться жизнью".  /И.Кант/
"Не тот убог, у кого нет ничего, а тот, кто не работает".  /Ш.Монтескье/
"Благословен тот человек, который занят любимым делом, работой, в которую он
может вложить всю свою душу и которая позволяет полностью воплотить в жизнь весь потенциал, заложенный в этом.". /Д.Бэрроуз/
"Счастье даётся тому, кто много трудится".  /Леонардо да Винчи/
"Чтобы прожить счастливо, надо с головой уйти в любимое дело, тогда некогда будет думать, счастлив ты или нет." /Б.Шоу/
"Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его".  /Б.Шоу/

Человек может любить свою работу всею душой, отдавая любимому делу всего себя  целиком, не замечая ничего вокруг, будучи поглощенным в своё занятие везде и всегда.
Для него не имеет значения как и во что он одет, как и чем он питается, что
происходит вокруг; работа для него и отдых, и развлечение.
И что, разве это есть ужасный недостаток и признак идиотизма - любить всею душой
свою работу и в том находить счастье?
Но разве же это не счастье, спрошу я вас, когда дело, которым человек занят,
доставляет ему истинное наслаждение? К тому же, если за это ещё и деньги платят;
пусть четыреста рублей по тем временам, может, и не бог весть какое великое
жалованье, однако на жизнь, хотя и не шикарную, человеку хватало. Но зато Акакий Акакиевич в рабочее время делал именно то, что хотел, что доставляло ему радость;
он не подчинялся чьей-то указке ради увеличения денежного вознаграждения либо продвижения по службе. Да, человек служил, но не выслуживался.

"Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор,
будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему
что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело
состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где
глаголы  из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь."
С тех пор оставили его навсегда переписывать."

Что ж, кому-то, быть может, это занятие и видится "жалкой должностью", но для
Акакия Акакиевич оно было любимым, наполняющим его душу безграничным счастьем,
тем более, что это дело соответствовало его способностям.

"Большое счастье пожинать плоды способностей, не сгинувших под спудом".  /И.Гёте/
"Счастлив тот, кто подобно мастеру, воплощающему в жизнь свой новый замысел,
посвятил себя искусству".   /Акутагава Рюноскэ/
"Счастье состоит в упражнении способностей применительно житейской действительности".
 /О.Бальзак/

Ко всему прочему, занятие это вовсе не какое-то "жалкое", как определил его господин Чернышевский, а является искусством, которое далеко не каждому подвластно и
которому невозможно научиться, если нет к тому способностей.

КАЛЛИГРАФИЯ - искусство красивого письма. (От греч.слов kalos и grafi - "красиво"
и "пишу"). Это вид изобразительного искусства, суть которого заключается в особом эмоционально-приукрашенном оформлении письменных знаков (букв или иероглифов).
Каллиграфия объединяет в себе функции рисунка и письма, она одновременно служит средством художественного самовыражения автора и способом доступного отображения текстовой информации.

Любое дело, в которое человек вкладывает свою душу, есть творчество.  Человек же, который любит своё дело, свою работу, как Акакий Акакиевич,является творцом
- подобно Отцу нашему, Творцу и Создателю. Ибо он уподобляется, но не стремится противостоять Ему, подобно Николаю Гавриловичу, возомнившему себя богом, судьей
и вершителем судеб.
В первом случае человек по-настоящему счастлив, а во втором - несчастлив,
несчастлив, несчастлив....

"Высшая духовная радость творческой натуры: отвечая только перед самим собой,
завершить им самим избранное дело своей жизни".   /С.Цвейг/
"Творчество - смысл жизни и тайна жизни".         /С.Цвейг/
"Только в творчестве жизнь".        /С.Цвейг/
"Творить - значит убивать смерть".   /Р.Роллан/
"Лучшее наше творение - жить согласно разуму. Всё прочее - царствовать, накоплять богатства, строить - всё это, самое большее, дополнение и довески."   /М.Монтень/
"Творчество - победа над похотью жизни".   /Н.Бердяев/
"У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою
душу он неуловимо, бессознательно вкладывает во всё своё творчество". /Д.Голсуорси/
"Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение."
  /М.Моэм/
"Ущемление творчества является признаком падения человечества".   /Н.Рерих/
"Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, - вы
погибли. Думать нужно только об Искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Всё остальное вторично."    /Г.Флобер/
"Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют".    /А.П.Чехов/

"Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить".     /Н.В.Гоголь/


Рецензии