C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Маленькое путешествие во времени. Из цикла Окно в

Из цикла "Окно в Прибалтику"

          Несколько месяцев  мы не гуляли по старинным улочкам    Вильнюса - после того, как  в ноябре 2020 г. вышло идиотское распоряжение правительства везде и всюду носить намордники, это стало невозможно.  Какие прогулки могут быть, когда задыхаешься под   мокрой тряпкой на лице?  А озираться и нервничать, опасаясь неадекватных штрафов, - это не по мне.  Совершенно избыточная мера,  издевательство над людьми  - в Литве вообще нигде и никогда нет скопления народа, чтобы еще на открытом воздухе носить намордники.   Улицы наших городов малолюдны,
 а в провинции вообще пустынны.  Но куда там, идиотизм зашкаливает! Потому мы по делам всюду подъезжали на машине, а гуляли в лесах или в полях где-нибудь на окраинах города, где вообще нет людей.  Несколько раз, когда хорошо стемнело, выскальзывали из дома и отправлялись пройтись по слабо освещенным окраинным улицам, стараясь не попадаться никому на глаза.  В такие моменты я просто физически ощущала себя сорвавшим жёлтые звёзды с одёжды и нелегально выбравшимся за ограду гетто евреем времён Второй мировой войны...  Впрочем, в нынешние карантинные дни ассоциации с Холокостом возникают у всех мыслящих жителей нашей страны, вне зависимости от того, по какой стороне забора они или их предки оказались в то далёкое время.  Казалось бы – такое не повторится, но нет, повторилось. Только теперь под раздачу попала вся «популяция».  Но об этом я напишу потом, отдельно, не сейчас.

       А сейчас я просто приглашаю вас на небольшую прогулку  по городу.  Наконец-то отменили ненавистные тряпки на лице! Наконец-то можно отправиться погулять  пешком !   Как же мы соскучились…

          Мы идем по сплетению старинных улочек, к доктору Шабаду и его маленькой  посетительнице с кошкой, которой понадобилась помощь.  Каждый раз не покидает ощущение, что это не скультура, а живой человек стоит на площади по ул.Руднинку.  Стоит и улыбается доброй улыбкой, опираясь на палочку. Эта замечательная работа скульптора светлой памяти Ромуальдаса  Квинтаса*  полюбилась горожанам и гостям города. Привет, наш славный  доктор Айболит!  Как ты тут без нас?   Отсканировав QR код, размещённый  на постаменте скульптуры, можно «поговорить» с доктором, узнать его историю.  Но мы-то и сами знаем, что легендарный доктор жил неподалёку, работал в госпитале на Шпитальной улице и в других больницах, с 1912 г. был знаком и поддерживал дружеские отношения   с писателем Корнеем Чуковским, и  именно он  стал  прототипом сказочного доктора  Айболита.   Вовлекая в свою деятельность зажиточных горожан,  он реализовал много проектов  помощи и охраны здоровья малоимущих детей и взрослых – организовывал приюты для сирот, туберкулезный санаторий, снабжение питанием и одеждой,  школьных врачей в школах для бедных, школьные столовые и прочие услуги, которыми пользовались нуждающиеся горожане разных национальностей. Доктор Шабад  был польским сенатором, но участвуя в политике, стал  истинным представителем всех  людей -  ни сионистом, ни левым, ни правым, ни ультрапатриотом какой-либо страны.  Потому, когда он умер в 1935 г., провожали его в последний путь десятки тысяч благодарных виленчан всех национальностей.

           «Памяти доктора Шабада и евреев Вильнюса» - так гласит надпись у подножия скульптуры.  Многочисленная еврейская община города была полностью истреблена во время Второй мировой войны.  Вот здесь, на просторной площади Руднинку, когда-то до войны были узкие улочки и дворы средневекового еврейского квартала.    Во время восстания  1943 года, после которого гетто было ликвидировано, а его обитатели расстреляны у страшных ям в Панеряй или отправлены в лагеря смерти,   эта часть города потерпела значительные разрушения, поэтому по окончании войны на этом месте сформировали площадь.   

        Довольно долго до  комплексной реставрации старого города на стенах домов оставались следы пуль. Стены заштукатурили, и всё забылось?   Нет,  «Стены помнят»!  Так называется проект  уличного графического искусства,  произведения которого  зовут нас в маленькое путешествие в прошлое. Прошлое, наполненное смыслом и счастьем. Ведь в прошлом города был не только Холокост, но и счастливая мирная  довоенная  жизнь, с её повседневными заботами, духовная жизнь, сделавшая Вильно одним из мировых центров еврейской культуры, жизнь, в которой веками рядом уживались люди разных национальностей  и конфессий, и все были нужны друг другу. Хорошо, что людям пришла в голову эта идея. И теперь не только о трагических событиях Холокоста напоминают улочки старого города.  Изображения проекта «Стены помнят» созданы по аутентичным фотографиям мирной жизни евреев Вильнюса, сделанным до Второй мировой войны, и украшают стены старинных домов бывшего еврейского квартала. 
            Это новый вид искусства – интерпретация исторического кадра.  С помощью цифровых технологий дизайнеры разделили изображение на цветные слои, оставив три основных, которые и были нанесены на стены. Проект вышел за пределы Вильнюса, его подхватили и в некоторых других городах Литвы А здесь, в Вильнюсе, со стен старинных домов глядят они на нас, те, о которых помнят древние стены .  Они вернулись…  Здесь, возле сквера Сирвидиса бородатый Мудрец в тяжёлом пальто задумчиво сложил руки на груди .  А вот тут, возле табачной лавки на бывшей Обжорной улице (теперь ул. Месиню) присел отдохнуть усталый лавочник. А базарный торговец с тележкой  увековечен именно на той стене на улице Стиклю (Стекольщиков), возле которой эта фотография и  была сделана.  Мальчишки – газетчики,  горожане, встретившиеся на прогулке застыли на стене ограды французского посольства, а музыканты из еврейской капеллы  остановились  в конце узенькой  ул.  Св. Николая (ныне ул. Шв. Микалояус) в двух шагах от респектабельной  и нарядной Немецкой улицы (теперь Вокечю).  Возле каждого произведения имеется QR код , отсканировав который  можно ознакомиться с историей изображения, посмотреть аутентичную фотографию.   Это такие тёплые, такие необыкновенно живые, объемные  изображения,  что впервые увидев, вздрагиваешь от неожиданности. И только потом понимаешь, что это только изображение…

      А сейчас впервые мы обошли все остановки проекта .  Некоторые видели раньше, но не знали, что в городе есть целый ряд таких работ, объединенных  общей замечательной идеей.

      И, конечно, кульминация нашего похода – недавно открытая в старом городе, на пересечении улочек Лидос и Кедайню потрясающая скульптура гениального скульптора  Ромуальдаса Квинтаса «Водонос» по мотивам творчества жившего в Вильне еврейского поэта Мойше Кульбака .  Это одна из последних работ ушедшего в вечность в 2018 году скульптора. А установили ее только в конце 2020 г. в годовщину смерти Р.Квинтаса, поэтому мы её ещё не видели.  Эта великолепная работа символизирует еврея водоноса, которого жители часто видели на улицах старого  города. За эту тяжёлую работу брались самые бедные –  они набирали воду в реке и доставляли её в лавки и мастерские, в которых не было водоснабжения.

     Мойше Кульбак…  Оказывается, я так мало о нём знала.  Знала, что был такой литератор -поэт, романист, драматург, писавший на идиш, в первой половине прошлого века. Что проживал он когда-то здесь, в Вильне,  в старом городе. Да, и пожалуй всё. А теперь,  после встречи с «Водоносом»   Квинтаса, я обратилась к образу и творчеству Кульбака.  Я узнала, что Мойше (Моисей Соломонович) Кульбак родился в 1896 г. в Сморгони Виленской губернии (ныне Гродненская область Беларуси).  География  его жизни – некоторые города современной Беларуси, включая Минск, Литва -  Ковно, Вильно, несколько лет в Берлине.  Работал учителем и преподавателем в школах, гимназиях и учительской семинарии, суфлёром в театре, ставил пьесы со своими учениками, часто выступал с лекциями и статьями о еврейской литературе. Был избран председателем основанного в 1927 году Всемирного еврейского ПЕН-клуба. Член Союза советских писателей Белоруссии  с момента его основания. В конце 1928 г. вернулся в Минск, где в 1937 году попал под каток сталинских репрессий и был расстрелян. Посмертно реабилитирован  в конце 1956 года.  Вот такая короткая биография. Что же стоит за этими бесстрастными датами? Я обратилась к различным источникам  и узнала, о том, что нигде Кульбак не был так популярен, как в Вильне, и нигде не знали так хорошо его творчество, как здесь – его стихи, поэмы, его прозу.

     По словам Шлойме Белиса (газета «Фолкс-Штиме» 1980 год), влияние и художественное воздействие Кульбака на молодых литераторов в то время было велико и глубоко. Ему подражали, сами того не осознавая. Чтения Кульбака завораживали, они превращались в концерт, гипнотический сеанс, доставляли огромное художественное удовольствие. «Стоило ему только показаться, он уже на пороге становился победителем….. Он набирал полную грудь воздуха и затягивал, завывая, как бы выдыхая душу. Он всегда был в настроении, читал отдельные стихи, фрагменты, и они входили в слушателей навсегда. Каждый раз они уходили, исполненные чем-то ценным, что наполняло душу, обогащало, оставалось в душе навеки. … На его лекциях ученики сидели с открытыми ртами, как зачарованные. Его любимым методом было побуждать учеников к дискуссиям о писателях, произведениях, проблемах искусства. Он сам вставлял несколько слов, когда считал нужным дать спору определённое направление. Он шлифовал свои произведения, шлифовал свою интеллигентность и талант, оберегая как зеницу ока истинно кульбаковское, и шлифовал так же интеллигентность своих учеников».

         Что же значил для Кульбака Вильно?  Это отразилось в его одноимённой поэме – поэтической жемчужине, «в которой запечатлен для будущих поколений дух, живший в виленских еврейских переулках, тихая, скромная ученость, «лучащаяся нищета»,  как бесподобно охарактеризовал это произведение Ш.Белис: «Кульбак писал о Вильно так, будто высекал слова на его старых домах», в его строках столько любви, почтения, что  уже одной этой поэмой  Кульбак вписался в историю города, как его почётный гражданин. 

Ты – псалтырь из железа и глины,
Каждая стена твоя – мелодия, каждый камень – молитва.
Когда в кабалистические улицы льётся лунный свет,
Предстаёт твоя ошеломляющая нагая красота.
Грусть – твоя радость, радость глубокого баса
В промозглой часовне, твои праздники – бдения,
И твоё утешение – лучащаяся нищета.
Точно тихие туманы летом в предместьях.
Ты – тёмный талисман, вправленный в Литву,
Поросший лишайником и серым мхом.
Каждая стена твоя – пергамент,
Каждый камень – священное писание,
Загадочно разложенные и раскрытые по ночам.
Когда на старой синагоге оцепеневший водонос
Стоит и, задрав бороду, считает звёзды.

(Поэма «Вильнюс», перевод В.Асовского) 
 
И вот теперь, считающий звезды водонос, воплощённый в бронзу  гениальным скульптором Квинтасом, встречает нас на перекрёстке  узких улочек. Наверно, это лучшее прочтение Кульбака во все времена. Трудно выразить словами восхищение этой работой.

         В 2019 г. была открыта ещё одна работа Р. Квинтаса , посвящённая памяти легендарного литвака, канадского поэта, певца и автора песен Леонарда Коэна , умершего в 2016 г. в США**.  Это первая в мире скульптура, посвящённая певцу. Эту работу нам не удалось увидеть – она расположена в закрытом  дворе кафе «Gabi» на приватной территории, кафе сейчас закрыты на карантин. Поэтому никакой возможности увидеть вживую эту прекрасную работу не было. Мы только полюбовались на закрытые тяжёлые ворота по ул. Св. Миколо.  ***.

Мы отправляемся домой. Маленькое путешествие по времени завершается. 

*    О скульпторе Р.Квинтасе и его работах я уже писала в миниатюре «Траурная ленточка у доктора Айболита»
http://proza.ru/2018/10/22/1773

**   для тех, кто никогда не слышал о Леонарде Коэне – достаточно послушать только одну его песню   Dance Me to the End of Love , чтобы он навсегда остался в  сердце

http://www.youtube.com/watch?v=NGorjBVag0I

*** В октябре 2022 года эта работа Р.Квинтаса нашла своё постоянное место в старом городе недалеко от  Вильнюсской хоральной синагоги в сквере возле пересечения улиц Лигонинес и Пилимо.  Родившийся в Монреале в 1934 года выдающийся исполнитель был связан с Литвой по происхождению – его мать Маша Клоницки  была дочерью известного Виленского раввина Соломона Клоницки, а дед со стороны отца, Лион Коэн, основатель Канадского Еврейского конгресса, также родился в Литве, в Будвечяй Вилкавишского района.  И теперь скульптура, изображающая Л.Коэна, вместе с «Доктором Шабадом»  и «Водоносом»  Р.Квинтаса образуют своеобразный треугольник, увековечивая еврейское наследие.  Это последняя работа скульптора, он её не успел закончить, работу завершил его ученик Мартинас Гаубас.

Фотоколлаж автора


Рецензии
День добрый, Эми! Как здорово Вы описали это "чумное" распоряжение властей надеть на всех людей намордники!
Первый раз приехал в Литву в 1969 году, в командировку в вильнюсский институт физики, тогда же побывал и в Каунасе. Одно из ярких воспоминаний посещение музея чертей, открытого после смерти художника Антанаса Жмуйдзинавичюса в его доме. Привез оттуда деревянную резную фигурку чёрта и она висит у меня на дверке бара, напоминая о той поездке. В середине 70-х с огромным удовольствием прочитал книги литовского писателя Витаутаса Бубниса, "Жаждущая земля" и "Три дня в августе". Писатель с талантом равным таланту Вилиса Лациса и Максима Горького. А еще сравнил бы его с Кнутом Гамсуном.
В Вильнюс в командировки ездил еще много раз, но возможности побродить по городу было не так много. Всегда бросался в глаза более высокий уровень культуры.
Спасибо за отличную экскурсию, Эми! :-)))

Николай Таурин   11.03.2024 11:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за интересный отзыв
Вы тогда много интересного увидели в Литве и читали прекрасных писателей
Я бы сюда еще добавила прозу великолепного Юозаса Балтушиса

Объекты, описанные в этой миниатюре появились уже в теперешнее время.
Вильнюс после войны восстанавливался постепенно, в 70- е годы были проведены основательные комплексные работы в Старом городе, были проведены все коммуникации, но сохранен старинный облик. А новые районы отличались удобством и гармонично вписывались в окружающую среду. За то и не раз были отмечены высшими государственными наградами СССР.
О том как восстанавливвалась и строилась Прибалтика и Калининградская обл. как раз в те годы у меня в документальной повести " Проложи свою дорогу" (первую часть "Долгое эхо детства" вы читали).
Начало тут
http://proza.ru/2018/03/26/1189

Вдруг как- нибудь будет время и желание - загляните

Эми Ариель   11.03.2024 12:26   Заявить о нарушении
Загляну, обязательно! Еще вот вспомнился эпизод. Опаздывал в аэропорт, выскочил из гостиницы, на остановке спрашиваю у стоящих там людей, на каком транспорте мне быстрее до аэропорта добраться. Все откликнулись и начался спор, на чем лучше ехать, потом женщина постарше берет меня за руку — пойдемте я отведу вас на другую остановку, а то объяснять, как туда пройти, больше времени займет. :-)))

Николай Таурин   11.03.2024 12:44   Заявить о нарушении
Правильно поступила женщина. В аэропорт тогда было немного маршрутов и, возможно, вы жили в таком месте, что необходимы были пересадки.

Эми Ариель   11.03.2024 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.