de omnibus dubitandum 118. 621

ЧАСТЬ СТО ВОСЕМНАДЦАТАЯ (1917)

Глава 118.621. БЮРО ИЗ ПЯТИ ЛИЦ…

    В соответствии с решением Временного правительства от 23.04.1917 г. «О рабочих комитетах заведений» на Николаевской железной дороге (как и на других дорогах) был создан Исполнительный комитет, постановлением которого был уволен начальник дороги Г.Н. Невежин, инженер путей сообщения, выпускник 1901 г. Института инженеров путей сообщения.

    Начальником дороги был назначен инженер путей сообщения В.П. Юрченко, а через полгода – инженер И.Я. Манос.

    Такая чехарда не способствовала нормализации работы железной дороги.

    Временное правительство в конце июля 1917 г. созвало первый Всероссийский съезд железнодорожников, где был создан Всероссийский исполком железнодорожников (Викжель), которому подчинили исполкомы всех железных дорог. Викжель не принял Октябрьскую революцию и угрожал проведением забастовок и саботажами.

Документ №1

    Обращение совещания руководства Николаевской железной дороги к рабочим и служащим с призывом не участвовать в забастовке, организуемой ВИКЖБЛем
{ВИКЖЕЛь (Всероссийский Исполнительный комитет Союза железнодорожных рабочих и служащих) был избран Всероссийским учредительным съездом железнодорожников в Москве 25 августа 1917 г. В комитет вошли девять левых эсеров, четыре правых эсера, один примыкающий к ним, три народных социалиста, шесть меньшевиков-оборонцев, один меньшевик-интернационалист, два межрайонца, два большевика, один им сочувствующий, одиннадцать беспартийных.

Председателем ВИКЖЕЛя был левый эсер Малицкий, ведущими деятелями - народный социалист В.А. Плансон, левый эсер М.Ф. Крушинский, правые эсеры - Гар, М.Д. Орехов.

Из 40 членов ВИКЖЕЛя 10 были рабочими, остальные - инженерно-техническими работниками и служащими.

Тогда 12 декабря 1917 г. советское правительство созвало Чрезвычайный всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых (съезд состоялся в Большой физической аудитории Института инженеров путей сообщения).

На заседании съезда В.И. Ленин выступил с призывом поддержать решения правительства. Съезд принял резолюцию о полном доверии правительству и его действиям в области транспорта}.

    31 октября 1917 г.

    Всем служащим, мастеровым и рабочим Николаевской железной дороги.

    27 октября нами было получено уведомление Викжель о назначении им Бюро из пяти лиц для Управления Министерством Путей Сообщения, и тогда же Исполнительный Комитет Николаевской железной дороги сообщил о выделении из числа своих членов Бюро, наделенного Центральным Комитетом широкими полномочиями по Управлению дорогою {Вечером 26 октября А.С. Бубнов от имени Совнаркома предложил ВИКЖЕЛю ввести своих представителей в коллегию Наркомата путей сообщения, но получил отказ. ВИКЖЕЛь разослал по всем железным дорогам телеграмму о принятии на себя руководства ведомством путей сообщения до создания нового правительства, ответственного перед полномочными органами всей революционной демократии. Для управления Министерством путей сообщения он создал Бюро из пяти членов: трех эсеров и двух меньшевиков. 30 октября собрание чиновников министерства постановило, прекратить работу, ввиду сложившейся политической обстановки  (Метелъков П.Ф. Железнодорожники в революции. Февраль 1917 - июнь 1918. Л., 1970. С.261, 294)}.

   

**) ЛИВЕРОВСКИЙ Александр Васильевич (?)(1867-1951) - руководитель строительства Кругобайкальской и Восточно-Амурской железных дорог, с 1916 г. начальник Управления по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения, в 1917 г. с 7 марта товарищ министра и с 25 сентября министр путей сообщения Временного правительства. После штурма Зимнего дворца посажен в Петропавловскую крепость. В ноябре освобожден, отверг предложение наркома путей сообщения М.Т. Елизарова принять техническое руководство наркоматом и вступил в подпольное Временное правительство. В 1922-1923 гг. консультант на достройке Черноморской железной дороги. С 1924 г. профессор Ленинградского института путей сообщения, участник разработки схемы строек Первой пятилетки и проекта Московского метрополитена. В 1933 г. ложно обвинен во вредительстве, условно осужден. С 1939 г. заместитель директора Института мерзлотоведения Академии Наук СССР, в блокаду Ленинграда проектировал Дорогу жизни по льду Ладожского озера. Генерал-директор пути и строительства III ранга, награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени.

    Исходя из того положения, что за арестом министра путей сообщения** в управление Министерством должны вступить его прямые заместители - товарищи министра, что со стороны Викжеля имеется налицо попытка к захвату не принадлежащей ему, как центральному органу профессионального союза, власти министра и, что такая же незаконная попытка к захвату сделана и, Исполнительным комитетом нашей дороги, совещание в составе начальника Николаевской дороги, его помощников, начальников служб, частей и отделов и их помощников обратилось 28 октября к Викжелю, Министерству, ко всем дорогам, а также в Исполнительный комитет с телеграммами следующего содержания:

«Викжель на №П/1159 от 27 октября, копия ЦП, ЦА, ЦЭ, ЦТ, ЦХ, по всей сети РН, Н и начальствующим.

    Ввиду телеграммы о назначении Викжелем Бюро из пяти лиц для управления Министерством путей сообщения, Совещание в составе начальника Николаевской жел. дороги, его помощников, начальников служб, частей, отделов и его помощников, считаясь с фактом ареста министра путей сообщения, признает, что, распорядительная власть по ведомству преемственно перешла к законным заместителям министра, в лице товарищей министра и далее в порядке старшинства. Только распоряжения указанных законных представителей власти Совещание, как местный орган Управления дороги, признает для себя обязательным и будет ими руководствоваться. Принятая ныне Викжелем линия поведения, клонящаяся к захвату власти в центральном управлении Министерства путей сообщения и на дорогах органами Союза, никоим образом не соответствует его заявлениям в телеграммах о том, что он отмежевывается от бунтовщического движения большевизма. Заявление Викжеля об организации Бюро по управлению ведомством Совещание считает упомянутой попыткой к незаконному захвату власти и распоряжения Бюро для себя обязательными не признает. По уполномочию Совещания
Начальник Николаевской дороги Манос*.

*) МАНОС Иван Яковлевич, инженер путей сообщения, начальник Николаевской железной дороги. 27 октября 1917 г. в телеграмме ко всем железнодорожникам призвал поддержать Временное правительство и помочь А.Ф. Керенскому восстановить порядок. Позднее преподаватель в Ленинграде.

    Исполнительный комитет Николаевской жел. дор. на № 5702, копия всем местным и порайонным комитетам по всей линии и ветвям и всем начальствующим.

    Ввиду телеграммы Викжеля об организации Бюро по управлению министерством, Совещание в составе начальника дороги, его помощников, начальников служб, частей Отделов и их помощников сочло своим служебным и гражданским долгом дать Викжелю следующую телеграмму (повторяется содержание приведенной выше депеши). Сообщая о настоящем, Совещание доводит до сведения Исполнительного комитета и всех служащих дороги, что власть на дороге принадлежит начальнику дороги, остальным начальствующим в пределах полномочий каждого. Образование Бюро и его заявление об обладании им неограниченными полномочиями Совещание считает попыткой к незаконному захвату власти на дороге органом союза, оставаясь при исполнении своих обязанностей, распоряжения этого Бюро для себя обязательными не признает. Настоящую телеграмму просьба объявить всем служащим, мастеровым и рабочим.
По уполномочию совещания, начальник дороги Манос. № 44810 от 27/Х».

    Телеграммы были сданы на телеграфную станцию Петроград-Николаевский вокзал 28 числа вечером, но по сообщению заведующего станцией были взяты одним из членов Бюро, переданы Викжелю и оттуда не вернулись.

    Таким образом, Совещание лишено было возможности по телеграфу и своевременно обратиться к служащим с тем заявлением, которое члены Совещания считали своим долгом сделать.

    В данное время стало известно, что и Бюро Николаевской дороги стоит на точке зрения насильственного воспрепятствования администрации высказывать публично свое мнение по вопросам тактики Викжеля, каковое обстоятельство поставило Совещание в еще более затруднительное положение в деле сношения с личным составом дороги.

    Принимая по сему способом обращения к линии уже не телеграмму, а воззвание, члены Совещания заявляют: зажимание рта одной группе граждан другою и лишение ее возможности поделиться со своими сотрудниками мнением по текущим животрепещущим вопросам чрезвычайной важности является актом грубого насилия, против которого мы протестуем самым категорическим образом.

    Мы считаем, что в переживаемый момент служащие дороги ждут голоса старших руководителей дела, интересуются их мнением и молчание администрации может быть истолковывают как уклонение ее от активного участия в жизни дороги.

    Но администрация не молчит, ей зажимают рот, к ней применяют жандармские приемы запрета свободно и публично высказывать свое мнение, прием, так хорошо воспринятый большевиками от старого режима. И не только в этом приеме, но в целом ряде фактов выявляется определенно большевистский метод действий Викжеля и его местных органов.

    Крича о своей нейтральности в политической борьбе партий, заверяя кучей телеграмм о добрых своих намерениях всячески бороться против кровопролития и междоусобной войны, викжелисты на деле способствуют успеху большевиков {ВИКЖЕЛь занял нейтралитет в схватке большевиков с Временным правительством, но 29 октября, угрожая всеобщей железнодорожной забастовкой, предложил руководству большевиков переговоры о создании однородного социалистического правительства (от народных социалистов до большевиков). Сторонники Временного правительства осудили переговоры как подыгрывание большевикам. 30 октября делегаты ВИКЖЕЛя предложили А.Ф. Керенскому перемирие с большевиками, но он отказался. На переговорах в Белом зале Министерства путей сообщения председателем делегации ВИКЖЕЛя был В.А. Плансон, большевиков и левых эсеров возглавил председатель ВЦИК Л.Б. Каменев. Главою правительства делегация ВИКЖЕЛь предлагала назначить эсеров В.М. Чернова или Н.Д. Авксентьева, без участия в правительстве Ленина, Троцкого и Керенского. После капитуляции Краснова, Ленин и Троцкий добились срыва переговоров, чем вызвали первый после прихода к власти кризис большевистского руководства: в знак протеста Л.Б. Каменев ушел с поста председателя ВЦИК, В.П. Ногин, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.А. Теодорович - из Совнаркома, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин - из ЦК РСДРП(б)}.

    Захватив власть в Министерстве, что уже само по себе является актом, вполне совпадающим с лозунгом, во имя которого в Петрограде был произведен переворот, с лозунгом «Вся власть Советам», Викжель принимает активное участие в борьбе, говоря: «Все передвижения КАЗАЧЬИХ ВОЙСК (выделено мною – Л.С.) на Петроград немедленно приостановить».

    Якобы отмежевываясь от Военно-Революционного Комитета, викжелисты на Николаевской дороге вместе с тем требовали от начальника станции дать помещение на вокзале комиссару того же военно-революционного комитета {Петроградским ВРК 29 октября был назначен комиссар Николаевского вокзала Петр Григорьевич Лебит (1890-1949), большевик с 1905 г. Желая сломить сопротивление отправке воинских эшелонов, он арестовал 2 ноября без ведома ВРК Исполком Николаевской железной дороги, являвшийся сторонником ВИКЖЕЛя, руководство дороги и телеграфистов (Петроградский Военно-революционный комитет. Сборник документов и материалов. М., 1966. Т. 2. С. 529-530; Лебит П.Г. Октябрь на Николаевской железной дороге // Петроград в дни Великого Октября. Воспоминания участников революционных событий в Петрограде в 1917 г. Л., 1967. С. 445-453)}.

    Объявляя себя сторонниками социалистического большинства, они в то же время заявляют о своих соглашениях и переговорах с большевиками, с которыми никакое соглашательство для честного человека, к какой бы политической партии он не принадлежал бы, невозможно.

    В газете же «Мысли железнодорожника» № 27 совершенно определенно заявляется о контактах с Военно-революционным комитетом (см. фото) и Советом Р и СД.

    Вот как до сего времени ведет себя Викжель, официально умывающий руки в происходящем, чтобы удобнее было, быть может потом, приветствовать победителя.

    Но не преступно ли даже говорить о нейтральности по отношению к партии большевиков, безразличие к которым иметь место не может и должно. Неужели вы, железнодорожники, не поймете, что в такой момент нейтральным быть нельзя, что нужно выбрать, между большевиками и Временным правительством и что выбор тут не труден.

    Сейчас, граждане, Вас призывают к забастовке, Вам говорят - остановите движение, поддержите этим требованием не только прекратить братоубийственную войну, но и образовать для управления страной социалистическое министерство, отражающее все оттенки социализма от большевиков до народных социалистов включительно. Только такой организации, которая будет настаивать на образовании правительства указанного состава, Викжель обещает за Вас активную поддержку. Вдумайтесь, чего требуют от Вас.

    От Вас хотят забастовки политического характера, за Вас решают вопрос о Ваших политических убеждениях, за Вас говорят, что Вы не только «хотите видеть большевиков в составе органа, долженствующего временно управлять страною, но что Вы требования свои поддержите остановкой движения на железнодорожной сети.

    Кто дал Викжелю право говорить за всех железнодорожников в вопросах совести и политических убеждений, кто дал право навязывать всем Вам определенную политическую платформу? Такого права у Викжеля нет.

    Раздаются голоса, что мы не можем рассуждать - нужна ли в данный момент забастовка. Ее признал Викжель и когда он укажет час, она должна состояться.

    Исполнительный Комитет Николаевской железной дороги уже встал на эту точку зрения и дал телеграмму о подготовке дороги к забастовке путем образования стачечных комитетов.

    Мы, подписавшие это обращение, считаем, что решать так вопрос первостепенной государственной важности свободные граждане права не имеют.

    Мы считаем, что наш железнодорожный союз не есть союз определенной политической платформы, считаем, что Викжель, не отмежевавшийся от большевиков, не выражает даже и политической платформы большинства железнодорожников, мы считаем, что предлагаемая им забастовка есть в данный момент преступление перед родиной и перед армией, с оружием в руках стоящей против врагов и ожидающей от нас поддержки.

    Мы знаем, что армия нуждается в продовольствии, нуждается в материальных средствах, что армия находится в тягчайшем положении и мы говорим, что забастовка сейчас - предательство перед армией и перед родиной.

    Особенно забастовка должна быть осуждена перед самым Созывом Учредительного Всероссийского Собрания, единственно полномочного решать вопросы о составе власти.

    И мы забастовки не поддержим, мы будем ей противодействовать всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.

    Мы призываем и Вас отвергнуть забастовку и осудить ее в данный момент как преступление. Мы надеемся, что наше заявление встретит сочувствие со стороны широких масс железнодорожников, ибо, несмотря на запрещение Викжеля передавать по телеграфу постановления для него [...] {Из-за дефекта документа текст отсутствует} возможности разобраться безпристрастно в происходящих событиях, некоторые из таких постановлений стали известны.

    Итак все, как один, встанем на поддержку Правительства, идущему к Петрограду для обуздания мятежников, для водворения порядка, для избавления граждан от резни и насилий {По приказу А.Ф. Керенского 26 октября для восстановления власти Временного правительства III-й конный корпус генерал-лейтенанта П.Н. Краснова двинулся на Петроград, 27 октября занял Гатчину, 28 октября - Царское Село, 30 октября вышел к Пулковским высотам, но после боя отступил в Гатчину и 1 ноября сдался большевикам. А.Ф. Керенский скрылся в подполье}.

31 октября 1917 года.

Совещание в составе Начальника Николаевской дороги и его помощников, Начальников служб, частей и отделов дороги и их помощников.

ЦГАСПб. Ф. 7034, on. 1,д. 1, л. 2-3. Заверенная копия. Машинопись.


Рецензии