Чистилище или просто сны

Недавно перечитал роман «Бесы». До этого я его осилил во времена начала горбачёвской Перестройки, когда, как мы все помним, наступили времена Гласности и Демократизации нашего общества. Я тогда с головой ушёл в Достоевского и прочёл все его романы. При этом  я аккуратно выписывал понравившиеся мне кусочки своим мелким почерком. Мне очень нравилось это делать, - меня это как-то успокаивало и умиротворяло. Жил я в мирном городе Ереване, когда там ещё не начались карабахские события, и ничто не предвещало начала будущих катаклизмов. Стояла весна 1986 года. Я работал с геодезистами, в качестве простого рабочего. Мне моя работа не нравилась, но она была полезна для моего психического здоровья. Это я сейчас понимаю, а тогда не понимал. В те времена нельзя было не работать и быть тунеядцем. Трудовая книжка должна была где-нибудь «лежать», и должен был идти трудовой стаж... А Достоевский мне помогал улетать мысленно в другие измерения, и мне очень нравились все это разговоры между персонажами и их размышления. Было мне тогда девятнадцать лет, и в армию меня не забрали по причине высокой близорукости.  Я жил полностью в нереальном мире своих странных грёз и юношеских мечтаний. И, честно говоря, мне очень хотелось бы вернуться в это наивное и загадочное время, и снова пройтись по многолюдной улице имени композитора Комитаса, где я тогда жил. Иногда это бывает во сне, когда моё «Я» покидает физическую оболочку и отправляется в очень странные миры, пронизанные ярким цветом и душами умерших или ещё не родившихся людей. Возможно, что это Чистилище, а возможно – это просто сны, и порождения моего головного мозга…


Рецензии