Об аскетизме

Тема аскетизма, безусловно, заслуживает внимания. Человек, вставший на путь полной аскезы, вызывает у меня как минимум железное уважение, а как максимум - трепетное восхищение. Хотите спросить, почему? Ну, на самом деле, мне эта тема очень близка. Когда-то даже были мысли быть целомудренным всю жизнь и вести аскетический образ жизни, стать эдаким «монахом в миру». Конечно, желание максимальной сепарации от общества и глубокое разочарование в мире как раз накладывалось на все это. Правда, желание быть «не таким как все» и превознестись над остальными именно в своем аскетизме и зож-фанатизме были вызваны юношеским максимализмом, а также раздутым эго, гордыней. Я не стыжусь самого себя и легко могу откровенно сказать, в чем мои слабости. Да, я встал на путь духовного саморазвития, это правда. И я не схожу со своего пути. Просто, по мере взросления из юноши во взрослого человека, происходила так называемая «переоценка ценностей», критический пересмотр идеалов и взглядов на жизнь в целом. Главная ошибка начинающих аскетов – их желание стать чем-то лучше других, как бы подняться «духовно» над другими людьми. И как бы ни практиковался наш аскет в своих практиках, он так и не научиться понимать людей, постигать любовь, дружбу, мир во всем его великолепии, вообще жизнь во всех ее проявлениях. Такой вот, фанатично заявляющий о своей «духовности», по факту обманывает сам себя. И свой аскетизм он всячески выставляет напоказ, чтобы другие это увидели и оценили. То есть, уже это по-сути не подлинный аскетизм, а карикатура на него, подделка, лицемерное ханжество. На самом деле, настоящий аскет просто тихо наедине с собой практикует свои духовные упражнения и никак не зависит от того, что скажут люди. В общем –то ему, по большему счету, глубоко чужды все эти сравнения с другими, показ себя как «просветленного» и не от мира сего. Когда мы стремимся что-то доказать другим, какие мы правильные и «прозревшие», то это уже все те же социальные игры. Настоящая духовность кроется там, где уже не нужно ничего никому доказывать, так как ты верен себе и своему пути, а мнения вокруг о тебе никак не влияют на твое внутреннее состояние. Поэтому, по-настоящему духовных и мудрых в высшем смысле этого слова очень мало. И я сам себя к ним не отношу. Более того, даже тот факт, что я не пью и не курю, никак не делает мне некую привилегию считать себя чем-то лучше других. Во-первых, здоровый образ жизни уже не является таким уж маргинальным явлением, все больше людей всех возрастов стали заниматься спортом, отказываться от вредных привычек. Во-вторых, этот факт «не пью, не курю» еще не означает, что сам по себе человек добрый, открытый, честный и с ним приятно общаться по-душам.  Раньше я думал, что все в мире делиться на черное и белое, как бы есть прозревшие умники, зож-ники, аскеты, а есть ведущие «аморальный образ жизни» обыватели, которые достойны презрения. Как же я ошибался! И как это сильно ограничивает наше мировосприятие, мы отсекам себе возможность переживать совместные эмоции с другими людьми, творить красоту и добро вокруг. То же творчество как раз одна из составляющих моей жизни. Также и общение с людьми, без которого мне было бы очень  тяжело. Хотя я и люблю побыть наедине с самим собой, но без общения с родными, хорошими друзьями и знакомыми я не представляю свою жизнь. А что касается социопатии, мизантропии, «духовной гордыни» и вообще высокомерия – это все неприятно не только окружающим, но и разъедает нашу душу изнутри. Нарциссичный или эгоцентричный человек сам страдает от своей внутренней злости на других, утешая себя тем, что «меня не понимают» и «общество больное». Но это все путь в ничто! Никакого просветления здесь не наступит, лишь жалкое существование в своем «футляре» или «скорлупе», которые мы себе создаем от духовной лени и боязни взаимодействовать с другими людьми. Человеку нужен человек – это очень важный постулат, который я усвоил. Полная зацикленность на своем «Я» и безразличное отношение к миру делает нас несчастными, депрессивными, пессимистичными. При чем, не обязательно погруженный в свой внутренний мир интровертивный человек является нарциссом, также как общительный со всеми экстраверт не обязательно будет дружелюбным и  добродушным.  Ведь есть мечтатели и фантазеры, вполне себе приятные в общении, пускай они и не уверенны в себе, смущаются при скоплении в компаниях. Есть в этом свое очарование, желание получше раскрыть человека и при этом раскрыться ему в ответ. Но и чересчур общительный, строящий из себя «мачо» и лидера экстраверт, по-факту может оказаться весьма циничным и использующим других лишь как средства для достижения цели, «обрастание связями» для карьеры и т.д. Четких разделений по психологическим типажам здесь нет. Хотя для меня уже очевидно, что озлобленные на мир и на людей циники, крайние пессимисты, мизантропы, понтующиеся деньгами, кичащиеся кучей дипломов и достигшие «80 левела духовности» - все это заблудшие души, потерявшие смысл жизни и пытающиеся прикрыть свое нежелание открыться любви и жизни своей «успешностью», «духовностью» и разочарованностью в людях.

Итак, аскетизм вещь хорошая. Только,  либо его неправильно понимают, либо напрочь отвергают, не пытаясь вникнуть в суть. Первый случай мы уже разобрали. Теперь поговорим о том, что мы можем понимать под аскетизмом. Аскетизм в религиях нужен как практика для обуздания плоти и достижения самодисциплины, самоконтроля, победу над страстями. Тут это может пониматься как способ сближения с Богом, достижения просветления, освобождение уже при жизни от пут материального мира. Хотя мне, как светскому человеку, не чужд простой умеренный аскетизм как практика воздержания от чего-либо, контроль над желаниями и влечениями, довольствие малым, минимализм как образ жизни, отказ от потребительства. Также мне нравится философия античности, где как раз идеалом считается гармоничная личность, в центре которого стоят интеллектуальные и нравственные добродетели вместе со здоровьем, эстетикой тела. «В человеке должно быть прекрасно все» - как говорил Чехов. Одетый в лохмотья и дурно пахнущий хиппи, постигший под ЛСД «высшую истину», мне также неприятен, как и помешанный на «успешности» материалист, для которого смысл жизни в деньгах и телесных удовольствиях. И, да простят мне мое морализаторство, неприятно будет общаться с накуренной клубной мадам, одетой как «девушка с пониженной социальной ответственностью». Но и кичащаяся своей «йоганутостью», веганством и «уникальной индивидуальностью» особа не вызывает уже никаких симпатий, даже если внешность будет приятной. В общем, не вижу я истинного величия там, где нет простоты, доброты и правды – как говорил мой любимый  философ-аскет Лев Толстой, о котором я еще напишу отдельную статью. Лично для меня близок именно гуманистический, философский, творческий аскетизм. Это подразумевает не только самодисциплину и воздержность в страстях, аффектах. Подавление энергии – тупиковый путь, особенно когда она хлещет через край. Свою нерастраченную доброту и позитив хочется передавать другим как через общение, так и путем творчества. При этом ты реально наслаждаешься жизнью, хотя и не гедонист. Даже идейно противостоя обществу потребления и массовой культуре, можно при этом находить радость в простых вещах, в природе, душевном общении, музыке, искусстве, спорте, путешествиях. В чем-то тут есть сходство с эпикурейством, подразумевающим удовольствие от жизни в полезных занятиях, мудрых беседах, физическом здоровье, трезвости ума, отсутствии тревог и бесстрашии перед смертью. Еще бы я добавил, что аскетизм должен проявляться и в том, что ты воздерживаешься не только от алкоголя, случайных беспорядочных связей (ну вы поняли о чем я), но и от агрессии, применения силы, желания мстить «обидчикам» и в целом даже скрытой злобы на мир. Вряд ли я проникнусь уважением на человека,  поднявшего кулак на оскорбившего его словами незнакомца. Тот, кто идет на применение насилия и не умеет пропускать мимо себя нападки от прозябающих в невежестве людей, сам по – сути на таком же уровне с ними. Поэтому, пацифизм и стойкость перед нападками внешнего мира есть признак внутреннего мужества, зрелости духа. В идеале вообще нужно достигать некоего высшего сострадания, снисхождения к вашим «врагам» и просто недоброжелателям. Но к этому мне еще идти и идти! Мой совет вам - научитесь не вступать в конфликты и вообще не втягиваться в социальные игры, в которых вы все равно проиграете, как и те, кто вас  втянул туда. В бешеных гонках  этой конкурентной борьбы за «теплое место под солнцем», «успешный успех», внимание девушек, оценку общества  и прочих соблазнах нет победителей, так как «победа» в этих играх дается ценой отречения от своей совести, честности, достоинства, благородства.  Как говориться, все это «суета сует» и не стоит этому придавать значение. Оставаясь жить в обществе, важно быть в то же время свободным от иллюзий и не поклоняться идолам. Счастье и умиротворение в умеренном аскетизме, в творчестве, в высшем душевном общении, медитации, созерцании, приобщении к высшим достижениям культуры.


Рецензии