Транспорт будущего для города

Жора Почтальон размышляет.

Транспорт будущего для города.

Наш Жора пишет не только Дневники, он иногда размышляет. В какой-то момент его заинтересовали вопросы развития пассажирского транспорта. Только на дорогах России за последний год погибло в автокатастрофах более 15 тысяч человек. Что делать? Жора предлагает три подхода к этой теме. В основе этих вариантов одна мысль – необходимо разделить потоки пешеходов и транспортных средств не только бордюром и знаками дорожной разметки, но и более эффективным способом. Представленные  варианты решения вопроса прорабатывались в логической последовательности от простого к более сложному, или, даже, к менее сложному, но более определенному видению технических перспектив. Мы сознательно не стали убирать повторы, чтобы показать ход мысли Автора.

Вариант 1. Микробус

В августе 2020 года в Москве ликвидировали последний троллейбусный маршрут. 85 лет этот вид общественного транспорта служил горожанам. На замену пришли электробусы с их недостатками, в том числе и с высокой стоимостью  эксплуатации. Кому придется оплачивать эти дополнительные затраты? Ответ ясен. А как долго электробусы смогут удержаться на улицах столицы? Время покажет…

Но вот пандемия вируса ковид-19 уже показала, что, ни один вид общественного транспорта не может обеспечивать необходимую безопасность пассажиров от возможного заражения.

Какие виды пассажирского транспорта в условиях пандемии наиболее безопасны? Ответ на поверхности – это личные автомобили и обычное такси, при условии наличия перегородки между водителем и пассажирами и обработки салона после высадки очередных  клиентов. Дополнительным преимуществом такси является доставка пассажиров от подъезда до подъезда. Недостатков у такси тоже хватает, и один из них это необходимость двигаться по дорогам общего пользования с их перегрузкой в часы пик.

Давайте пофантазируем. Садимся в особое такси, назовем его «микробус». Он выезжает со двора. Попадает на разгонную полосу, набирает скорость в 70 километров в час, и по пандусу выезжает в основной путепровод в разрыв между движущимися там другими подобными микробусами . В основном путепроводе микробусы не останавливаются и движутся с максимально возможной скоростью, которая варьируется в небольших пределах. Микробусы могут собираться в составы для уменьшения сопротивления воздуха. Для съезда с основного путепровода состав разрывается с двух сторон и микробус выезжает на полосу замедления.  Электроэнергия с токоприемников приводит микробус в движение и подзаряжает вспомогательный аккумулятор. Водитель микробуса  отдыхает до момента съезда с основного путепровода по пандусу на необходимом участке маршрута. Производится снижение скорости. Ни тебе перекрестков, ни тебе светофоров. За считанные минуты пассажир на месте и доставляется до точки назначения при помощи электродвигателя и вспомогательного аккумулятора. После автоматической дезинфекции пассажирского салона  микробус  снова готов принять клиентов.

Уточняем некоторые технические детали. Что такое «основной путепровод»? Предположим, что это рельсы, типа трамвайных, оборудованные стрелками для приема в разрыв потока микробусов без торможения других  транспортных средств. Скорее всего, такой вариант не является оптимальным. А может это одноколейная полоса из  стали или других материалов, ограниченная боковыми направляющими. Микробус  рассчитан на вместимость от двух до шести пассажиров, выполнен из пластика и алюминия,  обладает минимальным весом. А, следовательно, путепроводы для них возможно соорудить по облегченной технологии и разместить на столбах над дорогами и пешеходными зонами. Отдаленными аналогами таких путепроводов являются детские настольные автодромы и американские горки. В отдельных вариантах таких горок скорость развивается до 160 километров в час.

Закрепив  идеи в тексте, Жора ознакомил с ними своих друзей. По их реакции стало понятно, что острота вопроса и способ его решения не нашли отклика. Одной из причин этого, как решил Автор, является сложность изложения. Поэтому создается следующий вариант.

Вариант 2. Минитрамвай

Общественный транспорт в жизни  любого города имеет большое значение. Существующие  доставки пассажиров имеют свои положительные и отрицательные стороны. В детали  вдаваться не будем, а просто подумаем, какие можно сделать выводы по результатам эпидемии  вируса ковид-19 в 2020 году.

Выводы неутешительные… На данный момент любой вид общественного транспорта представляет просторную кабину, в которой одним «чихом» можно заразить большое количество людей. Еще до начала эпидемии наблюдались случаи высадки чихнувшего пассажира его бдительными попутчиками. Без скандалов  при этом не обходилось.

Такой фактор своевременно просчитали и, при объявлении карантинных мер под названием «самоизоляция»,  пользование  общественным транспортом просто-напросто запретили. Владельцы личных автомобилей этого  и не заметили. Даже, наоборот, на дорогах вследствие отсутствия автобусов, троллейбусов, трамваев стало немножко свободнее.

А что делать «безлошадным»? Как добираться до места работы на объектах обеспечения функционирования городского хозяйства и экстренных служб? Как попасть в поликлинику, или аптеку? Как навестить пожилых и больных родственников? Каждый решал эти вопросы по - своему. Автор этих строк чаще стал пользоваться личным автомобилем, мотоциклом, велосипедом, или просто ходить пешком. Полезно для здоровья, но не всегда удобно.

Какой выход? Пользоваться такси, но не все могут себе это позволить. Наступило время пофантазировать. Представим себе минивагончики трамвая, в которых только по два- три посадочных места. Такие минивагончики собираются в поезда и движутся по маршруту. Что напоминает такой трамвайный поезд? Совершенно верно – вагончики американских горок. После доставки пассажира в таком минивагоне проводится мощная вентиляция с дезинфекцией, и транспорт готов к приему следующих клиентов. В техническом плане такие минивагоны сделать достаточно просто, и они будут следовать на сцепке за вагончиком, в котором сидит вагоновожатый. Возможно сделать и обычный трамвайный вагон, разделенный на секции с отдельными дверьми. Но все это экономически невыгодно. Как повысить рентабельность и технические характеристики минитрамвая, опираясь на современные технологии?

Шаг 1. Договоримся о термине «минитрамвай». Минитрамвай - это  вагончик на три посадочных места. Или, на одно – два посадочных места с грузовой площадкой для перевозки детской коляски, а также других грузов. Движется минитрамвай в беспилотном режиме. Клиент оплатил проезд карточкой, или жетоном, выбрал необходимую станцию, и поехал. Такое возможно? Возможно, уже автомобили по дорогам ездят в беспилотном режиме, но по-прежнему дорого.

Шаг 2. Для упрощения автоматической системы управления, а, следовательно, ее удешевления и повышения надежности, полотно для движения минитрамвая поднимаем над поверхностью земли на опорах. Это не вызовет больших трудностей, так-так вагоны минитрамвая, в отличие от обычного трамвая, намного легче. Над пешеходными зонами полотно поднимаем на высоту 2 – 3 метра. На пересечениях с автомобильными дорогами еще выше. Весьма заманчиво трассу минитрамвая прокладывать над тротуарами. Пешеходы только выиграют во время дождя.

Шаг 3. Представим, что минитрамвай несется по рельсам, размещенным на опорах, со скоростью 60 километров в час. Вся округа содрогнется от дикого шума. Ничего страшного. Вместо рельс оставляем продольные полосы с боковыми ограничителями. А обычные трамвайные колеса заменяем на колеса с шинами. Такие трамваи кое-где эксплуатируются и называются транслорами.

Шаг 4. (дополнительный). Сразу необходимо предусмотреть, что минитрамвай будет управляться, как в автоматическом режиме на выделенной полосе с ограничителями, так и в ручном режиме при перемещении по территории трамвайного депо для обслуживания, или на других площадках. Ручной режим управления позволит повысить удобство эксплуатации минитрамвая и сделает его более перспективным транспортным средством.

В настоящее время идея минитрамвая, или микробуса, движущихся по специальному для них путепроводу, является фантазией, но современные технологии, которыми обладает и Калининград, позволяют уже приступить к макетированию и апробации таких систем организации пассажиропотока по городу. Засучим рукава, или будем ждать, пока нечто подобное придет к нам с Запада, с Востока, или из-за океана? Идея витает в воздухе, и тот, кто раньше приступит к ее реализации, тот получит максимальное преимущество.

Бумага все стерпит. Можно фантазировать, но от этого лучше никому не станет, на дорогах продолжат гибнуть люди, а в общественном транспорте заражаться вирусами. Сам Жора облекать свои идеи в «железо» не в состоянии. Не по причине отсутствия навыков, с этим все в порядке, а по причине банального отсутствия времени. Да и эпоха одиночек-изобретателей прошла. Поэтому Жора пишет письмо Губернатору, с целью заинтересовать «власть предержащих».

Вариант 3. Письмо Губернатору.

Уважаемый Господин Губернатор!
В этом году исполнилось 125 лет начала эксплуатации первого электрического трамвая в городе Кенигсберге, и таким образом, первого трамвая на современной территории Российской Федерации. Одним из недостатков общественных транспортных средств является то, что все они, кроме метро, занимают место на проезжей части. Во время пандемии 2020 года остро проявился недостаток, присущий вообще всем общественным транспортным средствам. Это необходимость перевозки в одном объеме большого количества пассажиров, что приводит к увеличению возможности заражения вирусами различного рода, в том числе и ковид-19. В советское время даже демонстрировали мультфильм – один пассажир в автобусе чихнул, и вот уже весь город сотрясается от гриппа.

Для устранения этих и других недостатков общественного транспорта предлагаю проанализировать возможность начала разработки и экспериментальной эксплуатации в  Калининградской области гибридного транспортного средства обладающего следующими характеристиками:

- малогабаритное, а, следовательно, небольшой массы, вместимостью до 6 пассажиров
- перемещается  по специальной трассе без пересечения в одном уровне с пешеходными маршрутами и автомобильным транспортом. В местах подобного пересечения трасса прокладывается по эстакаде
- приводится в движение электричеством посредством контактной сети
- оснащено вспомогательной системой автономного хода для перемещения в зонах посадки (высадки) пассажиров и при техническом обслуживании
- беспилотное, вследствие использования направляющих систем и систем автоматики

Наиболее близким аналогом подобного транспортного средства является эксплуатируемый во Франции «трамвай на шинах» под названием «транслор». А так как предлагаемая конструкция должна обладать малыми габаритами, то есть предложение назвать ее «минитранслором».

Подобный «минитранслор»  в порядке экспериментальной апробации в рабочем режиме до создания специализированного транспортного средства, есть смысл оборудовать на базе существующих моделей электроминивэнов, путем доработки рулевого механизма направляющей системой и снабжения элементами отбора электричества из контактной сети.

Калининградская область обладает необходимым потенциалом для создания общественного транспорта в виде «минитранслора» уже в настоящее время. Есть предложение первую трассу с использованием «минитранслора» построить от центра Калининграда до «Стадиона Калининград» на Октябрьском острове.

Идея подобной транспортной системы «витает в воздухе»,  Калининградская область не должна упустить свой приоритет.

С уважением, Жора Почтальон

Письмо, по некоторым причинам, адресату не отправлено. Проходят переговоры по сути идеи в различных инстанциях. С октября 2020 года, уже прошло полгода. Жора принял решение отправить текст на сайт Проза.ру и продолжить консультации. Для упрощения понимания идеи нового  транспортного средства, предлагается его назвать, как, «эстакадный минитрамвай», хотя подобный термин и является упрощением  выдвигаемой концепции. При положительных сдвигах обязуемся информировать наших читателей.

Юрий Андронов
Октябрь 2020 года – апрель 2021 года (канун 60й годовщины запуска Первого человека в Космос)


Рецензии