Не обольщайте себя несбыточными мечтаниями

Есть профессия - актер. Или актриса.
А есть профессия режиссер.
Но!
Это абсолютно разные профессии, они существуют в разных системах координат, в разных смысловых парадигмах, эти двое  по разному воспринимают жизнь, хотя и у них обоих существует одна общая точка соприкосновения: сцена.
Или съемочная площадка.
В остальном - это даже не антиподы, они отстоят  друг от друга на световые года.
Я не видел ни одного актера, который стал бы хорошим режиссером.
Ни одного. Даже уважаемый мной Олег Ефремов - режиссер качественно гораздо ниже многих своих современников-режиссеров.
Ибо нельзя быть в двух ипостасях одновременно.
Просто невозможно: либо то, либо другое.

Есть профессия - писатель.
А есть профессия издатель.
Эти две профессии существуют ТОЧНО так же: в разных системах координат.
У каждой из этих профессий абсолютно разные задачи.
Эти задачи настолько противоположны, что неизменно рождают внутренний конфликт интересов, конфликт непреодолимый в принципе, если он в одном "флаконе". Это как крохотную железку притянуть сразу обоими полюсами магнита.
Каждый из полюсов имеет свойства противоположные, пользуется разными приемами, преследует разные цели. Эти профессии соприкасаются, подобно связке "актер-режиссер",  только в одной точке: издании книги.
В остальном - это РАЗНЫЕ  миры.
Когда меня хотят убедить в том, что писатель может быть издателем, ничего кроме кривой ухмылки это не вызывает... это как быть матерью и отцом одновременно, физиологически, конечно.
Увы.
Это невозможно.
Если писатель преследует цель - донести СВОИ внутренние ценности до читателя, то у издателя цель совсем иная, утилитарная: чтобы купили книгу как можно большее количество людей.
Идеально, если у издателя нет никакого литературного вкуса.
Или этот вкус настолько тонок, что становясь в профиль исчезает из виду,  равным образом не отдавая предпочтений чему бы то ни было, сохраняя свою, как можно более равнодушную объективность.
Писатель же априори субъективен. Его литературные вкусы - ЕДИНСТВЕННОЕ, чем он может оперировать в своей работе.
Потому неважно какую книгу выпускает издатель: порнографию или высокие философские размышления о тщете сущего.
Неважно: о чем она. Какие ценности несет.
Есть только цель - продать.
Для этого надо изучать вкусы читателя, хотя бы поверхностно. Изучать потенциальную аудиторию, не говоря уж о самых необходимых профессиональных навыках издателя.
Эти две профессии взаимно аннигилируют друг друга: надо быть писателем, либо издателем, третьего не существует.
В противном случае я не поставлю даже цента на то, что хороший писатель станет хорошим издателем.
И уж разумеется, пример М. Горького (и подобных случаев) не убеждает ни на йоту: его издательство публиковало авторов, которые нравились лично Горькому, но которые часто не нравились читающей публике. Горький тратил свои гонорары на поддержку начинающих литераторов, но к издательскому делу это не имеет отношения.
Это - благотворительность, в лучшем случае.
Сказанное в полной мере относится и к нынешнему издательскому бизнесу, который онлайн.
Бумага со знаками, нанесенными на нее типографской краской, принципиально не отличается ничем от дисплея с точно такими же знаками.
Или от каменных скрижалей.
Или глиняных табличек.
Или берестяных грамот.
Это всего лишь носители информации, суть издательского бизнеса остается точно такой же.

Лучшие издатели Европы, Америки, России были едва-едва (или в меру) образованными, для них существовал только один критерий - прибыль, именно потому они сохраняли ясный ум и отстраненность в вопросе - "что издавать".
Писатель - изначально настроен по-иному, писатель должен быть как можно более образован и полифоничен во всех смыслах, только тогда его будет интересно читать. Писатель способен совершенно искренне, без тени лжи считать прекрасный, великолепный текст другого автора нечитабельным говном и упрекать его за это бессмысленно: он существует в ДРУГОМ эстетическом пространстве. (понятно, что я сейчас о писателях, а не о графоманах).

Не обольщайте себя несбыточными мечтаниями, не пытайтесь сидеть на двух стульях одновременно, тем более, если стулья находятся в разных комнатах, у вас не получится усидеть ни на том, ни на другом, надо быть либо писателем, либо издателем.
С этим бесполезно бороться или экпериментировать, это надо принять как данность.


Рецензии
Напечататься мнит и старик, и малец.
Публикация — знак, что отмечен творец.
Пусть читатель мечтает — наличием дара,
Для издателя ясно — наличием средств.

Павел Лобатовкин   09.06.2022 09:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.