Восток-Запад-Север-Юг через единую аудиторию

ВОСТОК + ЗАПАД + СЕВЕР + ЮГ ЧЕРЕЗ ЕДИНУЮ АУДИТОРИЮ
НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ИНТЕГРАЦИИ И АПРОБАЦИИ

Опубликовано в альманахе "Писатель года 2021"
М. Издательство Российского Союза Писателей

Автор проекта и научной статьи: А.А.Чилякова, доктор философии, писатель, публицист, поэт. Образование: университеты МГУ в Москве и Карлов университет в Праге. Научные и художественные работы изданы в России, Чехии, Словакии, Узбекистане. Опыт научной и педагогической деятельности в университетах Чехии, Словакии. Лауреат Международной премии Чешской Республики “Gratias Agit”, медали «Иван Бунин», "Афанасий Фет" и "Фёдор Достоевский"(Российский союз писателей).
Проект является продолжением моего проекта «Планета – наша общая Родина» и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет», которые - согласно профессиональным оценкам и многочисленным статьям в СМИ - внесли большой вклад в культуру и просветительную деятельность Республики Узбекистан и опыт которых может быть полезен в миротворной деятельности на международном уровне.
 
(Смотрите статьи и интервью
- в газете Новости Узбекистана за 12.10.2020 - «Восток + Запад + Север + Юг через общечеловеческие ценности»
- в Культуре.уз.:
за  01.03.2021 - «Адель Чилякова: своим искусством прикасаться к сердцу людей»
https://kultura.uz/view_9_r_16188.html
за 17.02.2021 - «Навоиана – перекличка эпох и народов»
https://kultura.uz/view_4_r_16131.html
за 29.01.2021 - «Навоиана – перекличка эпох и народов»
https://kultura.uz/view_6_r_16051.html
за 21.04.2021 - «Александр Батыков: Разговор о единой аудитории разных культур, народов и религий»
https://kultura.uz/view_2_r_16397.html
Адель Чилякова награждена медалью Афанасия Фета
https://kultura.uz/view_9_r_16584.html
https://kultura.uz/view_2_r_17447.html 31.01.2022: "Адель Чилякова награждена медалью Ф.Достоевского"
и другие).

«Всякое царство, в себе самом враждой разделённое, обратится в пустыню, также город всякий или дом, разделённый в себе самом, не устоит» (Евангелие от Матфея 12:25).
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать…время разрушать, и время строить; Время разбрасывать камни, и время собирать камни…время молчать, и время говорить; Время любить, и время ненавидеть, время войне, и время миру».             (Екклесиаст 3:1-8)


               
I. К ЗАДАЧАМ И ЦЕЛЯМ
               
Если рассматривать историю человечества как рождение, развитие,  взаимодействие и угасание  цивилизаций,  сегодня мы стоим перед необходимостью и осознанной возможностью, выбрать из  многих эволюционных альтернатив и исторических  судеб наиболее разумную. Подобные шансы обычно появляются в точках критических бифуркаций, представляющих собой развилку разных и противостоящих друг другу возможностей. Число вероятностей бесконечно, важно отыскать лучшие и совершать действия, превращающие возможность в действительность, в направлении от хаоса к порядку, от катастроф к самосохранению, как это происходит в живом и жизнеспособном организме. Суть таких процессов, согласно научным данным, состоит в перманентном познании, активном адаптационном выборе и саморазвитии на основании постоянных синергетических взаимодействий согласно единой программе эволюции живого организма. В противном случае развитие подвергается действию законов энтропии, хаоса и агрессивной бинарности, двигаясь в сторону максимальной вероятности, то есть глобальных катастроф, последствий перенаселенности и экологической или атомной гибели человечества. Весь предыдущий путь  – это путь бинарного развития человеческой цивилизации, путь региональных и глобальных конфликтов, войн и катастроф.

Классическое бинарное мировоззрение в практической жизни отражается в предельном противостоянии: в резких контрастах между бедными и богатыми странами, в крайней бедности одних и богатстве других, в разрыве между интеллектуально-информационной властью и отсутствием элементарного образования у широких слоев населения и т.д.  Бинарное мышление, в силу своей внутренней агрессивности, предполагает победу над противоположным любой ценой, а это сегодня представляет угрозу существованию цивилизации. Суть предлагаемой проектом Новой Философии Возрождения, своего рода Третьего Ренессанса человечества – это построение триады согласования, обращение к принципу тройственности, а его методика  - это синергетика взаимодействий в процессе взаимообучения, саморазвития, сотворчества, коэволюции и формирования единой программы на базе единой аудитории и платформы синергетического анализа и практических действий.
 
Человеческое общество продолжает следовать по пути обособленных интересов, фрагментарности образования и знаний, узкого, группового мышления, отсутствия истинного диалога между народом и государством и между разными государствами, лишённое возможности полноценно использовать искусственный интеллект и коммуникационные технологии из-за неспособности создать единую синергетическую программу, учитывающую интересы всего мира и личности в целом. Современные бинарные противоречия в мире, особенно в отношениях США – Украина – Россия, зашли в опасный тупик. Основа для создания триады согласия у человечества есть: это наличие парадигм разумных решений в историческом опыте подобных ситуаций, и общечеловеческие ценности, нашедшие отражение во всех гуманных религиях мира. Даже глобальная программа искусственного интеллекта может оказаться гибельной, если в своём зародыше обретёт черты бинарных противоречий - она может привести в конечном счёте к конфликту самого искусственного интеллекта с человечеством. Самообучающиеся компьютерные технологии сегодня совершают переворот в науке и могут быть использованы для создания единого механизма перманентного отслеживания, отбора и определения направлений, в которых следует применить полученные информации. Как утверждают специалисты, продвижение в этом направлении тормозит неспособность современного общества задавать искусственному интеллекту принципиально правильные вопросы и целевые программы.

До сих пор человеческая цивилизация находила выход из глобальных и региональных кризисов спонтанно, интуитивно, благодаря закону самосохранения живого организма. О таком способе учёные-синергетики уже в прошлом веке написали: «Как это ни банально звучит, так, как мы живем, жить нельзя. Немножко можно, а долго нельзя… Человечество играет в очень опасную игру. Оно ведет свой корабль со спокойствием и уверенностью невежды (С.Капица, С.Курдюмов, Г.Малинецкий: Синергетика и прогнозы будущего).
Учёные осознали необходимость глобального видения мира и взаимодействия его составляющих на основе экспериментальных исследований. Помимо специализированных, необходим глобальный, всеобщий, всемирный эксперимент с единой аудиторией и единой платформой, совместная разработка единой Философии Нового Возрождения, единой идеологии, единого сценария устойчивого развития мира. Многие, возможно, возразят: такого единения в истории человечества не было, это красивая мечта поэтов и пастырей всех времён… Вот именно:  глобального единения ещё не было в истории человечества, и глобальные катастрофы – результат этого. Пандемия ещё раз доказала, насколько условными являются границы одной человеческой семьи, одного государства, одного континента, общей родиной которых является вся Планета!
 
Религия, философия и наука в разные исторические периоды попеременно лидировали в эволюции человеческого общества, но всегда - в отрыве или противостоянии друг другу, а часто и человеческой личности. Народ, основная масса населения Земли, часто служила объектом и орудием достижения сомнительных целей. Но даже самый искусный сценарий развития мира, созданный объединенными усилиями учёных и философов, останется виртуальным видением без осознанного участия народных масс. Имею в виду осознанное участие народа, а не сфанатизированной и неграмотной толпы! Существует и далее развивается огромный разрыв, иногда даже пропасть между уровнем развития, коммуникационной оснащённостью и благосостояния отдельных стран и слоёв населения. Не удивительно, что научные предложения и разработки в области экологии, сделанные с участием лауреатов Нобелевской премии, не привели к ожидаемым результатам. Без единого процесса взаимообучения, саморазвития, сотворчества и осознанных действий масс настоящего единения никак не получится, а, значит, и возможности решить современные проблемы и предотвратить начавшиеся катастрофы. Судьбы цивилизации определяются тем, насколько реформы и установки правительств и международных организаций, насколько открытия ученых будут осознаны и поддержаны широкими слоями населения или, говоря языком науки, будет ли создана новая самоорганизующаяся среда. Для этого необходима новая система образования, обеспечивающая целостность знания, и включение всей активной части общества в процесс их овладевания, с одновременным их использованием. Не реально и не разумно было бы сломать существующие структуры образования, а потом начать строительство новых. Рациональной является альтернатива постепенного и постоянного программного процесса, синергетически проникающего во все сферы жизнедеятельности посредством связей с мобильным ядром, объединяющим теоретические, экспериментальные и практические аспекты в системе открытой, нелинейной структурной сети междисциплинарных, межсекторальных и международных отношений, затрагивающих практические интересы и вовлекающих в единый процесс все слои населения. Это могут быть своего рода Народные академии, действующие в разных регионах по единой программе.

Известно, что если просто учить человека чему-нибудь, он едва ли чему-нибудь научится. Учение – активный процесс, в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике. Мир должен учиться на делах, участвуя в практическом решении проблем и проблемных ситуаций, угрожающих глобальными катастрофами. Этот активный, практический аспект, согласно англо-американской аналитической философии, запускает механизм действенности. Преодолению инертности мышления, свойственной зрелому возрасту, может помочь использование психологического стимула, о котором философ проф. Джон Дьюи пишет, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным, и это стремление побуждает человека совершать великие поступки или становиться гангстерами и убийцами, террористами.

Учитывая критическое отношение большой части населения мира к действиям своих и мировых правительств, представляется чрезвычайно важной единая глобальная система истинного, не бюрократического, диалога доверия, взаимообучения, саморазвития и сотрудничества, а для этого надо создать «единую аудиторию» и «единую платформу» общения всего общества и его мозговых центров. Подавление «инакомыслящих», несанкционированных массовых выступлений и т.п. подобно лечению симптомов болезни вместо профилактики и здорового образа жизни.

II. К СОЗДАНИЮ «ЕДИНОЙ АУДИТОРИИ» И «ЕДИНОЙ ПЛАТФОРМЫ»

Резкие контрасты между бедными и богатыми странами, между бедностью и богатством отдельных людей и регионов, даже в рамках одной страны, её центра и окраин, контрасты между уровнем образованности и даже отсутствие грамотности у многих, закрытость общинных форм жизни, связанная с религией, и др. заставляют искать парадигмы глобального обучения, развития и участия в общем диалоге и управлении в рамках «единой аудитории» и «единой платформы» с учётом этих отличий. Тем не менее нельзя согласиться с утверждением некоторых социологов, что выравнивание уровней надо сосредоточить на решение экономических проблем, «а учить потом». Опыт с иммигрантами в европейских странах и расовые волнения в США подтверждают, что обеспечение сытого желудка и даже экономического благополучия не достаточно: человек хочет быть значимым в обществе, хочет, чтобы к его мнению прислушивались, однако,  без знаний и образованности он вряд ли может сказать что-то интересное для остальных.
 
Создание программы и парадигм глобального процесса взаимообучения, саморазвития и сотворчества в рамках «единой аудитории и платформы», на базе проекта «Планета – наша общая Родина», целесообразно проводить, опираясь на достигнутые научные знания и культурный опыт, вместе с представителями из разных сфер жизнедеятельности, в сотрудничестве с населением регионов, опыт которых включает вышеуказанные контрасты и возможности их решения. Поскольку речь идёт о новом, глобальном и едином для человеческого общества процессе, он будет иметь определённые черты научно-исследовательского эксперимента. Все его участники, все социальные слои общества и каждая личность – одновременно объект и субъект такого глобального эксперимента. Результаты и методы пилотных исследований и методологических разработок могут быть далее использованы для создания единой научной программы и единой научной картины, обсуждены и распространены в форме международных семинаров, конференций, лекций и дипломных работ, докторских диссертаций и т.п. в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и академиях, представлены на фестивалях инноваций, в СМИ и т.д. при поддержке, участии и в сотрудничестве с университетами и НИИ и с органами государственного управления. Для эффективного строительства единого мироздания (вместо Вавилонской башни!) необходимо всеохватное системно-структурно-сетевое сопряжение, обеспечивающее включенность всех структур общества на всех уровнях развития, только тогда развитие может быть устойчивым.

Посредством представленной в моей статье-проекте схемы можно объединить результаты усилий философов, учёных, культурологов, духовных деятелей, мастеров искусства, системы образования, государственной структуры и гражданского общества в разработке теоретическо-методологических принципов и научно обоснованных практических действий. Всеохватное системно-структурно-сетевое сопряжение призвано обеспечить включенность и активное участие всех общественных структур и их компонентов. Система новых реформ, установок, их активной и творческой реализации будет взаимодействовать через сетевое сопряжение и диалог с многочисленной массовой аудиторией в широкой коммуникационной сети и в организованных мероприятиях, в результате которых в рамках «единой аудитории» возникнут повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых запускает изменения в самой системе, а они, в свою очередь, влияют на последующее поведение компонентов. Созданию такой системы и мозговых центров в глобальном масштабе может способствовать проведение международных семинаров и конференций, организованных университетами Российской Федерации, Узбекистана и других стран, с приглашением экспертов из России, США, Европы, Азии.

III. К ЕДИНЕНИЮ ФИЛОСОФИИ

Для того, чтобы дать новое дыхание разрушенной симметрии Человек и Природа, Человек и Человек, Человек и Планета, Человек и Вселенная, Человек и Наука, Человек и Бог, необходимо начать с единения внутри самой философии, которая старалась отвечать на эти вопросы во все времена цивилизованного общества. Сегодня в мире появилось множество разных философских направлений и школ, зачастую соперничающих друг с другом, целесообразно их единение, синергетическое взаимодействие, направленное на решение конкретных глобальных задач и проблем. На стыке естественнонаучных дисциплин родился и развивается научный интеграционный метод синергетики, объединяющий изыскания американских, российских, немецких и других ученых; В Западной Европе  функционируют две школы исследований в области синергетики: брюссельская школа, основанная лауреатом Нобелевской премии  за 1977 г. И. Пригожиным (Брюссельский Свободный университет и Американская синергетическая школа) и школа немецкого ученого-физика Германа Хакена в Штутгарте (Германия). Известна Российская школа синергетиков С. П. Курдюмова (Научно-исследовательский институт имени М. В. Келдыша и Институт математического моделирования Российской Академии наук, Московский государственный университет. Действует аналитический метод активного решения проблем (англо-американская аналитическая школа), оправдавший себя даже в регионах Австралии и Африки, метод структурального диалога (континентальная школа философии) и другие, целый калейдоскоп разных философских школ и направлений, действующих автономно, а также разные модели ислама, который представляет около двух третей населения современного мира.
 
Идеи Возрождения нашли на Востоке благодатную почву особенно после VIII века, когда здесь создавалась уникальная интеллектуальная среда и достигались большие успехи в математике, медицине, философии и богословии. Крупнейший суфийский орден Накшбандия, возникший в Центральной Азии, распространял своё учение по всей Евразии – от Балкан до Индонезии. В IX-XI веках, «золотом веке» исламской науки, ислам был носителем идей просвещения и оказал большое влияние на Эпоху Возрождения в Европе. В единый процесс формирования Новой Философии Возрождения, Третьего Ренессанса человечества, необходимо включить Возрожденческую философию Востока, модель просвещённого ислама, предложенную президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым, и аналогичные модели, разработанные в многоконфессиональной и многонациональной Российской Федерации, а также модели мультикультурализма, оправдавшие себя в прошлом, вместе с анализом причины проблем, возникших с иммигрантами и мультикультурализмом в настоящем. Синергетическое единение философий мира и моделей строительства единого мироздания, в единстве с практическим решением задач и проблем - это шанс и возможность Третьего Ренессанса человечества. Для того, чтобы вероятность стала реальной, необходимо вовлечение в глобальный процесс взаимообучения, саморазвития, сотворчества и практических действий населения не только Запада и Севера, но также огромных регионов Востока и Юга, разработка научной методики в сотрудничестве и с участием их представителей. Совместный труд, коллективное творчество и действия - это  подтверждение социальной значимости каждой страны и каждой личности, которая примет в этом глобальном процессе участие. Результатом может стать более привлекательная альтернатива, чем агрессивный, фундаменталистский, ислам, ибо она раскроет гуманную сущность ислама, предложит парадигмы истинного расового равенства, окажется для многих более рациональной, чем несанкционированные действия, террор, конфликты на расовой или религиозной почве.

Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук в последние десятилетия  начался спонтанно, в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, которые, по наблюдению ученого-синергетика  Генриха Хакена, приближаются, по сложности поведения, к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психологические феномены и спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей (или даже из хаоса).
 
История развития природы – это история образования всё более и более сложных нелинейных систем, именно они обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях её организации – от низших и простейших к высшим и сложнейшим (человек, общество, культура). Этот принцип находит применение в экономике, политике, социологии, психологии, истории и других науках. Компьютерное моделирование играет роль своеобразного конструктора для проигрывания вероятных ходов, алгоритмов, мыслительных композиций, сборки и разборки элементов теоретических схем. Там, где в процессе познавания, адаптации и созидания новой среды в природе играют химические и другие процессы, в мире разумного должен решающую роль приобретать многоуровневый конструктивный диалог, а также духовность и связь с Высшим разумом.
 
Синергетический подход позволяет моделировать сложные системы социальные, психологические, экологические, экономические, демографические и другие, стратегии обучения, взаимосвязанное развитие науки и коммуникационных сетей, глобальные проблемы современной цивилизации и развития человечества и многое другое. Сама суть синергетического подхода, объединяющего ценности для получения новой ценности, превосходящей автоматическое суммирование составляющих, содержит в себе потенциал для решения многих, казалось бы, неразрешимых проблем. Для обработки, анализа, системизации и публикаций огромного количества поступающих от населения информаций и предложений необходимо создать и задействовать самообучающуюся программу искусственного интеллекта. Практическую методику и механизм процесса взаимообучения, саморазвития, сотворчества и практических действий следует строить в согласии со словами проф. Джона Дьюи: «Философия возрождается, когда перестаёт быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества», однако важно учитывать при этом слова Ф.Гегеля: «Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены».
Целесообразно в форме международного семинара/конференции обсудить создание общей философской платформы на базе данного проекта, на основе современных философских направлений в их синергетическом взаимодействии с моделями просвещённого ислама и мультикультурализма.
 
IV.     К ПРОЦЕССУ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ, СОТВОРЧЕСТВА

Познание — это не представление независимо существующего мира, но скорее непрерывное творение мира в процессе жизнедеятельности. Согласно новому системному взгляду ученых на устойчивое развитие как на присущий живому организму процесс самоорганизации в системно-структурно-сетевых отношениях, мы имеем дело с необходимостью радикального расширения концепции познания, образования и взаимообучения в процессе сотворчества (См. также Ф.Капра: Паутина жизни: новое научное понимание живых систем).

 Как отмечают учёные, фрагментарность восприятия мира и современного образования, узко прагматические установки, неспособность охватить комплексность проблем, синергетические взаимосвязи многонациональной, многоконфессиональной и многокультурной структуры и аудитории мира, взаимодействие разных областей жизнедеятельности, социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин, ведёт к деформации реальности и ограниченности мышления, и в результате к обострению экологического кризиса, девальвации нравственных норм, нестабильности политических и экономических ситуаций и т.д. По мере усложнения и обострения бинарности в человеческих отношениях, а значит, и в структуре, экономическом, социальном и образовательном развитии компонентов современного мира, всё меньше оснований полагаться на его саморазвитие по принципу естественного закона самосохранения, ибо человечество упрямо нарушает все естественные законы развития и выживания. Мир давно перестал быть единым живым целым организмом. Пора восстанавливать утраченные функции, внедряя их в процесс образования и практических действий, в комплексе духовно-нравственных, культурных и материальных ценностей, в новом научном, синергетическом взаимодействии гражданского общества и государства. Воспитанию такого способа мышления помогут методы так называемой «всеохватности» и многочисленных внутренних связей, однако не методом их суммирования, но выбора и синергетического взаимодействия, направленных на конкретные цели.
 
Основу гражданского общества составляют независимые общественные организации, центры культуры, негосударственные некоммерческие организации, духовные институты, политические партии, профессиональные союзы, общественные объединения, фонды, ассоциации, движения, СМИ, органы самоуправления граждан (махалли) и другие. Процесс разработки и принятия решений высшими органами государственной власти является сложным, трудоемким и требует высокой степени осведомленности об актуальных проблемах развития экономики и бизнеса, гражданского общества и политической деятельности, а также мер по устранению существующих проблем. Для принятия сложных, точных и адресных решений в Узбекистане создано при поддержке международных организаций большое количество научно-исследовательских и экспертно-аналитических институтов: ЦЭИ, ИПМИ, ИСИ, ИСМИ, НИМФОГО, Лаборатория инноваций и управленческих решений Министерства инновационного развития и ПРООН  для совершенствования государственного управления по Целям устойчивого развития, Центр прикладных исследований (ЦПИ) при Международном Вестминстерском университете и много других. Согласно Президентскому указу, создано также много новых вузов, научно-исследовательских институтов и университетов, спонсируемых государством и международными инвесторами, включая ООН.
 
Формирование единой междисциплинарной и межсекторальной программы и платформы деятельности вышеуказанных учебных заведений и НИИ во взаимодействии с основными задачами всех сфер и социальных слоёв жизни общества - задача сложная и вместе с тем востребованная современным учёным миром и международными инвесторами. Материалы Генеральной Ассамблеи Совета Безопасности 2018 г. подчеркивают необходимость «всеохватности» процессов жизнедеятельности, инициатив и проектов, связанных с разработкой дополнительных межсекторальных моделей, разрушающих чрезмерное стремление к индивидуализму, соперничеству и конкуренции в работе научных институтов. Актуально обращение Президента Российской Федерации и председателя ЕАЭС В.В. Путина к главам государств - членов ЕАЭС о необходимости в интеграционном проекте осваивать новые направления и сферы сотрудничества, выстраивать эффективные логистические цепочки, внедрять высокие технологии в государственное управление, уделять приоритетное внимание деловым, экспертным и научным проектам, а также социально-гуманитарной сфере, содействию высшим учебным заведениям  в налаживании межвузовских связей, реализации совместных учебных и научных программ, повышению академической мобильности. Однако их научное взаимодействие не должно оставаться на уровне формальных бюрократических договоров, но вести к конкретным результатам в глобальном развитии общества.

Например, эффективное функционирование научно-образовательного комплекса в вопросах экономики должно помогать не только решению существующих проблем, но и формированию системы подготовки кадров, отвечающей новым условиям, взаимодействию с реальным сектором экономики, а также нацеленности внутренних исследований и разработок на удовлетворение потребностей отечественного и мирового производства. Интеграционные связи государства в лице его ключевых ведомств, а также научно-образовательного комплекса и бизнеса предполагают объединение всех видов ресурсов для создания инновационной инфраструктуры и институциональной системы в качестве условия для синергетической диффузии инновационных процессов. В качестве перспективных форм взаимодействия могут создаваться совместные проекты крупных производственных компаний с ведущими вузами, малые инновационные компании в области управления. Эффективное интеграционное взаимодействие научно-образовательного комплекса и бизнеса должно способствовать свободному перетоку инновационных идей, активной коммерциализации разработок в целях обновления и развития сектора экономики на базе новых технологий. Результаты кросс-исследований целесообразно публиковать и популяризировать согласно представленной в проекте схеме.

Преодолению всеобщего в мире разрыва между уровнем образования и подготовленности разных социальных слоёв и регионов, связей гражданского населения и государства, способности к участию в управлении и в инновационном синергетическом процессе, поможет создание связующего звена, логистически объединяющего парадигмы системной структурной сети всеобщего взаимообучения, саморазвития и сотворчества в рамках единой аудитории, единой платформы и общей программы.
Жизнеспособность общественного организма связана с его открытостью, нелинейностью, способностью к самоорганизации и разветвлённому  взаимодействию с петлями обратной связи. При их отсутствии не может быть эффективной взаимосвязи между сигналами и командами, высылаемыми мозговым центром, и периферической системой организма.  Открытость системы обеспечивает непрерывный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Нелинейность – фундаментальная характеристика открытой системы и предполагает непрерывность выбора альтернатив развития. Самоорганизация в сложных и динамичных открытых системах возможна лишь при взаимодействии достаточно большого числа элементов: социальных слоёв населения, сфер общественной жизни, аспектов физического, эстетического и духовно-нравственного развития в их непрерывном взаимодействии между собой, а также с материальными и психологическими стимулами для реализации команд и сигналов, высылаемых мозговым центром. Условием спонтанной, автоматической или осознанной реализации управленческих решений населением является его участие в их формировании, с петлями обратной связи. Во всём мире в результате преобладания так называемого «ручного управления» эти взаимосвязи реализуются лишь частично и фрагментарно, без учёта всего комплекса. При ручном управлении иная картина и невозможна. Однако подобные процессы, по свидетельству ученых-кибернетиков, поддаются математическому моделированию, и в природе существует не так уж много их универсальных моделей, в разных сферах деятельности они подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию. Перед миром стоит задача создания такой научной модели, неотъемлемой частью которой будет глобальный научный эксперимент во взаимодействии достаточно большого количества вышеуказанных компонентов и субъектов, анализа, апробаций и научных предложений.

V. НАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

С чего начать? С создания Народной Академии.

Форма Народной Академии может послужить интегрирующим звеном, мобильным ядром во всеохватном комплексном взаимодействии школ всех уровней, включая НИИ и экспертно-аналитические институты, с остальными сферами общества, государства и его граждан, а также внутри гражданского общества. Программа Народной Академии - это междисциплинарное, межсекторальное взаимодействие в синергетических взаимосвязях социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин, духовно-нравственной, экономической, политической, институциональной, социальной, психологической, экологической и иных сфер, с участием разных социальных слоёв и регионов, в синтезе духовно-нравственной, рациональной и эстетической, многонациональной, многоконфессиональной и многокультурной гармонии для реализации целей устойчивого развития, в которой гражданское население таким образом примет осознанное, более эффективное и креативное участие. Реальность такой всеохватности может обеспечить многосторонняя и многоуровневая мобильность и гибкость Народной Академии, работающей в сотрудничестве со всеми компонентами и структурой общества в открытой и нелинейной сети взаимодействий, включая систему искусственного интеллекта, с обработкой получаемых в результате всеобщего эксперимента данных и их предоставлением обществу, в том числе для создания единой самообучающейся программы искусственного интеллекта.

Программа Народной Академии включает инновационное развитие новых толерантных креативных тенденций взаимодействия мировых идеологий, философий, религий и науки, которые в разные исторические периоды человечества попеременно занимали лидирующую позицию, но всегда - в отрыве или противостоянии друг к другу, а часто и к человеческой личности. Программа нацелена на постепенное внедрение новой системы образования, обеспечивающей целостность знания и включение во взаимообучение всей активной части общества, в том числе населения окраин и регионов с низким уровнем образованности и оснащённости цифровой техникой. Программа включает международное участие в разработке новых образцов глобального обучения, развития и участия населения в общем диалоге и управлении в рамках «единой аудитории» и «единой платформы» с учётом этих отличий.
 
Создание и деятельность такой Народной Академии возможны на базе  проекта «Планета – наша общая Родина» и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет», созданных мной в 2009 г. при организационной поддержке МЖОФ «Женщина Востока» и Республиканского Интерцентра, и действующих 12 лет при поддержке Посольства Чешской Республики в Узбекистане, посольства Азербайджана в Узбекистане и Россотрудничества. В соответствии с оценкой этого проекта со стороны Министерства культуры Узбекистана в 2018 году, можно - при наличии грантов и государственной поддержки – создать на базе указанного проекта и его «Арт-Студии-Свет» такую Народную Академию  в сотрудничестве  с Министерством культуры, Министерством образования Узбекистана, МЖОФ «Женщина Востока» и РСМШ им.Успенского. На платформе двух последних я уже апробировала в форме пилотных исследований принципы своего проекта, и они дали положительные результаты. В соответствии с целевыми установками ООН и ШОС и президентскими документами разных стран, их требованиями к сферам образования и культуры, к межсекторальному, междисциплинарному, интегральному и международному сотрудничеству со всеми сферами жизнедеятельности общества, создание единой методики и аудитории для такой деятельности в духе проекта «Восток+Запад+Север+Юг через единую платформу научного эксперимента, интеграции и апробации» является чрезвычайно актуальным.   Наряду с привычными специализированными методами, адресатами и аудиториями научно-исследовательской и экспериментальной работы, должна развиваться система глобального научного эксперимента и апробации, в которых будет участвовать всё общество, в сотрудничестве с остальными мозговыми центрами.

Деятельности Народной Академии послужат мои лекции, аналитические разработки пилотных исследований, методика взаимообучения, саморазвития и сотворчества в рамках единой аудитории взаимодействия социологии, экономики, политики, экологии и др., в сотрудничестве с экспертами из этих сфер, а также предоставление консультаций и руководства авторам дипломных и научных работ. Программа включает цикл моих лекций о синергетике и других философских школах, исторический аналитический обзор взаимодействия философии, науки, искусства, в особенности литературы, и выводы для современного развития прогрессивных тенденций в междисциплинарном взаимодействии Идеологии, Религии, Философии, Искусства и Науки,  межнациональной, межконфессиональной и межкультурной гармонизации, с использованием опыта и моделей такого развития, имеющих место в Узбекистане, Российской Федерации, Европе, США и других странах.
 
Программа включает мой опыт мастер-классов в форме «мозгового штурма» и структурного диалога в «единой аудитории» и на «единой платформе»,  проведения международных семинаров, составления научных сборников  и методических материалов, с подключением в единый процесс центров культуры и досуга, сайтов типа «Facebook», «В контакте», «Одноклассники» и др.  Включает также мой педагогический опыт для предоставления научного руководства и консультаций авторам дипломных, магистерских и научных работ в вузах широкого спектра, в сотрудничестве  с  приглашаемыми экспертами из разных сфер жизнедеятельности общества (экономики, экологии, здравоохранения, бизнеса и т.д.) Лучшие работы и возможности их интегрального взаимодействия могут быть выбраны в сотрудничестве с другими НИИ и мозговыми центрами для Фестиваля инноваций и совместных экспертных предложений для работы государственного управления, образования и народного хозяйства.

Успеху моих более, чем 40 (сорока) просветительно-художественных постановок, спектаклей, концертов и мастер-классов, которые состоялись в престижных театрах, Государственной консерватории, Республиканском Интерцентре, Союзе композиторов, а также в центральных библиотеках, школах, клубах, культурно-просветительных центрах Ташкента, способствовали, помимо профессионального уровня, построение диалога и общение со зрителем в форме мультимедийной и художественно-просветительной, позволяющей представлять идеи и знания, объединять духовно-нравственное и эмоциональное воздействие во внутренней гармонии, увлекательно и понятно. Что такое мультимедийность?
 
Мультимедийность – творческий метод, помогающий использовать разные виды искусства в их многообразии, единстве и гармонии. Многоэлементность и многовариантность мультимедийной структуры позволяет полнее отразить исторический, философский и социальный подтекст, характер эпохи, создать эмоциональную картину внутренних аналогий, необходимых для комплексного восприятия и системного мышления и для аналогии с современностью. Мультимедийность открывает двери для симбиоза классической и авангардной форм, истории и актуальности; использование художественных средств в их многообразии способствует достижению гармонии и единства ценностей, помогает находить новые возможности для синтеза обеих культур – естественнонаучной и социогуманитарной, воспитывать новое, комплексное, синергетическое мышление. Помогает переключиться от процесса преподавания к процессу взаимообучения и сотворчества, учит коммуникативному диалогу. Позволяет представить произведение в нескольких измерениях и оптимально приблизить единое действо также зарубежному адресату.

Система и принципы предлагаемого процесса взаимообучения, саморазвития и сотворчества методом «мозгового штурма» в «единой аудитории» были  апробированы методом пилотного проекта и мастер класса в Республиканской Спецализированной Музыкальной школе им. Успенского и в других школах, а также путём сотрудничества с театрами, клубами, культурными учреждениями и институтами гражданского общества. Об успешности такой формы творческого и образовательного процесса свидетельствует наше дальнейшее сотрудничество, включая создание и презентацию композиторами, преподавателями и студентами музыки к моим стихам и поэтическим переводам газелей Алишера Навои и использование мультимедийности в их собственной творческой практике.

Целесообразна будет апробация метода «мозгового штурма»,  структурного диалога и мастер-класса  также в расширенной единой аудитории, которая объединит для взаимообучения, саморазвития и сотворчества сначала преподавателей и работников культурных центров и музеев, а потом – вместе с ними - учеников показательных районных средних школ и школ культурологического направления: музыкальных, театральных, хореографических, изобразительного искусства и др. Цикл духовно-воспитательного характера может называться «Перекличка эпох и народов Востока+Запада+Севера+Юга», он будет включать мои лекции, обсуждение и апробацию принципов синергетического комплексного мышления и мультимедийного творчества в форме мозгового штурма, во взаимосвязи лучших философских и художественных традиций, имён, эпох и народов. Единой мультимедийной аудитории будут представлены синергетические темы для комплексной разработки, а также мои мультимедийные пьесы  «Азиз и Зулейха» и «Новая Саломея»  и поэтический сборник «Вечность и мы», включающий авторские стихи и мои поэтические переводы из поэзии Узбекистана, Азербайджана, Татарстана, Израиля, Чехии, Словакии, Германии, Великобритании и США. Аудитории будет предложено совместное мультимедийное творчество, результатом которого должно стать издание вышеуказанного поэтического сборника с музыкальными нотами и иллюстрациями нашего совместного творчества, последующая театральная постановка пьес средствами театра, музыки, живописи, хореографии, а также создание метода  единой культурно-образовательной программы для школ, сферы культуры и гражданского общества. В сотрудничестве с культурными центрами и музеями будут подготовлены не только усовершенствованные программы совместной образовательно-культурологической деятельности, но и расширение творческого простора для учеников, преподавателей и работников культуры, образования и гражданского общества.
 
Представляю несколько тем и программных заданий для их «единой аудитории».

Мои вводные лекции с элементами «мозгового штурма»:
Две эпохи Возрождения в истории человечества. Возможен ли Третий Ренессанс? Синергетический и аналитический способ мышления. Роль этики и общечеловеческих ценностей в многоконфессиональной, многонациональной и многокультурной гармонизации мира. Мультимедийность как синергетическая форма отражения мира и креативного, созидательного отношения к миру. Исторический обзор развития и взаимовлияния религий, культур, наук, философий Востока, Запада, Севера и Юга. Анализ и синергетика лучших исторических традиций. Возможности их мультимедийного воплощения в культуре и искусстве. Возможности влияния культуры и искусства на строительство мироздания в духе Третьего Ренессанса. Возможности комплексного, синергетического мышления в синтезе художественного и научного мышления.
 
«Эпохи и мастера Возрождения» - лекции в форме структурного диалога:

Фактор Возрождения как условие обновления и устойчивого развития нации, страны, Планеты. Характерные черты: жажда познания мира в его красоте, многообразии и синергетической взаимосвязи. Каждый человек – субъект и объект познания и творчества. Связь науки с искусством, литературой, религией, философией и этикой. Преемственность эволюционного опыта от шумеров и греков к универсальности и разносторонности мастеров Возрождения.
 
Абу Якуб аль-Кинди (801- 873), автор научных трактатов по этике, логике, психологии, медицине, математике, астрономии, первый исламский эллинистический философ: «Мы не должны стыдиться понимать правду и приобретать ее отовсюду, даже если она исходит от отдаленных рас и народов, отличающихся от нас».

Аль-Фараби (870-951), философ, математик, астроном, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, ученик Аль-Кинди и сторонник «Активного Интеллекта» Аристотеля, который считал причиной преобразования потенциального знания в фактическое знание.

Аль-Бируни (973-1048) владел почти всеми науками своего времени, его труды включали историю, географию, филологию, математику, механику, геодезию, минералогию, фармакологию, геологию.

Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980-1037), врач, философ, математик, музыкант и поэт, представитель восточного аристотелизма,  развивал идею единства души и тела: Душа не умирает вместе с телом, является бессмертной и получает награду или наказание за земные дела.
 
Алишер Навои (XIV век) - поэт, мыслитель, музыкант и государственным деятелем, внесшим вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны, покровительствовал науке, искусству и литературе и призывал к гармонии наций и религий.
 
Леонардо да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века.

Микеланджело (1475-1564) - скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени)
 
и другие.

Вопросы к «единой аудитории» в ходе мозгового штурма, в перспективе с участием слушателей и посетителей музеев:
 
- Какие универсальные личности Востока и других регионов, внесшие весомый вклад в историческое и современное развитие человеческого общества, вам ещё известны? В чем заключается преимущество их многогранности и междисциплинарного подхода? Общие идеи и ценности в их творческой деятельности, объединяющие представителей разных стран, времён и народов.

- Ренессанс в философии, живописи, скульптуре, музыке, театре, архитектуре разных стран мира  -  общее и специфическое. Связь философии просвещенного ислама и философии Ренессанса, их представители и творчество. Ваши взгляды на пути и способы многоконфессиональной и многонациональной гармонизации.

- Эпоха позднего Возрождения. Барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, моде, интерьере, его философия. Как вы относитесь к стремлению литературы барокко к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватности, энциклопедизме, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, к стремлению исследовать бытие в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность)?

- Что общего между творчеством живописцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана Вечелло, Эль Греко, Донателло и Микеланджело, Иеронима Босха и Питера Брейгеля,  писателей  Франческо Петрарки, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Рабле, Уильяма Шекспира, Лопе де Вега, Педро Кальдерона и композиторов И.С.Баха, Антонио Вивальди, Георга Генделя?

- Влияние разных исторических стилей на современное искусство.

- Живопись, литература, архитектура, музыка XX века. Эпоха активного устремления искусств навстречу друг к другу в стремлении отобразить новый мир, соединяя разнородные черты: искусство временное, пространственное, визуальное.
 
- Яркие мастера русского, советского авангарда в живописи, поэзии и музыке: А. Блока, В. Маяковского, И. Северянина,  А. Ахматовой, М. Цветаевой, художников В.Кандинского, К.Малевича и др.
 
- Яркое слияние тенденций романтизма (Г.Малер, Р.Штраус, Я.Сибелиус), импрессионизма (К.Дебюсси, М.Равель), модернизма и т.д., неоклассицизма (И.Стравинский,  С.Прокофьев).
 
- Чем вызвано устремление искусств разных стилей, жанров и наций навстречу друг к другу? Как это проявляется в современном искусстве и культуре Востока, Центральной Азии, Узбекистана? В искусстве народов Российской Федерации? В культуре и искусстве многонациональной и многоконфессиональной Карелии? В культуре и искусстве стран Востока, Запада, Севера и Юга? Какие выводы и возможности следуют из этого для построения Третьего Ренессанса человечества?

- Практическое действие: Совместное создание и апробация единой образовательно-культурологической программы для школ, клубов, музеев, их посетителей и т.д.

Вышеуказанные формы деятельности Народной Академии могут быть направлены на совместное создание единой культурно-просветительной программы и её совместной реализации силами учащихся, преподавателей, работников культуры и посетителей культурных центров и музеев. Это позволит расширить и рационально, экономно объединить силы и возможности взаимообучения, саморазвития и креативных действий в рамках единой аудитории и практически способствовать дальнейшему совершенствованию образовательной структуры и культурно-просветительной деятельности.

Методологический и творческий опыт будет включён в программу и методологический сборник запланированного международного семинара/конференции. Целесообразно осуществить аналогичные циклы для педагогических университетов и других вузов широкого спектра во взаимодействии с их аппликацией в области экономики, социологии, филологии, психологии, экологии и других в их междисциплинарном взаимодействии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век цивилизованного мира был отмечен исключением сакральных, духовных ценностей из жизни человека. Результаты? Российский ученый Владимир Буданов отмечает, что сегодня на дворе не просто экономический или финансовый кризис, но кризис антропологический, кризис мировой культуры, и его преодолению может способствовать возвращение к религиозным основам, вероятнее всего, в каких-то совершенно иных формах и традициях. Учёные-синергетики (Г.Хакен, И.Пригожин, В.Буданов, Е.Князева, С.Курдюмов и другие) указывают на эффективность междисциплинарного сотрудничества, когда экспертные сообщества работают в режиме взаимообучения. Расширим его процессами  саморазвития и сотворчества – это следующий необходимый шаг.

Возможно, это будут народные академии взаимообучения, саморазвития и сотворчества с единой аудиторией разных культур, народов и религий. Возможно, это будет глобальный научный эксперимент строительства системно-структурной нелинейной сети всеохватности, междисциплинарности, межсекторальности, ибо лишь на её платформе, с помощью ИТ, и в гармонии с общечеловеческими ценностями, можно запустить механизм аналитического решения конкретных проблемных задач и ситуаций. А это условие для активного участия народных масс. 
А связующим звеном должна стать философия Нового Возрождения, интегрирующая знания и опыт философских школ, чтобы получилось единое осмысленное целое и проект мироздания устойчивого развития.


Рецензии
Восток это ость, Запад – весть, Север – нос, Юг – сос...

Олег Михайлишин   26.04.2021 07:19     Заявить о нарушении
Спасибо за оба отклика. Но второй не очень поняла...

Адель Чилякова   27.04.2021 10:40   Заявить о нарушении
East, West, North, South...

Олег Михайлишин   27.04.2021 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.