Дербентский маяк и его Хранители

Дербентский маяк и его «Хранители»


Дербентская гавань известна ещё с древнейших времён, однако у древних авторов не встречаются никакие упоминания о существовании в г. Дербент такого важного атрибута порта, как маяк. Впервые российские корабли появились в районе крепости г. Дербент в 60-х годах XVI века, когда русские войска совершили ряд походов на западное побережье Каспия (именно тогда корабли предположительно впервые вошли в Дербентский порт). Стремясь укрепить влияние России на Каспийском море, установить балтийско-каспийский водный путь для расширения торговых связей между Европой и Востоком, император Петр I Великий (1672–1725) организовал в 1722–1723 годах Персидский поход Российского флота, в результате которого г. Дербент и г. Баку с прилегавшими к ним землями были присоединены к России русско-персидским Петербургским мирным договором от 12 сентября 1723 г.


После Русско-персидской войны 1826–1828 годов и подписания Туркманчайского мирного договора (Туркманчайский трактат), от 10 (22) февраля 1828 года, Россия получила исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, а русские и персидские торговые суда беспрепятственно плавать во всех направлениях. Только в середине XVIII века, с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт, появилась необходимость сооружения в г. Дербент маяка. Порт стал быстро развиваться. Желая ещё более активизировать торговлю с Персией, наместник на Кавказе (в 1844–1854 гг.) генерал-фельдмаршал (1956) светлейший князь (с 1852 г.) Михаил Семенович Воронцов (1782–1856) распорядился в 1850 году принять меры по обеспечению безопасности плавания судов вдоль западного побережья Каспийского моря и, в частности, построить маяк в порту г. Дербент.


Сегодня над входом в восьмигранную башню маяка в г. Дербент виднеются цифры — «1867» (даты строительства и ввода в эксплуатацию разнятся), т. н. дата постройки. Но это не первый маяк в городе. Его предшественника начали строить в г. Дербент в 1851 году — в это время здесь активно развивался морской порт — и закончили через два года. Его возводили по проекту флотского капитана М.И. Савиничева на северо-восточной части крепостной стены. 16 января 1853 года маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста. Маяк стал зажигаться с 1 мая 1853 года от вечерней и до утренней зари, но моряки жаловались на тусклый свет: башню возвели слишком далеко от моря. Маяк всё же находится не так близко к морю — до воды примерно километр. Свет его распространялся на 10 морских миль (приблизительно 18,5 км). Маячная башня выстой 35 футов и 9 дюймов была деревянной. Кстати, вслед за тем, как зажглись огни маяка в г. Дербент, было положено начало освещению семи главных городских улиц.


В 1866 году вместо деревянной башни была сооружена каменная. Высота новой восьмиугольной башни от основания составляла 54 фута (17,7 м), высота над уровнем моря — 148 футов (47,2 м). Функционировать маяк начал с начала лета 1868 года. Самым заметным изменением в судьбе маяков за три века стало использование открытия инженера Огюстена Жана Френеля (1788–1827) — системы ступенчатых линз. Перестроенный маяк и был оснащён новой на тот момент системой освещения — преломляющейся, или диоптрической («френелевской»). Свет маяка — один, постоянный, белый, с проблесками через каждые две минуты — освещал весь морской горизонт на расстоянии 14 миль (25,9 км). К северо-западу от башни, за крепостной стеной, в бывшем частном саду были возведены маячные строения. К этому времени на Каспии появилось и новое подразделение — «Дирекция маяков и лоций Каспийского моря» (физически находилась в Бакинском военном порту), в чьё распоряжение был переведен маяк. В 1865–1871 гг. заведующий маяками на Каспийском море был контр-адмирал Александр Александрович Давыдов (ок. 1810–1885), командир Бакинского порта, а директором маяков и лоции Каспийского моря в 1860–1868 гг. был полковник КФШ Харлампий Иванович Алексеев (1812–1881).


Дербентский маяк не раз подвергался разрушениям. Впервые конструкция была сильно повреждена во время землетрясения в ночь на 11 августа 1892 года. Многие здания в городе были разрушены, но установленный на прочной крепостной стене маяк уцелел — лишь светооптический аппарат вышел из строя и в башне появились трещины. В течении месяца эти повреждения были устранены. Через 15 лет — в 1907 — маяк капитально отреставрировали. После революции 1917 года объект продолжал работу. Однако новая конструкция простояла недолго. 23 сентября 1918 года г. Дербент захватили турецкие оккупанты, которые маяк частично разрушили. Они арестовали служащих маяка и учинили разгром, а во двор и в жилые помещения маяка загнали коров и другой скот. После выдворения турецких отрядов в город вступили деникинцы, маяк отремонтировали. По распоряжению командования половину фонаря со стороны г. Баку на маяке завесили черным сукном. На маяке был установлен наблюдательный пост, где дежурил один офицер и телефонист, на нижней площадке деникинцы установили два пулемёта, а во дворе радиостанцию. В феврале 1919 года, когда к городу подходили части Красной Армии, смотритель маяка предложил эвакуировать имущество и аппарат в г. Петровск (ныне г. Махачкала). Начались работы по демонтажу, но вскоре город был освобождён рабочими и красными повстанческими отрядами. Смотритель вместе с деникинцами вынужден был бежать в г. Петровск. Город перешёл под контроль Красной Армии. Командование вступивших частей Красной Армии отдало распоряжение в кротчайшие сроки ввести маяк в строй. Через пять дней, 10 марта 1919 года маяк возобновил регулярное освещение.


Сегодня, Дербентский маяк является самым южным маяком в России. Его высота составляет 18,5 метров. Отметим также, что Дербентский маяк состоит в списке охраняемых памятников и входит в список ЮНЕСКО. Из 26 маяков, действующих на Каспийском море, Дербентский является самым мощным и единственным архитектурно-¬историческим памятником. Территория при маяке составляет 8 га земли и принадлежит ныне Министерству обороны РФ. С первого этажа до смотровой площадки можно подняться по витиеватой лестнице, состоящей из 73 ступенек. Для устойчивости башни в её «сердцевине» установлены гири из чугуна. Они должны были по задумке защищать здание от шторма и ветра. Маяк находится в самом центре исторического г. Дербент между двумя городскими парками, носящих имена выдающихся южнодагестанских поэтов — Низами Ганджави (1141–1209) и Сулеймана Стальского (1869–1937). Изначально вместо ламп на маяке были горелки на керосине. В 2007 году на маяк установили новые мощные галогенные лампы, дальность лучей света которых составляет 25 морских миль (более 45 км). Одним из отличительных параметров маяка является частота мигания света. Чтобы командир корабля мог определить, какой именно маяк перед ним, каждый обладает своей частотой мигания. У Дербентского маяка период мигания составляет 4 секунды. 


Общеизвестно, что на любом маяке главный — это его смотритель. Смотрители маяка в советское время были в ведении Краснознаменной Каспийской флотилии и должны были являться отставными офицерами Военно-Морского флота СССР. В 50-е годы смотрителем маяка в г. Дербент был участник ВОВ, офицер Илья Соломонович Хаскин, а потом участник ВОВ, майор Семён Исакович Габрилян (1919–?). В период своей работы Габрилян многое сделал для благоустройства территории, примыкающей к маяку, провел коммуникации, регулярно проводил покраску маячной башни, содержал в образцовом порядке все постройки. А его жена — Зинаида Евгеньевна, была при маяке техником-смотрителем. Семён Габрилян регулярно ходил на почту за большим конвертом, который присылали ему из г. Баку. В конверте — распоряжение, когда надо включить, а когда выключить огромную линзу с лампой внутри на маячной башне. Для чистки этой линзы, опять же из г. Баку, присылали специальный очищенный спирт и специальные тампоны. А потом, в 1982 году, линзу сняли и отправили в музей, а на её место установили современную, советскую, которая давала точечный свет и как будто мигала. В настоящее время смотрителем Дербентского маяка является Айваз Ниязович Панахов, он работает здесь уже более 30 лет. Вместе с Панаховым здесь трудятся его жена — в качестве техника и зять — в должности механика. Кстати, живет Айваз на территории маяка, ему и его семье выделили служебный дом.


Начальник Дербентского маяка Айваз Панахов выполняет свои обязанности с такой же ответственностью, как любой командир части. На службу на маяк его приняли сразу — Айваз физик по специальности и капитан запаса. В основные функции смотрителя входит ежедневный осмотр территории маяка и включение огней, однако по факту он выполняет намного больше работы. Айваз Панахов периодически белит и красит постройку, не так давно он поменял дверь с деревянной на железную, заменил деревянные окна на пластиковые. Айваза Панахова называют «Хранителем башни». Он признается, что его работа требует постоянного внимания, он всегда должен быть начеку. В советское время не допускалась даже двухминутная остановка в работе маяка, в таком случае смотрителю приходилось писать объяснительную.


Дербентский маяк является стратегически важным объектом гидрографической службы Каспийской флотилии (расположении на широте 42°03’8;). Более 160 лет его свет указывает путь морякам. Несмотря на наличие на кораблях современного навигационного оборудования, свет маяка помогает командирам кораблей и капитанам судов обойти опасную во время шторма Дербентскую впадину, глубиной до 800 метров. Во время ветра над впадиной поднимаются 5-метровые волны, соответствующие 7-бальному шторму. В конце ноября 1992 года, когда уже после развала СССР бывшая советская Каспийская флотилия была поделена между современным Азербайджаном и Россией, а корабли и суда, отошедшие под нашу юрисдикцию, совершили морской переход по маршруту Баку — Астрахань. Однако, не все боевые единицы к концу той осени смогли покинуть бывшую главную базу КФл в Азербайджане. Так, по причине ремонта (на стадии проведения заводских испытаний) в заводе в г. Баку ещё оставался торпедный катер Т-75 с бортовым номером 300, которым командовал капитан-лейтенант Владимир Половинко. Но ситуация тогда складывалась явно не в пользу экипажа: согласно метеорологическому прогнозу, в серединной части Каспийского моря с 25 на 26 ноября 1992 года ожидался шторм. Офицеры хорошо понимали, что если «единичка» в оставшиеся сутки не покинет г. Баку, то зимовать экипажу придётся здесь же. К экстренному выходу россиян подталкивало и то, что на борту заканчивались запасы провизии и вопрос пополнения их в условиях базирования в г. Баку, ставшего чужим, теперь решался по дипломатическим каналам. Ситуация усугублялась ещё и тем, что из России на Т-75 в начале ноября того же года прибыли 11 новобранцев (это почти половина экипажа), ни разу не выходивших в море. И тем не менее командир дивизиона после совещания с офицерами корабля решил начать переход 25 ноября 1992-го.


Т-75 покинул г. Баку, когда начало смеркаться. Идти пришлось малым ходом, экономя горючее. Уже через два часа плавания катер попал в шторм. Ещё через час старшина команды мотористов старший мичман Владимир Александрович Сердюков доложил, что из строя вышел вспомогательный дизель. Это был непростой переход. Командиру катера капитан-лейтенанту В. Половинко и его помощнику старшему лейтенанту Виктору Марочкину приходилось вести корабль в кромешной тьме по компасу, избегая навигационных опасностей и выдерживая курс вдоль западного побережья. Отклонение от курса в сторону района Дербентской впадины было чревато попаданием под пятибалльную волну. Но вот наконец рулевой-сигнальщик взволнованно доложил, что впереди со стороны берега видит излучение красного цвета с периодом мигания 4 секунды. Это был Дербентский маяк. И вот тогда от ходовой рубки до низов катера прокатилось дружное «Ура!». Теперь все знали, что корабль идёт верным курсом — точно вдоль российского берега. Сам факт появления в поле зрения Дербентского маяка оказал сильнейшее морально мобилизующее воздействие на каждого члена экипажа. Т-75 тогда успешно завершил переход в свою бригаду кораблей ОВР, базирующуюся в г. Астрахань, в составе которой потом находился ещё более 15 лет…




Автор: ‘Али Албанви

На фото: Дербентский маяк.


Литература

1. Алексеев Харлампий Иванович, директор маяков и лоции Каспийского моря [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U6UQN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.04.2021). — Яз. рус.

2. Амрахов А.К. Единобожие и мистицизм. Т. I — Махачкала, 2019. ООО «Издательство «Лотос». С. 694–698.

3. Был такой город [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U6UQp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.04.2021). — Яз. рус.

4. Давыдов Александр Александрович. Адмирал, Командир Бакинского порта [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U6UPm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.04.2021). — Яз. рус.

5. Директоры маяков и лоции Каспийского моря, командиры Бакинского военного порта [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U6UQ6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.04.2021). — Яз. рус.

6. Маяки Дагестана (К 150-летию Махачкалинского маяка. — Махачкала: ИП Джамалудинов, 2016. С. 8–11.


Рецензии
Здравствуйте, Али!
Замечательный рассказ о Дербентском маяке, его истории, оригинальности в работе и о его хранителях. Маяки можно назвать Ангелами-Хранителями всех, кто связан с морем. А всё, что связано с морями-океанами, имеет романтический дух.
Дербент - древний город. Как я слышала, историки пока не определили, какой же город надо считать первым из древних: Дербент или Керчь (Крым).
Желаю Вам всего хорошего в жизни и творчестве!

Лариса Прошина-Бутенко   08.04.2021 21:16     Заявить о нарушении
Согласен с Вами! Спасибо за комментарий, Лариса!

Али Албанви   13.05.2021 11:30   Заявить о нарушении