Вербка

    

     Из сборника "Лето в Хмельницком"

Очевидно из желания разнообразия досуга для зятя, или из желания посетить родные места, тесть предложил съездить с ним на его родину в село Вербка, Винницкой области.

Я, конечно с радостью согласился. Тем более, что уже был наслышан об этом селе, которое, как говорили, находилось в сорокака километрах от знаменитых Сорок, где-то проводились  гоголевская Сорочинская Ярмарка.
 Так это или нет я не знаю, но само село Вербка очень даже примечательно.

Представьте себе посреди равнины (а это ясно при подъезде к селу на автобусе), вдруг откуда ни возьмись возникает некое каменистое всхолмление, на котором стоит весьма не маленькое село.
 Ходить по горной местности мне человеку с Воронежской равнины – непривычно, хотя я был довольно спортивным.
А что село не маленькое, я понял, когда в центре села увидел мемориал из десятка с лишним мраморных досок по пятнадцати фамилий на каждой.
Перечислялись граждане села, погибшие на Великой Отечественной войне. Целыми семьями мужчин по 4-5 человек.
 По фамилиям видно, что это или братья, или отец с сыновьями. Позже я узнал у тестя, что после освобождения села от немцев, всё мужское население было «поставлено под ружье», и (практически мало обученное) брошено на Кишенёвско-Ясскую операцию, где они и полегли.
 
Итак, продолжу описание села. Как я уже упоминал, село стоит на каком-то каменистом холме. Даже некоторые сараи и заборы выложены из камней песчаника или известняка на манер  каких-то кавказских аулов.
 Во многих огородах растут огромное деревья грецкого ореха, которому, очевидно, очень подходит такая каменистая почва. С каждого дерева собирают по мешку и более орехов, качеством лучше кавказских. Крупнее и с более тонкой скорлупой.
Под горкой вытекает незамерзающий родник с чистейшей водой. Местное название Шепит.

Там же (за огородами) протекает речушка Моркивка. Местные пацанята ловят мелких карасиков и коблыков. Показали и я понял, что это пескарики.
Раньше, пока какой-то разгильдяй не опрокинул в речушку бочку удобрений, водились и коробы (карпы).
Кто в силах, и не ленится, ходят к Шепиту за водой или стирать бельё.
У пацанят толстенные лески, велосипедные гаечки – грузела и огромные крючки. Я поделился с ними нормальными снастями и научил правильно привязывать крючки.
За это они ждали по часу и более пока у меня был ежедневный послеобеденный сон. Поспать в жару, после обильного обеда с самогоночкой, в прохладном новом доме -  было «самое то».

Сами хозяева пока жили в старом то же нормальном. Просыпаюсь. Николай Иванович : «Иди. Тебя дружки ждут». Сидят перед домом. Показывают карасика в трёхлитровой банке. Может хотели подарить. В общем контакт с местным населением – установлен.


Рецензии