Дебют

Иногда бывает так, что весна приходит рано. В такие годы уже к началу марта дороги темнеют, и снег по холмам, ещё недавно лежавший бескрайним серебряным одеялом, за несколько дней становится жухлым, ноздреватым, зернистым, а местами –  и вовсе сырым.
Иногда случается так, что весна приходит поздно. Тогда ещё в апреле свистит колючая вьюга, на улице царствует лёгкий мороз, а звонкую капель, услышишь разве под самой высокой кровлей, взметнувшей крылья выше своих сестёр под тёплые лучи весеннего солнца и синюю даль небес.
А бывают годы, когда весна приходит в «самое время», наполняя угоры ручейным звоном, открывая в бору; глубокие проталины да разводя по серым дорогам такую великую жижу и такую несметную грязь, что в начале апреля, к соседнему дому случается трудно пройти.
Именно такой случилась весна 2256 года на самом юге Прикамья в краю бескрайних полей, могучих сосен и тихих уснувших садов. Сразу за тонким изгибом реки Пизь здесь начинались кварталы огромного города, уходившего своими шпилями да башнями за самый горизонт. Дома в нём были высокие и самых причудливых форм. На сотни метров вверх вздымали они к лазурному небу шпили, напоминая собой, то чудны;е цветы, то старинные замки, то волшебные дворцы, уходящие десятками башенок куда-то за облака. И всё же, не смотря на эти различия, было меж них и нечто общее, все они были сложены из какого-то странного пористого камня, белого как снег, и блестели одинаковыми окнами, цвета морской волны.
Впрочем, и «море» здесь тоже имелось, оно начиналось за сотни кварталов, застроенных такими же домами, полог которых давно был превращён в бескрайние тенистые сады. Там, за тридцать вёрст отсюда, начинались улицы старого города, выходившего фасадом на тихий Сайгатский залив и огромное Воткинское водохранилище, глади которого не было видно, конца.
Город этот, носивший имя «Чайковский», в честь великого композитора, готовился встретить свой трёхсотлетний юбилей. С самого начала года жизнь в нём заиграла новыми красками, местные театры, точно споря друг с другом, ставили спектакли по мотивам древних легенд и истории города, музеи сменяли одну выставку за другой, а в старом Ольховском районе, близ горы Стрижуха, готовился к открытию новый кампус национального Олимпийского университета. Но самое главное событие ждали пятого апреля, когда на исторической сцене дворца «Гидростроитель» в день рождения города должен был выступить некий особый гость, имя которого, как водится, строго держали в секрете.
О том, кем он мог быть, давно и яро рассуждали местные СМИ, спорили студенты десяти городских университетов, шептались мамы с колясками, гулявшие по широким аллеям Кукарского парка, но точного ответа на этот вопрос, увы, не ведал ни кто.
Пожалуй, тихо и спокойно в эти дни оставалось только в самых отдалённых районах города, например в Михайловском, вставшим белоснежной громадой вокруг старинной усадьбы и тенистого парка на берегу заросшего пруда. Здесь в одной из белых башен, напоминавшей сказочный замок из старинных баллад, жила с родителями Вероника, маленькая русая девочка, лет восьми.
У девочки от рождения был абсолютный музыкальный слух. Ещё в два года она замирала от звуков музыки, а когда добиралась до любимой погремушки или детской дудочки могла по памяти воспроизвести мелодию, сразу попадая в ноты, один в один. Заметив это, бабушка Вероники, покуда внучке исполнилось семь лет, решила выучить её игре на фортепьяно. Да не тут то было!
Девочка быстро не по годам освоила нотную грамоту, выучилась играть простые этюды, но когда настала пора заняться гаммами, дело совсем разладилось и дальше не пошло. Вероника играла неровно, с толчками, отчего пианино то кряхтело, то кашляло, а, порой, и вовсе вместо музыки из него лились несуразные звуки, точно бы где-то рядом блеяла старая коза. Девочка очень старалась, но пальцы будто не хотели бежать по клавишам, так, как было нужно, и все новые её упражнения, как и прежде, не давали ни чего.
Наконец, порядком намучившись с внучкой, в один прекрасный день, бабушка заявила, что пятого апреля в город прибудет знаменитый музыкант и педагог – Сергей Кузьмич Купцов. Они познакомились с ним ещё в далёкой юности, и теперь, по старой памяти, он согласился дать Веронике частный урок, дабы помочь молодому дарованию укротить строптивые пальцы и рассказать, как дальше развивать себя. Встреча была назначена в историческом здании дворца «Гидростроитель», куда Сергей Кузьмич собирался утром, дабы решить какие-то дела.
Утро на пятое апреля выдалось ясным, наполнив детскую янтарным светом и бойкими солнечными зайчиками, разбежавшимся гурьбой от старой хрустальной люстры по книжным шкафам, громаде фортепьяно и целой армаде мягких игрушек, заботливо рассаженных хозяйкой на маленьких стульчиках у кукольного стола.
Веронике этим утром не спалось, она пробудилась ещё до рассвета и, как не силились, уже не могла сомкнуть глаз. Наконец, рассеяно вздохнув, она почистила зубы, сходила в кухню на завтрак, одела лучшее платье и села у окна, ожидая бабушку, до прихода которой, меж тем, оставалось два с половиной часа.
Девочка ужасно волновалось: ещё бы сегодня ей предстоит играть чужому человеку. Да какому! Сергей Кузьмич - знаменитый музыкант и педагог, читавший лекции в Париже и Лондоне, дававший концерты в лучших залах мира, имя которого знал и туманный Лондон, и горделивая Вена и даже далёкий Сидней!
Так, размышляя сама с собой, девочка и не заметила, как резные стрелки на старых ходиках описали два круга, дверь отварилась, и вошла улыбаясь бабушка с блестящей дамской сумочкой в руках, сказав удивлённой внучке «Ну, как заждалась меня? Пошли!».
Надо сказать, что идти им было недалеко. В прихожей давно стоял домашний портал, глядевший чем-то средним меж дверью и экраном. Стоило назвать ему любое место на Земле, как тут же в стене открывался проход: шаг вперёд и ты добрался.
Однако бабушка Вероники – Таисия Андреевна от чего – то сильно не любила этот портал, говоря что «Раньше подобного не было, и вообще такие перемещения ни к чему хорошему не ведут, а потому она всегда добиралась к нужному месту по старинке: вызвав одну из беспилотных прозрачных капсул, летавших по небесным магистралям на низких скоростях. Эти капсулы были, неизменно, в чести у туристов, любивших рассматривать город с высоты, а также стариков, вспоминавших былую юность, коя прошла у них на небесных трассах да воздушных виражах.
Капсула тащилась действительно медленно. Первоначально она зачем-то сделала круг над старым поместьем Сведомских, вокруг которого вырос позднее Михайловский район, а затем, скрипя и ёрзая, полетела над руслом реки Камбарка туда, где за белыми башнями маячил самый старый городской район. Внизу, меж тем, потянулись бесчисленные парки, спортивные площадки, ещё укрытые жухлым снегом, неглубокие овраги, озёра и пруды, над которыми, подобно серым лохмотьям, ещё висел седой туман.
Наконец, капсула сделала круг над площадью Уральской, открыв изумлённому взору девочки, скинувшие ледяные оковы Камские дали и необъятные крылья нового Олимпийского стадиона «Лебединое озеро», построенного к играм в прошлом году.
Мягкий женский голос из динамика сообщил «К сожалению, подлёт по дворцу «Гидростроитель» сегодня невозможен, посадка совершается в ближайшей разрешённой точке, время пешей доступности семь минут, удачного дня!».
Вскоре бабушка с внучкой брели по одной из старых улиц, давно освоенных туристами и теперь насквозь пропахших кофе с марцепаном, днём и ночью заполненную разношёрстной толпой, гулявшей меж старинных домов, ремесленных лавок и бесчисленных кафе. На этой улице также сохранились первая аптека и первый книжный магазин, ныне занятые музеями, главный корпус зоопарка и площадь Чайковского - сердце старого города, куда неизменно стремился каждый, волей судьбы оказавшийся в нашем Прикамском краю.
Бабушка с внучкой вошли в фойе «Гидростроителя», Таисия Андреевна перемолвилась с какой-то седовласой дамой, и та отвела Веронику в небольшую комнатку с фортепьяно, сказав подготовиться, ибо скоро туда подойдёт известный музыкант Сергей Кузьмич Купцов, чтобы дать ей частный урок.
Вероника села к фортепьяно, размяла пальчики, как учила бабушка и начала понемногу играть. Она увлеклась и не заметила, как в дверях появился человек с пышными усами, небольшой бородкой и целой копной непослушных волос, изящно убранных назад и едва подёрнутых лёгкой сединой.
«А… , молодое дарование, - сказал улыбнувшись пришедший, - вижу упражняетесь? Похвально, похвально».
Вероника вздрогнула от неожиданности «Здравствуйте, а я как раз вас здесь ожидала, Бабушка сказала, что вы поможете обучиться плавной игре».
«Ну что ж, если бабушка сказала, тогда – помогу, улыбнулся человек, - сыграй как что-нибудь ещё, а я погляжу, как оно у тебя выходит».
Вероника взялась играть последнюю гамму, кою разучила, но пальцы, как и прежде не слушались: музыка звучала с надрывом, то взбираясь, то, будто падая вниз.
«Нет, нет нет, -вмешался незнакомец,  - Ты играешь совсем не так». «Когда с тобою фортепьяно, играют не руки, а сердце, руки - только проводник.. Давай ка попробуем  вместе! Закрой глаза!».
Вероника закрыла глаза, незнакомец положил свои руки на её, и в это миг, в маленькой комнате зазвучала гамма. Так продолжалось минуты три, затем незнакомец отстранился от девочки, а она продолжала играть ровно и плавно. Ей не верилось, что эту музыку играет она сама, никогда так хорошо не получалось! Права оказалось бабушка, этот человек великий музыкант и педагог, да что там педагог, он, – настоящий волшебник!
Когда пианино смолкло, комнату огласили аплодисменты. «Блестяще, -сказал стоявший за девочкой человек, - у тебя редчайший талант и великое будущее! Только помни, где бы ты ни играла, и какой бы не был концертный зал, всегда и везде не забывай простую истину: фортепьяно – живой инструмент, и работа с ним немыслима без сердца!
Тут в комнату заглянул ещё один мужчина, на вид гораздо старше, а с ним появилась Вероникина бабушка.
«А… , Пётр Ильич, вот вы где!  - сказал вновь пришедший, - мы уже вас потеряли, пройдите пожалуйста в тридцать третий кабинет, там для вас приготовили кофей».
«Ну чтож, - сказал невольный учитель, - пора прощаться, приходите с бабушкой сегодня на концерт, и, неизменно помни, на фортепьяно играют не пальцы, а дух и сердце».
Когда Пётр Ильич ушёл, бабушка представила девочке спутника, - «Вероника познакомься, это Сергей Кузьмич Купцов, знаменитый музыкант, который согласился обучить тебя играть злополучные гаммы. Покажи ка нам всё то, что мы учили с тобой на прошлое воскресенье».
И, Вероника сыграла. Музыка лилась непрерывно и так проникновенно, что даже бабушка только и смогла,  что удивлённо выпучить глаза,  а позже, прослезилась. А вот Сергей Кузьмич от души посмеялся, шутливо побранив Вероникину бабушку, сказав: «Что ж ты наговаривала на внучку Тася? Какие надрывы, какие толчки, вон  у неё как плавно выходит!» «Ей моя помощь пока не нужна» - и, с этими словами, он покинул комнату…
Вечером в историческом зале дворца «Гиростроитель» яблоку не где было упасть: на главный концерт, посвящённый юбилею города слетелись делегации со всей страны, да и горожан собралось не мало. Именно здесь выступал тот самый гость, о личности которого долго и яростно спорили чайковцы да рассуждали городские СМИ.
Наконец, в исторической зале погас свет, поднялся занавес и меж зрителей невольно пробежал ошеломлённый ропоток. Гул становился всё громче, а за тем, весь зал озарился криками «Браво!!» и громом аплодисментов!
На сцене стоял тот, чьи тонкие черты знает каждый родившийся в нашем крае с самого детства. Этот был он, великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
Голос ведущего, меж тем объявил, «Симфония “Городу на Каме 2256”, исполняет Прикамский национальный Симфонический оркестр, дирижирует Пётр Ильич Чайковский!».
В зрительном зале всё это время царила какая-то особая атмосфера. Собравшиеся во все глаза смотрели на этого маленького, подёрнутого сединой человека, лик которого в городе, названном его именем, взирал на жителей и туристов буквально отовсюду!
Надо сказать, что путешествия во времени не были тогда уже в диковину. Учёные Прикамского Исторического университета, расположенного на улице Альняшской, давно совершали экспедиции во тьму тысячелетий, решая загадки далёкого прошлого, ответы на которые лежали в глуби веков. Но как им удалось убедить великого композитора проделать путь длинной почти в 400 лет и написать для незнакомого города целую симфонию для всех оставалось загадкой. Впрочем, многие, наверное, и не думали об этом, а просто слушали музыку, наслаждаясь её невероятной красотой.
На одном из средних рядов, среди изумлённых зрителей сидели Вероника и её бабушка… Таисия Андреевна с упоением слушала чудесную симфонию, а Вероника во все глаза смотрела на великого композитора на сцене, ведь именно этот человек сутра по ошибке заглянул в ту самую комнату, где она дожидалась Сергея Кузьмича, и может, сам того не ведая, дал ей самый важный в жизни урок музыки: «Играют не руки, а сердце!».
С того далёкого вечера прошло без малого пятьдесят с половиной лет. Вероника Лугина стала известным музыкантом, игре которого аплодировали лучшие концертные залы Парижа, Лондона и Венеции.
Но каждый раз, какой бы не был концертный зал и какая бы публика там не сбиралась, Вероника Алексеевна всегда вспоминала свой дебют, свой самый первый концерт, сыгранный для одного единственного зрителя, проделавшего путь на это представление длинной почти в четыреста лет.

Кощеев Д.А. 02.04.2021


Рецензии