Великие люди от Авраама до Хокинга 12

Восемнадцатый век (продолжение)


Французский философ немецкого происхождения Поль Анри Гольбах – великий труженик на ниве просвещения народа.

Гольбах – до мозга костей материалист, которому, впрочем, нельзя отказать в благородстве души.

Немецкий мыслитель Иммануил Кант – непреступная философская скала.

Интеллект Канта – алмаз, разрезающий любой философский камень.

Сильному интеллекту нужны сложные рассуждения. Это относится к слабому здоровьем и малоимущему философу Канту. Всевозможные жизненные преграды он преодолевал благодаря дисциплине и строгому распорядку дня!

Иммануил Кант, подобно шотландскому философу Дэвиду Юму, всю жизнь оставался холостяком. Это закономерно, если учесть, что немецкий мыслитель дружбу ставил выше любви, утверждая, будто она и так включает в себя любовь, а кроме нее – уважение.

Говорят, что Кант дважды увлекался женщинами и даже намеревался жениться. Так ли это? Во всяком случае, кёнигсбергский мудрец однажды заметил: «Когда мне могла понадобиться женщина, я не был в состоянии её прокормить, а когда я был в состоянии её прокормить, она уже не могла мне понадобиться». Действительно, женщине нужен мужчина, прочно стоящий на земле, а не витающий в облаках.

Идеи «богоизбранности» и «мессианства», нашедшие воплощение в эпических поэмах немецкого писателя Фридриха Клопштока, впоследствии преломлялись в философии Георга Вильгельма Гегеля и Фридриха Ницше, в операх Карла Марии фон Вебера и Рихарда Вагнера, в симфониях Антона Брукнера и Густава Малера.

Редки случаи, когда войну называют именем полководца, который участвовал в ней. Генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский проявил неслыханную доблесть в «румянцевской» войне против Турции. Под началом полководца воевал будущий генералиссимус Суворов.

Итальянский авантюрист Джакомо Казанова не так велик в любви, как увлекателен в рассказах о своих любовных приключениях.

Казанова – легкомысленный рыцарь: срывает и тут же бросает под ноги цветы любви.

Каждая женщина для Казановы – непрочитанный роман. Ловелас не успокаивается, пока не перевернет последнюю его страницу.

Человечность Казановы, прежде всего, состоит в том, что он воспринимает обыкновенную женщину, как прекрасную даму и оказывает ей такие знаки внимания, будто она маркиза или принцесса.

Казанова однажды высказался: «Я никогда не мог понять, как отец может нежно любить свою дочь, если он не спал с ней хотя бы один раз». А ведь у него была такая кровосмесительная связь! Однажды великий любовник познакомился с маркизой Леонильдой. Вспыхнула страсть, в результате чего та родила сына. Позднее выяснилось, что маркиза – его собственная дочь от Лукреции, с которой он общался много лет назад.

Казанова искренне считал, что семья – это «могила для любви». Он беззастенчиво крал наслаждения, соблазняя замужних дам. Романтик и плут, он презирал бескрылую мещанскую жизнь.

Слава Казановы несколько меркнет, когда узнаем, что он общался главным образом с женщинами невысокого общественного положения: с актрисами, служанками и проститутками. Дамы из высшего света редко попадали в его любовные сети.

У каждого соблазнителя женщин наступает время пресыщения, когда он надламывается нравственно и физически. Жизнь начинает казаться ему не даром судьбы, а тяжким бременем. Не избег этой участи и Казанова, который в 1763 году в Лондоне совершил попытку самоубийства, бросившись в Темзу. Только чудо спасло героя-любовника.

Казанова, который поначалу казался людям ученым и галантным собеседником, остроумцем и светским человеком, в действительности таковым не был. Сварливость, сребролюбие, вспыльчивость, злоязычие – вот далеко не полный перечень недостатков, которые рано или поздно ломали его карьеру, заставляя искать счастья в иных краях.

Джакомо Казанова был отравлен ядом уклончивой лжи, Франсуа де Сад – жестокости и насилия.

Франсуа-Андре Филидор – французский оперный композитор, шахматист, шахматный теоретик, в свое время считался сильнейшим шахматистом в мире. Для композиторов музыка – та же шахматная игра, в которой каждая нота предопределена предыдущей.

Филидор в некотором смысле был предшественником Глюка на парижской оперной сцене, так как сумел предвосхитить отдельные черты драматической музыки реформатора оперы.

Мелодии в операх композитора, представителя неаполитанской школы Томмазо Траэтты легки и грациозны, как порхающие бабочки на лугу. Его сын Филиппо уехал в Америку, написал первую американскую оперу, основал Бостонскую и Филадельфийскую консерватории.

Жан-Жорж Новерр – французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета. Новерр впервые построил драматургию музыкального спектакля, опираясь исключительно на танец. Он изложил свои принципы в книге «Письма о танце и балетах».

Британский живописец Томас Гейнсборо – художник утонченных романтических эмоций.

У Гейнсборо легкая, возвышенная манера письма.

Живопись англичанина Томаса Гейнсборо и француза Жана Грёза – это искусство изысканной красоты и тонкой лирики.

Итальянский и французский композитор Никколо Пиччинни – нежный меланхолик.

Пиччинни – одухотворенный лирик.

Музыка Пиччинни ласкает слух и душу.

Духовная музыка Пиччинни отличается Небесной чистотой и ангельским целомудрием.

Если Кристоф Глюк создает гениальную арию «Потерял я Эвридику», то Никколо Пиччинни – гениальную арию «Аве Мария». Не становится ли различие в мироощущении античного Глюка и христианского Пиччинни еще одним камнем преткновения между ними?

Нежно-скорбные мелодии Никколо Пиччинни предшествуют чувствительной музыке Винченцо Беллини.

Простая и ясная музыка итальянского композитора Пьетро Гульельми возвращает нас в счастливое детство. Композитор написал около 100 опер, подобно его однокашнику по Неаполитанской консерватории Джованни Паизиелло.

Литературный критик и просветитель Готхольд Лессинг закладывает фундамент нравственности немецкого народа.

Лессинг – дозорный немецкой демократической литературы.

Лессинг – борец за жизненную правду в немецком драматическом театре.

Спрашивается: почему судьба отвела Фёдору Волкову, основателю русского драматического театра, человеку, исключительно талантливому, в совершенстве владеющему немецким языком, актеру, режиссеру, драматургу, художнику, музыканту только 34 года жизни? Во время представления в честь императрицы Екатерины Великой его автор простудился и умер. Случай жесток и слеп!

На картине «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» известного художника Алексея Антропова воплощены женская красота и женское величие. На ее лице запечатлена целая гамма достоинств: ум, воля, решительность и снисходительная полуулыбка особы императорской фамилии.

Екатерина II удостоена титула «Великая». По крови она – немка. Ее соотечественники с полным основанием могут гордиться ею, как поэтом Гёте или философом Гегелем.

Екатерина II – немецкий управляющий при русском императорском дворе.

Екатерина II – иностранка, сумевшая стать матушкой России.

Екатерина II удачно раскладывает пасьянс власти. Вот почему она правит более 30 лет.

Екатерина II – императрица разумного устройства патриархального Российского государства.

Гордая женщина не очень-то боится посмертного наказания за свои грехи. Однажды Екатерина II бросила фразу: «Я буду самодержицей: это моя должность. А Господь Бог меня простит: это его должность».

Сладострастие по-разному действует на женщин: безвольной достаточно пару капель блаженства, чтобы погубить свою жизнь, решительной и энергичной – не вредит и чрезмерная доза. Яркий пример – Екатерина II.

Екатерина II кардинально изменила институт фаворитизма, который, разумеется, существовал и до нее. Намеченного кандидата для императрицы освидетельствовали лейб-медики на предмет наличия венерических заболеваний, затем он сдавал своего рода «экзамен на чин» с одной из фрейлин. Если испытания проходили успешно, будущего «главного адъютанта» поселяли в специальные апартаменты во дворце, где имелся потайной ход к покоям царицы. Все было обставлено с немецкой пунктуальностью, немыслимой для русского человека, который славится широтой души и непосредственностью чувств. Как будто речь идет не о человеческой любви, а о скрещивании кобыл и жеребцов на Орловском конном заводе!

Екатерина II делает себя императрицей с помощью фаворита Григория Орлова и Екатериной Великой – с помощью тайного супруга Григория Потёмкина.

Екатерина II возвышает любовника Григория Потёмкина до соправителя и одновременно принижает до ученика. Мудрое решение!

Чтобы сочинять музыку, отличающуюся грацией и мелодичностью в эпоху Глюка, Пиччинни и Гретри, надо иметь большой талант. Этим качеством обладал французский композитор Пьер-Александр Монсиньи. Его оперные спектакли обладают редким достоинством: естественным комизмом. Не поэтому ли он считается основоположником французской комической оперы?

Последний польский король Станислав-Август Понятовский остался в памяти нации презренным изменником. Даже прах его не покоится в Вавеле, монаршей усыпальнице в Кракове. Чем же заслужил Станислав-Август такую ненависть соотечественников?
Благодаря родству с княжеским домом Чарторыйских, Понятовский еще в молодости получил звание стольника литовского и видную должность секретаря английского посольства в Санкт-Петербурге.
Здесь красивый молодой человек близко сошелся с великой княгиней Екатериной Алексеевной, не упускавшей случая изменять ненавистному супругу.
Особенный политический вес юный интриган получил с момента вступления на русский трон Екатерины, которая, сообщив любовнику о перевороте, заверила того, что польскую корону она предназначает ему или его двоюродному брату, князю Адаму Чарторыйскому, генералу земель подольских.
Императрица не обманула, и Понятовский в 1764 году взошел на престол Речи Посполитой. Однако вскоре стало ясно, что королю недостает воли и энергии. Не имевший иллюзий, далекий от романтических увлечений, отлично понимающий действительность, Понятовский, вместе с тем, был лишен всякой настойчивости в достижении цели и выдержки в критических ситуациях. Настроения его менялись, словно погода, воля всегда покорялась другой, более сильной. Если он порой «эмансипировался» от петербургских влияний, то всего лишь по внушению, но всегда ненадолго: любая неудача опять превращала его в покорного слугу Екатерины, презрительно называвшей короля «восковой куклой».
Понятовский заключил морганатический брак с некоей шляхтянкой Грабовской, но та оказалась бездетной. Желая, в нарушение закона, основать династию, он умолял «петербургскую Семирамиду» сделать наследником престола одного из своих племянников, но та решительно отказала. В отношении Польши императрица имела другие планы.
После взятия Варшавы войсками непобедимого графа Суворова-Рымникского, Понятовский по требованию России переехал в Гродно, где князь Репнин предложил ему подписать отречение от престола. Это случилось 25 ноября 1795 года. До конца царствования Екатерины отставной монарх проживал в городе над Неманом, а затем переехал в русскую столицу, где и умер.
Судьба Станислава-Августа Понятовского поучительна: безволие губит незаурядных людей, и даже такие простые вещи, как любовь и семейное счастье, им недоступны.

Еврейский философ Моисей Мендельсон выступал за сближение иудаистской и христианской культур. Его внук, гениальный композитор Феликс Мендельсон-Бартольди избрал третий путь – протестантизм. Духовная преемственность между дедом и внуком налицо.

Итальянский композитор Джузеппе Сарти легок на подъем. Он служил во многих странах Европы, в том числе в Санкт-Петербурге, где развил бурную музыкально-общественную деятельность.

Джузеппе Сарти – многогранная творческая личность. Среди его учеников встречаются такие разные композиторы, как трагедийный Луиджи Керубини и водевильный Степан Давыдов.

Антонио Солер – испанский композитор, органист, клавесинист, теоретик музыки, философ и монах, преемник Доменико Скарлатти в сочинении клавесинных сонат. Его перу принадлежит около 500 произведений в этом жанре.

Солер – легкий для восприятия композитор. Его музыка радует душу.

Иногда великие идеи высказывают отнюдь не великие мыслители. Закон единства противоположности впервые сформулировал не Георг Вильгельм Гегель, а его соотечественник Иоганн Георг Гаман. Оба философа родом из Кёнигсберга.

Патриотические чувства помогли Александру Васильевичу Суворову стать бесстрашным воином-христианином, великим полководцем, генералиссимусом, по-европейски образованным человеком. Он беззаветно служил родине и народу, взамен Всевышний вознаградил его славой и почетом.

Перед сражением Суворов давал наказ пехотинцам: «Смекалка, напор, штык!» Это применимо и в мирной жизни, где всегда и везде на первое место люди ставят ум человека.

Уже более двух столетий комедии Пьера Бомарше покоряют зрителей искрометным весельем, выдумкой и фантазией.

Личность драматурга Бомарше определяют три вещи: смех, интриги, золото. Не потому ли в комедиях Бомарше и опере Россини образ Фигаро вышел столь ярким, что такими же беспечными и остроумными были в жизни его авторы?

Первого президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Вашингтона нельзя считать посредственностью, хотя он и не гений.

Табачный плантатор Вашингтон волею обстоятельств стал генералом и первым президентом США.

Вашингтон был самым богатым человеком в стране, нажившим огромное состояние на труде рабов. Только перед смертью он освободил из рабства черных невольников.

Вашингтон 40 лет носил на груди портрет жены. Ни один день их совместной жизни не был омрачен. Когда он умер, сокрушенная горем супруга сказала: «Я скоро последую за ним».

В России сложилась самобытная эротическая литературная школа. Основоположник ее – легендарный Иван Барков. За ним следовали выдающиеся поэты: Державин, Пушкин, Полежаев, Лермонтов, Брюсов, Есенин. В пошлых, но очень забавных стишках они оттачивали свое золотое перо.

Существует легенда, что Иван Барков, автор знаменитых фривольных стихотворений и поэм, скончался от сердечного приступа в публичном доме, находясь под хмельком и в объятиях женщины. Его последние слова были такие: «Жил смешно и умер грешно». Известному эпикурейцу российского Парнаса не откажешь в юморе и объективной оценке своей личности!

Австрийский композитор Йозеф Гайдн в музыке – дитя радости и озорства: он смотрит на свои житейские неудачи с чувством юмора.

Гайдн – простодушный крестьянин в жизни и музыке, вместе с тем он – веселый, остроумный, блестящий гений!

Гайдн – далеко не наивен в музыке: его розыгрыши и шутки имеют ироничный подтекст.

Гайдн живет до глубокой старости, обладает веселым нравом, готов подсмеиваться над людской глупостью, порой сам попадает в нелепые ситуации и при этом никогда не унывает.

От природы Гайдн наделен светлым, искрящимся талантом. Его музыка простая и радостная.

Гайдн ловко катит обруч симфонизма по музыкальному бездорожью.

Музыка Йозефа Гайдна – умная, его брата Михаэля Гайдна – красивая. Из этих двух качеств образуется стиль Вольфганга Амадея Моцарта.

«Тихий» Гайдн на самом деле – такой же своенравный и дерзкий композитор, как Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, ибо все трое прокладывают новые пути в музыкальном искусстве.

Немецкий поэт Кристоф Виланд «анатомирует» человеческую глупость.

В Кристофе Виланде торжествует дух поэзии, в Иоганне Гердере – дух мысли, в Иоганне Гёте – поэзии и мысли!

Поэт, прозаик и драматург Михаил Херасков во славу России создал эпическую поэму «Россиада» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Литератор добросовестно трудился на благо русского просвещения: занимал должность директора Московского университета, основал издательства при университете, открыл первые театры в Москве. Херасков – истинно русский человек иноземного происхождения.

Разврат отнимает у человека душу и превращает ее в тень, о чем писал Никола де ла Бретонн в романе «Совращённый поселянин». Любопытно заметить, что французский писатель и его современник австрийский композитор Йозеф Гайдн исключительно плодовиты: Бретонн написал более 200 романов, Гайдн – одних только симфоний более 100! Такова их эпоха, чрезвычайно богатая на творчество.

Картины Дмитрия Левицкого отличаются аристократическим изяществом и легкой идеализацией образа.

Лучшие портреты Левицкого выполнены с душевной теплотой, с сочувственным отношением к героям. Талантливые полотна художника – вершина русского портретного искусства XVIII века.

Левицкий воплощает на картинах образы русских женщин, наделенных редкой душевной красотой.

Широк эмоциональный диапазон женских портретов Левицкого, простирающийся от манерной живости девочек-смолянок до державного величия императрицы Екатерины II.

Видное место в русском классицизме занимает славная украинская четверка: художники Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский, композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский.

Фёдору Рокотову, в прошлом крепостному, выпала редкая удача работать над портретами аристократической знати. Он был одним из самых популярных российских художников в XVIII веке. По утверждению современников мастер успел «переписать всю Москву». Рокотову заказывали картины члены императорской фамилии: ему принадлежат портреты Петра III, Екатерины II и Павла I.

Французский философ-натуралист Жан Батист Робине предложил теорию равновесия добра и зла на Земле.

Робине отрицал Бога, чтобы позже отказаться от своих греховных мыслей. Вот вам и гегелевский закон «отрицание отрицания».


Рецензии