Привкус Земли Израильской. Цфат

Изначально, собираясь в Израиль, я хотела побывать в Цфате. Оказалось, что подруга, у которой я гостила несколько дней, живет как раз недалеко от него, в минутах 20 езды.

Из Рош-Пинны, когда празднование нового года закончилось, я поехала в Цфат. Поехала одна. Бесконечные холмики, подъемы и спуски поприветствовали меня в городе. Больше никто не поприветствовал. 

Первая цель была – кладбище, где могилы праведников, в числе которых Ари (рабби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия). Вторая – синагога Ари.

Я сошла на вокзале и хотела понять, как добраться дальше. Армейский служащий, хмурясь, отмахнулся от меня, когда я попыталась спросить дорогу. Оказалось, что идти наугад по извилистым дорожкам, которые сами не знают, куда ведут, довольно утомительно. Поэтому, оценив с помощью двух местных девушек маршрут, я решила прокатиться на местном транспорте. У меня почти не осталось наличных денег, потому что мне пришлось отдать последние на билет сюда – виза и мастер кард в автобусах не принимают. Зато можно оплатить картой местного банка, или приобрести транспортную карту – это выгодно: например, поездка в Иерусалим на автобусе несколькими днями позже обошлась мне в два раза дешевле. Так вот, по-сиротски выгребла водителю оставшуюся мелочь, давая понять, что больше «ни ма», вися на перекладине, доехала, качаясь, до нужной остановки.

Итак, Цфат оказался довольно нелюдим и, по мне, так не особо дружелюбен. То ли в период праздников, то ли еще отчего. Он будто говорил: помни, что ты чужак. За узкими улочками, маленькими окнами, казалось, есть жизнь, скрываемая от чужих глаз, ушей, ноздрей, рук. Скрываемая тщательно. Ты не видишь дальше раскаленных камней, но сам - на виду. Меня все время нахождения в Цфате не отпускало напряжение. Подумала, что надо было одеваться скромнее (то есть, закутаться, если по-нашему). Хотя, возможно, и это не помогло бы.

Я сошла на нужной остановке и пошла по улице. Пару раз религиозные евреи переходили улицы и отворачивались при встрече со мной. Я и сама неловко отворачивалась и предпочитала не пересекаться.

Наконец, по полупустынной дороге дошла до кладбища. На холмах, за проволочной оградой. Я не любитель ужасающих приключений, - не думайте. Это место особенное. Я ступила на его территорию, и будто все затихло. Не сырой могильной тишиной, а благоговейной. «Оставь все за пределами этого места. Здесь ты узнаешь, что на самом деле важно. Остановись...». Камни окрашены в голубой. Было ясное утро, десять утра, страшно не было.

Я хотела помолиться у могилы Ари, но поняла, что понятия не имею, где она, и спросить не у кого, и на иврите я не читаю. Думала, что будут посетители, но нет, никого не было... Увидев огороженную, под навесом могилу и рядом с ней единственную молящуюся женщину, я решила подойти и остановиться там. Рядом с большим камнем стояли две скамейки, лежали книги, наверное, молитвенники. Над камнем горела поминальная свеча.

После я решила пройти через кладбище и выйти в город. Искать могилы праведников, поняла, заняло бы много сил и времени, а солнце уже начало припекать. Я шла, наслаждаясь тишиной. Дорога шла больше в горку, я поднималась по каменным полуразрушенным лестницам, оглядываясь вниз на холмики с деревьями. Поднявшись по лестнице, я увидела, возможно, как раз те места, которые искала – к нескольким могилам, тоже огороженным, вели дорожки. Но идти туда, петляя и опять спускаясь вниз, я не решилась. Еще выше была, кажется, миква. Около нее караулил мужчина. Было две дороги: для женщин и для мужчин. Я было ради любопытства хотела подойти посмотреть, что там, у мужчин, но мужчина энергично дал понять, что мне другой дорогой. Я пошла по разрешенному пути и вышла с кладбища.

Пожалуй, это единственное (хотя, нет, первое) место в Цфате, которое мне понравилось и где мне было спокойно. И первое место в Израиле, где я почувствовала Святость Земли, ее духовность.
 
Дальше я нашла синагогу Ари. Мне так хотелось увидеть ее, сине-голубую, разноцветную, таинственную! Но войти внутрь, к сожалению, не удалось. Кажется, она была закрыта.

Походив вокруг вместе с парой туристов, я отправилась дальше. Походила по улочкам. Встретила несколько толп туристов. Спросив у приветливой женщины дорогу, побывала в модной картинной галерее, заглянула на улицу художников – так, кажется, она называется. Кроме ленивых кошек и сонливых продавцов, не помню, сколько человек там еще было, и были ли они. Зато на одной улочке встретила занятное местечко. За низкой дверью небольшой дворик. Кусты розы, какие-то предметы была, типа лейки, круглый столик с пепельницей, - все немного ретро и как бы чуть заброшенное. Во дворе несколько входов дальше в помещения. Картинная галерея. Пыльные картины расставлены на полу, у стен. Рисунки, наброски, картины разных размеров, в рамах и без хаотично расставлены везде. И играет музыка. Я не знаю, что это было, но это было прекрасно. Эхо от музыки, льющейся из магнитофона, расходилось вдоль каменных стен, беспрепятственно перетекало из комнаты в комнату. Я чувствовала, что попала в дом, который открывает мне свои секреты. Не до конца, не сразу, скорее, приоткрывает. Одна из картин меня удивила изображением на ней девушки, очень похожей на меня. Жаль, очень жаль, что видео не записалось.

Почему-то мне не хотелось где-то остановиться и отдохнуть. Только утром ранее я успела пройтись по торговой улице и купить свежую булку. Так, я не стала задерживаться и уже около часа дня выехала из города. В некотором недоумении, озадаченная, но, тем не менее, с желанием вернуться и попасть-таки в намеченные места.

Кстати, оказалось, могила у которой я остановилась, оказалась могилой выдающегося законоучителя – раби Авраама-Цви-Гирша бар Яков Айзенштадт, как мне позднее любезно перевела подруга.


Рецензии