Звёздный год Виктора Чувелёва

ЗВЁЗДНЫЙ ГОД ВИКТОРА ЧУВЕЛЁВА
(Из книги «Под сенью Ясной Поляны»)

«Быстро бежит время.И вот,неожиданно для самого себя,вдруг ощущаешь,что ты уже ветеран и что за плечами уже большой жизненный путь,а позади столько всего:и радостного,и грустного,плохого и хорошего».Перебирая Почётные грамоты и свои рационализаторские удостоверения,так говорил мне рабочий цеха фитингов Косогорского металлургического завода Виктор Иванович Чувелёв,мысленно возвращается в то своё время,для него совсем недавнее,и в то же время уже сегодня далёкое.В то,именно,время,когда вся жизнь его была наполнена напряжённой творческой работой.
Да-да,именно,творческой!Ибо он работал тогда вдохновенно,жадно,с энтузиазмом, пытливо,стремясь улучшить то,что есть в цехе,и создать новое,своё!Правда, работали в то время в цехе фитингов так все,не только он один.Вот,например,его  свидетельство передо мной на рационализаторское предложение от третьего января 1983 года.Название его – «Изменение конструкции зубчатой муфты наждачной головки для станка МАИ».Для читателя,может быть,оно мало о чём говорит,но для работающих рядом с ним тогда людям говорит о многом. Над этой муфтой он ломали голову:как  улучшить её надёжность в работе,не только один рабочий Чувелёв.Его была лишь идея,а вот к разработке её он привлёк двух инженерно-технических работников   цеха:А.В.Ивонова и Ю.А.Полякова.Вместе с Поляковым,тот же Чувелёв,предложил изменить крепление направляющих планок на жёлобе для обнаждачивания контргаек.  А вместе мастером с Ю.Г.Макаровым он же,Чувелёв, предложил изменить шарикоподшипники на корпусах шарошек калёными втулками.Вспоминает Виктор Иванович,как родились у него  эти предложения,и его глаза ожили ещё более. Тут же он начал интересно рассказывать как неожиданно появилась у него эта мысль,а потом как они разрабатывали,но уже вместе с мастером М.Г.Маркевичем,усовершенствование колодки на станках МАИ.И тут же он перескочил на рассказ о том,как они с инженером А.Г.Щукиным воплотили в жизнь его идею в изменении конструкции цепи на станке при обнаждачивании контргаек 32 и 40 мм.
Действительно,восемьдесят  третий год по истине был самым «звёздным» годом в жизни Виктора Ивановича Чувелёва.Именно,на этот год падает его удивительно кипучая и наиболее эффективная активность в рационализаторской его деятельности. Идеи в это год у него рождались одна за другой. А затем,с помощью  тех же инженерно-технических работников цеха и в тесном с ними в соавторстве,его идей удачно материализовались в трудовые успехи всего цеха.И ещё помнится ему,как одно из рационализаторских его предложений,воплощённое в жизнь вместе с Ю.А. Поляковым,получило очень громкую известность не только в цехе и на всём заводе. Это было изменение конструкции обоймы для обработки муфт на станках МАИ.Многое нужно было тогда продумать и придумать,многое учесть,чтобы эта самая обойма помогла повысить производительность труда.   
Вот это и была,как считает Виктор Иванович,самая интересная часть его жизни, которая тянула его из дома в цех,к станкам творческой работе.А все,кто вместе с ним трудились тогда в цехе,характеризовали этого неугомонного человека одним коротким словом:«работяга»! Но оно настолько ёмко и верно,что другого и не придумать,ибо оно показывает его отношение к жизни.С утра и до вечера он в поиске.Трудился он тогда каждую смену с полной отдачей всех своих сил и возможностей,постоянно предлагая что-то новое и необычное,что тут же и без промедления внедрялось в жизнь,в работу цеха. Чувелёв не жалел себя,ибо творческая рационализаторская работа захватывала его целиком. Вот что он сам говорит о той своей жизни:«Работать в цехе фитингов я начал ещё в июне 1955 года,когда цех только-только ещё строился.И проработал я в нём до самого 1993 года.То есть,до моего ухода на пенсию.Так что,всю свою трудовую жизнь я отдал этому цеху.Вот потом этот цех для меня просто родной!».
Да,как же иначе ещё он может сказать,если он всю свою жизнь прошагал именно в одни и те же заводские проходные?
И вот,когда в заводском Доме культуры,во время празднования сорокалетия цехового коллектива,со сцены было названо и его имя среди ветеранов и заслуженных работников цеха, то его сердце взволновало забилось.И вот сейчас сидя передо мной и вспоминая об этой минуте,Виктор Иванович вдруг начал,как и тогда в Большом зале Дома культуры,чрезмерноволноваться. Он начал сбивчиво вспоминать свою молодость,первые дни работы в своём цехе:«В то время,понимаете,когда по Косой Горе вдруг прошёл слух о строительстве нового цеха,а потом и началось его строительство,когда никто толком ещё не знал, что это будет за цех,я же решил,что буду в нём работать.Меня всегда всё новое,всю жизнь, притягивает.Устроился я тогда на работу по специальности слесаря по ремонту оборудования и очень полюбил это своё дело.Мне нравилось копаться в станках, чувствовать их жизнь,понимать их состояние,когда они в работе.Для них я был чем-то вроде врача.Так,что я не мог не видеть их недостатки,того что мешает им жить полноценно и работать во всю силу своих возможностей. Вот из этого одного чувства и началась вся моя рационализаторская работа".
Виктор Иванович задумался на минуту и продолжил: «Помню,как в 1958 году меня из службы механика цеха вдруг передали в помощь инженеру Макееву,задумавшего изготовить новый станок для обнаждачивания фитингов.В то время наждачники обрабатывали фитинги вручную. Это была очень трудоёмкая работа,вместе с тем и очень вредная для здоровья.Рабочие приобретали там профессиональную вибрационную болезнь,а также заболевание лёгких – силикоз. Многие потому становились инвалидами.В связи с этим,санэпидемстанция неоднократно предупреждала руководителей завода и цеха о том,что на этих несовершенных станках,проще сказать "точилах",работать нельзя. Именно эти станки и были источником вышеназванных болезней.
Администрация цеха фитингов,во главе с начальником цеха В.И.Хромовым,решила найти такой способ работы этих станков-точил, чтобы он был совершенно безопасен и не вредил бы здоровью людей.Вот за эту работу и взялись рационализаторы цеха. А возглавил эту работу цеховой конструктор Макеев. Он обязался изобрести такой именно станок. И он в цехе был создан!Производительность труда на таких станках увеличилась вдвое.И наждачной пыли стало во много раз меньше.
Работая под началом Макеева,Виктор Иванович не только непосредственно изготавливал и собирал это новый станок,но и подал множество идей,что высоко оценивалось конструктором.И вот в 1961 году состоялось испытание этого станка,а затем и пуск его в производство. Он получил название МАИ-2. Работа изобретателей и рационализаторов,создавших новый станок,была высоко оценена в заводском коллективе завода. Авторитет заводских изобретателей был очень высок.В свои двадцать три года Чувелёв уже был бригадиром,имел шестой рабочий разряд, считался в цехе очень грамотным специалистом и одним из самых лучших рационализаторов завода. Позднее,при уходе его на заслуженный отдых,в приказе по заводу,будут написаны такие строки:«Слесарь-ремонтник термоочистного участка цеха фитингов Виктор Иванович Чувелёв отработал на Косогорском металлургическом заводе тридцать восемь лет. За время работы в цехе показал себя дисциплинированным и исполнительным работником.Неоднократно награждался почётными грамотами и денежными премиями за активное участие в рационализаторской и изобретательской деятельности…» Уже в свои молодые годы Виктор Иванович имел такой авторитет на заводе,что его уже привлекали и к усовершенствованию других станков. Но эти, созданные совместно с Макеевым, станки были его детищем и постоянно он стремился что-то в них и дальше усовершенствовать.При переходе со старых станков на новые,на полуавтоматы, сделанные ими же в цехе,он помогал не только их налаживать, но и учил людей на них работать.В 1970 году станок МАИ-2 в цехе началась усиленная работа по дальнейшей модернизации этого станка. И опять Чувелёв в центре работы! Создан был уже станок МАИ-3 и началась работа по его внедрению в производственную жизнь цеха.Вновь возросла производительность труда. Но на этом рационализаторы цеха опять же не успокоились. И вот в 1975 году рождается новый станок МАИ-4.Теперь станок,благодаря новой приставки к наждачному станку,мог в полуавтоматическом режиме обнаждачивать контргайки разных типоразмеров.И в этом очень важном для цеха деле самое непосредственное участие принял вновь Виктор Иванович Чувелёв.
Но и этот станок,со временем, не стал удовлетворять запросам работников цеха. Он стал не соответствовать требованиям времени.Не были эти станки столь надёжны в работе.И главная претензия к ним –довольно высокий процент брака! Другая же причина- недостаточная его производительность,что стало сдерживать работу цеха. И тут в работу опять включился Виктор Чувелёв с бригадой рационализаторов. Конструктор Макеев, уже к том времени, на заводе не работал. Чувелёв со всей серьёзностью и ответственностью подошёл к новой ответственной работе.Со своими мыслями по усовершенствованию станка он подошёл и поделился с членами техсовета  Н.А.Заушкиным и Ю.И.Мерзловой.На техсовете они поддержали идеи Чувелёва,и инженер-конструктор Мерзлова приступила к изготовлению чертежей.
В результате их дружной работы в течение месяца новый станок был изготовлен и пущен в производство.Новые станки стали не только теперь более производительнее, но и очень просты и доступны в ремонте и эксплуатации. Идут годы. Сегодня Виктор Иванович Чувелёв с уважением и благодарностью вспоминает свою работу с таким талантливым инженером Иваном Ивановичем Губановым.Называет его учителем и его руководителем в рационализаторской работе.Особенно он отмечает то,что именно  Иван Иванович очень внимательно и всегда доброжелательно прислушивался к каждой его новой мысли и предложению,открыто восхищался смекалкой молодого рабочего. Чувелёв считает то время своей работы в цехе, с такими вот прекрасными и талантливыми людьми,как Губанов, он счастлив тем,что цех фитингов стал для него родным.И в этом ему трудно не поверить,если видеть его лицо,когда он вспоминает время своей трудовой жизни.
И.Чиковани (Игнатов)
1996


Рецензии