Владимир Сорокин. День опричника. Рецензия на книг

Книги, как и другие результаты человеческой деятельности, бывают плохие и хорошие. Есть плохие книги из-за того, что они плохо написаны. Есть плохие книги, которые плохи из-за бездарности автора. Есть плохие книги, потому что они неинтересны и не близки читателю. Последние уже не настолько плохи, насколько просто не нашли своего читателя или неактуальны.
Есть другая категория плохих книг. Они плохие не потому, что они написаны плохо или потому что автор бездарен, они плохие не потому, что они неактуальны или не нужны читателю - они плохие, потому что они черные.
Тут сложно объяснить, что понимается под этим словом "черный". Но есть цвета черный и белый. И белый не обязательно веселый или легкий. Это может быть грустный белый. Это может быть печальный белый. И точно также черный. Он может быть веселый. Но это будет своя черная радость. Такая радость, знаете, когда кто-то скручивает петуху шею руками и смеется, глядя как хлещет из скрученной шеи кровь. Вот эта книга черная в таком смысле.
Было даже сомнение, стоит ли писать рецензию на нее, поскольку любая рецензия, любое упоминание этой книги - это реклама, пусть даже и со знаком минус.
В итоге это, скорее даже, предупреждение, а не рецензия. Книга подается как какое-то фэнтези с элементами фолк-киберпанка. Однако основное в ней то, что она пропитана ненавистью и презрением к человеческим ценностям, к русскому. В этой связи книга представляет собой идеологический посыл разрушительного характера. Это не литература, а инструмент распространения определенного рода отношения к русской культуре и русской истории. И инструмент, надо признать, гадкий.


Рецензии
Многие из уважаемых мною литераторов хорошо отзывались о нём.
Купил. Прочитал. Гениальная белиберда.
Написано не столько в новой манере, сколько чувствуется, что на этот раз нет впечатления от сюжета, что он вымученный и высосанный из пальца.

*******
Конечно, не обошлось без эротики на грани порно. Но, как и во всех романах Сорокина, эти сцены притянуты за уши и ничего не дают основному сюжету. Оба эпизода воспринимаются как инородное тело в тексте романа. Скорее всего, это дань сорокинскому бренду и коммерческой составляющей творчества.
Мне роман понравился.

Валерий Варуль   27.01.2024 20:04     Заявить о нарушении