Гармония метрической речи

«Пусть исследователь помнит, что число лежит в основании формы, и число направляет звук. Число лежит в корне проявленной Вселенной; числа и гармонические пропорции направляют первые дифференциации однородной субстанции в разнородные элементы; и число или числа ставят пределы созидательной руке Природы». Е.П. Блаватская «Тайная доктрина» Т. 3

Эта мысль Елены Петровны наводит на размышление о гармонии, в основе которой лежат числа.

Ещё пифагорейцы, жившие задолго до нашей эры, основывали понятие о гармонии на числах и органически связывали его с понятием числа. Они считали математические величины «элементами всего сущего» и уподобляли все вещи числам.
Аристотель в своей «Метафизике» так говорит об этой особенности пифагорейского учения: «Число и состав¬ляло у них сущность всех вещей» [I 5. 987а 16], «чис¬ла являются для всех остальных вещей причинами сущности (в них)» [I 6. 987 в 24].
Пифагор первым назвал вселенную космосом, т. е. признал в ней существование порядка и гармонии. Гармония (буквально – «созвучие») – это правильное движение светил вокруг мирового огня или Гестии.

Ученики пифагорейской школы Кратона кроме математики, геометрии и других предметов изучали также поэзию и музыку.
 
Пифагору в числе других сочинений приписываются и «Золотые стихи», написанные дактильным гексаметром.

Гексаметр (др.-греч. ;;;;;;;;; от ;; «шесть» + ;;;;;; «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров.  В более распространённом понимании — стих из пяти дактилей. Дактиль – трёхдольный размер, в котором  стопа состоит из одного ударного слога и двух безударных слогов за ним.

«Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо».  (Перевод  И. Петер)

Аристотель называет гекзаметр «самым устойчивым и веским» из всех видов метра. Укоренившись как размер большого эпоса, гекзаметр нисходит в средние жанры — буколику (начиная с Феокрита), сатиру и послание (начиная с Горация).

Санскритское стихосложение сходно с греческим и латинским стихосложением.  Например, во всех троих ритм определяется количеством времени, необходимым для произнесения слога, а не ударением. Каждая строка из восьми слогов, например в Ригведе, приблизительно эквивалентна греческому ямбическому диметру, например,
U—; ¦ U— | U—; ¦ U—
in v;rba iurab;s mea (Гораций «Эподы» XV, 4)
шепта;ла вслед слова; мои
 
Священный индийский метр гаятри состоит из трех строк ямбического диметра, и лежит в основе около 25% всей Ригведы.

Об этом метре Елена Петровна пишет в главе 9 «Разоблачённой Изиды» следующее:
«Метр гаятри, например, состоит из трижды восьми слогов и считается наиболее священным из метров. Это – метр Агни, бога огня, становящийся временами эмблемой самого Брахмы, главного творца и «модельера человека» по своему собственному образу. Итак, Пифагор говорит, что «число восемь или октада есть первый куб, то есть, квадратный во всех отношениях, как игральная кость, исходя из своего основания, двойки или четного числа; таков же и человек – четыре квадрата или совершенство»».

Семь основных древних санскритских метров - это гаятри, три 8-слоговых строки, ануштубх, четыре 8-слоговых строки, триштубх, четыре 11-слоговых строки, джагати, четыре 12-слоговых строки и смешанные метры стоп, называемые ушних, брихати и панкти.
  ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;
  ;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;
g;yatr;;a pr;ti mim;te ark;m
ark;;a s;;ma tra;;;ubhena v;k;m
v;k;na v;k;; dvip;d; c;tu;pad;
ak;;re;a mimate sapt; v;;;;;
24 (Размером) гаятри он меряет песнь,
Песнью – напев, (размером) триштубх – произносимую строфу,
Двустопной, четырехстопной произносимой строфой - гимн.
Слогом они меряют семь голосов. (Перевод Т.Я. Елизаренковой)

Строфа из Бхагавад Гиты 15:7 в переводе В. С. Семенцова:
«Меня, вечного, лишь частица,
В мире тварей ставшая дживой,
К себе чувства влечёт и манас,
Пребывающие в природе»
 

Санскритский метр ануштабх (;;;;;;;;;) является метрической единицей, встречающейся как в ведической, так и в классической санскритской поэзии, но со значительными различиями.

Строфа ануштабх представляет собой стих из четырех строк.  Каждая строка, называемая пада (букв. «стопа»), имеет восемь слогов.

Тем же размером написана б;льшая часть Дхаммапады.
Дхаммапада является одним из важнейших буддийских сочинений, составленных из стихотворных изречений Будды Шакьямуни, произносившихся им в связи с разными случаями. Дхаммапада была составлена около III века до н. э., в ней изложены основные правила нравственного совершенствования, характерные для раннего буддизма.

Стихотворное изложение этих правил способствовало более быстрому их запоминанию. Даже безграмотные люди, услышав «пады» несколько раз, могли их запомнить.
Палийский текст Дхаммапады состоит из 26 глав, включающих 423 изречения Будды Шакьямуни.

«Словно крепкий кряж, что бурей
С места сдвинуться не может,
Похвала иль обвиненье
Мудрецов не сотрясают».
(Дхаммапада, гл. Мудрецы, ст. 81)
 

Обратимся теперь к еврейским священным писаниям, Торе и другим частям Танаха, то есть к Ветхому Завету. Написаны ли они стихотворным размером и каким?
Многие книги Пророков написаны в поэтическом стиле. Из писаний же — Псалмы и Песня Песней, а также Книга Иова, Экклезиаст и притчи царя Соломона. Основа поэтичности книг Танаха — это ритм, создающийся при помощи устойчивых мелодических конструкций и системы пауз разной длины.

Встречаются также другие поэтические приемы — повторяющиеся стихи и рефрены, рифмы. В псалмах мы нередко сталкиваемся с повторами, когда фраза или слово в конце одного стиха повторяется в начале следующего:

1.Шир ламаалот, эса эйнай эль hеhарим, меаин яво эзри.
2.Эзри меим Адонай, осэ шамаим ваарец.(Тегелим 121:1,2, нумерация псалмов не совпадает)
Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. (Псалом 120:1,2)

Акростих (когда начальные буквы строф образуют какое-то слово или алфавит) присутствует также в псалмах (15, 34, 37, 119 и др.«Тегелим»)  и в притчах Соломона.

1.ЛеДавид бешаното эт тамо лифней Авимелех, вайигарашеhу, вайелах.
2.Авараха эт Адонай бехоль эт, тамид теhилато бефи.
3.бАдонай титhалель нафши, йишмеу анавим вейисмаху.
4.Гадлу лАдонай ити, унеромема шмо яхдав.
5.Дарашти эт Адонай веанани, умиколь мегуротай hицилани.
6.hибиту элав венаhару, уфнейhем аль йехпару.
7.Зэ ани кара, вАдонай шамеа, умиколь царотав hошио.

И так далее весь алфавит в 22 буквы в псалме 36 (русская Библия).
Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

Как видите, акроним не отражён при переводе.

Авторы для обозначения поэтических произведений в составе Танаха в заголовках его частей используют термины «песнь» — «шира», «песнь» — «шир» и «псалом» — «мизмор». Очевидно, основанием для использования первых двух терминов – «шир» и «шира» было музыкальное исполнение, это были песни религиозного и народного характера. Термин «мизмор» тоже обозначает музыкальное произведение, это были стихи, певшиеся левитами в Храме.

Об этом говорил преп. Роберт Клоут в лекциях по сакральной поэзии древних евреев, переведённых с латыни на английский язык Дж. Грегори.
«Шир означает пение голосом (вокальная музыка), назан – игру на инструменте.  Земер подразумевает либо вокальную, либо инструментальную мелодию.  Таким образом, Бинегинот мизмор шир  (На струнных орудиях. Псалом. Песнь.См. Псал. Ixvii. 1.), я думаю, означает метрическую песню, сопровождаемую музыкой. Таким образом, я полагаю, что мизмор обозначает меру или числа, которые греки называли ;;;;;; (рифмос)».
О метрических текстах Танаха писал р. Азария де Росси, живший в 16 веке. По мнению р. Азарии библейский стих основан на счете, то есть имеет определённый ритм.

«Тем не менее (то есть, хотя священная поэзия не обладает метрическими слогами и не разделена на стопы), мы не можем сомневаться в том, что у нее есть другой вид метрического сложения, который зависит от темы. Разве это не очевидно; если вы переведете некоторые из стихов на другой язык, они все равно сохранят свою метрическую форму, если не совершенно то, по крайней мере, в значительной степени, что не может иметь место в тех стихах, метр которых состоит из числа или количества слогов».  (Р. Азария «Mantissa Dissertationum» «Добавление к рассуждению», с.  420)

В стихотворном переводе Дмитрия Гольштейна стих 5 из книги «Экклезиаст» выглядит так:

«Что было – то опять произойдёт.
Всё будет вновь – деяние и слово.
Нет нового. Один круговорот.
Под солнцем ничего уже не ново».


Рецензии