Семирадский Г. И. Христианская Дирцея в цирке Неро

Художник Генрих Ипполитович Семирадский чистый академист, его картины, на исторические и мифологические темы, красочные, многолюдные  и просто красивые.
Насыщенные историческими подробностями и деталями архитектуры и быта исторического времени, они интересны для разглядывания и получения иллюстрированной информации.
 
Картина "Христианская Дирцея в цирке Нерона», её чаще называют короче – «Христианская Дирцея», одна из таких картин.   

Дирцея жила в  60-х годах  I века нашей эры — во  второй половине правления римского императора Нерона. При Нероне начались гонения на приверженцев христианства. Ранних христиан обвиняли в покушении на государственный строй, хватали, заточали в подземелья и прилюдно казнили. Казни одновременно служили римлянам развлечениями, частым видом которых были театрализованные казни римлянок-христианок.  На сцену цирка или театра выгоняли свирепого быка, к его спине привязывали женщину, и гладиаторы гоняли быка по арене и метали в него копья, пока тот не погибал, а вместе с ним и привязанная жертва.

Миф о Дирцее.
Нимфа Антиопа была женой фиванского царя Лика, имела от него двух сыновей Зефа и Амфиона.  Ненасытный сластолюбец Зевс соблазнил Антиопу, и она не устояла. Об измене жены узнал Лик. Он отказался от Антиопы, как от жены,  и бросил её  в заточение. Заодно отказался и от сыновей. Мальчиков, брошенных на произвол судьбы,  подобрали и вырастили пастухи.
Лик женился на Дирцее, которая сильно невзлюбила Антиопу.  Во время праздника в честь Вакха, Дирцея собиралась  привязать Антиопу к рогам дикого быка  и отпустить его. Зеф и Амфион узнали о замысле мачехи, освободили мать, а вместо неё к рогам привязали Дирцею, которая умерла страшной смертью.


Художник закончил картину в начале 1897 года, а в мае она была представлена на Всемирной выставке русского отдела в Венеции. «Христианская Дирцея» Семирадского и «Дуэль» («Простите») Репина стали «гвоздём программы» - посетители стояли возле них толпами.

В феврале 1898 года картина прибыла в Санкт-Петербург и представлена общему обозрению  на VI выставке Петербургского общества художников. Это полотно было в центре всеобщего внимания, что стало важнейшим событием художественной жизни России. Публика шла смотреть картину, не обращая внимания на критические отзывы.

Описание картины.
В центре картины изображены император Нерон и казнённая римлянка рядом с убитым быком.
Нерона доставили на арену в царских носилках чернокожие  носильщики. Они стоят у входа и держат паланкин  наготове: ожидают, когда Нерон насладится видом мёртвой женщины и захочет удалиться.

Нерон в одет в белую тогу с красной каймой и закутан в роскошный, расшитый золотом плащ, на голове венок из золотых лавровых листьев.  Нерон, как любитель прекрасного,  даже казнь обставил красиво: верёвки, которыми женщина была привязана к быку, он приказал увить гирляндами живых цветов.

Изображение мёртвой женщины даёт понять, как была мучительна и ужасна была её смерть. Наверняка  она кричала от страха и цеплялась пальцами за бычью шкуру в тщетной надежде спастись, но гладиаторы-матадоры  метали в быка копья, и обезумевшее от боли животное носилось по арене, терзая свою всадницу. Насколько эти движения были судорожны и непредсказуемы,  рассказывают полотнища располосованной одежды христианки и намотавшиеся на рога её длинные волосы. 

Слева от Нерона стоит (боком) его ближайший сподручный префект претория Гай Софоний Тигеллин, позади  приближённые из свиты.  Справа от Нерона два охранника  бордовых туниках с топориками в руках. Между Нероном и охраной застыл  в ожидании миловидный юноша, в его руках на расшитом покрывале кифара ...

Нерон смотрит на тело погибшей женщины, и в его взгляде нет ни сочувствия, ни сожаления. Наоборот,  по его позе можно предположить, в его голове рождаются первые строчки новой песни ...
Публика на ажурном балконе, возлюбленная Нерона в ложе с коврами, прочие присутствующие  замерли в ожидании нового шедевра императора-артиста!

Никому нет дела до убитой женщины, ведь это в порядке вещей, и подобная  казнь ожидает каждого, кто пойдёт против устоев священного Рима!

Картина наполнена многими действующими лицами и выписана с мельчайшими подробностями и историческими деталями. Тут и уборщики с вилами, готовые оттаскивать мёртвые тела, и гладиаторы, и два буцинатора  в  буцинами в руках ... Тщательно выписаны одежды, архитектурные детали, само здание цирка.

«Христианская Дирцея в цирке Нерона» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского. 

Другие крупноформатные полотна художника:

Грешница. 1873. 250х499. Русский Музей, С-Петербург.

Светочи христианства. Факелы Нерона. 1876. 385;704.  Национальный музей в Кракове.
См. описание http://proza.ru/2016/04/21/997

Танец среди мечей. 1881. 120;225. Третьяковская галерея, Москва. Уменьшенная 2-я авторская копия с утраченного оригинала (из коллекции Солдатенкова).

Оргия времён Тиберия на острове Капри. 1881. 101,5х216. Третьяковская галерея, Москва.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. 390;763,5. Русский музей, С.-Петербург.
См. описание http://proza.ru/2019/01/28/794


Иллюстрация к статье:
Семирадский Г.И. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло, 263х530. Национальный музей, Варшава.


Рецензии