Яблоки

  На лето нас отправляли к бабушке на «вольные хлеба». Бабушка жила на Украине в селе. Жили они в основном натуральным хозяйством, поэтому мы за лето загорали, отъедались овощами-фруктами, чтоб потом в своих «вонючих» (так бабушка говорила) городах «проматывать» здоровье. У бабушки с дедушкой был роскошный сад. Чего там только не росло! И яблоки, и сливы, и груши. Огромная шелковица и виноград. Легче сказать, чего не было. Всё это великолепие требовало ухода, и дедушка с бабушкой свою задачу по уходу за внуками видели просто: накормить, смазать зелёнкой то, что за день появилось и вечером загнать в постель. Ах, да! Ещё пересказать родителям, кто из нас в чём был… м-м-м… неправ. Короче, мы были предоставлены сами себе и это было великолепно!
 
     В селе бытовала легенда, что мы из «хорошей» семьи, поэтому, наверное, «воспитанные». Мы старались соответствовать мифологии, и быть как можно меньше на виду. Наши усилия были направлены на познание окружающего мира в самом широком смысле этого слова. Брату было легче. Он был старше, поэтому ему можно было исчезнуть из дому с куском хлеба на целый день. Я же была «дохлая» (опять бабушка!), поэтому мне полагалось вращаться по ближней орбите, чтобы в любой момент меня можно было схватить и накормить. С трудом запихнув в себя очередной кусок, я получала право отправляться на все четыре стороны познавать мир.
 
     Через один двор от бабушки жил дядька Касьян. Он был такой чернющий и лохматый, что сельские бабки пугали им детей. Типа: вот скажу Касьяну, он тебе… Было неизвестно, что он мне, и эта неизвестность сильно пугала. Даже меня, хотя я была очень храбрая девочка и мне было уже 5 лет.
 
     Так вот у этого Касьяна была яблоня. Одна. Но яблок на ней всегда висело столько, что листьев не видно было. И так мне хотелось их отведать! Но попросить его, даже вежливо, как учила мама, не было никакой возможности.
Я хоть и была «дохлая», но с головой у меня всегда был порядок, не буду скромничать. Я разработала хитроумный план и стала посещать яблоню Касьяна с завидной регулярностью. Для этого я снимала платье, прятала его в канаву за бабушкиным домом и по-пластунски пересекала огород дядьки Трохыма. Потом быстро подбегала к Касьяновой яблоне, срывала с нижних, почти распластанных по земле веток, два яблока (в каждую руку – по яблоку) и таким же образом ползла обратно, пока не сваливалась в бабушкину канаву, густо заросшую вишнями. Там я быстро,  абсолютно не чувствуя вкуса, сжирала (другое слово не подходит!) яблоки, одевала платье и невинно хлопая глазками, появлялась в бабушкином дворе.
 
     Если вам покажется, что ничего хитроумного в этом плане не было, то сильно ошибётесь.  Вишенкой на торте было то, что я снимала ПЛАТЬЕ. Ведь если ползти в платье по украинским чернозёмам какое оно станет? И все догадаются. А грязный живот я потом мыла в ручье, который журчал в конце огородов.
 
     Один раз я чуть не попалась. Только-только высунула голову из канавы, как на огород вышла жена дядька Трохыма и стала орать дурным голосом:
- Ой, лышенько! Цэ яка падлюка картоплю топче!
(Для несведущих - дословный перевод: - Ой, беда! Это какое падло картофель топчет!).
От испуга я свалилась обратно в канаву и впервые в жизни впала в религиозный экстаз:
- Господи, ты же добрый, - подлизалась сначала я, - сделай так, чтобы никто не догадался…
В общем, пока жена Трохыма кричала, я очень долго молилась, и даже исповедалась об остальных грехах, коих, ввиду полной свободы и неуёмной тяги к познанию мира, за лето накапливалось предостаточно. Когда я закончила исповедь и торжественно пообещала НИКОГДА больше не лазить за яблоками через огород Трохыма, его жена прокричалась и ушла в дом.
Тогда я крепко уверовала в Бога.
 
     Вечером к бабушке пришел Трохым и они долго о чём-то говорили, поглядывая в мою сторону.  Я всё ждала, когда бабушка «оприходует» меня метёлкой, невзирая на то, что папа никому не разрешал таких вольностей, но ничего подобного не происходило. В отсутствие папы меня хранил сам Бог.
 За ужином меня почему-то вырвало.
- Не в коня корм, - сказала бабушка, елозя мокрой тряпкой по полу.
Хотелось плакать, но я держалась, чтоб никто не догадался.
-Не пойман, не вор, - сказал брат и подмигнул мне подбитым глазом. На душе стало немного легче. Ведь он был намного старше и уже познал этот мир лучше меня.


Рецензии
Гыыы! Перевод с мовы на русский - яки гарный!:))
Ой, благодать какая с таким садом и соседями!
С платьем - разумная какая! Интересно, а колодец с журавлем был?
А ли просто за ручку покрутить и пустое ведро с цепью вниз уронить?
:)
Замечательный рассказ! Помню по детству аналогичное. Правда, мне хватало такого же сада у дедушки с бабушкой, без соседских.
Там и в индейцев можно было играть запросто.
С лопатой, вместо копья на мамонта. Ну и огород с картошкой иногда покопать.
Для пользы дела.
Шелковицы не было, зато грецкие орехи были, огромные.
На них можно было иногда поймать жука-оленя. Здоровущие были.
С улыбкой и уважением,
Сергей

Кандидыч   22.11.2023 13:59     Заявить о нарушении
Про колодец не помню Когда уже стала помогать и ходить за водой - колонка была. А так, по-моему, ведро с коловоротом. И грецких орехов не было. А лесной (фундук) рос дуриком в лесополосе.
Судя по Вашему рассказу, Вы примерный мальчик. А для нас с братом, что-нибудь "отмочить" в т.ч. и слазить за яблоками в чужой сад, самое то было... И это при том, что своего не знали куда девать. Поистине - в чужих руках - любой ломоть слаще... Зато сколько захватывающих воспоминаний!
Самое интересное, что репутация у нас была - безупречная. Даже поймав меня на месте преступления, все верили (или делали вид?), что этого не может быть. Может благодаря этому вселенскому доверию со стороны окружающих, я и не пошла по кривой дорожке воровства и разбоя:)) Вынуждена была соответствовать)
С признательностью и самыми добрыми чувствами,
Фаина

Фаина Вельге   22.11.2023 16:02   Заявить о нарушении
Ну, тырить помидоры и арбузики маленькие - и у меня было.
Адреналин - в нашем детстве в шайках-лейках приветствовался.
Вёл себя больше прилично, но на подвиги иногда тянуло. Не без этого.:)
Хороший фильм был советский "Дубравка". Там это всё показано, про стайки мальчишек и бахчи.
Есть ещё один "Семь маленьких историй о любви". Вообще шикарные новеллы про мальчишек на Кавказе. Там такие же компашки - все свои. От мала до велика.
И на море купаться, и футбол играть и вообще шляться без дела по улицам.
Великая штука - коллектив.
И про первую любовь или что-то похожее на неё - тоже.:)
А быть, как штирлицы - я не я, корова не моя - тоже знакомо.
Хотя просто умалчивал чаще, если "подвиги" были. Врать как-то было
необязательно, если вдруг всё всплывало. Родители приучили признаваться честно. Ну, максимум внушение было потом.
Но прикольно - поддерживать имидж "воспитанных".:)

Кандидыч   22.11.2023 16:14   Заявить о нарушении
А я вот почти и не врала никогда. Почти, потому что всё-таки немножко научилась. У меня даже рассказ на эту тему есть. Так и называется "как я научилась врать".
Со временем, я убедилась, что если хочешь о чём-то умолчать или скрыть - говори правду - всё равно никто не поверит.)

Фаина Вельге   22.11.2023 17:03   Заявить о нарушении
По мне - лучше промолчать бывает. Вообще - верить или и не верить не надо.:)
Но не врать родителям - убедили просто. На доверие всегда мог рассчитывать.
И на добрый нужный совет.
Но про "правду говорить - не поверят всё равно" - понравилось.
Что-то в этом есть.:)

Кандидыч   22.11.2023 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.