Козерожки

Боря всегда приходил к ним в гости, когда приезжал на каникулы. Ему нравилось сидеть в их гостиной за их большим овальным столом, кушать вкусную еду, принимать восторженные взгляды хозяев и, особенно, – их единственной дочки Гали. Дети знали друг друга с раннего детства. Боря был здесь как сын. Или даже как будущий зять. Но это было в самых дальних планах. Девочка не закончила ещё институт. Она даже ещё не поступила туда!

В какой ВУЗ? Выбирать долго не пришлось. Только туда, куда так восторженно и важно завлекал их Боря – в МАИ. Конечно, туда, в Москву. Туда, где учится этот достойный сын их друзей. Этот самый умный мальчик, на которого можно положиться и которому можно доверять. Там учатся только такие же умные студенты. Значит, их Галочке тоже там будет хорошо.

Галочка уже была подготовлена к достойной жизни. Занималась в балетной студии, училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Школу закончила с золотой медалью. Очень добросовестная девочка, все учителя её хвалили.

Всего один успешно сданный экзамен медалистки — и вот она в МАИ!
Но где ей жить? В общежитии?
- Приличная девочка не может жить в этом вертепе, – подумали родители  и благоразумно сняли для неё отдельную комнату в доме недалеко от института.
Это был огромный частный дом, чудом сохранившийся среди новых высоток. Он состоял из множества крохотных комнатушек, заселёнными студентами.

В сентябре первокурсников послали «на картошку». Там на полуголодном пайке Галя делилась со студентами своими гастрономическими мечтами о «гусе в яблоках и торте с крэмом», чем очень смешила ребят.

Уже в Москве, Галя надеялась видеть Борю чаще, больше с ним общаться, и что на правах старшего друга, он будет о ней заботиться.
Но Галя совсем не видела Борю. Он растворился в десятитысячной толпе маёвцев.
Девушка с грустью вспоминала, как этот милый юноша приходил к ним в гости.
Ей самой неудобно было бегать за ним по общежитиям и высматривать по расписаниям его занятий. Приличная девушка должна ждать, когда ею заинтересуется кавалер.

Боря был очень занятой мальчик, весь погружен в учёбу.
Всему своё время. Девушки такого серьёзного плана, как Галя, были отодвинуты на потом. Вот защитит диплом, тогда видно будет. И, вообще, не надо забывать, что здесь — Москва. Здесь больше возможностей для молодого человека с головой.

Галя поступила, вслед за Борей, на факультет «Системы управления».
Но оказалось, что на нём ей определённо трудно было учиться.
И это было вполне объяснимо. Боря легко учился, потому что он мальчик, причём – еврейский. Она тоже еврейка, но она же девочка!

Получилось, что здесь, в Москве, на неё свалился тяжкий, порой, невыносимо тяжкий груз.

Во-первых, это учёба. В школе она привыкла очень добросовестно учиться – пока не поймёт всё до конца, пока не заучит наизусть всё до последней строчки. А здесь дисциплины в институте были заметно сложнее, чем в школе. На их изучение требовалось гораздо больше времени, а его катастрофически не хватало.

Во-вторых, быт. Теперь ей надо было самой себя обслуживать. Дома этим занимались мама и бабушка. А здесь она должна была сама себе стирать, гладить, готовить еду и много чего ещё делать, о чём раньше даже и не подозревала, когда ходила в свои две школы и балетную студию. Она не успевала привести в порядок свою одежду и, порой, ходила в платьях уже попахивающих и с белыми пятнами под мышками. Грязное бельё Галя замачивала в тазике и нередко забывала о нём – настолько, что оно начинало подванивать, и хозяйка, ворчливо, напоминала ей об этом.

Родители прислали деньги на зимние сапожки:
- В Москве большой выбор. Купи, какие понравятся.
Бегать по магазинам у Гали не было возможности. Но к хозяйке, зная, что у неё много постояльцев-студентов, приходила спекулянтка со всяким нужным товаром.
Так вот, она принесла Гале модные сапожки. Естественно, с переплатой. Сапожки были красивые, но молнии до конца на Галиных развитых балетных икрах не застёгивались. Кое-как с помощью хозяйки и спекулянтки молнии застегнули, и женщины успокоили Галю:
- Сапожки со временем разносятся.
Но они не разносились, и Галя так и проходила всю зиму в этих сапогах с не застёгнутыми до конца молниями.

Галя поначалу чувствовала себя очень одинокой. Потом в своей группе она подружилась со Светой. Что их связывало? Наверное, то, что обе козерожки в большом городе и трудном ВУЗе чувствовали себя потеряшками. Поэтому и жались друг к другу.
А так они были совершенно разные – и внешне, и по характеру.

Света тоже была домашняя девочка, но школу закончила без медали и жила в общежитии. Учиться здесь ей было тоже сложно. Но Света не хотела свою  молодость целиком тратить на учёбу, считая это излишней жертвенностью. А как же театры, кино, книги, магазины, танцы в общежитии? Она считала, что если на это не хватает времени, то такая учёба не нужна. Надо тогда искать что-то другое.
Конечно, высшее образование Света должна получить, но не любой ценой и так, чтобы учёба и будущая профессия ей нравились.
Изначально она хотела поступать на Экономический факультет, но случившиеся рядом советчики отговорили её от этого. Мол, там учатся одни девчонки, скучно, и профессия несовременная.
Но теперь Света жалела о своём выборе — дисциплины здесь были трудные, железки её пугали — и она всерьез подумывала о том, чтобы перевестись на Экономический факультет.

Света старалась всё побыстрее раскидать – стирку-уборку, хвосты разные. Если что не получалось с учёбой, нередко обращалась за помощью к соседям по общежитию. А у Гали не было такой возможности, и она завидовала Свете. И ещё, живя в своей «келье», она чувствовала себя оторванной от молодежной жизни. Галя попросила Свету научить её современным танцам — вдруг понадобиться этот опыт. Света показала ей некоторые элементы того, что танцевали тогда, удивляясь неуклюжести начинающей полнеть Гали и не представляла, как она раньше занималась балетом.

Как-то в воскресенье девочки решили вместе позаниматься у Гали дома. Свете нравилась добросовестность подруги, а Гале хотелось перенять лёгкость Светы в отношении к учёбе. Вот они и засели вместе за изучение трудных тройных интегралов.
Достался им толстенный учебник. Изучали они эти тройные интегралы целых шесть часов. Нет, Света могла бы их выучить часа за три, максимум, но Галя всё повторяла и повторяла. И подруга вместе с ней. Когда Света шла домой, то у неё буквально голова лопалась от этих интегралов. Она их запомнила намертво. Но больше решила никогда не заниматься с Галей – здоровья не хватит.

В перерыве между изучением интегралов они пообедали. Девочки пошли на кухню, и Галя достала концентрат из гречки с мясом. Сварила, сбросила кашу на сковороду и заправила её большим количеством сливочного масла. Оказалось, очень вкусно.
Один студент, сосед Гали, зашёл на кухню, покрутил длинным носом, посмотрел с любопытством и по-семейному на сковороду, но, почувствовав тщетность своего интереса, смиренно удалился. А Галя гордо кухарничала, важно помешивая кашу. Кстати, Света с тех пор полюбила такое блюда. Правда, делала его не из концентрата, а из настоящих продуктов (мяса, гречки), но сдабривала кашу сливочным маслом так же обильно, как и тогда Галя. 

На экзамене по матанализу Свете попался билет с трудной задачей. Она её не решила и получила «неуд». Дома разобрала эту задачу и пошла на пересдачу экзамена.
По счастливой случайности ей попался этот же билет с этой же задачей (у другого преподавателя). Она быстро решила задачу, всё ответила по билету, и преподаватель посмотрел на неё долгим непонимающим взглядом – пересдача-то после двойки. И задал вопрос «на засыпку» – про тройные интегралы. Но, спасибо Гале, и здесь Света отвечала блестяще. Преподаватель вынужден был поставить «хорошо». «Отлично» после двойки никто не ставил.

Да, конечно, спасибо Гале за тройные интегралы и за то 6-часовое изучение их. Но в сутках всего 24 часа, и помимо учёбы много чего надо ещё сделать. С тремя двойками в сессию в то время отчисляли из института. Или отправляли в академку, если успеешь её оформить.

Света с трудом, но перешла на второй курс. А вот Галя не смогла сдать задолженность по матанализу ещё за первый семестр, и её не допустили к весенней сессии. Но не отчислили – с условием, что она переведётся в Политехнический в своём городе. Декан, добрая женщина, из уважения к Галиным родителям так всё это хорошо устроила. Но только Галя не должна была сюда возвращаться.  Дальше она должна учиться у себя на родине, в кругу семьи.

Какого же было удивление Светы (и декана тоже), когда Галя снова появилась в МАИ с решением продолжить учёбу здесь. На вытаращенные глаза Светы Галя резонно ответила:
- Что, я хуже тебя?
Вероятно, её так накрутили дома родители. Света, хоть тоже не отличница, но ей вдруг стало очень жаль подругу.
Через пару месяцев Галю отчислили из института, и никакие добрые отношения декана уже не помогли.

Тяжело Галя расставалась с этой своей учёбой, с Москвой и несбывшимися надеждами. Странно и даже болезненно.

Однажды Света пошла навестить подругу. Ещё на пороге дома она заметила Галю, мелькающую в своём окне, причём она была почему-то в шляпке. Дома Света увидела на Гале уличные туфли и спросила, почему так? Девушка удивила ответом:
- Если ко мне вдруг придут из института – ругать за неуспеваемость, то я скажу, что мне надо срочно уходить.

Ещё больше Галя удивила Свету своим рассказом:
- Когда я сижу за столом, то мне кажется, что за моей спиной кто-то стоит и смотрит, что я делаю. А когда я оглядываюсь, его уже нет. Но я точно знаю, что он спрятался за шкаф и оттуда за мной подглядывает.
Света растерялась, даже испугалась за подругу. Она не знала, что сказать ей, как посочувствовать, какой дать совет, чтобы успокоить её. Она никогда с этим не сталкивалась.

Когда Света от Гали приходила к себе в общежитие, обескураженная такими странностями подруги, то соседки по комнате говорили Свете, что она приходит сама какая-то странная. Свете, действительно, стало казаться, что так оно и есть. Она стала бояться ходить к Гале и общаться с ней.

Первое время Галя свою неуспеваемость пыталась скрывать от родителей, но декан позвонила родителям. Они приехали и забрали дочь к себе. Там она поступила таки в их Политех. Но и оттуда вскоре вылетела.

До Светы доходили слухи, что Галя дома была крикливая, нервная, во всём винила родителей...
Взрослая любимая неустроенная дочь стареющих родителей.
Вот такая грустная история.

А Света перевелась на свой Экономический факультет, была всем довольна и только жалела о том, что сразу не поступила туда – столько было напрасно потрачено нервов и времени!
И хороший мальчик повстречался ей – с Двигательного факультета.

Порой Света вспоминала свой первый курс, учёбу и дружбу с Галей. И грустно вздыхала:
- Жалко Галю.

Для справки: Козероги (на маёвском сленге) – это студенты первых курсов.

P.S. Рисунок. Художник Поль Дельво.               


Рецензии
Приветствую,Светлана!
Прекрасный рассказ,написан с душой и вы сумели передать словом искреннее сочувствие неустроенностью судьбы Галины.Так что и мне её тоже жаль.
Трогательная,проникновенная история.
Дружба как и любовь это самоотдача.Я продолжаю общение с подругой,хотя она живёт в Сибири,а я в Подмосковье,иногда по три часа беседуем в Ватсапп.
Но чужую судьбу даже не "примерить" на себя,а тем более не "одеть" и не "поносить".
Привлекло и улыбнуло само прелестное название "козерожки".
Спасибо за искренний,добрый рассказ ,светлые воспоминания.
С удовольствием прочла!
Также понравилась иллюстрация.

Мои самые наилучшие пожелания!
Счастья, творческих успехов и всех благ!
С самыми добрыми пожеланиями, Таис ☀️


Таис Никольская   13.12.2023 19:16     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Таис! Спасибо за визит и добрые слова. Рада, что мой рассказ Вас не разочаровал. Да, жалко Галю.
С уважением к Вам 💐

Лысенко Светлана   13.12.2023 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.