Земля Самарская богата людьми...

Мне давно хотелось написать книгу о счастье, о полноте жизни, о встречах, о расставаниях, о жизни, о смерти, о любви…
Мне давно хотелось поделиться с людьми радостным ощущением праздника в душе. Он постоянно переполняет меня, заставляя благословлять тот путь, который мне уготован Господом на этой земле.
Мне хочется рассказать об удивительных людях, которых я встретила на этом пути. Как знать, возможно, мое предназначение будет оправдано, если я расскажу о них, любимых, замечательных, умных, скромных, таких, какими полна Самарская земля…

Ниночка Кочеткова

Ниночка Кочеткова, Нинуля, Нина…С ней я познакомилась еще в юности. Несколько раз мы виделись на комсомольских праздниках (мы учились в разных школах Кировского района города Куйбышева). Я не была знакома с этой девушкой, но при каждой новой встрече узнавала ее. На нее невозможно было не обратить внимание: лучистая улыбка, необыкновенный свет, искрящееся тепло, которое исходило от Нинули, привлекало к ней людей, заставляло искать с ней новых встреч… Познакомились мы с ней на подготовительных курсах в Куйбышевский педагогический институт на литературный факультет после того, как благополучно «провалили» вступительные экзамены…
Я уже не удивлялась, что Нина была в центре внимания и «курсантов», и педагогов института. Помнится, как она была проста и непосредственна в общении: нисколько жеманства, нисколько пренебрежения к людям, только тепло, только свет, только искренность. К сожалению, наши пути снова разошлись. Нина поступила в институт на год раньше меня.
Но через год, когда я наконец-то поступила в институт, я увидела Нину в кругу подруг-однокурсниц, веселую, смеющуюся, и главное, вспомнившую меня. Это были самые счастливые годы нашего общения. Экзамены, курсовые, сессии, работа в пионерских лагерях, подготовка к студенческим веснам, сценарии, демонстрации, чаепития, общежитие – молодость, молодость, молодость…Если спросить всех выпускников всех факультетов того времени: «Знаете ли вы Нину Кочеткову?» Ответ будет однозначным. Нину знали все. Она всегда была на виду. Лучшая студентка, лучшая пионервожатая, лучшая солистка хора «Славия», лучшая артистка на студенческих факультетских веснах, лучший экскурсовод в имении Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново. Источник оптимизма, вдохновительница идей…  Ей все было интересно, ей до всего было дело, она активно принимала участие в создании факультетской газеты «Словесник». Помню, что каждый новый выпуск был событием на факультете. Особо дружна Нина была с Таней Бритвиной, Светой Трофимовой, Алешей Сорокиным, Ириной Ивановой…
В архивах Самарского телевидения должны быть записи передачи, посвящённой юбилею Алексея Николаевича Толстого, в которой мы участвовали. Пригласил студентов на передачу Сергей Алексеевич Голубков – доктор филологических наук, ныне профессор Самарского государственного университета. До передачи все мы считали себя телезвёздами, но когда включили камеры, нам как будто всем по голове стукнули. Передача получилась скромной, Сергей Алексеевич старался ситуацию переломить: говорил много, красиво, правильно, а мы были вынуждены кивать головами и говорить: «Да». Эта история нас очень веселила, когда мы её вспоминали с Сергеем Алексеевичем.
Отношения с преподавателями педагогического университета были удивительными. К Сергею Алексеевичу Голубкову мы захаживали в гости после первомайских демонстраций. Впервые привела меня к любимому преподавателю Ниночка. Иосиф Маркович Машбиц-Веров давал нам читать книги из личной библиотеки. Ирина Викторовна Рогожина ездила с нами на олимпиады по городам Поволжья. Иван Владимирович Попов готовил нас к будущей работе для научных изысканий. Надежда Алексеевна Бодрова дарила нам к праздникам книги из личной библиотеки.
После института Нина уехала по распределению в село Богдановка Нефтегорского района Самарской области работать сельской учительницей. Нина проработала там три года, но за это короткое время обрела любовь своих учеников и педагогов школы. Нину Яковлевну Кочеткову до сих пор помнят в этом селе. Вот всего лишь одно из воспоминаний этого времени. За отличную работу Нина получила путевку для отдыха в Болгарию. Не надо говорить, что по тем временам эта страна была для нас экзотикой. Не надо говорить, что количество денег было строго ограничено. И надо напомнить, какой «книжный голод» испытывали мы в то время. Достаточно сказать, что для того, чтобы познакомиться с творчеством Анны Андреевны Ахматовой, Исаака Эммануиловича Бабеля, мы брали книги из личной библиотеки профессора Куйбышевского педагогического института Иосифа Марковича Машбиц-Верова. Нина, как всегда, не забыла обо мне в Болгарии. Она привезла мне подарок – книгу Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», зная, как я любила творчество этого замечательного писателя.
Удивительно, но в то время мы всё ещё не были самыми близкими подругами. Нинин подарок ещё раз доказал, насколько чуткой, внимательной, заботливой была Нина, как стремилась вокруг себя оставлять свет и тепло. Наше знакомство длилось уже семь лет, я даже приезжала один раз на день рождения к своей подруге в далёкое село. Помню, как Нина встречала меня на остановке автобуса с огромными болотными сапогами, которые я надела, не снимая модных тогда белых городских сапожек. Как мы хохотали на всё село, пытаясь поаккуратнее пройти по раскисшей деревенской дороге, как просидели всю ночь, проговорили о работе, о сокурсниках, о личной жизни, которая почему-то у нас не хотела ладиться. В тот год Нина должна была вернуться в город. Я стала зазывать её остановить свой выбор на школе, где я работала, в то время нам нужен был учитель русского языка и литературы. Вернувшись в город, Нина устроилась работать в школу №79 Кировского района города Самары, где и проработала до того трагического дня 20 июня 2002 года.
Какими светлыми, насыщенными событиями, стремительными и интересными были тогда наши дни. Мы путешествовали вместе: сначала на неделю в Москву на осенних каникулах, потом на две недели в комсомольский лагерь в Сочи на зимних каникулах, летом на месяц уехали в Карпаты. Во всех поездках знакомились с замечательными людьми из всех городов тогда ещё Советского Союза. И это не просто слова. Нас приглашали к себе в гости Стелла и Рафаэль из Еревана, мы погостили у Леночки Малкуш в Мытищах, навещали Наташу Тишукову в Воронеже, встречались и переписывались с москвичками Любочкой Логиновой и Катюшей Бельтюковой, Галя Зинарь приезжала к нам в Самару из далёкой Молдавии, из маленького села Яловены. Всюду, где появлялась Нина, её сопровождали любовь и внимание окружающих. Но никогда Нина не бравировала тем, что легко и надолго сходится с людьми, никогда не задумывалась, почему так тянулись к ней люди…
Была и такая история в её жизни. Как-то Нина возвращалась из Москвы, и всю ночь прослушала исповедь мужчины средних лет о том, как он был оклеветан и упрятан в тюрьму на долгий срок. Он рассказал, что работал юристом, против него было сфабриковано уголовное дело, его осудили и надолго посадили. Его сестра добилась встречи с Ю.В. Андроповым, который в то время был первым лицом нашего государства, и предоставила неопровержимые доказательства невиновности брата. Он был освобождён, реабилитирован, и ему даже предлагали вернуться на бывшую работу с повышением в должности. Но он решил не возвращаться, решил круто поменять свою жизнь, и сейчас, по его словам, работает в Махачкале официантом в ресторане. Нина, наполненная этой историей, пересказала её нам, мы посочувствовали рассказчику, ещё раз вспомнили, что от сумы и от тюрьмы в нашей стране зарекаться нельзя, мы посмеялись над тем, как верно мужчина выбрал себе «жертву» бессонной ночи – нашу необыкновенную слушательницу Ниночку, и забыли об истории. Но у неё было продолжение, рассказчик напомнил о себе через некоторое время. Из Махачкалы Нине пришла посылка с письмом, в котором собеседник подруги благодарил её за терпение и внимание, проявленные к его рассказу, благодарил за сочувствие. В посылке мужчина прислал Нине килограмм чёрной икры. Все мы ещё раз ахнули и поверили окончательно и в необычную встречу, и в необычную судьбу (стоит заметить, что это случилось в доперестроечные времена, когда о гласности мы не помышляли).
На работе всё было хорошо. Встречи, расставания с учениками, чтение и обсуждение книжных новинок, проведение литературных вечеров, участие в районных смотрах художественной самодеятельности. Нина была очень честной и принципиальной, она всегда объективно была на стороне правды. Нину любили все, я не знаю человека, который хоть как-то был бы обижен ею.
Нина очень любила свою семью, её замечательные родители дядя Яша и тетя Катя, добрые, гостеприимные, всегда принимали нас с открытой душой, их хотелось видеть, передавать им приветы; её любимый старший брат Слава, сноха Наташа, племянники Женечка и Алёшка – это была настоящая семья. Мы знали всех, потому что всех Нина любила, родственники для неё были её заботой, её помыслами, её восхищением. На всех хватало её большого тёплого сердца. Нина вышла замуж в 1988 году, очень любила своего мужа Дзынова Дмитрия, родила замечательную дочку Танечку, в которой вся растворилась.
В последний год её жизни Бог подарил нам незабываемую поездку по Золотому Кольцу России. Поездка выпала на Пасху. В этот святой день мы слышали колокольный звон во Владимире, в Суздале, в Боголюбово, мы прикоснулись к церкви Покрова на Нерли. Мы плакали, мы разговаривали, мы восхищались, мы были вместе… Нина была для меня не просто подругой, я могу назвать её своей сестрой. У нас не было тайн друг от друга, мы всегда были рады помочь друг другу, не было такой темы, которой бы мы не касались. Говорили мы и о смерти, говорили о том, что хотели бы быть отпетыми в храме…
В тот чёрный день Нина отпросилась с работы, чтобы свозить маму в больницу. Они вышли из подъезда, спустились по лестнице, прогремел взрыв… Тётя Катя погибла сразу. Нина прожила ещё пять мучительных дней. Она каждый день приходила в себя, её каждый раз погружали в сон и везли на новую операцию. Нина умерла 25 июня 2002 года, в день, когда в школах страны проходят выпускные вечера… Телевизионные репортажи говорили о том, что случилось, не говоря подробно, с кем это случилось. В городе погибла лучшая учительница Дзынова Нина Яковлевна, Ниночка Кочеткова, а город молчал. Газеты писали, что погибла женщина сорока двух лет. Никому не было дела, что убили учителя, что оставили сиротой маленькую девочку, потому что никому не было дела до чужой беды. Следствие? Не знаю, ведётся ли оно? Почему никому в городе не интересно, кто убил Ниночку Кочеткову, яркую, весёлую, умную, жизнерадостную, добрую? Не знаю!.. Я знаю только одно, что боль утраты со временем не притупляется.
Что могла я сделать для тебя, Ниночка? Я собрала всех твоих настоящих друзей: из Нефтегорска, Москвы, Израиля, твоих выпускников, учеников, коллег, сокурсников, штабистов, преподавателей Самарского государственного педагогического университета. Что я могла ещё для тебя сделать, Ниночка? Тебя отпели в храме, похоронили в лесу. Мне снится один и тот же сон, в котором Нина успокаивает меня и говорит, что осталась живой… Живой осталась Нина и в наших сердцах… Что я могла ещё сделать?.. Сегодня я познакомилась с судьбой удивительного учителя, директора 13 школы города Тольятти Бориса Левицкого. Познакомилась благодаря журналу «Самарские судьбы». История жизни и творчества этого педагога глубоко тронула меня. Я поняла, что очень бы хотела, чтобы город узнал и о замечательной учительнице нашей школы Нине Яковлевне Дзыновой, в девичестве – Ниночке Кочетковой. Что я могу ещё сделать?..


Рецензии