День выборов в Софьинке

    
    Из сборника "две малых родины".

По моим (детским воспоминаниям, основными праздниками в послевоенной Софьинке (50-е годы) были не новый год, 1мая или 7 ноября, а пасха (по-софьински паска,) и день выборов (выбора).

И так - выбора.
День выборов в то время обычно назначался на время, свободное от активных сельхоз работ, т.е. обычно на конец марта.
В то время климат был более предсказуем.
Знали, что если пруду «положено» замёрзнуть к октябрьским, то он - замёрзнет. Если конец марта, то быть распутице.

То время, которое я описываю (примерно 1955 год), Софьинка являлась центральным отделением колхоза имени Ворошилова. Следовательно правление колхоза, а также все мероприятия по колхозу, в том числе выборы, проводились в Софьинке.

В колхоз входили ближайшее сёла и посёлки: Мировка, Усманские выселки и Ясырские выселки. Всё взрослое население этих сёл в день выборов съезжалось в Софьинку.

Ещё до того, как основная масса людей приходила на избирательный участок, а надо было ещё протопить печку, накормить скотину, хозяйке подоить корову, позавтракать, выпить самогонки (праздник же!) - было уже известно, кто из местных стариков проголосовал первым.

Участок открывался в шесть утра и первому голосовавшему наливали стакан самогонки. Дело, конечно, было не в самогонке, а в престиже первого.

Напомню, что голосовало в то время 100% жителей. И, естественно (для того времени) со 100% результатом «за». Кто бы в бюллетене не значился. Была одна фамилия, да и её , скорее всего, не читали.
Голосовали за блок коммунистов и беспартийных, доверяя выбору начальства.

В подтверждение того, что голосовало 100% населения, приведу один забавный эпизод. Хотя подтверждать тут, собственно, нечего. Просто захотелось упомянуть этот эпизод.

Как-то, небезызвестного (упоминаемого мной немного ниже) Катяха, поколотил его шурин из Мировки.
Когда же над ним (над Катяхом) подтрунивали по этому поводу друзья и знакомые (всем этот позорный факт был известен), он угрюмо отвечал: «Ничего, вот будут выбора;…».

Про день выборов он вспоминал не случайно.
В этот день, после официальных мероприятий, обязательно были драки. Дрались группами село на село. Уклониться от драки было не прилично. Хотя всегда ( дома и стены помогают) побежали софьинские. 
Драки происходили только на кулаках. Без всякой поножовщины и увечий. Разве что расквасят нос, да порвут праздничную одежду.

У нас - пацанов была одна забота. Вычислить где в этот раз будет драка. У правления, где после голосования, проводился концерт самодеятельности, или там же у избиркома (читай – школы)?
Хотелось и концерт посмотреть, и драку не пропустить.

На выборы, как на праздник, съезжались во всём самом нарядном. У каждого села была своя мода.
Например молодухи из Мировки прибывали, все как одна, в плюшевых жакетах и цветных набивных платках, повязанных по их моде через середину подбородка.
Парни были в «польтах» - деревенская транскрипция, а не, как обычно, в фуфайках (куфайках, по- местному).

Концерт готовила местная инициаторша (председателю надо было попросить, а ей немного по-упираться) - тёзка известной свекловичницы – Демченко Мария.

Видно не реализованная тяга к лицедейству в ней была. В концерте был хор (Горит-горит моя деревня. Горит вся Родина моя.).
Сценки про глупых немцев на недавней войне и бытовые сценки и рассказики примерно следующего содержания: «Ой, девки! Ездила я как-то в город. А там, представляете… Дома стоят друг на друге… И везде – липизличество…».
 
В то время электричества в Софьинке ещё не было.
Не скажу, что я тогда кривился от этих шуточек. Нет, я хохотал, как и все, а потом ещё цитировал отдельные фразы.

Были ещё традиционные мотаня и страдания, в которых участвовали и приезжие.
В самодеятельных частушках почти всегда был, как говорилось, тонкий намёк на толстые обстоятельства.
Бабы то же ведь не гнушались пригубить винца или самогоночки.

Всем детям родители давали по трояку (дореформенному), на который можно было купить 300 граммов подушечек или круглых лимонных конфет. Или 150 грамм конфет завёрнутых.
Так что все ходили с кульками конфет в кармане и пытались угостить друг друга.

Но, всё-таки, о главном. О драках.

Долго ещё после очередных выборов среди пацанвы пересказывалось, как Петька Митруничев «натянул» кого-то на кумпол.
То есть, по современному, врезал головой в лицо, ещё притянув голову соперника на себя.

Он, предвидя драку, никогда не напивался допьяна. Стоял чуть поодаль от гущи событий, как коршун налетал на одного и быстро «решал вопрос» в свою пользу.

Сам я никогда этого не видел, а у меня до сих пор перед глазами другой эпизод.

Заканчивается концерт. Из зала (из правления) выходит распаренный парень в расстёгнутой пальте. Шарф, шапка. Всё – как положено.

С ним молодая жена и мать. Не далеко - сани-розвальни. Как на картинке про боярыню Морозову.

Но не это главное. Пока мать и жена на время утратили бдительность, он бросается в гущу начинающейся заварухи.
Мать и жена хватают его за пальто. Он как уж выскальзывает из пальта, успевает кому-то отвесить пару оплеух.
Естественно и сам получает, пока мать и жена выволакивают его из гущи.
Волокут и бросают в сани. Мать садится на него верхом. Держит. А жена быстренько, как будто репетировали заранее, берёт вожжи, и… только липкий снег из под копыт лошади!
Как говаривал небезызвестный Давид  Гоцман: -«Картина маслом».


Рецензии