Казусы с рисунками

Сны иногда навещают меня странные. Яркие и красочные, хоть бери кисть и нарисуй картины. Откуда они выплывают, как бы ниоткуда, но не забываются. Но я почему-то не решаюсь запечатлеть их на холсте. Лучше вкратце расскажу. И вы поймете.


В детстве я часто летала во сне. Помню до сих пор необычно чистое небо, видела себя, порхающей над поляной, покрытой райскими цветочками. До того была природа красива, глаз невозможно было оторвать. Одно блаженство! Таких ярких красок сегодня нигде и не увидишь!


Мечтала я в детстве стать художником, любовалась шедеврами античного искусства, хотела постичь тайны мастерства. Книги брала в сельской библиотеке и ими зачитывалась. Но не с кем было делиться впечатлениями. Сверстников интересовало другое, а родителям было не до книг.
 

Матери лишь нужна была помощница по хозяйству. Она нас не только обшивала, плюс любила рукодельничать, потому часть своих обязанностей перелаживала на меня. И я отлынивала, выйду с книжкой, пока не спохватятся, спрячусь весной в стоге сена и читаю, заодно наблюдала за снегирями, попадутся ли они на силки.

   
Однажды мать решила меня проучить. Взяла в охапку мои книги и грозилась выбросить в растопленную печь. И я сменила тактику, стала брать книгу с собой в школу. Любовалась иллюстрациями книг, срисовывала, наслаждалась. Учителя не жаловались, потому мать ни сном, ни духом не могла знать, чем я  вбивала голову на уроках.


Раньше была такая дурная привычка у начальства, устраивать проводы покойников в зданиях школ. Однажды в  физкультурном зале, заставили нас, учеников младших классов, обойти вокруг покойника, и повели строем на кладбище, которое было рядом со школой. Это для меня было большим  шоком. До того, конечно, ходили гурьбой на кладбище, с интересом читали таблички, боязни не было, а было лишь детское любопытство. А тут воочию увидеть весь процесс погребения, это совсем другое. До того четкого представления о смерти у меня не было, тем более о загробной жизни.


Раз приснился мне кошмар, которого я надолго запомнила. Вижу то старое кладбище, которое рядом со школой, и белый флажок, на нем голова девушки, нарисованная мной. И этот флажок, развеваясь на ветру, преследовал меня до дома. Это был тихий ужас! Матери, конечно, пришлось рассказать. Молча выслушала, потом на ушко многозначительно прошептала:
- Больше не рисуй, а то глаза испортишь. Будет лучше, если выучишься на курсы медсестер.


Получилось как у М.Горького: «Не медаль на шее, иди-ка, ты, в люди…» Но того и другого из меня не вышло. Моя мечта стать художником так и не сбылась, а могла бы поступить. Некому было мне посоветовать и не у кого спрашивать. Я не знала, что требуется для поступления и что приготовить к экзаменам в художественное училище. В нашей семилетней школе не было учителей рисования, потому так называемые уроки проводились лишь по совместительству.


Шла в школу как бы по обязаловке, отсидеть уроки, которые учитель тоже  отрабатывал. Чего скрывать, сидишь на уроке и чаще скучаешь. Вот и чиркаешь  фигурки и лица на тетради или на клочке бумаги.  Учителя видят, но не обращают внимания на учеников, которые вполуха слушают и вникают, и никому не мешают.


Сосед мой по парте тоже любил рисовать, но у него всегда получалась голова круглоголовой и круглолицей девочки, а такой не было у нас в классе. Самое удивительное случилось после окончания школы. Он сделал предложение моей подруге, но пришлось жениться именно на той «круглоголовой и круглолицей» девушке с другой деревни. Выходит, его рукой водил кто-то другой, сам того не ведая, он, оказывается, рисовал свою суженую. Значит, все было предопределено Свыше.


Когда-то я срисовала с китайской сказки, где молодой человек сражается с двумя тиграми и запечатлела его акварелью на холсте. Обычно мать не давала долго засиживаться, а в тот момент почему-то согласилась, даже выделила  для моей "мазни" холст. И я, забыв о еде и пище, с увлечением управилась за три дня. "Картина" с ковер долго висела над кроватью, потому что ковры в те времена были не в каждом доме. Мать была "ковром" довольна и пожертвовала еще одним холстом для моей мазни. И тот "ковер" стал гордостью  в родительском доме.


Но поразительно то, что живу я в другой деревне, где растут точно такие же деревья и с благоверным, как на той моей "картине".


В старших классах я с большим упоением нарисовала карандашом как-то раз «портрет» мальчика, который мне был очень симпатичен. Рисунок брала с собой в школу, на переменке дорисовывала, а тут кто-то заметил и от удивления воскликнул. Так весь класс узнал о моем увлечении, а он просто отобрал у меня свой "портрет", видимо, на память. Был еще один, но это был уже парень, весьма умный и порядочный, с которым у нас были дружеские отношения, и я в него была влюблена. И я тоже нарисовала его «портрет» и сама была довольна своим творчеством, и он тоже оставил рисунок у себя.
 

Я их рисовала, между прочим, просто для себя, потому что они были мне очень  дороги, поэтому хотела сохранить их именно такими, какими они в тот момент были. Возникает вопрос: зачем и почему, когда имелись совместные фотографии?! Чем разнятся работы художника и фотографа? Сегодня, к сожалению, их нет. С того времени мой мир будто потеснился и лишился более ярких красок. Им бы жить да жить. Кто бы мог подумать тогда, что их судьбы  сложатся так печально. Каким-то шестым чувством, видимо, знала, что они оставят мне лишь добрую память о себе.


Правда, была еще одна молодая и очень красивая женщина, чем-то напоминающая Наталью Гончарову, и она меня попросила написать свой «портрет», я согласилась. Она была тоже довольна своим "портретом", но об ее дальнейшей судьбе я не знаю ничего.

 
Прочитав фантастический роман английского писателя ирландца Оскара Уайльда «Шагреневая кожа» и французского прозаика Оноре де Бальзака «Портрет Дориана Грея», у меня возникли всякого рода вопросы из области мистики. Потом только кое-что дошло до меня и разгадка моего детского сновидения. Один из них, может ли художник переложить часть души человека на свое произведение? Если дух бессмертен, мне кажется, все возможно. Загадочную улыбку "Мона Лизы" никто до сих пор еще не разгадал, и долго будет волновать картина Леонардо да Винчи умы человечества.


Был один такой знаковый для меня случай с моим увлечением к изобразительному искусству. Была у нас преподавательница – «фламандская красавица», из-за которой я вынуждена была покинуть техникум, по окончании которого могла стать лесничим. Ботанику преподавала полнотелая, высокая женщина славянского происхождения. Я во время занятий не спускала с нее глаз, и перед моим взором всплывала знаменитая картина Рембрандта «Даная». И она, видимо, чувствовала, что ее студентка смотрит на нее, как на натурщицу. Она озлобилась на меня. Во время занятий заставляла мыть полы, издевалась, затем вовсе провалила меня на экзаменах. Вот до чего довело мое увлечение «высоким художеством». Так я лишилась высокого звания лесничего.


В Библии сказано: «Сначала было Слово». И вот Борис Алексеев - Послушайте по профессии физик, художник обратился к его величеству «Слову». Сегодня он не физик, не художник, а лирик, критик и писатель. Как и он, я, "книжный червь," сижу и пишу в Стихи.ру и в Прозе.ру. Может, оно к лучшему.


Рецензии