Софьинские прозвища

     Из сборника "две малых родины".

Кто может сказать, что общего у древнееврейского царя-мудреца и простого колхозного парня?
Или у франтоватого щёголя и сельского пятилетнего пацанёнка?

А я скажу. У одного это – знаменитое имя (пусть и нарицательное, обобщающее), а у другого - (деревенского жителя из глубинки) – прозвище-дразнилка: Соломон и Хлыщ. По-софьински – Хлычь.
Также как "фокэ", вместо непривычно звучащего в русском языке, иностранного слова хоккей.

Интересно, кто был этот подпольный деревенский интеллектуал, который придумывает такие мудрёные клички, и почему они вообще
прилипалии к конкретному человеку. Напомню, что ни интернета, ни даже электричества, радио или библиотек в то время не было в Софьинке и в помине.

И что такого Соломонова было в деревенском парне Попове Василии?
Мне представляется, что он не так уж блестяще отучился в средней школе. А то, что потом был призван в армию в Москву, там же женился и затем остался жить, так это потому, что был высок и статен.

А как вам Муфлон?! То же не элементарное прозвище.

А ещё в Софьинке были Миша. Хотя на самом деле - Юрий. Трумен – это даже не мужчина - бабка Булыгина. Ещё Ганс или Фюлер (от слова фюрер). Коля – бык и Коля – агрономов.

Шеменёв, хотя он на самом деле – Литвиненко. В  уточнении Шураня или Губастый.

Были Пеття – жирок, Настюха, Любаха, Пузеха, Гусак. 
Ещё - Колюшок. Даже два. Оба Николаи и оба Поповы. Один – объездчик (как бы сторож на лошади), другой – «первый парень на деревне».

Да, в общем, скорее всего, у каждого было прозвище – дублёр имени.

Или прозвище Бондарь. В селе не только не делали бочек (кадушки и лоханки покупали в райцентре), но их и не из чего было делать! Степь.
Это уж потом, в пятидесятых годах, по всей стране стали высаживать лесозащитные полосы. Которые потом разрослись и даже приобрели присущую лесам флору и фауну.

А так в селе была одна старая ветла (около дома Сани – тракториста). С огромным дуплом, куда запросто помещались семилетние пацаны.

Даже дощатых, извините, сортиров не делали. Нужду справляли за сараем. Авось, мокрое – впитается в землю, а твёрдое – высохнет, или подберут куры или собаки.

 Доски годились для других, более важных целей. Палисадники оформлялись не штакетником, а густыми посадками жёлтой акации.

Даже на Троицу, земляные полы во многих хатах, застилали осокой, или ежегодно обдирали единственный клён, одиноко росший за прудом на бугре. Негде было наломать веток.

Кстати, этот самый Бондарь – довольно одарённый и основательный человек. В тот самый Фокэ, он один гонял на пруду с десяток пацанов, будучи всего на пару – тройку лет старше.

У него одного была хоть и самодельная, но постоянная клюшка. Мы же каждый раз вырезали там же на пруду из ивового  сука, нечто похожее на клюшку.

Коньки, единственные на всё село - дутыши, он намертво привязывал сыромятными ремнями к подшитым (то есть с плоскими подошвами) валенкам.

Мы же кое-как прикрепляли свои снегурки и ледянки к валенкам простейшей оснасткой с палочкой – закруткой. Коньки от этого болтались во все стороны.

В зрелости он, говорят, ещё и пописывал стихи в районную газету. Талантливый – талантлив во всём.

Кстати о десятках пацанов. Да, в то время в селе было пацанов и парней на две футбольные команды. Для одной колхоз закупил форму (ровно 11 комплектов), другая - экипировалась самостоятельно.
В волейбол по вечерам играли в три команды навылет. А теперь?...

Но, к основной теме. Русский человек, возможно по собственному определению, готов отдать ближнему последнюю рубаху. Этому есть множество подтверждений. Да, я и сам наблюдал, когда бескорыстно, гурьбой за один нерабочий день замешивали и делали саман на целый дом или сарай.

Или сбрасывали старую, негодную солому, и покрывали хату новой.
Неужели только чтобы выпить стакан самогона под весьма скромную закуску. Варёную картошку и квашеную капусту и сало. Ну, может ещё хозяйка зарубит по этому поводу пару курей.
Да, нет же, конечно!

Но этот же самый народ, когда придумывал кличку соседу, с которым рядом жил, в общем-то мирно, многие годы, был на редкость жесток, и даже ненавистен.
Иначе чем объяснить такие прозвища, как Катях, Сухая, Кишка, Чмырь, Шшепка, Пузан  и другие. Всё это в Софьинке.

Кстати, Катях на самом деле полный тёзка тому самому Соломону. Даже год рождения – один.

Уже много позже, мне – молодому специалисту ОКБА, мой коллега рассказывал. У них на гусиновке (это в простонародье - район в Воронеже) был парень с прозвищем Говнюк.

Милиционеры (представители власти!) спрашивали: «Пацаны, не видели куда Говнюк пошёл»? Хотя, конечно, знали его имя, фамилию, и, даже, отчество.

Конечно никто не обращался: «Говнюк, пойдём сходим в кино». За это можно получить в тыкву, или кирпичом в спину – если ты заметно сильней. Но за глаза сказать: «Вчера с Говнюком чуть не спалились на рынке».  Это – пожалуйста. Всё поймут о ком речь. Зачастую прозвище важнее имени.

Если кто из софьинских прочитает эту заметку и узнает за кличкой своего родственника, не обижайтесь. Во – первых, это не я придумал, во – вторых это же было(!). Ну, а что напомнил…


Рецензии