Великие люди от Авраама до Хокинга 13

Восемнадцатый век (продолжение)


Август Людвиг Шлёцер – немецкий и русский историк, филолог. На российской службе находился в 1761-1767 годах, был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. В свет вышли труды Шлёцера по истории русского государства, в том числе книга «Нестор».

Сын великого Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Кристиан Бах – жизнерадостный композитор с тонким музыкальным вкусом.

Музыка Иоганна Кристиана Баха согрета итальянским солнцем.

Музыка Иоганна Кристиана Баха по-весеннему светла и радостна.

Симфонии Иоганна Кристиана Баха праздничны, как весенняя радуга на небе.

Представьте себе мальчишек, весело играющих на лугу. Вдруг один из них на миг отвлекается и видит на лесной просеке Иисуса Христа. После чудесного видения мальчишка возвращается к сверстникам. Все это можно встретить в музыке Иоганна Кристиана Баха.
Среди многочисленного баховского семейства есть один композитор, которого можно назвать «золотым Бахом»: это Иоганн Кристиан Бах!

Иоганн Кристиан Бах в симфониях – безоблачный, счастливый, по-юношески задорный. Его музыка – почти моцартовская, только без малейшей тени трагедийности.

Основная черта музыки Карла Филиппа Баха – благородство, Иоганна Кристиана Баха – изящество, их отца Иоганна Себастьяна Баха – духовное величие.

После амбициозного архитектора Василия Баженова осталось больше неосуществленных проектов, нежели реально построенных зданий. Единственное исключение: Дом Пашкова, до сих пор являющийся достопримечательностью Москвы.

Музыка Михаэля Гайдна – простодушна. Музыка его гениального брата Иосифа – игрива, остроумна. Разница существенная!

Оперная музыка Михаэля Гайдна – это торжество благодушия и сентиментальности.

Михаэль Гайдн сочиняет музыку тихой надежды. Он верит в добродетельное человечество.

Хотите подышать горным воздухом, насладиться сельскими идиллиями, послушайте оперу «Свадьба на альпийском лугу» Михаэля Гайдна.

Не кто иной, как Григорий Потёмкин, тайный муж и соправитель Екатерины II, сделал ее Великой! Между двумя государственными деятелями существовало продуктивное сотрудничество.

Разносторонне одаренный Потёмкин подставил Екатерине II надежное плечо для воплощения ее государственных и военных замыслов.

Скульптор Федот Иванович Шубин – смелый реалист в эпоху галантного классицизма. Родившись в крестьянской семье в Холмогорской губернии, 19-летний парень отправился в столицу. Ему выпало счастье учиться скульптуре у французских мастеров в Петербурге, а затем в Париже. Не будь Шубин таким же настойчивым человеком, как его земляк Михаил Ломоносов, не появился бы на Руси еще один гений!

Французский аристократ маркиз де Сад – апологет разврата, разрушающий дом нравственности.

Любовь в книгах Сада – это комбинаторика сладострастия.

Рисуя картины дикого сладострастия, Сад невольно говорит нам, что животное целомудреннее человека.

Описывая сексуальные оргии, Сад пытается доказать, что физические и душевные муки после безумного сладострастия ужаснее геенны огненной.

Иногда кажется, что Сад хочет предостеречь человечество от нравственного растления описаниями омерзительных форм разврата.

Маркиз де Сад заглянул в глубины подсознания намного раньше Зигмунда Фрейда. Впрочем, это касается большинства выдающихся писателей.

Андре-Эрнест-Модест Гретри – французский композитор двух эпох: монархии и республики.

Замечательные мелодии Гретри становятся гимнами, как у монархистов, так и у республиканцев. Большой талант нужен всему народу!

Гретри обладает редким даром писать сердечную музыку.

Гретри – композитор счастливых мелодических откровений.

Гретри дарит слушателям удивительные по красоте оперные арии.

Слушая мелодически красивую музыку Гретри, отдыхаешь сердцем и душой.

Гретри – мелодист первой величины, бельгийский Франц Шуберт, однако живший более чем за полстолетия до него.

Гретри – ярко выраженный лирик в опере, вполне сравнимый с Петром Ильичом Чайковским. Далеко не случайно русский композитор использует мелодию Гретри для характеристики графини в опере «Пиковая дама».

Французский моралист Никола де Шамфор взирал на жизнь с горькой усмешкой.
Познав невзгоды и лишения в юности, Шамфор наблюдал различные полюса жизни. На противопоставлении отрицания и утверждения построены его умные афоризмы.
Интересна личная жизнь Шамфора.
Моралист приветствовал Великую французскую революцию, участвовал в штурме Бастилии. В 1790-1791 был секретарем Якобинского клуба. Дружил с Мирабо, писал тексты для его публичных выступлений. В 1792 году писателя назначили директором Национальной библиотеки. В 1793 он арестован по доносу за неприятие террора, но через несколько дней отпущен. Перед угрозой нового ареста Шамфор пытался покончить с собой, врачи его спасли, однако спустя несколько месяцев он скончался от причиненных себе ран.

Оперы итальянского композитора Джованни Паизиелло имеют огромный успех при королевских дворах Неаполя, Петербурга, Вены, Парижа, но сегодня более чем из 100 написанных им опер почти все забыты. Как ненадежна прижизненная слава!

Паизиелло – автор пленительных мелодий.

Паизиелло чарует слух нежными звуками.

Мелодические интонации Паизиелло разбросаны по операм Моцарта, Россини, Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини. А ведь это тоже признание и тоже слава!

В 1776 году Екатерина II пригласила Паизиелло в Петербург, где он стал третьим после Галуппи и Траэтты итальянским композитором, возглавившим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Наиболее известные оперы, созданные Паизиелло в России, были «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник».

Василий Алексеевич Пашкевич – композитор, дирижер, скрипач, ученик итальянского мастера Винченцо Манфредини.

К концу 1780-х годов Пашкевич приобрел значительную известность в придворных кругах. Он написал оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей», «Федул с детьми» (совместно с В. Мартин-и-Солером). Им сочинена музыка к представлению «Начальное управление Олега» (совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти), которая была издана в виде партитуры.

Василий Пашкевич и Осип Козловский – придворные композиторы: первый писал оперы на либретто императрицы Екатерины II, второй создал неофициальный российский гимн «Гром победы раздавайся».

В романе «Опасные связи» Пьер де Лакло дает понять читателям, что страсть – это не что иное, как любовь-ненависть: любовь сгорает в ненависти, а ненависть – в любви.

Пьер Лакло – счастливец в литературе, чей роман «Опасные связи» был самым читаемым произведением в XVIII веке.
Писатель находился в эпицентре политических событий революционной Франции. Кроме того, он проявил себя, как изобретатель артиллерийских орудий, предопределивших ход войны. Такого рода люди – двигатели истории и прогресса человечества.

Немецкий ученый, философ и публицист Георг Лихтенберг сочинял парадоксальные афоризмы, содержащие в себе противоположные значения. Умный горбун мыслил по-гегелевски диалектично!

Своенравный и лихой полководец Гебхард Блюхер принес славу немецкому оружию победами над императором Наполеоном. Ему принадлежит решающий вклад в разгром наполеоновских войск в битве при Ватерлоо.

Итальянский композитор и виолончелист Луиджи Боккерини долгое время живет в Испании, которая становится его второй родиной.

Боккерини включает гитару в струнные квинтеты, пишет симфонии с партией гитары. Тем самым, он вносит существенный вклад в развитие гитарного искусства.

Знаменитый Менуэт Боккерини в переложении для двух гитар неподражаем! Его изящно-пленительная мелодия – это букет роз с дивным ароматом. Сколько бы ни вдыхал чудесную свежесть этой пьесы, не перестаешь наслаждаться ее мелодической красотой.

Музыка Боккерини изысканна и благородна, как манеры испанского кабальеро.

Боккерини – автор элегантной и одновременно простой музыки. Она нравится всем: аристократам и народу.

Музыка Боккерини олицетворяет свет, красоту, изысканность, галантность, упоение счастливой жизнью.

Музыка Боккерини созвучна жизнерадостной и светлой живописи его современника Франсиско Гойи. Работающие при дворе композитор и художник создают красивые, возвышенные и одухотворенные произведения искусства. Живым и непосредственным картинам художника как нельзя лучше соответствует эмоциональная и трогательная лирика композитора. Этим мастерам свойственны яркий колорит, цветовые эффекты, неожиданные контрасты света и тени.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова возглавляла Петербургскую академию наук и была президентом Российской академии, встречалась с Вольтером, Дени Дидро, Адамом Смитом. Замуж она вышла по любви, имела двоих детей. Казалось бы, ее ждала счастливая судьба. На деле жизнь обернулась трагедией. Причиной многочисленных бедствий была излишняя самонадеянность умной, по-европейски образованной девицы.
Несмотря на неприятные обстоятельства, связанные с тем, что Михаил Дашков, поручик Преображенского полка, легкомысленно соблазнил 15-летнюю Екатерину, та проявила настойчивость и волю, что привело молодых людей под венец. Возможно, выказанная ею властность стала результатом того, что горячо любимый муж обратил внимание на императрицу Екатерину II. В душе молодой княгини надолго отложился осадок горечи.
Муж умер, дети подросли. Дашкова решила учить сына Павла и дочь Анастасию за границей. Однако ни одна из европейских систем образования не устраивала придворную особу, так что шотландские профессора, приставленные к ее детям, руководствовались теми инструкциями, которые разработала мать.
Педагогический эксперимент Дашковой оказался неудачным. Княжеские отпрыски выросли никчемными и бестолковыми. «Простак и пьяница», - сказала о Павле императрица. Позднее он женился на дочери приказчика. Анастасия выросла странной, умственно ограниченной, да к тому же с горбом. Властная Дашкова поспешила устроить семейное счастье 15-летней дочери, выдав ее замуж за безвольного алкоголика Щербинина. Повзрослев, Анастасия не упустила случая отомстить своей не в меру радетельной матери.
На склоне лет у Дашковой случился еще один скандальный эпизод. Она вознамерилась удочерить англичанку Мисс Вильмонт, чтобы та в качестве компаньонки всегда оставалась при ней. Но и заграничная особа тяготилась обществом навязчивой благодетельницы, и как-то ночью сбежала от нее.
В полном одиночестве, в бедности и запустении закончила свою жизнь известная некогда в интеллектуальных кругах Европы женщина. Заботясь об интересах России, сражаясь за дело просвещения народа, Екатерина Романовна Дашкова не сумела сделать самого простого – создать нормальную семью и воспитать собственных детей.

Томас Джефферсон – американский революционер-рабовладелец, один из авторов Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, по воле народа становится Президентом страны.

Французский революционер Жан-Поль Марат – сторонник беспощадного террора и врач, от которого требовались не казни, а милосердие. Так, несовместимые качества соединились в одном лице!

Зачастую сами революционеры попадали в мясорубку революции: Марат, Дантон, Робеспьер – во Франции, Зиновьев, Каменев, Бухарин – в России.

Вовсе не случайно Гавриил Романович Державин слыл державным поэтом при дворе Екатерины Великой! Его фамилия говорит сама за себя!

Державин – поэт и вельможа, вышедший из солдат в министры.

Поэтический взор Державина простирается от червя до Бога.

По случаю взятия турецкой крепости Измаил, придворный поэт Гавриил Державин и придворный композитор Осип Козловский пишут гимн «Гром победы раздавайся» на распространенный в те времена ритм полонеза: сколько воинственной спеси в этом лжепатриотическом гимне!

Чувствительной поэмой «Душенька» Ипполит Богданович негласно соединяет свое имя с французским просветителем Жан-Жаком Руссо и древнеримским писателем Апулеем. В высшей степени достойное родство!

Смекалка и фантазия позволили банкиру Майеру Ротшильду делать деньги из воздуха. И он делал их в большом количестве.

Среди русских просветителей XVIII века были масоны (Николай Новиков) и противники масонов (Пафнутий Батурин). Те и другие несли знания в народ.

«Ложное», «неистинное» знание Новиков называл «развратным знанием». Тем самым, русский просветитель возводил мост между наукой и нравственностью.

Новиков закладывал фундамент русского Просвещения в первую очередь издательской деятельностью и распространением книг.

Николай Новиков – тот же просветитель Поль Анри Гольбах на русской земле.

Не имея академического образования, Николай Новиков и Виссарион Белинский стали форпостами русской общественной мысли в XVIII и XIX веках.

Немецкий поэт и философ Иоганн Гердер считает, что высшая ступень развития общества определяется его гуманностью. Эта идея, хотя и с огромными трудностями, пробивает себе дорогу в жизни народов Европы!

Гердер призывает деятелей культуры обращаться к народному искусству.

Гердер – сторонник немецкого гуманизма.

Гердер – один из духовных отцов будущей единой Германии.

Денис Фонвизин – проницательный и смелый сатирик. В комедиях писатель обличал отсталость и невежество русских людей. За ним следовали Грибоедов и Гоголь. Все трое происходили от иноземцев.

Пушкин сожалел, что в русской литературе «так мало истинно веселых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

Русские полководцы Михаил Кутузов и Михаил Барклай де Толли – два архангела Михаила, разгромившие Наполеона в 1812 году.

В отечественной войне 1812 года Кутузов вел себя, как хитроумный лис. Он правильно рассчитал возможности русской армии и одержал победу!

Мужчины имели бы огромный успех у женщин, если бы научились при кажущейся рассеянности все видеть, запоминать, не мешать полезному и препятствовать вредному. Не эта ли способность сделала Кутузова гениальным полководцем?

Залогом счастливого брака Кутузова и его жены Екатерины Ильиничны были уважительные отношения между собой. По свидетельству современников, супруга полководца отличалась добродетельностью и образованностью.

Максим Созонтович Березовский – русский композитор украинского происхождения, ученик Джованни Мартини, член Болонской филармонической академии с 1771 года. Годом раньше им стал 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт.

Березовский создавал музыку целомудренной чистоты и Небесной святости.

Березовский – мятежный в жизни и смиренный в духовных произведениях. До сих пор не выяснено: повесился он или умер после болезни!

Мнимая дочь императрицы Елизаветы Петровны, известная авантюристка под именем княжна Тараканова, словно ворона, летела на блеск удачи. После веселой жизни и рокового обмана женщину заключили в Петропавловскую крепость. А дальше? Рождение ребенка от вероломно предавшего ее Алексея Орлова и ранняя смерть.

Швейцарский педагог-гуманист Иоганн Песталоцци подчеркивал, что систематизация педагогического процесса имеет огромное значение. При этом он говорил, что многие дети от рождения имеют неплохие творческие задатки, и тут же добавлял, что у большинства его воспитанников «были хорошие, а у некоторых даже выдающиеся способности».

Сражаясь за свободу Польши, военный и общественный деятель Тадеуш Костюшко вкусил малоутешительную славу. Взятый в плен, он по милости русского царя был отпущен на волю!
Как стерпел горячий патриот такое унижение? Просто! Он уехал воевать за свободу в Латинскую Америку.

Испанский художник Франсиско Гойя изображает на картинах пленительную красоту мира и адские муки грешников, ангельскую кротость души и притаившегося рядом дьявола.

Гойя обнажает страшную правду войны и воспевает неувядающую любовь.

Иван Хандошкин – ученик итальянского скрипача Джузеппе Тартини. Музыкант виртуозно владел игрой на скрипке, прилично играл на гитаре и балалайке. Это дает основание сопоставлять его с Никколо Паганини.

Музыка Хандошкина навеяна меланхолией созерцания русских лесов и полей.

Мало кто знает имя немецкого писателя Готфрида Августа Бюргера, но всем известен его герой – барон Мюнхгаузен, самый симпатичный на свете враль, фантазер, чье добродушие вызывает к нему всеобщую любовь.

Английский философ-моралист Иеремия Бентам предлагает определять нравственный облик человека с помощью «моральной арифметики». Чем большую пользу приносит человек государству, тем богаче общество. Такой утилитарный подход вполне объясним в эпоху торжества науки и знания!

Французский художник Жак-Луи Давид – несравненный мастер исторической живописи.

Давид – простреленное знамя Великой Французской революции.

Давид рьяно служил революционной Франции.

При Наполеоне Давид пользовался покровительством императора, с падением Бонапарта художник оказался в изгнании. Более того: после кончины Давида его картины принялась уничтожать родная дочь. Слава капризна!


Рецензии