Глава 10. На фестивальной волне

Наступил 21-й век. И во второй половине жизни для меня вдруг открылось все самое необыкновенное, яркое, по- настоящему нужное, что суждено было мне для духовного расцвета и ради чего, наверное, я и пришла в эту жизнь, чтобы выполнить свое предназначение.

Нет, ничего не свалилось мне просто так, с небес. Счастливый билет достался лишь потому, что я уже была готова к подобным событиям, готова была прожить это удивительное состояние души, где оставалось лишь все лучшее воплотить в действительность.

В июле 2004 года на кронштадтской земле начались юбилейные торжества. Весь город бурлил в знаменательные, праздничные дни, когда отмечали его 300-летие.

Ощущения радости и восторга невольно охватывали прохожих, спешащих по своим делам. Улыбки не сходили с лиц людей.

В юбилейную дату состоялось открытие 2-го Межрегионального фестиваля военно- патриотического кино "Форпост". Районная Администрация сумела подарить кронштадтцам настоящий праздник, надолго оставшегося в душе каждого горожанина.

В небольшом городке, где, в основном, заправляло балом самодеятельное искусство, для жителей предоставлялась многогранная программа мероприятий, состоящей из показа художественных фильмов, музыки, песен и творческих встреч с известными артистами.

Знаменательное событие освещали все издания Кронштадта. В культурной хронике "Морской газеты" я сообщала для читателей о проведении фестиваля уже более углубленно:

"В фестивальные дни пройдет ретроспективный показ выдержавших испытание временем фильмов: "Оборона Севастополя", "1812 год", "Чапаев" и другие известные киноленты.

Будут представлены последние работы современных режиссеров- постановщиков. Это фильм "Марш- бросок" Николая Стамбула, в котором снялись популярные актеры Александр Балуев, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов. Фильм режиссера Сергея Тарасова "Честь имею". В ролях также заняты признанные артисты кино Владимир Гостюхин, Александр Свиридов и другие молодые, талантливые актеры.

Программа "Новое кино России" представлена остросюжетным фильмом известного режиссера Владимира Хотиненко "72 метра".

Для населения города будут проведены многочисленные конкурсы документальных фильмов на военно- патриотическую тему. Пройдут встречи с известными звездами и мастерами киноэкрана Светланой Крючковой, Михаилом Ножкиным, Вией Артмане, состоятся концерты творческих агитбригад "Мы из кино" для участников Великой Отечественной войны и ветеранов труда Кронштадта.

В городе морской славы участников фестиваля будут приветствовать представители Правительства Москвы и Санкт- Петербурга, администрации Кронштадта, командования Кронштадтского гарнизона, киностудии "Ленфильм" и творческие коллективы Санкт- Петербурга и Ленинградской области.

Неизбалованному подобного рода зрелищными мероприятиями кронштадтскому зрителю предстоит не только показать свои знания и эрудицию в мире кино, но и соприкоснуться с той духовной радостью, которое дает искусство."

Нетрудно предугадать, что тут началось, когда наступил желанный день и состоялось открытие фестиваля. Уже с самого утра на улице Советской, возле Дома офицеров, оживленно гудела огромная толпа фанатов, желающих лично встретить любимых артистов театра и кино. И каждый артист невольно проходил через живую колонну зрителей, восторженно принимающих своих любимцев.

Оказавшись по своим журналистским делам в Доме офицеров, я неожиданно столкнулась  на лестничном проходе с группой актеров. Впереди спускался известный народный артист РСФСР Юрий Назаров. Он вдруг обратился ко мне, пытаясь узнать, где можно пообедать...

На секунду стало неловко за организаторов фестиваля, забывших в суете, что приглашенные звезды тоже люди и, конечно же, захотят покушать и отдохнуть с дороги. А как найти "общепит", если нет даже указателей.

Но довольная и счастливая в этот момент, я провела артистов на первый этаж, к ресторану. Было поистине приятно, принести хоть какую-то пользу столь дорогим гостям нашего города.

Но общение с Назаровым запомнилось тем, что интонация его голоса невольно выдавала в нем характер робкого и стеснительного человека, и в какое-то мгновение я даже растерялась. Возможно, трудно с ходу сориентироваться в незнакомых условиях, но, однако, энергичные люди все же отличаются темпераментом, который требует своего выхода в любой ситуации.

Да и в памяти оставались его роли, более уверенных в себе героев, а выходило совсем иначе: где присутствие реальности совершенно не сближалось с актерской игрой. Однако, по ощущениям, эта жизненная правда, которую я усекла тогда в один момент, являлась намного ближе мне по собственной энергетике. А кроме того, разрушился штамп, что все артисты поголовно общительны и остры, порывисты в речи.

Пожалуй, только такой человек, имея именно такой склад характера, каким обладал Юрий Назаров, мог сыграть отца Веры в фильме Василия Пичула "Маленькая Вера", выплескивая весь надрыв души в безнадеге существования его семейной драмы.

Фильм когда-то взбаламутил всю страну не только фривольностью происходящего на экране, но и жестоким натурализмом, где, как в зеркале, вдруг каждый увидел себя, свою никчемную жалкую жизнь в то время, когда уже назревала "перестройка" и где уже не было места ни мечте, ни вере, ничему светлому и настоящему, чем жив человек. А все, что он имел тогда- маленькое, животное, пустое- по сути, не считалось и не имело смысла.

Фильм потрясал душевно: хотелось просто закрыть лицо руками и заплакать. В нем ничему не учили, не обнадеживали, не давали ответов...Но именно тогда я поняла: почему этот путь прошел и мой отец, и наша семья, не имея выбора в последовательности своих действий. Жизненное болото засасывало, а мы не видели даже трясины.

Но сейчас, сегодня.., как не радоваться, когда одна из знаменитостей стояла передо мной? Я влюбленно смотрела на Юрия Назарова и была благодарна судьбе, что удалось перекинуться, хотя бы парой слов, с замечательным артистом и человеком.

По программе проходили три творческие встречи. Перед зрителями должны были выступить такие звезды кино, как Светлана Крючкова, Михаил Ножкин и Вия Артмане.

И я вдруг решила не просто рассказать о творчестве каждого артиста, но и взять у них автограф для читателей нашей газеты.

Казалось бы, ничего особенного, обычный  маневр журналистки. Даже учитывая то, что я считалась в военном издании внештатным корреспондентом и никто не заставлял меня это делать.

Но если ты уже на писательской стезе, разве можно лишить читателей такого удовольствия?! И всего-то означало, что мне, скромной и стеснительной по натуре, необходимо было отважиться на личную встречу со знаменитостями.

Ух! Да, где наша не пропадала! И после завершения вечера я подошла к Светлане Крючковой. Сидя за столиком посреди сцены, она раздавала желающим автографы. В элегантной и очаровательной женщине не чувствовалось никакого смятения, усталости, зажатости...И, как в женщине, в ней прекрасно было все!

Поразила меня и мощь интеллекта актрисы: в ней явно ощущался волевой характер и мужской склад ума. От этого удивительного человека, буквально, лучилась сильнейшая энергетика: казалось, если потребуется, Светлана пробьет и стену.

Отличительно бросалось в глаза и то, как серьезно она относилась к просьбам людей. Смешки и бессмысленные улыбки были ей несвойственны и это вызывало уважение.

Многогранность таланта артистки удивительна. Ей легко удаются роли и в комедиях и в драмах, где особенно проявлен накал человеческих страстей. Ведь для любого артиста- это целина для творческого созидания, собственное раскрытие психологической глубины образа.

Проявила себя Светлана Николаевна и в режиссуре. Как-то она привезла в Кронштадт премьерный спектакль детской театральной студии. В драматической постановке "Домой" поднималась животрепещущая тема о детской беспризорности. Все роли играли маленькие талантливые артисты, играли так, что зрители в зале плакали.

Выполняя мою незатейливую просьбу, Светлана Крючкова передала и свое пожелание читателям "Морской газеты", фото которого затем было опубликовано вместе с обзором о народной артистке России. Автограф звучал просто и незамысловато: "Читателям "Морской газеты"- крепкого здоровья, оптимизма, душевной гармонии!" В этом напутствии, наверно, самое главное, что может пожелать счастливый человек.

Так состоялось мое первое общение со звездой театра и кино.

Следующая встреча намечалась с народным артистом России, поэтом, композитором, драматургом, а кроме того, и президентом фестиваля "Форпост" Михаилом Ножкиным.

Застать его на месте было крайне сложно. Этого активного, увлеченного своим делом человека, то и дело вызывали на творческие мероприятия и встречи.

Я приходила трижды в Дом офицеров, чтобы получить его автограф, перед готовящемся  выступлением  артиста, и каждый раз уходила ни с чем. Сотрудники Дворца, конечно, предупреждали обо мне, но сила обстоятельств была такова, что лишь на четвертый раз, я, наконец, застала его на месте. А скорее, Михаил Иванович сумел все же выкроить свободную минутку для меня.

Я еще подходила к Дому офицеров, как он вышел на улицу и, раскрыв широко руки, перед дружеским объятием, словно он знал меня уже давным- давно, непосредственно приблизился- и наш контакт был мгновенно установлен.

Общение с этим искренним, обаятельным и доброжелательным человеком, стало поистине для меня, подарком судьбы.

Для читателей газеты  он тут же выдал сердечное пожелание:

"Дорогие читатели "Морской газеты", милые наши кронштадтцы! С 300- летием Вас! И всю Россию! Храни Вас Бог в добром здравии для добрых дел во благо нашей Родины многие лета!"  24.07.2004    С уважением, М.Ножкин

А когда я попросила автограф для себя, то своим уверенным, размашистым почерком выписал душевные слова: "Храни Вас Бог!" И они предназначались только мне.

Даже сквозь годы, заветный листок до сих пор со мной. Слишком дорога память об этом человеке.

Но тогда мои счастливые минуты продолжались. Михаил Иванович, повинуясь зову души, подарил мне четыре кассеты своих замечательных авторских песен.

Какая же большая редкость, когда человек живет так не наигранно, благородно относясь к людям и ко всему, что его окружает в жизни.

И не ошибусь, если скажу, что встреча с ним покорила сердца кронштадтцев, всех без исключения.

Три часа, на одном дыхании, артист "держал" зрителя, исполнив на сцене десятки стихотворений и песен, написанных им в разные годы.

Прозвучали такие известные песни, как "В этом мире мы только прохожие", "От героев былых времен", "Как же так, господа офицеры?", "Ну и время окаянное", "А на кладбище все спокойненько", "Добро должно быть с кулаками", "И память нам покоя не дает" и другие, актуальные по содержанию, авторские творения, когда, буквально, пробивало душу от слез.

Услышали зрители и популярные музыкальные композиции: "Я в весеннем лесу"
( из к/ф "Ошибка резидента"), "Дорогая моя столица", "Я люблю тебя, Россия", "Еще не вечер", "Последняя электричка" и другие лирические произведения, которые, порой, даже сентиментальным настроем, невольно заставляли осмыслить происходящее, произвести огромную работу человеческой души.

И наверное никто не споет их лучше, чем сам Михаил Ножкин, передавая всю многогранность своих чувств к родной стране и истинную любовь к Родине.

По просьбам зрителей, Михаилу Ивановичу пришлось выдать и свой коронный номер. В его исполнении прозвучала песня из кинофильма "Освобождение". Сколько горечи, боли за поруганную врагом Родину, казалось, было скрыто в этих незамысловатых строках, но чувствовалась в них и надежда на лучший исход, на светлое будущее, когда закончится наконец эта страшная война и люди вернутся домой, к своим родным очагам.

...Еще немного. еще чуть- чуть-
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу
Я так давно не видел маму.

Уносились со сцены в зал эти светлые строки, доходя до каждого русского сердца, и зрители пели вместе с артистом...

Наконец, в завершении, прошла творческая встреча с народной артисткой Советского Союза Вией Артмане. Когда великая актриса входила в зал, зрители встретили ее горячими аплодисментами, стоя...Несмотря на не лучшее состояние здоровья, Вия Артмане все же приехала в город морской славы, где состоялся ее юбилейный вечер.

Актриса рассказала зрителям о своем творческом пути в искусстве, поделилась воспоминаниями о личной жизни.

Был показан фильм "Разговор с королевой", снятый Рижской киностудией о жизни и творчестве знаменитой артистки, а также некоторые фрагменты из художественных кинофильмов, в которых снималась Вия Артмане. И, конечно, особое внимание на просмотре кинолент уделялось фильму "Родная кровь", принесшему ей огромную популярность как в Советском Союзе, так и за его пределами.

Стоя на сцене, она искренне открывала зрителям свои душевные тайны. "Я любила, меня любили,- вспоминала актриса,- но никогда не пришлось испытать женского счастья...Всю свою жизнь я отдала партнерам и ролям..."

На Межрегиональном фестивале военно- патриотического кино "Форпост" в Кронштадте Вие Фрицевне Артмане была присуждена Премия имени Евгения Матвеева, также вручен орден Петра Великого за преданность профессии, патриотизм, нравственное воспитание зрителя и в связи с юбилеем.

Совсем слабенькая, болезненная, она все же сумела приехать в Кронштадт, чтобы встретиться с любимыми зрителями и поклонниками ее таланта. Мы ожидали почти час, когда, наконец, нам вынесли из комнаты, где отдыхала женщина, подписанный на программках фестиваля ее долгожданный автограф. И хотя это была просто роспись, но и она значила очень много, просто чисто по- человечески.

Материал о творческих вечерах был опубликован в "Морской газете" под общим названием "Три встречи на одной сцене". Пожалуй, со своей задачей я справилась на отлично.


Рецензии