1967 год. Колхоз

Ежегодно, начиная с 8-го класса, осенью мы выезжали в поля колхозов, помогали им  с уборкой урожая.

На плодородных поливных полях Панфиловского района вызревали хорошие урожаи кукурузы. Особенно славился колхоз под председательством Николая Головацкого. Колхоз был миллионером, строил и бесплатно раздавал  дома колхозникам.

Сил убрать выращенный урожай у них часто не хватало и  они обращались к городским властям за помощью с уборкой.

На призывы откликались все: школьники, работники систем образования и здравоохранения, транспортных и строительных организаций, и даже военные.

За отличный и добросовестный труд, за ежегодные высокие урожаи председателю колхоза Николаю Головацкому и его звеньевой Марьям Ниязовой  было присвоено звание "Герой социалистического труда".

Для нас в сентябре начиналась веселая осенняя пора, свободное от занятий время в течение 10-14 дней.

В 7:00 утра мы собирались возле школы, чтобы в кузовах машин, пока не жарко, выехать в поля. Ровно к этому времени лихо на большой скорости к школе подъезжали грузовые автомобили. Мы старались выбирать самый быстроходный и самый лучший среди них, чтобы с ветерком, быстрее остальных, доехать до места и выбрать наиболее урожайный участок.

Наш труд оценивали по количеству собранных початков и пройденных километров.

Обычно двух девочек ставили на два рядка, а между рядками вставал юноша с мешком. Пятясь назад, он ловил брошенные в мешок початки кукурузы.  Девочки, проявляя ловкость и сноровку, быстро, обламывая, снимали початки со ствола и бросали их в мешок, как в корзину баскетбольного кольца.

Наполненный мешок мальчик быстро, почти бегом, чтобы не задерживать девочек, выносил на просеку и вываливал у обочины.

Слева и справа шли другие бригады, то отставая, то догоняя первых. Работа шла споро. Мы гордились тем, что обогнали других. Коллективный труд сплачивал нас. Мы видели и оценивали, какие мы в деле и в общении.

Обычно рядок был длинной от 800 метров до 1 километра. Пройти его до конца удавалось не всем.

Следом за нами шли проверяющие и оценивали качество нашего труда, по количеству оставленных на стволах початков кукурузы. Чем больше пропустил, тем хуже сработал. Эти метры вычитались либо мы возвращались и дорабатывали.

Приближался полдень, жара к тому времени сильно напекала нам  головы. Хотелось пить и остудиться. К концу маршрута запас энергии иссякал полностью. Девочки уже с трудом обламывали и очищали початки, а мальчики уже не выносили, а выволакивали мешки на просеку, не в силах даже поднять их.

Были и такие, кто проходил не более 70% расстояния. И тогда мы, собрав все свои силы и волю в кулак,  шли им на помощь. Так мы приучались к взаимовыручке и взаимопомощи. Сегодня я помог, завтра помогут мне.

Ближе к 12 часам дня  нам привозили питьевую воду во флягах и колхозный наваристый борщ со свежеиспеченным хлебом. Мяса было много, борщ был свежий и полезный, горячий хлеб - очень вкусный. Нас кормили, как говорят: до отвала.  Ешь, сколько хочешь.

В этот день на свои рядки мы, как правило, больше не возвращались. После короткого отдыха в тени мы готовились возвратиться домой.

К этому времени также лихо к нам подъезжали автомобили, и мы снова отвоевывали друг у друга самый лучший и самый быстрый из них.

Наиболее ловкие из ребят класса на ходу автомобиля через задний борт влезали в кузов. Всё автомобиль занят! Оставалось остальным также быстро залезть и в путь.

По дороге наш автомобиль часто догонял и обгонял другие автомобили. Наиболее активные ребята ехали стоя, держась за передний борт. Они криками, ударами по крыше кабины понукали шофера, который и без того гнал свой автомобиль как можно быстрее, чтобы угодить нам. Он знал, следующий раз мы выберем именно его.

Все ликовали и шумели, когда мы догоняли других. А если обгоняли, то девочки показывали носы и языки ребятам из соседних классов. Часто, когда им удавалось нас догнать, в нас летели помидоры и огурцы, яблоки и груши - все то, что нам давали родители с собой. Мы в ответ отстреливались тем же.

Однажды в одного из наших ребят прилетел тяжелый початок кукурузы и он упал в обморок. Мальчишкам было смешно, а девчонки бросились к нему на помощь, как к раненному бойцу. Все обошлось, наш скромный, недостаточно ловкий "герой" отделался лишь огромной шишкой. Забавно было видеть, как стойкий, но слабонервный "боец" молча "принял смерть" до того как початок кукурузы врезался ему в голову.

Догнав обидчиков, мы  обрушили на них град из помидор. Забавно было видеть растерянные, смущенные и слегка улыбающиеся лица красавиц соседних классов в помидорном соку.

Все эти забавы и развлечения после тяжелого физического труда не только не разобщали, а еще больше сплачивали нас. Мы видели друг друга вне школы, в другой обстановке, оценивали: кто на что способен, кто и насколько умен, вынослив и стоек. С кем бы нам хотелось дружить.

Была среди нас и влюбленная пара. Обычно они забивались в дальний, укромный уголок кузова и, воркуя, миловались. Мы для них не существовали. Мне казалось, что они возвращались в действительность, только тогда, когда грузовик подскакивал на ухабах так сильно, что кто-то из них чуть было не вылетал из кузова автомобиля… 

Все! Жаркой уборочной страде пришел конец. Мы снова возвратились в школу и сели за парты. Начинался наш последний учебный год…


Почему мы дружно жили?

Почему мы дружно жили
В те былые времена?
Потому, что отхватили
Горя горького сполна.

Не ко всем отцы вернулись
После страшной той войны.
Мы под тяжестью не гнулись,
И трудились для страны.

Нам свободу подарили
И вернули нам поля.
Расцветала от ухода
Наша общая земля...

Николай Гущин, 06 апреля 2021 года, ред. 07.04.2021


Рецензии