Поклонение в лесу фра Филиппо Липпи

          "Поклонение в лесу"* фра Филиппо Липпи
 
Статью лучше читать после внимательного  рассмотрения картины. Для этого нужно задать в поиске: «Мистическое Рождество (картина Липпи) Википедия». Там картина представлена в высоком разрешении с возможностью увеличения.

                1. Живой кусочек неба на земле.

Мы стоим перед алтарной иконой семейства Медичи "Мистическое Рождество" кисти флорентийского художника Филиппо Липпи.  Перед нами открывается склон горы, густо поросший сосновым лесом, с вырубкой, полной пней и срубленных стволов. Лес стеной поднимается до самого верха картины, так и не заканчиваясь небом или хотя бы его проблеском. Неба на картине нет...  Или оно всё же есть?  У нас неожиданно рождается робкая догадка: небо тайно присутствует  в этом голубом плаще Девы Марии!  Она и есть тот живой кусочек неба на тёмной земле, который увидел Отец Небесный и избрал его для того, чтобы Его Сын унаследовал от неё человеческую природу.  Какая трогательная детская чистота, какая нежность и какая юность в этом лице и позе хрупкой девочки! Никогда ещё Божию Матерь не изображали такой юной!  Это очень индивидуальное изображение: обратите внимание на чуть расширяющийся кончик носа и губы, на это живое ушко, просвечивающее через прозрачный плат.  Она очень реальна.

                2. Сюжет и композиция "Мистического Рождества". 

Это необычное «Рождество» далеко уходит от традиции и в самом сюжете картины. На ней отсутсвует Вифлеемская звезда,  праведный Иосиф, хлев или пещера, ясли, ослик, вол и ангелы... Объяснить это можно тем, что Филиппо Липпи изобразил видение святого, который застыл в молитвенном созерцании слева в глубине чащи. Его наклон,  лицо и руки выражают глубокое погружение в молитву.  Глаза прикрыты  -  знак того, что  он видит происходяшее сердечным взором. Он чем-то похож на нашего Серафима Саровского. Такая же молитвенная сосредоточенность в глухом лесу, и топор неподалёку.  Жест его сложенных рук переходит  в само видение - в руки Мадонны, невероятно нежно сложенные в молитве, и в целую композицию из четырёх фигур, которые вместе образуют подобие  такого  же «шалашика», сложенных рук над младенцем Христом, как бы оберегая Его в этом тёмном лесу, в котором угадывается символический образ всего человесества, погрузившегося  в греховную  тьму  и забывшего о небе. Смилостившись над своим падшим творением, Небо спускается на землю,  в самую глубину этой тёмной чащи.  Бог Отец выбирает из всего человечества ту, которая достойна дать Его Сыну свою плоть и кровь. Она избранница! Она  самая лучшая! И  изобразить Её берёт на себя невероятную смелость флорентийский художник Филиппо Липпи.  И ему это блестяще удаётся! Никакая другая его картина уже не сравнится с этой.

                3. Чудесная тайна рождения Богочеловека.

Но этого мало. Филиппо Липпи находит очень изящный способ как ему символически  выразить, точнее наметить чудесную тайну рождения Богочеловека от Девы. А ведь это не удавалось никому. Длинный прозрачный плат  (вуаль) над головой Девы Марии как знак благословеного Благовещения, прикрыв ушко (символ услышания)  спускается по её шее и груди, а затем под её плащом  и выходит у земли наружу, нежно окутывая  ножки и бёдра младенца, лежащего на травах, своей невесомой прозрачной тканью.  Красное платье, просечивающее  под этой прозрачной вуалью так же доходит до левой стопы младенца  складками похожими на струи, переливающиеся в тело младенца.

Если эти  нежные струи платья символизируют девственную плоть  и кровь,  наследуемые младенцем от непорочной Девы, то прозрачный плат в верхней его части над головой Девы означает Благовещение. В средней его части, спрятанной под плащём, он намекает на незримое боговоплощение в этом хрупком теле, а в нижней его части вышедшей их одежд Девы Марии и окутавшей ножки и бёдра младенца – таинство Рождества Христова, в котором Мария сохранила своё девство.  Этот плат чудно связывает Мадонну  и младенца как   т а й н а   этого Рождества. Так что трудно оторвать взгляд от этой части  картины. (Этот мотив из всех известных мне художников повторил только Сандро Боттичелли, ученик Филиппо Липпи, на своей картине "Поклонение Христу", хранящейся в музее Ганновера.)

                4. Святая Троица в лесу.

Бог-Отец явлен на самом верху картины в окружении божественного света и звёздных сфер. Руки Его разведены в знак того, что он отдал нам самое дорогое. Своим жестом Он показывает: "Посмотрите, у Меня нет ничего драгоценне того, что Я вам отдал". Святой Дух исходит от Него в виде парящего голубя и золотых лучей, подобных стрелам, вертикально летящим к  младенцу. Вокруг этих лучей как серпантин, сотканный из золотых точек, клубится благодать...  Перед нами Святая Троица, как она ещё   н и к о г д а   не изображалась в живописи. Иисус Христос здесь явлен в образе младенца, лежащего на травах, повернув к нам свою головку. Он смотрит на нас. И в его глазах угадываются глаза Отца и матери. Они смотрят на нас Его глазами! Обратите внимание как нежно льнут к его правому боку, бедру и ноге тщательно написанные листочки трав, такие маленькие, тонкие, почти прозрачные! Похоже на некоторых из них есть даже росинки. (Особенно у бедра и ноги) Такого я не видел ни у одного мастера. В свою очередь под образом коленопреуконённой Девы Марии написана белая лилия символ её чистоты.

В этом необычном, я бы сказал,  уникальном образе Святой Троицы мы буквально видим, как Бог Отец даёт  этому младенцу – Своё Божество, так же как Дева Мария даёт Ему  своё человечество (человеческую природу).  Поднятые руки Бога Отца являют нам Силу Вышняго, которая осенила Богородицу при боговоплощении, а лучи исходящие от голубя являют Дух Святой, которы нашёл на неё по ангельскому обетованию: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя».

Интересно, что распростёртые крылья голубя  перекликаются с ровными  складками плаща как два крыла лежащие перед коленопреклонённой Марией. Между этих крыл и выходит тот самый прозрачный плат, символизирующий  Il Natale Cristiano (Рождество Христово). Художник  тем самым уподобляет её  кроткой голубице.

                5. Гармоничное соединение сюжета Рождества и Святой Троицы.

Так вместо рождественского хлева или пещеры перед нами открывается маленькая скиния Бога с человеками, являя нам свой таинственный духовный смысл -  спасительное для человечества боговополощение, тайны которого нельзя передать словом, но можно выразить символически в красках и формах, что и попытался сделать Филиппо Липпи. Никогда ещё  тайны  боговоплощения и Рождества не были объяснены на языке живописи  так удивительно  изящно,  тонко и гармонично. Гениально соединив сюжет Рождества и  Святой Троицы в едином мистическом видении анахорета в лесу, фра Филиппо Липпи поднимается в своём творении до редчайших высот богословия  в красках.

                6.  Лес - символ человечества.

Фоном картины является один из самых первых внутренних лесных пейзажей. Простояв у картины какое-то время, мы понимаем, что находимся в самой глубине леса. Кроны деревьев срезаны верхним краем картины. Этот приём спустя четыре столетия будет использовать И.И. Шишкин в своих лесных пейзажах. Благодаря ему чувствуешь себя внутри леса. Под образом Иоанна Крестителя изображён топор, воткнутый в пень срубленного дерева. Он не оставляет сомнений в том, что лес на картине это символ человечества, так как напоминает о словах Иоанна Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» (Мф. 3:10)

К тому же Липпи даёт маленькую подсказку, написав своё имя на деревянной рукоятке топора. Тем самым он как бы намекает, что он тоже символически присутствует  на этой картине в образе деревянного топорища.

Склон горы, густо поросший сосновым лесом, и круто спускающийся ко зрителю, символизирует падение людей, забывших о небе, поэтому небо не изображено на картине. Посередине видна крутая тропинка, которая извиваясь спускается до самой полянки накоторой лежит божественный младенец.

Эта тропинка самая тёмная на картине. На ней еле заметно изображены ступени человеческого падения. Младенца Иисуса фра Липпи изобразил лежащим в самом глубоком месте склона, показывая тем самым, что Иисус Христос снизошёл к самой глубине человеческого грехопадения, образовавшего внизу маленькую полянку.

Справа у самого края картины изображён поток, зигзагообразно бегущий вниз. В самом низу он ускоряется, переходя в губительный водопад. У его основания изображён остаток ствола, напоминающий страшное существо с рогами, (нос и глаза так же слегка намечены), а чуть ниже цапля, которая держит в клюве змею, символизируя победу добра над злом. Выше по течению через поток переброшены три доски, что тоже имеет свою символику.

У Иоанна Крестителя в руке деревянный жезл, на вершине которого изображён крест. Вокруг трости извивается надпись на латинском языке: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира" (Ин. 1:29.) Это даёт всей этой символике логическое завершение.

Под ножками Христа-младенца на пеньке сидит щегол, средневековый символ страданий Христовых, как бы предуказывая его крестный путь. Цветочки с пятью красными лепестками в свою очередь символизируют пять ран Христовых.

                7. Световое решение

Весь лес лежит как бы в тени смертной. Некоторые стволы даже кажутся призрачными, сквозь них просвечивают другие образы картины. На этом тёмном фоне лицо Христа-младенца, его тельце, лицо Божией матери и её одежда нежно светятся как живые лампы. Эти лампады жизни вечной среди теней и мрака земной жизни впечатляют более всего.   

                8. Сакральное место  картины.

"Поклонение младенцу" было написано по заказу Козимо Медичи, "крёстного отца" итальянского Возрождения. Эта картина долгое время являлась главной святыней дома Медичи. Она украшала алтарь домовой капеллы в палаццо (дворце) Медичи Рикардо. (Разрешение иметь домовую капеллу Козимо Медичи получил от папы римского.) Домовая церковь не имела окон и освещалась одними свечами. Справа и слева на фресках было изображено тожественное шествие волхвов, некоторые из которых походили на членов семейства Медичи. Волхвы на лошадях в сопровождении пеших слуг двигались в сторону алтаря, в котором и находилась алтарная икона "Мистическое рождество". Общая полутьма храма гармонично переходила в сумерки тенистого леса, изображённого на картине. При свечах золотые лучи Святого Духа на картине блистали особенно таинственно. Художник не изобразил на картине вифлеемскую звезду, потому что она уже была на алтарном потолке. На стенах алтаря были написаны также ангелы. В настоящее время в алтаре капеллы находится копия этой картины, а оригинал хранится в большом зале Берлинской картинной галереи. Картину эту глубже воспринимаешь, когда абстрагировавшись от всех других полотен, представляешь себя стоящим в тёмном алтаре капеллы.      

         9.  Место «Мистическго Рождества» Филиппо Липпи в истории Возрождения.

Эта картина является одной из самых первых вех в поиске юного женского идеала художниками итальянского Ренессанса. Во время её создания Леонардо да Винчи было только 8 лет, Сандро Боттичелли 14, а Микеланжело и Рафаэль  ещё не родились. Филиппо Липпи одним из первых находит свой хрупкий идеал на земле. Однако для готики  и Возрождения этот образ Девы Марии слишком юн, прост и смирен. Вероятно поэтому он остался без должного внимания. Женственные образы Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэля спустя несколько десятилетий затмили в сознании современников это воплощение самой скромности, которое по достоинству оценил и избрал у Филиппо Липпи  Небесный Отец.
 
С какой отеческой любовью  изображена эта Божия избранница!  С каким удивительным мастерством и нежностью лепит художник  её лицо из мягкого света.  Оно дышит.  Обратите внимание на эту нежную лепку бровей, которой я не видел ни у кого, на лаконичное изображение ресниц одной линией, выходяшей за пределы века, на эту маленькую косичку над девичьим лбом и эти неимоверно трогательные завитки русых волос... Наконец на её кроткий детский взгляд.  Кто  это? Мадонна? Юная итальянка? Или наша однокласница, такая тихая и скромная, что мы  не обращали на неё внимание в школе?  Но теперь нам по секрету открыли,  кем она является! Просто невероятно!

Поиск хрупкого идеала ранней юности в истории флорентийского искусства открыл "Давид" Донателло, отлитый между 1430 и 1440 годами. Его Давид - хрупкий подросток. Через десять лет появился идеал смиренной девичьей красоты Филиппо Липпи (1458 - 1460). Дева Мария у него совсем ешё девочка. "Мадонна Бенуа" (1478—1480) Леонардо да Винчи  одно из продолжений этой традиции. "Мадонна с гвоздиками" (1506—1507) Рафаэля стоит на грани между идеалом ранней юности и расцветом её.  "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли является идеалом расцвета юности, а "Мона Лиза" Леонардо - зрелости.

------------------
* Картина написанна между 1458 и 1460 годами. Она имеет три названия "Поклонение младенцу палаццо Медичи", "Поклонение в лесу" и "Мистическое Рождество". Последнее название более поздее как и в случае "Мистического Рождества"  Боттичелли.


Рецензии