Бадошка с пупыгами

Который день не могу выбросить из головы произошедшую намедни весьма странную встречу.
Была я одна на автобусной остановке. Подсела рядом старушка. Очень пожилая, но бодрая, справная. Косится на меня, улыбается, как-то по-детски кокетничает, бадошкой* по тротуарной плитке невидимые символы вырисовывает, вроде ёлочек. Видно, что беседу завязать хочешь, да медлит. И взяло надо мной верх любопытство.
— Хороший денёк, — говорю. — Здравствуйте!

Старушка в ответ кивает. Улыбаюсь ей и отворачиваюсь, а про себя веду отсчёт: «Три, два,..»
— Давно тут живёшь? — слышу от собеседницы.
Я привыкла, что меня по акценту влёт вычисляют, хотя самой мне он не заметен.
— Одиннадцать лет, — отвечаю.
— В Сибирь тянет?

Слегка удивляюсь такой осведомлённости, но, присмотревшись, понимаю, что бабулька отчётливо напоминает то ли хантыйку, то ли мансийку, а может и ненку, в общем, женщин коренных народов малой Родины моей. Вполне могла почуять, что я «своя», такое со мной уже случалось.
— Ещё как тянет, — призналась я. — Каждый год собираюсь, да всё никак это путешествие не выходит в приоритет поставить. Дорого получается, мне пока не до таких хотелок.
— Ну ничего, съездишь ещё, — заверила она меня.
— Непременно! И не сомневаюсь.

Помолчали немного. Интересно мне стало, кто она и откуда.
— А вы тоже с Севера? ХМАО? ЯНАО? Или восточнее?
— С Севера, — отвечает, — отовсюду помаленьку.
— На Белгородчину давно переехали?
— Проездом, к родне в гости заскочила.
— Ну и как вам тут? Нравится? — спрашиваю, а сама удивляюсь тому, что бабулька такая немногословная попалась, хотя всем видом в диалоге заинтересованность выражает.
— Да также, как и тебе, — отмахнувшись рукой сказала она, и мы обе с пониманием дела хохотнули.
— Везде есть хорошие люди, — сказала я.
— Везде, — согласилась моя новая знакомая. — Меня баба Мися звать, Мис-эква.
— Эллина, Эля, — представилась я, а сама думаю: «Какое имя странное, народное, наверное».
Тут баба Мися в наступление перешла и спрашивает, таинственно так:
— Ты об Одиноком Кедре слыхала?
— Конечно, — развела я руками.

Ходит в Югре легенда, что растёт недалеко от истока Конды древний одинокий кедр. Совсем один, на маленьком островке посреди болотной топи. Ни кедрача близко нет, ни бора, ни единого другого кедра на километры кругом, как ни странно. Откуда он там взялся неизвестно, но обские угры уверены, что своё тысячелетие дерево это уж давненько отпраздновало. И верит народ, что кто на тот кедр залезет, да пальцем об иголку верхней веточки уколется до крови, тому век удача на охоте сопутствовать будет.

А ещё этот кедр ветви нижние «сбрасывает», пока растёт. И хоть на вид они сухие, а на деле переломить такую веточку в нашем веке ещё ни одному человеку не удавалось. Кто поднимет, в дом её возьмёт, да беречь станет, тому здоровье на долгие, долгие годы обеспечено, и помощь лесных духов. Да не только ему, а всему его роду.

— На вот, держи, — говорит Мис-эква неожиданно звонким, помолодевшим голосом, и бадошку мне свою протягивает.
— Зачем мне? — спрашиваю в недоумении.
— Подарок хочу тебе сделать, не отказывайся, — поясняет.

Поняв, что я в растерянности, давай свой презент нахваливать:
— Гляди, девица, палочка-то не простая. Вкруг пупыги** резные, а на ощупь, как шёлковая, — показывает, поглаживая, тросточку. — Потрогай!
Я решила её уважить и погладила лоснящуюся древесину. Приятное ощущение, успокаивающее. Улыбнулась бабушке.

«...Для меня заплелись в одну...» — довольно громко раздалось из открытых дверей подъехавшего автобуса.
— Мой! — воскликнула я и поднялась со скамейки.
«...К небу, которым живу...»

Пришлось прощаться. Я пошла к автобусу, старушка вдогонку. За локоток меня ухватила, в глаза внимательно так смотрит, настаивает:
— Бери, говорю, не пожалеешь! Это с того Кедра веточка.
— Ну и как же вы без неё? — спрашиваю спешно.
— Да у меня ещё есть, — махнула рукой Мис-эква, почему-то рассмеялась. Потом просто напросто впечатала в меня мистический артефакт, обладание которым было предметом нашего спора, и выжидательно глянула будто не в глаза мне, а много глубже.

«...И я уверен, что когда-нибудь
Я стану лучом звезды...»
Водитель автобуса нетерпеливо крикнул, наклонившись к открытой пассажирской двери:
— Ну что вы там, поедите или как?
— Еду! — отозвалась я.
Забрав необычный подарок, сказала бабульке:
— Благодарю! Спасибо вам, баб Мися! Буду её беречь.
— И она тебя, — тоном довольного старого человека ответила женщина и помахала мне на прощание рукой.
— Спасибо! — прокричала я ещё раз напоследок, уже из отъезжающего автобуса.

«...О, о-о-о
Трасса Е-Девяносто пять
О, о-о-о
Трасса Е-Девяносто пять».

***
Теперь вот думаю, что это было? Вопросов уйма. Ветку Одинокого Кедра решила сберечь, как и обещала. Уж больно она мне по душе пришлась. Буду в старости вместо трости носить.


* Бадошка — палка, трость (из лексикона моей бабушки).
**Пупыги, в мансийской мифологии духи-покровители людей, духи предков.


Рецензии