Безбожники Малого Сапожка

После 1917 года пролетарская власть развернула активную антирелигиозную компанию, которая с 1925 года стала проводиться специально созданной организацией - Союзом воинствующих безбожников СССР (сокращенно – СВБ). Как и все созданные сверху в пролетарском государстве организации, Союз воинствующих безбожников имел свои представительства на областном, районном и местном уровнях. Однако население во многом не разделяло антирелигиозную политику пролетарской власти и прохладно относилось к деятельности новоиспеченного антирелигиозного союза. Так «Среди недостатков Рязанского Союза воинствующих безбожников были отмечены неоформленность во многих уездах, небрежное отношение к работе. Другой недостаток - материальная необеспеченность организации. В качестве примера приводится село Малый Сапожок. В это время повсеместно в губернии создавались избы-читальни, целью которых было просвещение (научно-атеистическое) населения. Так вот, изба-читальня Малого Сапожка вмещала в себя четыре старых скамейки, два поломанных стола и криво развешанные плакаты. Учитель Попов, значащийся как комсомолец, объявил детям, что он лично Библию уважает и противоречий не видит, после чего весь класс пошел в храм причащаться [1]. Однако в широкие массы шла информация об успешности работы Союза воинствующих безбожников, проводились агитации населения по вступлению в ряды воинствующих безбожников, официально объявлялось, что к 1938 году в рядах союза должно быть не менее 22 миллионов человек. Оставалось, казалось бы, совсем немного до «полного искоренения религиозных предрассудков», но показная бравада руководства СВБ едва ли могла изменить очевидные факты. Численность рядов СВБ упала в 2,5 раза, и вместо 22 миллионов запланированных членов составила в 1938 году 2 миллиона членов. И из этих двух миллионов никто не стремился участвовать в мероприятиях организации и скорее избегал их. Членские взносы фактически не выплачивались. Третья «безбожная пятилетка» не состоялась» [2]
По воспоминаниям историка и краеведа Сапожковского района Рязанской области Ивана Андреевича Кузнецова антирелигиозная политика серьезно подрывала авторитет Советской власти у населения:
«Но этот год (1937 Прим. автора) оставил у верующих жителей села и горькие огорчения: закрытие церквей, снятие колоколов, уничтожение старинных икон, церковного имущества. Наступательно и в грубой форме велась атеистическая пропаганда, которая не обошла и школу. Конечно, в школах в связи с отделением церкви от государства и от школы обучение должно было проводиться на основе материалистического мировоззрения. Но это не значило, что всех учащихся надо было автоматически зачислять в «Союз воинствующих безбожников», требовать от них, чтобы не носили нательных крестиков, не принимали участие в религиозных праздниках и обрядах. Больше того, некоторые советские и партийные руководители и учителя использовали учащихся в публичных протестах против церковных обрядов на территории церквей. Все эти крайности загоняли веру в Бога внутрь, наносили большой вред, вызывали недовольство верующих, подрывали авторитет Советской власти. По памятникам старины, архитектурным памятникам православной веры тогда прошел Мамай: исчезли в стране тысячи и тысячи храмов, многие из которых были хранилищами тысячелетней истории нашего государства: летописей, свитков, старинных списков, редких книг. С их гибелью исчез огромный слой древней русской культуры». [3]
Литература
1. Шафиркин А. Атеистическое воспитание // Наш опыт. 1928. №10-11 С. 8.
2. Земля и власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А. Г. Кузьмина, В. Г. Тюкавкина и Э. М. Щагина. Москва, МПГУ, 11–12 декабря 2018 г. С. 604.
3. Кузнецов И. А. Сапожковский край. Время. События. Люди. Историко-краеведческие очерки. – Рязань: Русское слово, 2-е издание доп., 2003 С. 295-296 ISBN 5-89877-046-1


Рецензии