Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 7-10-1 Введение

В коллаже:
Слева  направо –

1. Мариамна  Алониевна Степанова (Мейстрик)
На 2-м и 3-м  снимках - маленькая Ираида.
4. Ираида и Борис
5. Людмила

Ираида, Борис и Людмила – дети Владимира Васильевича
И Нины Николаевны Степановых – внуки Мариамны.


       ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
       ГЛАВА 5 ДЕТИ АЛОИСА И ПРАСКОВЬИ
      Часть 7- 10 – 1 ВСТУПЛЕНИЕ


ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

В этой Части Главы я хочу коснуться темы, которой посвящена вся книга под названием – «ДОЛГАЯ ДОРОГА К БОГУ, ДЛИННОЙ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ». Тема это – трудная для анализа, рассуждений, поисков истины и последующих из всего этого - выводов.      
В первой редакции книги, одобренной отцом Платоном (при его жизни), затронуто много разных направлений необъятной области сведений и знаний такого понятия, как – ПРОВОСЛАВИЕ.
Сейчас я публикую книгу в новой её редакции. В этом варианте я вынуждена расширить содержание Глав.
Например в первой редакции в разделе о Родословной,  я ограничивалась только рассказами  о предках – священниках.
Теперь, понимая, что для полного изложения историй о Родословном древе нашей семьи другого времени в этой жизни у меня просто не будет, я всё ранее разбросанное попробовала собрать в единый вариант – здесь и сейчас.
То же самое происходит и с другими темами. Если нет возможности включать сюда всё написанное ранее, делаю ссылки на источники опубликованного в  ПРОЗА.РУ или в ЛитРес. Но в этих случаях стараюсь приводить вырезки из описаний наиболее важных событий.
От этих изменений в содержании книги глобальных изменений не происходит, и я надеюсь, что основная тема – долгой дороги к Богу, хоть и расширяет её, но не уводит в сторону…
В этой Части постараюсь целенаправленнее приблизить свои повествования к теме ПРАВОСЛАВИЯ…

Мои родители родились до революции и воспитывались в семьях, в которых строго соблюдались принципы православия, основанные на вере и любви к Богу. Я родилась – в 1935-м. Шел 18-й год советской власти, религиозная политика которой с самого начала была последовательно направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией.
Можно уничтожить церкви, репрессировать и расстрелять священнослужителей, но Веру и Православие, существовавшие веками расстрелять и уничтожить нельзя. Она – внутри Человеческого сознания и душ людских. Есть истина, утверждающая, что – «Бог в нас».
Вот в те, теперь уже далёкие прошедшие советские времена Бог оставался незримым «Я» внутри каждого Человека. И Вера в Бога и Православие – «ушли в подполье»… И мы – советские дети жили в условиях атеизма… Но… Хотели ли мы или не хотели, нас окружало незримое присутствие прошлого Православного уклада и традиций, загнанных в подполье, но показывающего свой лик при каждом удобном случае. Мы - дети этого не понимали, но неосознанно впитывали в себя всё, что нас окружало из сферы святости, подаренной Всевышним.
Когда я писала эту книгу, мне хотелось последовательно  реанимировать свою жизнь, просмотрев все её события, отыскивая  мгновенья, в которых я  соприкасалась с моментами встречи с этими святыми проявлениями, которые с годами накапливались и хранились в подсознании моём.
В результате, пусть поздно, но я прозрела и поняла суть происходящих изменений в моём сознании: и в отношении прошлого и осознании настоящего. Всё прогрессирует во временном пространстве. А прогресс – означает, что всё изменяется. Не буду заострять сейчас эти проблемы осмысления всего и вся. Но в конце книги истина сама всплывёт во всей своей конкретизации…
А пока, возвращаясь к моему Ангелу – Хранителю Мариамне, скажу, что именно она с момента мего рождения и до последних дней своей жизни постоянно одаривала меня блёстками  озарения таких явлений, как – православие и вера в Бога.
В моих публикациях о ней мы подошли к моменту, когда семья переехала в Казань. Поэтому, «копаясь» в событиях своего прошлого,  я неразрывно связываю с этого момента  жизнь мою и всей нашей семьи с жизнью моей бабуси – Мариамны.
А жизнь всегда соткана из мелочей и подробностей. Поэтому буду, как и прежде публиковать рассказы о нашей семье – Степановых.
Итак – Казань…

В  Казани семья наша прожила с 1934 по 1944 год – 10 лет.
Там прошло моё раннее детство. Не только – моё, и брата Бориса и сестрёнки Милочки тоже.

Детство, отрочество, юность, зрелость, старость...  Где начинается или кончается тот или иной отрезок жизни. Может ли детство затянуться до старости? Наверное, может, и не только у больных умом. Из детства с собой в дальнейшую  жизнь  хорошо  бы  каждому  взять  чистоту  помыслов,  жажду познания,  ласку, преданность любимым и многое другое. 

Обычно детство проходит на малой, как говорят, Родине. Где моя  малая Родина?  Я думаю, что это не только - Казань, где я родилась и  жила до девяти лет.  С полным правом для меня является малой Родиной  и Киев и - Подмосковье:  Вельяминово, Шатура, Орехово-Зуево и затем  - Дзержинск,  ну и, конечно -  Москва. Каждому из этих поселков и городов  отдано не только несколько лет жизни,  но и свершений или потерь.  Поэтому, вспоминая прошлое, я одинаково с ностальгией переживаю заново прожитое в каждом из этих городов или посёлков…
 Иногда очень остро возникает желание вернуться,  встретить кого-нибудь из далекого прошлого.  А потом думаю - а зачем?  Кто в беззубой старухе узнает прежнюю Иду,  Риду, Иру и, наконец,  Ираиду?  Да, и я едва ли узнаю кого-нибудь... Поэтому, пусть в  моей памяти всё остается молодым и красивым, т.к. молодость не может  быть некрасивой.

 На протяжении моей, сравнительно уже - долгой жизни, в детстве рядом со мной были близкие: бабуся, мама, папа, брат и сестра. Всё, что происходило со мной, тесно связано с ними. Моя жизнь является вкраплением в общую судьбу нашей семьи, и обособить её просто невозможно, так же,  как и - жизнь каждого близкого родственника. Поэтому, когда я говорю – моё детство, моя семья – это всё они, мои близкие и родные, которых сегодня уже нет в живых. Но они были…
Поэтому рассказ будет не только о моей бабусе и обо мне, но и о них…


Моё раннее детство проходило в Казани. В  Казани родились мои брат и сестра - Борис и Людмила.

Наша семья состояла, естественно, не только из детей. Были и мама - Нина Николаевна и папа - Владимир Васильевич и бабуся - Мариамна Алониевна. И все  мы носили самую популярную фамилию на свете - Степановы.
Я родилась в 1935 году, 20 января.

Волею судьбы сохранились три тетради - дневники,  которые вела бабуся и, в  основном,  она  писала  о  нас  - маленьких.  Когда я родилась,  бабуся  сказала - своих внучат я должна воспитывать сама.  Она оставила преподавание и всю себя без остатка отдала нам.  Меня она любила больше  всех,  может быть, потому что я была первенцем, а может быть потому,  что в её семье у неё было два мальчика,  а здесь родилась девочка.

Я  хочу не просто приводить здесь выдержки из дневника бабуси,  а по мере  воспоминаний, которые, естественно, будут всплывать в памяти, или рассказов моих близких, приводить свои комментарии, пояснения, дополнения.
Вот теперь у меня встал избитый вопрос – в каком виде и порядке подавать рассказ о 10-летнем пребывании нашей семьи в Казани?
Дневник бабуси ведётся по годам и сопровождается моими комментариями.  Мне сейчас – формировать рассказы – по темам, делая соответствующие вырезки из дневника, или – излагать текст п хронологическом порядке – по годам?
Ещё вопрос – нужно ли немного затрагивать политическую обстановку в стране, безусловно – влияющую на жизнь каждой советской семьи?
Не хочется перегружать излишней информацией то, что пишется сейчас, в то же время – какую информацию считать лишней?
После колебаний, приняла решение :
1. Рассказ вести в хронологическом порядке – по годам.
2. Если появляется возможность создать из имеющихся снимков или документов - коллаж, текст разбивать на Части с целью возможного иллюстрирования публикуемого.

Я поняла, что изложение  воспоминаний тех лет, отраженное в дневниках бабуси, это только внутренняя часть, кусочек тех событий,  которые мы переживали в своей семье. Но, ведь, были ещё и другие семьи, был народ, который жил рядом с нами, и вместе с нами переживал общие горести и радости всей страны.

Я поняла, что нужно немного рассказать о той обстановке, в которой мы жили – о внутренней и внешней политике страны.

Я родилась в 1935- м году. Это были годы  «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА». Так назвали период с 1934-го по 1939 годы. 1-го декабря 1934-го года, за полтора месяца до моего рождения был убит С. М. Киров. Тайна этого убийства не раскрыта до сих пор. Но именно с этого момента началось устранение, а попросту – уничтожение  сотни тысяч невиновных людей. Их обвиняли в «террористических актах», судили военным трибуналом, и приговоры приводились в исполнение немедленно. Аресты «врагов народов» начались с 1935-го г., достигли апогея в 1937-ом г., и постепенно затихли к 1940-му году.
В газетах и по радио публиковались сведения о показательных судебных процессах: процессы над Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и другими в августе 1936-го года, над Г.Л. Пятаковым, К.Б. Радеком -  в январе 1937-го г., над маршалом М.Н.  Тухачевским  - в июне 1937-го г., над Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым - в марте 1938-го г.  и многими другими…
Продолжались гонения на религию и церковь.
Началось повсеместное закрытие православных церквей, католических костёлов, мусульманских мечетей, иудаистских синагог. Если в 1928 г. Русская православная церковь имела 30 000 церковных приходов, то к 1939 г. во всей стране осталось около 100 действующих храмов. Церковные здания или разрушались, или использовались под заводские мастерские, склады и клубы, а монастыри – под тюрьмы и колонии. Тысячами сжигались иконы, древние церковные книги, переплавлялась на лом драгоценная церковная утварь.
Священнослужителей арестовывали, ссылали в отдалённые местности, заключали в лагеря, расстреливали.
Я это пишу не для красного словца. Все эти «действа» прокатились по многим судьбам и семьям.

Витин дед (Виктор Дудко – мой муж) – Покровский Николай Ананиевич (отец Витиной мамы – Веры Николаевны) был священником в г. Бузулук Оренбургской области.  В 1937-ом г. он прочитал в церкви отрывок из М Т Ф (23 : 7 – 10), за что был арестован,  14. 08. 37 г. был осуждён «тройкой»  УНКВД и приговорён к высшей мере наказания. Ему вменили в вину – участие в контрреволюционной фашистской организации. И уже 16-го августа  он был расстрелян. «Тройка» - это означает, что на каждом приговоре должно было стоять три подписи…
И только 1. 07. 1988 г. была получена справка из Министерства юстиции  РСФСР о том, что Оренбургский областной суд пересмотрел дело Покровского Николая Ананиевича, признал, что он пострадал по сфальсифицированному обвинению, и по данному делу реабилитирован.
Потребовался 51 год, чтобы признать невиновность и вернуть честное имя человеку и снять с родственников клеймо – дети «врага народа».

Другой дедушка Виктора (по отцовской линии) - Евстафий (Остап) Иванович находился в заключении  с 6 декабря 1937 года по 7 сентября 1939 года содержался а ЮЖЛАГЕРЕ  НКВД и освобождён в связи с прекращением дела.

Были репрессированы и сосланы в ссылку  братья моего дедушки – Василия (мужа Мариамны) - священники. Один из них вернулся после ссылки домой, второй пропал без вести…

Вспомнив о репрессиях и тревожной обстановке тех предвоенных лет, я лишь хотела дать почувствовать ауру того времени.
Мы, малыши, конечно, не знали и не понимали событий  тех лет «великого безумия»… Но трудности бытия  отражались и на нашем детстве.

Я думаю, что то, что происходило в стране в те предвоенные годы, на 80 % тщательно скрывалось под грифом – «секретно». А то, что подавалось людям в виде официальных сообщений, публикуемых в газетах и по радио – принималось на веру. Те, кого эти события касались напрямую, естественно знали подлинную правду, а, следовательно, её знали многие, но молчали. Взрослые все происходящие  события обсуждали дома только шепотом, потому что, как говорят, даже стены имеют уши.
Но те, кого это не касалось, верили в чистоту помыслов руководителей страны. А многие события списывали на временные трудности, необходимые в период строительства новой великой державы…

В дневнике бабуси, который она начала вести с 1937-го года, не затронуты политические аспекты, и всё-таки сквозь строки чувствуется волнение и тяжёлая жизнь тех лет, и не только нашей семьи, а не побоюсь сказать – всего народа.
Бабусин дневник – не об этом. Но  те маленькие зарисовки быта нашей семьи, записанные ею на  выцветших листочках старых тетрадей, может быть, помогут увидеть – какой была жизнь не только нашей семьи, но и многих других в те далёкие предвоенные годы.

Теперь – о нашей семье…
По рассказам родителей, сначала они снимали квартиру на улице Чернышевского. Позже переехали жить на улицу имени Баумана.
В конце её располагался знаменитый Казанский Кремль. Мы ходили с бабусей гулять на площадь перед кремлём, где стоял храм.
Я запомнила его одинокий мрачный облик. И большие, железные, покрывшиеся ржавчиной ворота,  и забитые крест - накрест двери. А, на площади перед этим памятным храмом валялись огромными грудами гранитные и мраморные камни. Мы часто играли, залезая на них, или сидели на ступенях этого бывшего храма. Нам нравилось, отыскав, или отбив с трудом осколки от мраморных плит, высекать искры, ударяя их друг о друга.

Я думаю, что нужно немного рассказать о моих родителях…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии