Там, где жила помещица Глафира

Недалеко от города Ейска, на противоположной стороне Ейского лимана находится село с красивым названием -  Глафировка, по имени своей владелицы. Кто же она была, эта легендарная помещица Глафира? Ее имя имеет греческое происхождение, от имени Глафюра – «утонченная», «изящная», «стройная». До замужества Глафира Васильевна имела фамилию Похвиснева. Дворянский род Похвисневых происходил из Польши. Похвисневы были владельцами слободки Похвисневки в Обоянском уезде Курской губернии  и нескольких сел: Кривец, Песочное, Пристенное, Альховатка и Архангельское. Отец Глафиры, секунд майор Василий Аристархович Похвиснев в 1787-1791 гг. был предводителем дворянства Курского наместничества. Мать Надежда Ивановна, в девичестве – Ильинская, владела деревней Береговой, расположенной в Обоянском уезде Курской губернии. У Глафиры были сестры Стефанида и Александра, а также брат Николай. Именем Стефаниды Васильевны Похвисневой было названо селение Семибалковской волости, Ростовского уезда, Екатеринославской губернии - Стефанидинодар. Николай Васильевич Похвиснев был награжден 20 мая 1808 года Золотым оружием «За храбрость», участник Отечественной войны 1812 года.
 
В 1787 году императрица Екатерина II с сопровождающим её двором возвращалась из путешествия в Крым и Новороссию, их путь лежал через Курское наместничество. 11 июня 1787 г. Екатерина II прибыла к границам наместничества, там её встретили генерал-губернатор Афанасий Николаевич Зубов, губернский предводитель дворянства Василий Аристархович Похвиснев, дворянство, чиновники, купечество. Путешествие императрицы сказалось на крестьянстве повышением подушной подати, направленной на оплату дорожных расходов. Лишь некоторые крестьяне получили пособие зерном из хлебозапасных магазинов, а бедствующие из-за малоземелья - советы от императрицы переселяться в Екатеринославскую и Таврическую губернии. Может быть, поэтому конец XIII века был отмечен довольно значительным перемещением курских крестьян в Причерноморье.
 
Первым мужем Глафиры Васильевны Похвисневой стал помещик Курской губернии Савва Васильевич Романов, около 1773 года рождения. Его родители: Василий Яковлевич и Ульяна Семеновна Романовы. В 1795 году Савва Романов был вахмистром лейб-гвардии Конного полка. В январе 1796 года он назначен капитаном Военного ордена кирасирского полка. В 1809 году во владение к его жене Глафире Васильевне перешла земля генерал-майора Николая Николаевича Трегубова с деревней Водяной, расположенная в Ростовском уезде Екатеринославской губернии. В 1811 году майор Савва Васильевич Романов и его жена Глафира Васильевна - помещики Екатеринославской губернии Ростовского уезда деревни Глафировки, но жили они по-прежнему в Курской губернии. У супругов Романовых родилось двое детей: сын Николай и дочь Надежда, впоследствии ставшая второй женой помещика Катона Павловича Шабельского. Была у Романовых еще одна дочь Юлия, умершая в 1805 году в трехлетнем возрасте. Дети еще не успели стать взрослыми, когда их отец Савва Васильевич умер в возрасте 42 лет. Это произошло в 1814 году в селе Гоптаровка Курской губернии.
 
Вдова Глафира Васильевна Романова в то время еще молода, к тому же она богата. Примерно в 1820 году помещица выходит замуж вторым браком за поляка Казимира (на русский лад – Кузьму) Ивановича Нарецкого (Норецкого). Ротмистр Владимирского уланского полка Нарецкий в 1818 году был назначен адьютантом командира 2-й уланской дивизии генерал-лейтенанта графа Иосифа Орурка, героя войны 1812 года. 7 февраля 1820 года майор Козьма (Казимир) Иванович Нарецкий был переведен из Владимирского уланского полка. 26 января 1823 года подполковник Нарецкий по болезни оставил службу, сохранив право ношения мундира. Вароятно, что как раз в это время произошла его женитьба на вдове Глафире Романовой.
Поселение на месте будущей Глафировки образовалось еще до появления здесь помещиков Нарецких. На этих землях хозяйничали в то время разные народы: турки, ногайцы, крымские татары. В 1783 году Екатерина II объявила манифест о присоединении Крыма к России. Александр Васильевич Суворов, разбив ногайскую конницу, положил  конец ее постоянным набегам через реку Ею, а вернее, Черный брод – переправу через реку возле впадения в Ейский лиман. Беглые крестьяне селились на свободных землях, в Водяной балке и в землянках на косе. Здесь можно было добыть хорошую пресную воду. В деревне на месте Глафировки в 1784 году было 6 дворов, 15 душ мужского пола и 13 душ женского пола.
 
Помещики Нарецкие, поселившись в Глафировке, стали активно переселять в Ростовский уезд Екатеринославской губернии своих крестьян из Курской губернии, а также из Малороссии. За 15 лет было переселено более 700 душ крепостных, которых расселяли в Водяной Балке, а также в Глафировке и Николаевке, недавно основанных. В 1845 году в Глафировке проживало 612 душ мужского пола и 503 женского пола, а вместе с Водяной Балкой насчитывалось 892 души мужского пола, из них 138 русских и 756 украинцев. С 1832 года Нарецкие уже постоянно проживали в Глафировке, где «к тому времени уже были построены постоялый двор, 5 мельниц, амбары, харчевня и питейный дом». В Глафировке сохранились предания о том, что Глафира была строгой барыней, особенно она следила за чистотой улиц, за беспорядок наказывала своих подданных поркой. Уже давным-давно нет на свете помещицы Глафиры, а в селении ее имени до сих пор традиционно поддерживается чистота и порядок.

В 1841 году помещики Нарецкие заложили в Глафировке храм Пресвятой Богородицы «честныя Иконы Ея Ахтырской». С 1842 года деревня получила статус села. В «Земледельческой газете» за 1845 год сообщалось о сооружении церкви: «Неусыпно заботясь о благоденствии и нравственном развитии подчиненных своих, гг. Нарецкие признали за настоятельнейшую потребность иметь в Глафировке храм Божий, который и заложен был 26-го апреля 1841 года во имя Пресвятой Богородицы честныя Иконы Ея Ахтырской. Сооружение церкви было произведено в одно лето, так что в 11-й день ноября того же года была освящена она ростовским протоиреем с собором окрестного духовенства. Для жительства священника и диакона с причтом построено 4 приличных домика по одному плану и фасаду. Глафировские владельцы составили из дворовых людей хор певчих, между которыми есть хорошие голоса». Первым священником в этой церкви с 1842 по 1843 год был Павел Ярошевич. Он же в 1850 году стал первым священником Покровского храма Ейска, первого в этом новом городе. Церковь Пресвятой Богородицы Ахтырской в Глафировке не сохранилась до нынешних дней, она была разрушена в 1930-х годах.
 
Но зато  и ныне существует старинное здание, в котором разместился общественный музей села Глафировка. Это одно из самых старых строений Глафировки, как считал Н.И. Новак: «От беглых крестьян до нас дошли слухи, что здание, в котором сейчас музей, уже стояло, и в нём жили помещики. По другой версии, оно осталось от турок. На косе со стороны Ейска стояли в то время турецкие склады, в них хранили оружие, продовольствие, стройматериалы и прочее, и когда восточные ветры на месяцы выгоняли воду, и водным путём пройти было нельзя, перевозили всё это по сухопутью, а в здании-музее было что-то вроде таможни или карантинного поста. После турок в доме жили помещики». С 1860-х годов в этом здании жили священники, поскольку церковь располагалась совсем рядом. В 1929 умер последний хозяин дома - протоиерей отец Александр Попов, его погребли недалеко от церкви. Здесь разместилась школа, и до 1973 года в здании звучали звонкие голоса юных жителей Глафировки, а потом здесь находился комбинат бытового обслуживания. В 1990 году старый дом признали аварийным и хотели снести. Так бы и произошло, если бы не вмешался коренной житель Глафировки Николай Иванович Новак, который сумел отстоять «тот самый дом Глафиры». Он и взялся за создание в нем музея: «Первой я оформил комнату боевой славы, потом – истории колхоза, потом – природы, а потом и коридор – история села… Витрины для экспонатов мастерил Николай Ефремович Кулиш, дедок, колхоз ему платил. Люди видят – музей делается, всё хранится, и стали отдавать ценные вещи. А раньше -  боялись!». Н.И. Новак, таксидермист-самоучка, сам сделал более ста чучел различных животных и птиц, «от мухоловки до орла беркута, от мышки-полёвки до медведя». Надо сказать, что он был еще и хорошим охотником.
 
Вот так и появился в Глафировке этот необычный народный музей, который при въезде в село сразу виден с левой стороны. Там есть и пушечные ядра, найденные в селе местными жителями - те самые, которыми англичане во время Крымской войны 1853-56 годов обстреливали Глафировку со своих судов. Есть в музее целая коллекция старинных зеркал, по крайней мере, два из них принадлежали самой помещице Глафире Васильевне. А еще множество самых разнообразных предметов быта, немых свидетелей прошедших времен.

Владелица села Глафировки смотрит на посетителей музея с портрета, который написал в 1990-х годах ейский художник Юрий Петрович Коротков. Это не копия с какого-то старинного портрета и уж тем более не подделка, потому что имя художника и дата написания картины не являются секретом. Юрия Короткова попросил написать портрет Глафиры создатель народного музея Николай Новак. Он считал, что музей без портрета помещицы Глафиры Нарецкой выглядит, как дом без хозяйки. А еще он хотел, чтобы в этом сельском музее чувствовалась душа, и сама владелица Глафира как бы встречала своих гостей у порога. Как же художнику Юрию Короткову удалось создать этот портрет? Глафиру Васильевну Нарецкую никто из нынешних жителей села не видел, поскольку она умерла примерно в середине XIX века. Юрий Петрович рассказывал, что глафировцы описывали ему внешность помещицы устно, по рассказам своих родственников-старожилов. Николай Иванович Новак специально приглашал стариков, жителей Глафировки и Водяной балки, которые сохранили эти воспоминания. Можно сказать, что у Юрия Короткова получился словесный портрет легендарной владелицы села. Сохранились сведения, что Глафира Нарецкая была выше среднего роста, а вот размер обуви у нее был примерно 36-й. Что касается одежды помещицы Глафиры на портрете, то ее художник написал, изучив в музее города Краснодара женские образы на картинах того времени, а также многочисленные репродукции с картин известных российских художников. Как бы то ни было, сейчас мы представляем Глафиру Васильевну Нарецкую такой, как она изображена на этом портрете. Музей в селе является народным и таким же можно считать портрет Глафиры. Он был создан по желанию и свободной воле жителей Глафировки. Портрет существует уже около двадцати лет, и при посещении музея есть ощущение, как будто сама хозяйка встречает гостей.

Совсем недалеко от музея находится крест, установленный для обозначения предполагаемого места захоронения помещицы Глафиры и ее мужа Казимира Нарецкого. К металлическому кресту прикреплена табличка весьма примечательного содержания: «1939 год, коммунистами была уничтожена окружная церковь села и рядом с ней – красивая часовня, в которой хранились гробы с прахом основательницы села Глафиры и ее мужа Казимира. По рассказам очевидцев, гробы были отнесены саженей на 40 от церкви на север, вырыта неглубокая яма, в нее бросили гробы, засыпали землей, притоптали и видели – в бурьяне валялся Глафирин красненький сапожек. В то время это была чистая церковная площадь, отделявшая помещичью усадьбу от крестьянских строений. В 1953 г. первый раз насаживали парк кленами, при рытье ям под деревца (примерно 50 см глубины) попали на крышки гробов. Сейчас трудно определиться, но они где-то в этой округе. Наука движется вперед, появляются новые поисковые приборы, просьба к гостям и жителям села – помочь найти могилы».
 
 Сегодня в Глафировке на месте алтаря старого храма, уже возведена новая церковь во имя Пресвятой Богородицы Ахтырской. К сожалению, она пока еще не является действующей, не хватает внутренней отделки. В селе сейчас живет не так много местного населения, улочки его зачастую тихи и пустынны. Оживление наступает в летнее время, когда в Глафировку заезжают туристы, тогда и музей чаще открывает свои двери для посетителей. Там, где в позапрошлом веке жила помещица Глафира, вдали от густонаселенных городов, лучше сохранилась история и ныне ощущается дух той старинной эпохи.


Рецензии
Татьяна, спасибо за интересную статью про помещицу Глафиру. Мне приятно,что статья "Записки Ивана Новожилова" Вам понравилась. Вы хотели бы, чтобы я опубликовала военные воспоминания Новожилова?

Волкова Наталья Андреевна   14.06.2021 09:40     Заявить о нарушении
Конечно, я хотела бы прочитать военные воспоминания Ивана Новожилова. Это взгляд обычного человека на военную действительность, и он мне очень интересен.

Татьяна Сахань   14.06.2021 20:44   Заявить о нарушении