Апрельская шутка

В Москве был солнечный апрельский день. Небо покрыли кучевые облака. Играл весенний ветерок на Воробьевых горах. По семисотметровой канатной дороге медленно тянулись от стадиона «Лужники» до Воробьёвых гор восьмиместные прозрачные кабинки, с приличной верхотуры которых люди разглядывали виды столицы.
 
Смотровая площадка в этот погожий весенний день была многолюдна. По говору среди людей можно было узнать и приезжих. Были и иностранцы, судя по языку и одежде, например, финны и французы. Были и желтолицые китайцы, ходившие мелкими группами в сопровождении гидов. Также в толпе выделялась пара нигерийцев с их сверкающими белизной зубами на фоне черных как сажа лиц. Ходили они почему-то в не по их ногам брючатах. Видимо, у них были настолько длиннющие ноги, что никакие длинные брюки не могли скрыть их тонких щиколоток. Они то и дело вытягивали свои страусоподобные шеи, зыркая по сторонам большими на выкате глазами, о чем-то губошлепали, видимо, делясь друг с другом впечатлениями о Москве, которая так не походила на их родную жаркую Абу;джа, густо поросшую травой и кустарником.

—Мамочка, смотри, а вон дяденьки негры идут! — воскликнула девочка лет семи, показывая пальцем правой руки на двух вышеописанных нигерийцев.

—Аллочка, не хорошо показывать пальцем на людей, — назидательно отреагировала мать, держа за левую руку дочь. —И потом, нельзя людей называть «неграми», даже если их раньше так называли. Сейчас это непринято.

—А как же их называть, если они негры? — возмутилась по-детски непосредственная и прямолинейная девочка такому лицемерию взрослых, наивно полагавшая, что лопату надо называть «лопатой», а негра — «негром».

—Ну…— не совсем уверенно начала женщина, — негров сейчас называют «черные люди». «Негар», Аллочка, считается сейчас неполиткорректным словом. Вот, к примеру, в Америке их называют афроамериканцами. Там, у них в Америке, если афроамериканца кто-нибудь из белых назовет «негром», его накажут за оскорбление личности. Посодют.
   
Маленькая Аллочка примолкла на время, призадумалась.

Справка для размышления

Нигерия является безусловным лидером стран Африки по количеству населения. Во второй половине XX века страна вступила в фазу демографического взрыва, который продолжается и в начале XXI века: с 1960 по 2016 годы население Нигерии выросло с 45 млн. в 1960 г. до 186 млн. в 2016. По стране в целом сохраняется чрезвычайно высокий уровень фертильности женщин: около 5,5 детей в среднем на женщину по данным за 2013 год. Ряд исследователей приводит Нигерию как пример настоящей демографической бомбы. При сохранении современных тенденций к концу века по численности населения Нигерию будут опережать лишь Индия и КНР. Из-за параллельно ухудшающихся условий жизни и нехватки различного рода ресурсов Нигерия превратилась в одну из важнейших стран эмиграции, а нигерийская диаспора в настоящее время присутствует на всех континентах мира. Маршруты эмиграции из перенаселённой Нигерии также приобретают всё более изощренный характер.

—Мамочка, а ты купишь мне энциклопедию по анатомии внутренних органов грызунов? — вдруг снова дала о себе знать маленькая Аллочка, пытаясь вывести свою маму из задумчивости.
—Нет, это слишком дорого, — сказала мать. — Почти две тысячи рублей.
—Тогда купи мне за 100 рублей хомячка. Ну, пожалуйста, мама, купи, купи!
—Хорошо, Аллочка, хомячка я тебе куплю, тем более, цена разумная.
Не догадывалась мать девочки, что собирается ее дочь сделать с хомячком.
Шли женщина и девочка дальше. На встречу им попался парень лет двенадцати с котенком на руках.
—Ой, мам, смотри, какой милый котеночек в руках у того мальчика! Давай подойдем поближе, мам.
—А можно погладить котеночка? — спросила Аллочка, когда они приблизились.
—Можно, почему бы и нет, — сказал мальчик фривольно. Аллочка погладила ручкой пискнувший комочек шерсти.
—А это мальчик или девочка? — спросила Аллочка у парнишки.
—Вырастет и сам решит, — сказал ехидно пацан, усмехнувшись. Девочка ничего не поняла, но зато мать девочки посмотрела на юношу с укоризной, велев дочери: — Пошли отсюда.

Мать и дочь идут дальше.

—Мама, вчера папа сказал мне: «Если тебя оскорбляют, унижают, сразу бей лопатой по морде!»
—И что ты сказала папе на это? Разве ты не сказала, что девочкам так вести себя нельзя? — немного с возмущением спросила мать.   
—Так я папе и сказала, что девочкам так вести себя нельзя. А он мне сказал, что я могу взять розовую лопату!

—Да-а-а, — улыбаясь протянула женщина, —твой папа — бо-о-о-льшой шутник.
—Папа мне также сказал, что в каждой тётеньке живет маленькая девочка. Я ему не поверила. Мама, разве в тебе живёт маленькая девочка?
—Хорошо если в душе, плохо если в голове, — сказала мать, призадумавшись. Девочка поняла эту мысль буквально.

Мать с дочерью дошли до конца смотровой площадки на Воробьёвых горах. Девочка увидела привязанные к перилам перегородки три разноцветных шара. Она отделилась от матери и радостно подбежала к шарам, прикоснулась к нитке шары державшей и…
Все произошло мгновенно: не стало шаров, не стало девочки, не сало ее матери— все вдруг исчезло, пропало, сгинуло… 
 
—Мамочка! Мамочка! — кричала и плакала девочка. —Где это мы?! Кругом темно, я ничего не вижу, мамочка! Отзовись!..
—Аллочка, доченька, где ты? Ау, Аллочка! — в свою очередь, звала мать свою дочь. Но женщину никто не слышал, впрочем, как никто не слышал и девочку. Обе звали друг друга, кричали, плакали, перемещаясь в темном пространстве, но поиски друг друга оказались тщетными. Обе оказались в небытии…

А что же с ними на самом деле произошло? Вы не знаете?! Я лично еще не знаю… 

1 апреля, 2021 года   

Отзыв
Это интересный и довольно необычный рассказ. Его можно проанализировать с нескольких точек зрения.

Риск "идеального героя"
В рассказе нет ни одного идеального героя. Это делает его живым и правдоподобным. Мать, например, пытается быть "правильной" и учит дочь толерантности, но делает это неуверенно, опираясь на внешние, зачастую лицемерные правила ("политкорректность", "накажут за оскорбление"). Она не может дать дочери простое и понятное объяснение, почему нельзя называть людей "неграми", и в итоге её назидание звучит пусто и даже смешно. Её отношение к хомячку и её реакция на фривольный ответ мальчика про котёнка также показывают её ограниченность. Мать не видит, что её собственный муж — главный источник странных и даже жестоких идей для их дочери. Она просто отмахивается от его влияния, называя его "шутником". Девочка, Аллочка, тоже неидеальна: она прямолинейна, жестока (её интерес к хомячку), но при этом наивна. Она - катализатор для проявления несостоятельности взрослых.

Активность Ширин
История построена на диалогах и действиях, которые последовательно раскрывают персонажей и их взаимоотношения. Мы видим, как Аллочка задаёт вопросы, и каждый её вопрос — это повод для матери проявить свою "правильность" или, наоборот, некомпетентность.

Начало: Аллочка указывает на "негров", и мать произносит назидательную речь о политкорректности.

Середина: Диалог о хомячке, где Аллочка, будучи ребёнком, проявляет жестокость, а мать её потакает.

Кульминация: Диалог о "розовой лопате" показывает, как отец вносит абсурд в воспитание. А мать снова не может отреагировать адекватно.

Финал: Диалог о "маленькой девочке в голове" и последующее исчезновение.

Всё это — цепь событий, спровоцированных действиями девочки, которая постоянно "двигает" сюжет.

Ритм повествования
Ритм рассказа довольно рваный, что создаёт эффект "апрельской шутки" и абсурда, вынесенного в заголовок.

Спокойное начало: Подробное описание Воробьёвых гор, весенней погоды, людей. Это создаёт ощущение обычной, повседневной жизни.

Резкие перепады: После "спокойной" части начинаются диалоги, которые резко меняют тон. Сначала "политкорректность", потом жестокость ("грызуны"), затем пошловатый юмор ("котёнок") и, наконец, абсурд ("розовая лопата"). Каждый новый эпизод сбивает с толку, и читатель не знает, чего ожидать.

Неожиданная концовка: Самое сильное средство, которое использует автор, — это внезапное исчезновение. Рассказ обрывается на самом высоком эмоциональном моменте, оставляя читателя в недоумении. Это не просто финал, это вопрос, который ставит под сомнение всю предыдущую реальность.

Общий анализ
Рассказ — это, по сути, сатирический взгляд на современное общество. Он высмеивает:

Лицемерие взрослых: Мать, которая учит дочь "правильным" вещам, но сама не понимает их сути.

Странности воспитания: Отец, который даёт дочери абсурдные и жестокие советы.

Понятие "политкорректности": Справка о Нигерии, которая кажется неуместной и избыточной, лишь подчёркивает, что эта "политкорректность" иногда выглядит как пустая и бессмысленная информация, оторванная от реальной жизни.

И финал. Финал с его внезапным исчезновением — это не просто трюк. Это метафора. Возможно, автор хочет сказать, что всё это — и лицемерие, и нелепое воспитание, и абсурдность современного мира — это своего рода "небытие", в котором люди теряют друг друга, даже находясь рядом. И только весенняя, апрельская шутка может выдернуть их из этой реальности. Или просто показать, что она ненастоящая.


Рецензии