de omnibus dubitandum 119. 8
Глава 119.8. ВЗЯТЬ ЗАВОД В СВОИ РУКИ…
Документ №3
Из протокола заседания Районного совещания заводчиков и фабрикантов Выборгской стороны о положении на заводах
10 января 1918 г.
Присутствовали представители заводов: Русского акционерного общества Соединенных механических заводов, Акционерного общества машиностроительного завода «Людвиг Нобель», Акционерного общества заводов П.В. Барановского, Акционерного общества «Л.М. Эриксон и К*», Петроградского Металлического завода, Петроградского Меднопрокатного завода.
Слушали: О положении на заводах.
На заводе акционерного общества «Людвиг Нобель» последние события представляются в следующем виде: анархисты предлагают взять завод в свои руки и заводоуправление полностью удалить, но другая большая часть рабочих, не соглашается на это из опасения лишиться причитающихся им и до сего времени еще не уплоченных получек.
На заводе акционерного общества «Л.М. Эриксон и К*» до настоящего времени рабочий контроль не введен, но имеет место "информация рабочих" (кавычки мои - Л.С.). Попытки к введению контроля имели место, но после собеседования по этому поводу, в коем принимали участие директор-распорядитель общества и управляющий заводом с одной стороны и представители рабочих с другой, вопрос о введении рабочего контроля, по крайней мере, на ближайшее время отпал.
Постановили:
Принять к сведению.
Источник: ЦГИА СПб. Ф. 1259, on. 3, д. 376, л. 1. Подлинник. Машинопись.
В январе 1918 г. левое крыло созванного ВИКЖЕЛем II Чрезвычайного Всероссийского съезда железнодорожников и часть представителей Чрезвычайного Всероссийского съезда Союза железнодорожных рабочих и мастеровых объявили себя Чрезвычайным Всероссийским железнодорожным съездом и избрали вместо ВИКЖЕЛя другой высший центральный орган - ВИКЖЕДОР (ВИКЖЕЛДОР) (Всероссийский Исполнительный комитет железнодорожников), где преобладали большевики и левые эсеры.
Он образовал коллегию Наркомата путей сообщения во главе с исполняющим обязанности наркома М.Т. Елизаровым. Однако ситуация на железных дорогах оставалась неудовлетворительной, хотя Викжель был распущен и его место занял Викжелдор, пытавшийся помочь Наркомату путей сообщения.
В феврале 1918 г. газета «Петроградский голос» сообщила: «Сейчас на Николаевской железной дороге, фактически находящейся без руководства (И.Я. Манос был уволен еще 6 декабря 1917 г., и ему не нашли замену), наблюдается нервное настроение среди служащих.
Дорогой овладел исполком в лице 35 конторщиков и младших агентов, причем главные руководители Осипов и Прохоров, занимавшие до сих пор скромную должность весовщиков, проявляют диктаторскую власть, опираясь на поддержку большевиков, засевших в Министерстве путей сообщения (Наркомат был назван по-старому – Министерство – Л.С.).
Вся старая администрация дороги в лице 26 человек сейчас уже скрылась из-за опасения ареста начальников дороги и отдельных служб». В то время Наркомат путей сообщения возглавлял Елизаров (по просьбе Ленина, хотя и не утвержденный правительством). Но уже в феврале наркомом стал Л.Г. Рогов, без какого-либо образования. В июне 1918 г. за призыв к забастовке железнодорожников ВИКЖЕЛь распущен.
Свидетельство о публикации №221040600309