Анна Павлова 1881-1931 49 лет Прима-Балерина
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова. Отчество «Павловна» появилось много позже как артистическое имя.
Отец — Матвей Павлович Павлов. Отставной солдат происходил из рода евпаторийских караимов, его настоящее имя было Шабетай Шамаш. Мать Анны - Любовь Фёдоровна Павлова.
Слухи о возможном происхождении Анны Павловой от известного еврейского банкира, коммерции советника Лазаря Соломоновича Полякова документально не подтверждены.
Супруг - гражданский муж и импресарио Victor Dandre.
Прима-Балерина Мариинского театра (1906—1913), одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру.
Став одной из ведущих танцовщиц труппы, в 1906 году Павлова получила звание «балерины» и блистала среди лучших исполнительниц петербургской балетной сцены начала XX века, таких как Кшесинская, Преображенская, Карсавина.
Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
«Немая девушка из Портичи» или «The Dumb Girl of Portici» (1916) роль Fenella.
Фильмы: Немая девушка из Портичи (1916), Большой Джейк (1971), Золотые двадцатые (1950), Прекрасные времена (1950).
В 1983 году режиссёр Эмиль Лотяну снял фильм «Анна Павлова», заглавную роль исполнила Галина Беляева.
В российском мини-сериале «Звезда Империи» (2007) роль А. Павловой исполнила Ева Авеева.
Рост 169 см, вес 60 кг, обхват груди 87 см, талия 65 см, бедра 91 см, размер груди 2, цвет волос черные, цвет глаз темно-карие.
В 2002 году на стене дома № 5 по Итальянской улице Санкт-Петербурга по недоразумению была установлена мемориальная доска (скульптор В. И. Трояновский, архитектор Т. Н. Милорадович), хотя там была съемная квартира её мужа Виктора Дандре, а в списке документально подтверждённых адресов Павловой этот дом никогда не значился.
Зато место видное рядом театр, гостиница, Русский музей.
___
«Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё.»
Анна Павлова
Легендарная русская балерина Анна Павлова обрела бессмертную славу ещё при жизни.
О своей личной жизни она никогда не говорила, но в её сердце был лишь один мужчина. Однако её подлинная, подлинно известная и открытая всему миру жизнь принадлежала только танцу. Она ушла из жизни прежде, чем успела покинуть сцену…
Лишь после её смерти миру открылась история её прекрасной и трагической любви.
Рано потеряв отца, девочка воспитывалась матерью. Их жизнь была полной лишений, но Любовь Фёдоровна, работая прачкой, старалась окружить дочь заботой и теплом. В праздники девочку ждали подарки, а когда Анне исполнилось восемь лет, мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица».
Этот вечер стал судьбоносным — Анна навсегда влюбилась в балет. Спустя два года, хрупкая и болезненная, она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, а ещё через восемь лет стала ведущей танцовщицей Мариинского театра. После триумфа в роли Никии в «Баядерке» её уже называли первой солисткой.
Поклонников у Павловой было множество. Мужчины осыпали её вниманием, дарили подарки, приглашали на свидания, но она отвергала их. Щедрые дары неизменно возвращались растерянным ухажёрам. Павлова была горда, непредсказуема, полна достоинства. «Я — монахиня искусства», — любила повторять она.
Но в её сердце тайно было отдано другому. В это время в ее жизни появился Виктор Дандре — молодой, привлекательный аристократ, занимающий высокий пост советника Сената. Он был блестяще образован, говорил на нескольких языках, увлекался искусством.
Виктор стал покровителем балерины — явление в те времена не редкое. Однако мысли о браке у него не было. Он снял для Анны квартиру, обустроил в ней танцевальный зал — невероятную роскошь для молодой танцовщицы. После спектаклей встречал её с цветами, водил в рестораны, знакомил с богатыми и знаменитыми людьми, а затем привозил обратно. Он часто оставался у неё до утра, но не предлагал ничего большего.
Чем ближе Анна узнавала его, тем яснее понимала — ей нет места в его жизни. Их официальный союз невозможен, максимум на что она может рассчитывать — лишь роль содержанки. Павлова не могла этого терпеть и ушла, выбрав одиночество.
Она работала с ещё большей страстью, танцуя по восемь-десять раз в неделю. Именно тогда Михаил Фокин создал для неё «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса — партию, которая навсегда стала её визитной карточкой.
В 1907 году труппа Мариинского театра отправилась в Стокгольм. После этих гастролей Европа заговорила о Павловой. Слава стремительно росла, у неё появились деньги, и она больше не вспоминала о Викторе.
А у него в это время всё складывалось иначе. Одна неудачная сделка привела к огромным долгам, и Дандре оказался в тюрьме. Собрать необходимую сумму для освобождения оказалось некому — богатые друзья отвернулись, а родные помочь не могли.
Тем временем Анна блистала в Париже. Русский балет, созданный Дягилевым, произвёл фурор. Павлова и Вацлав Нижинский стали звёздами театра, их приглашали выступать по всей Европе, в Австралии и Америке.
Будущее казалось безоблачным. Но вдруг Анна уехала в Лондон, а спустя несколько месяцев стало известно, что она подписала контракт с агентством «Брафф». По условиям договора она должна была танцевать дважды в день в Англии, Шотландии и Ирландии. За это Павлова получила внушительный аванс.
Эти деньги она тут же отправила в Россию. Виктор вышел на свободу, а вскоре Анна вызвала его к себе. «В Париже я поняла, что без него не могу. Мы обвенчались тайно. Он мой, только мой, и я его обожаю», — признавалась она.
Много лет их союз оставался тайной. Виктор поклялся молчать. И, возможно, ответил ей тем же чувством, которое теперь наполнило его сердце.
Когда контракт закончился, Павлова создала собственную труппу. Она больше не зависела ни от кого. В тот же год купила роскошный дом на берегу озера недалеко от Лондона. Вокруг него росли экзотические растения, а в воде плавали белые лебеди.
Дандре взял на себя все заботы. Он был и бухгалтером, и менеджером, организовывал гастроли, следил за костюмами, нанимал и увольнял артистов.
Но Анна всё чаще раздражалась. Она устраивала сцены, била посуду, плакала. Потом мирилась, вновь обретая радость. Однако вспышки гнева повторялись. Друзья спрашивали у Виктора, почему он терпит её капризы и не уходит. Он молчал.
Он боготворил её. Она не могла забыть обиды. Простила ли она его? Кто знает…
Но в его преданности не было сомнений. Когда Павлова скончалась 23 января 1931 года, не дожив всего нескольких дней до пятидесятилетия, Виктор был убит горем.
Он не мог смириться с её уходом. Организовал клуб её поклонников, надеясь, что память о великой балерине XX века будет жить вечно. Клуб просуществовал недолго, но Анна Павлова навсегда вошла в историю мирового балета.
Свидетельство о публикации №221040600583