17. 1 Необходимость школы. Сверхусилие

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:

 (стр.434) «Школы настоятельно необходимы, прежде всего, из-за сложной организации человека. Человек не способен к продолжительному наблюдению за своей личностью, то есть за всеми её сторонами. Это может сделать только школа, школьные методы. Школьная дисциплина; человек чересчур ленив; многое он будет делать без должной напряжённости или же вообще ничего не станет делать, воображая при этом, что нечто делает. Он будет напряжённо работать над чем-нибудь таким, что не нуждается в напряжённости, и пропустить  те моменты, где эта напряжённость насущно необходима. Человек щадит себя; он боится сделать что- то неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности в работе. Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим. Когда человек ставит себе какую-то задачу, он скоро начинает потакать себе, стараясь дать на эту задачу простейшие ответ и так далее. Это не работа. В работе учитываются только сверхусилия, то есть усилия, превышающие нормальные, необходимые; а обычные усилие в счёт не идут».

                Что значит «сверхусилие»?

«Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной цели. Вообразите, что я шёл пешком целый день и очень устал. К тому же стоит плохая погода, холодно, льёт дождь. Вечером я прихожу домой, пройдя, скажем, сорок верст. Дома готов ужин, так тепло и уютно. Но вместо того чтобы сесть за ужин, я вновь выхожу под дождь, чтобы пройти по дороге ещё три версты и лишь потом вернуться домой. Это и будет сверхусилие. Когда я шёл домой, я совершал обычное усилие, которое не в счёт. Я шёл домой; холод, голод – всё это подгоняло меня. А во втором случае я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся ещё трудней, когда я решаю идти не сам, а повинуясь учителю, который в непредвиденный момент требует от меня свершения новых усилий, когда я решил, что на сегодня усилий хватит.

Друга форма сверхусилия – это выполнение какой-либо работы в более быстром темпе, чем требует характер этой работы. Вы делаете что-то, скажем, моете полы или колете дрова. Эта работа на час. Сделайте её за полчаса – это и будет сверхусилием.

Но в обычной практике человек не способен на последовательные и длительные сверхусилия. Для того чтобы их совершать, необходима воля другого человека, которой чужда жалость и которая обладает методом.

Если бы человек мог работать над собой, всё было бы просто и школы не требовались. Но он на это не способен, и причины лежат глубоко в его природе. Я на мгновение оставлю его неискренность по отношению к самому себе и рассмотрю только разделение центров. Одно это уже делает невозможным ведение человеком самостоятельной работы над собой. Вы должны понять, что три главных центра – мыслительный, эмоциональный и двигательный – связаны друг с другом и у нормального человека работают согласованно. Их согласованность и представляет главную трудность в работе над собой. Что означает такая согласованность? Она означает, что определённая работа мыслительного центра связана с определённой работой эмоционального и двигательного центров, то есть известного рода мысли неизбежно связаны с известного рода эмоциями или душевным состоянием, и с известного рода движениями и положением тела; одно вызывает другое; определённые эмоции или душевные состояния вызывают определённые мысли и движения, а определённые движения или позы вызывают определённые эмоции и так далее. Всё связано, и одно не может существовать без другого.

Теперь представьте себе, что человек решил думать по-новому. Но чувствует он по-старому. Вообразите, что ему неприятен Р. (он указал на одного из присутствующих). Неприязнь к Р. немедленно вызывает старые мысли, и он забывает о своём решении мыслить по-новому. Или, предположим, он привык курить, когда задумывается. Это двигательная привычка. Он решает думать по-новому, но закуривает сигарету – и думает по-старому, даже не замечая этого. Привычное движение – зажигание сигареты – повернуло его мысли по старому пути. Вы должны помнить, что человек не может самостоятельно избавиться от этой согласованности. Здесь нужна воля другого человека, нужна палка. Единственное, что может делать человек на известной ступени, желая работать над собой, - это повиноваться. Самостоятельно он ничего не в состоянии сделать.

Более чем в чём-либо ином он нуждается в постоянном руководстве и повиновении; за ним нужно наблюдать. Он не может наблюдать за собой постоянно. Кроме того, он нуждается в определённых правилах, для выполнения которых необходимо, во-первых, некоторого рода воспоминание себя; во-вторых, их выполнение помогает в борьбе с привычками. Всего этого человек сам сделать не может. В жизни всё устроено слишком удобно, и это мешает работать. В школе человек находится среди других людей, которые попали туда не по его выбору, с которыми может оказаться очень трудно жить и работать; в школе обычно бывают неудобные и непривычные условия. Это создаёт напряжение между ним и другими; такое напряжение необходимо, потому что оно постепенно сглаживает острые углы.

Далее, правильно организовать работу над двигательным центром можно только в школе. Как я уже говорил, неправильная, независимая или автоматическая работа двигательного центра лишает опоры другие центры. Поэтому единственная возможность заставить другие центры работать по-новому нередко состоит в том, чтобы начать с двигательного цента, то есть с тела. Ленивое, автоматичное, полное глупых привычек тело прекращает любую работу».

                Возможно ли подобное руководство  на расстоянии, через ментальное тело?
 


Рецензии