Добромила Иванова. Сознание 2

- Что такое психика и сознание? – Это была Светлана.
- Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие); психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Существует  три уровня сознания: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Реальность окружающего мира хаотичная на первый взгляд, имеет в основе определенный логикой природы порядок. Внутренний закон, согласно которому и определяется порядок и последовательность явлений внешнего мира.
Человек как часть природы имеет особенность, которая дает ему право осуществлять преобразующую окружающий мир деятельность. Эта способность — мышление. Сознание и деятельность человека оказывают преобразующее воздействие на окружающий мир.
Сознательная деятельность включает ряд следующих компонентов, без которых она не могла бы существовать:
Познание. Человека отличает способность к познанию окружающего мира, к постоянному развитию новых умений и навыков. Именно благодаря познавательной деятельности и становится возможным осознанное существование человека в мире. Способность к познавательной активности проявляется уже с первых дней появления ребенка на свет. Он воспринимает мимику и эмоциональные реакции родителей, постепенно учиться способам взаимодействия с окружающими людьми, овладевает навыками. По мере социализации индивида происходит постоянное усвоение информации в семье, в учебных заведениях, на работе, в многочисленных социальных группах.
Процесс познания не прекращается ни на минуту и продолжается до самого конца жизни.
Внимание. Умение концентрироваться на интересующем объекте или явлении позволяет индивиду получать необходимую информацию, фиксировать ее. Уровень внимания зависит от индивидуальных природных способностей, самодисциплины, возраста, эмоционального состояния, воздействия внешних факторов. Внимание может основываться на чувственных (сенсорных) ощущениях, на интеллектуальных усилиях.
По способу возникновения оно может быть как непроизвольным (пассивным), так и произвольным (активным). Именно произвольное внимание играет основную роль в целенаправленной деятельности. Он является продуктов волевого усилия — сознательного стремления сконцентрироваться на требуемом объекте или явлении для получения необходимой информации.
Память. Принятая во внимание информация усваивается нами и применяется в дальнейшем по назначению благодаря памяти. Причем процесс запоминания может быть как целенаправленным, так и произвольным. Какую-то информацию индивид специально стремиться запомнить, а какие-то сведения откладываются в памяти самостоятельно и могут храниться в ней всю жизнь. Обычно самыми запоминающимися являются яркие, значимые события.
Эмоции. Сознание неотделимо от эмоциональных состояний и переживаний. Любой человек может изменять свое поведение под влиянием радости, грусти, гнева, ужаса, отчаянья и т.д.
Степень влияния эмоционального состояния на сознательную деятельность напрямую зависит от волевых и интеллектуальных способностей индивида.
Люди с сильной волей и высоким уровнем интеллекта в большей степени способны управлять своими эмоциями даже в критических ситуациях.
Воля. Осмысленное устремление к цели, которое позволяет достичь поставленных задач и получить желаемые результаты. Определенные волевые способности даются человеку по фату рождения, но при желании их можно развивать и совершенствовать. Проявлениями воли являются смелость, решительность, самодисциплина, вера в себя, мужество. Под зрелой волевой личностью понимается человек, обладающий данными способностями одновременно с высоким уровнем интеллекта. В противном случае сильная воля может привести к развитию бессмысленного упрямства, стремлению к манипулированию и управлению другими людьми.
Самосознание. Наиболее важный компонент, являющийся основой всей структуры. Это осознание человеком своего тела, своих чувств и эмоций, жизненных установок и принципов, отношения к окружающей действительности.
Понимание своего внутреннего мира имеет ключевое значение в построении всей сознательной деятельности человека.
При высоком уровне развития самосознания индивид демонстрирует полное соответствие внутренних установок условиям окружающей действительности, умение работать над собой и самосовершенствоваться, эффективно интегрироваться в любые социальные группы, четко осознавать свое «Я» и защищать его от негативного внешнего воздействия.
Именно предметное освоение действительности дает право говорить об осознанной деятельности. Сознание — это процесс мышления, в результате которого знание, заложенное в природе реального мира, получает отражение в мышлении человека
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий — это то неотделимое, неотъемлемое, присущее вам, вашему «я», свойство, которое даёт вам возможность воспринимать мысли, чувства, мир и т.д., а также воспринимать само ваше существование как таковое (самосознание, ощущение «я есть»).
В этом смысле под сознанием понимается не поток содержимого ума (мыслей, чувств, эмоций, представлений, образов и т.д.), а то присущее вам свойство или способность, которое позволяет вам, личности, воспринимать поток содержимого ума. Вы, личность, являетесь наблюдателем, свидетелем потока содержимого ума. Сознание — ваше естественное свойство (более того, ваша сущность), которое делает это наблюдение возможным. Как таковое, сознание нельзя отделить от вас, личности. В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит с ним как с духовной душой. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами: Наличие знаний об окружающем мире; Различение субъекта и объекта; Установка целей человека; Наличие отношения к разным объектам действительности.
В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др. Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью. Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный. Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты: Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности; Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств; Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость; Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности. Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов. Самосознание человека проявляется: В самонаблюдении; В критическом отношении к самому себе; В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств; В самообладании; В ответственности за совершаемые поступки. Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе. Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств: Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»; Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом; Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта; Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели; Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности; Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира; Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом; Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию; Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде; Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей. Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-культурного прогресса. Выделяют следующие его виды: Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий; Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности; Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства; Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира; Этическое сознание определяет нравственные установки личности. В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.
В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.
Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, «Духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.
Наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.
Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:
Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта «Я» и объекта «Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.
Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.
Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности.
Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.
Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.
Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.
Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы: ощущение; восприятие; мышление; воображение; запоминание. Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями: Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений). Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира). Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании). Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность). Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания). Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня). Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей. В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов: Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события). Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно). Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители). Отупение - если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время. Кома - когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует. Бред - когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события. Галлюцинации - если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации.
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания
Существует 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека: Отчаяние и позор - когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе. Чувство вины - когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки. Апатия - когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения. Горе - если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни. Страх - когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни). Желания - если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам. Гнев - такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими. Гордыня - такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других. Храбрость - когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов. Нейтралитет - когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него. Готовность- когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным. Принятие - осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других). Интеллект - когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план. Любовь - когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви. Радость и безусловная любовь - когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям. Гармония, блаженство - когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной. Осознание “Я” - уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной. Полное просветление - высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью.
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей. С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание недостаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия, которые выгодны этим людям, а не самому человеку. Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляци.
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях. Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств. Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации. Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию, и оно выполняет свою задачу.
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества. В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание: Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей). Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их. Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию. В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому. Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению. Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.


Рецензии