Звёздные риши, спиритуализм, ченнелинг или ничего

Е.П.  Блаватская однажды сделала, казалось бы, неясное заявление или фактически предупреждение, которое озадачивает и смущает некоторых теософов уже не одно столетие:
 «Те, кто отпал от наших живых человеческих Махатм, чтобы подпасть под власть Саптариши или звездных риши, не являются теософами».
 Заявление содержится в одном из ее личных писем, и было посмертно опубликовано в статье «Она умерла, но говорит»  из первого тома «Теософские статьи Е. П. Блаватской», в которой приводятся отрывки из личных писем Елены Петровны.
Это же заявление упоминается в статье У. К. Джаджа «Вопросы и ответы», опубликованной в журнале «Вахан» за август 1892 года.
В комментарии к этому заявлению У. К. Джадж пишет:
«Вопрос. - Может ли кто-нибудь объяснить следующее предложение, принадлежащее Е.П.Б. и упоминаемое в журнале «Путь» за июнь: «Те, кто отпал от наших живых человеческих Махатм, чтобы подпасть под власть Саптариши или звездных риши, не являются теософами».
Уильям К. Джадж - Это можно объяснить тем фактом, что существует два класса существ, способных влиять на человечество в целом; один из них - «живые человеческие махатмы», а другой - нечеловеческие существа, которые, хотя и не строго в нашем потоке эволюции, могут влиять на человечество, и иногда влияют на некоторых людей. Чтобы ответить на вопрос (но вовсе не в качестве полного описания), можно сказать, что саптариши, согласно Е.П.Б., принадлежат весьма развитому классу элементалов, способных иногда общаться с человеком, и благодаря своему очевидному знанию заставить его думать, что они являются высоко духовными существами, постоянно совершенствующимися, начиная с человеческой стадии. Но на самом деле они не являются человеческими духами, а имеют тот же характер, что и некоторые дэвы индусов, и только случайно, так сказать, приносят реальную пользу человечеству. То есть, общаясь с ними, человек отклоняется от нормальной линии человеческого развития. В некоторых случаях они влияют на определенных медиумов, которые, будучи обманутыми или, скорее, ослепленными необычным опытом, не склоняются к человеческой стороне духовной эволюции. С другой стороны, «живые человеческие махатмы» устанавливают прямую связь с человеческими духами самого разного уровня, которые отвечают за духовную эволюцию человека».
 Некоторые люди независимо друг от друга размышляли о том, что это может означать.  Очевидно, что упоминаемые здесь «живые человеческие Махатмы» - это восточные адепты или Учителя, связанные с теософским движением и самой Е.П.Б.
Елена Петровна и сами Учителя Мудрости всегда подчеркивали в своих письмах, написанных теософам, что они находятся прямо здесь, на этом физическом плане, в физическом воплощении, потому что именно здесь они нужны.
Например, в письме Ральстону Скиннеру от 17 февраля 1887 года Елена Петровна пишет: «Что является «моими авторитетными источниками»?  Книга Дзян (мудрости) и Учителя, верить в которых Вы до сих пор отказывались, только потому, что Они живые и смертные люди…
 Скажите, почему у Вас создалось впечатление, что я лгу об Учителях?  Можно ли лгать о живых людях?..
Мне нужно только одно слово, чтобы сбить с толку мир признанием, что наши Учителя являются «духами», а не живыми людьми; и я получу поддержку миллионов спиритуалистов.  Мне нужно быть всего лишь лицемеркой и угождать христианам, признав и оставив их Иегову в покое, и признав одного Иисуса как бога.  И я примирюсь со всем христианским миром. Католики предлагают мне сегодня любую сумму денег, которая меня устраивает, даже если без веры, я обращусь в католицизм.  Стану ли я их слушать?  Лучше умереть с голоду и быть повешенным в Индии, чем солгать в чём-то в этом мире лжи». 
А в письмах Францу Гартманну (из Остенде, без даты) есть следующие слова: «У меня никогда не было «выдумок», и Учителя (как живые люди) не более выдумки, чем Вы и я» (письмо 4). «Уже десять лет я проповедую внутреннего Учителя или Бога и никогда не представляла наших Учителей как спасителей в христианском смысле» (письмо 5).
А в письме 6 из Остенде от 3 апреля 1886 года Елена Петровна пишет:  «Что касается другой стороны вопроса, той части Вашего письма, где вы говорите об «армии» обманутых — о «мнимых» Махатмах Олкотта — Вы абсолютно, к сожалению, правы. Разве я не видела этого в течение почти восьми лет?
Разве ему не было сказано мной…, что если он не увидит Учителей в их истинном свете, и не перестанет говорить так, чтобы разжигать людское воображение, то он будет нести ответственность за всё то зло, которое падёт на общество?   Разве ему не было сказано, что не существует таких Махатм, которые подобно Риши, могли бы держать гору Меру на кончике пальца и летать по желанию повсюду в своих телах (!!), и которые были (или были придуманы глупцами) более великими богами на земле, чем может быть Бог на небесах и т. д. и т. п.? Все это я видела, предвидела, ужасалась, воевала с этим; и, в конце концов, отказалась от борьбы в полной беспомощности. Если Синнетт остался верен и предан им до сего дня, то потому что он никогда не позволял своей фантазии расходиться со своей рассудительностью и разумом…
Мысль о том, что Учителя были смертными людьми, ограниченными даже в своих великих способностях, никому не приходила в голову, хотя члены общества сами об этом неоднократно писали.  Люди думали, что это была «скромность и скрытность». «Как это возможно, - спрашивали глупцы, - что Махатмы не знают всего, что в голове у каждого теософа, и не слышат каждое слово, произносимое любым членом общества?
Для того чтобы всё это проделывать, выяснять, о чём люди думают, и услышать то, что они говорят, Учителя должны использовать особые психологические приёмы, что сопряжено с большими неудобствами из-за физических затрат и потери времени».
Разве не понятно, что Елена Петровна старалась убедить теософов, что Учителя – это живые люди, а не космические братья и их духи?
В 19 веке получило распространение такое религиозно-философское течение, как спиритуализм, в основе которого была вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов или сверхчувствительных людей (как сегодня говорят, экстрасенсов).
Практика спиритуализма состоит из коллективных и индивидуальных спиритических сеансов, целью которых являются вызов духов умерших людей и общение с ними, а также «столоверчения» и автоматического письма, во время которого медиум может пребывать в состоянии транса или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. В спиритизме такое письмо используется для предполагаемой возможности общения с духами умерших, которых считают управляющими автоматическим письмом, и называют «управляющими духами».
Что это за «духовные послания», объясняет нам Елена Петровна на страницах своей «Разоблачённой Изиды», глава 2:
«Правда, подавляющее большинство «духовных» посланий рассчитаны на то, чтобы вызвать отвращение даже у посредственного интеллекта. Даже подлинные феномены тривиальны, банальны, и часто вульгарны. В течение последних двадцати лет мы получали через различных медиумов послания якобы от Шекспира, Байрона, Франклина, Петра Первого, Наполеона и Жозефины, и даже от Вольтера. Общее впечатление у нас создалось такое, что французский завоеватель и его супруга, казалось, забыли, как правильно произносить слова; Шекспир и Байрон стали хроническими пьяницами, а Вольтер слабоумным».
Можно ли назвать спиритуализм безопасным увлечением, когда люди не прошедшие духовного пути развития, устремляются к чему-то новенькому? Их устремления напоминают выражение «хлеба и зрелищ» древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Хотя древние люди, в частности римляне, были хорошо осведомлены о существовании множества духов и их общении с живущими людьми. Они распознавали добрых и злых духов, как например, лярвы (в древнеримской мифологии духи умерших злых людей, приносящих живым несчастья и смерть) или лары, добрые духи, покровительствующие дому, семье и общине в целом, или пенаты, духи-хранители и покровители домашнего очага.
Не имея способности различать духов, человек может подвергнуться огромному риску. Об этом предупреждала Елена Петровна в «Разоблачённой Изиде»:
«Мы рискнем предположить, что, если спиритуалисты не приступят к изучению древней философии, чтобы научиться различать духов и защищаться от низших духов, то не пройдёт и двадцати пяти лет, как они будут вынуждены прибегать к причастию римской церкви, чтобы спастись от всех этих «водителей» и «управителей», которых они так долго лелеяли.  Признаки этой катастрофы уже на лицо. На недавнем съезде в Филадельфии было серьезно предложено организовать секту христианских спиритов!»
То есть, Елена Петровна говорила о начале 20-го века, а сейчас уже 2020 год. И какую картину мы можем лицезреть? Всё то же увлечение духами, только под другими именами!  Как сказал Экклезиаст (1:10): «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». В следующем же стихе говорится:  «Нет памяти о прежнем».
А памяти нет из-за невежества. Если бы люди читали о том, что говорили древние, в частности древнегреческие философы и историки, чьи сочинения профессионально переведены на русский язык замечательными переводчиками 19 и 20 веков, то они бы понимали, что такое уже было, но под другими именами.
Какие же имена теперь нам предлагаются, и под каким соусом?
Как правило, духи сообщают человеку, что, на самом деле, он – никто иной, как воплощение Иисуса или Девы Марии и должен нести знания другим людям.  Так, в одной из «духовных» сект можно найти сразу пророка Иезекииля, царицу Есфирь, пророка Авдия и пророка Малахию.
И если эти духи – звёздные риши, то и имена у них должны быть звёздными, как например, Сириус, Крайон, Плеяды, Орион и пр.
А называется такое общение со звёздными духами «ченнелинг» от английского слова “channel”, канал. Ченнелинг - это способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Терминология свидетельствует о том, что это течение пришло к нам с «образованного» Запада.
Во-первых, как называли Елену Петровну её Учителя? Упасикой (в эзотерическом понимании ученицей в миру, а в обычном словаре это слово переводится «прислуга»), старой леди, а иногда братом. Сама же Елена Петровна давала себе весьма нелестные эпитеты, самым мягким из которых было слово «невежда».
Во-вторых, Елена Петровна говорила, что от этих «управителей» нужно спасаться, и даже прибегать к причастию если не католической, то православной церкви. Не потому ли она так говорила, поскольку церковь знает, что такое экзорцизм?
Астральные сущности преследуют две цели, устанавливая с нами контакт. Во-первых, сущность может подпитываться за счет энергии живого человека. Вторая цель состоит в том, чтобы сбить человека с истинного пути.  В этом случае дается 90% истинной информации и 10% лживой информации (пропорции могут меняться в зависимости от уровня человека), когда человек воспринимает истину на интуитивном плане и совсем не замечает пары мелочей, в результате которых у человека (и тех с кем он делится мнением) меняются представления о мире, изменяются духовные практики.
Наиболее простой способ избежать контакта с такими сущностями также предложен Еленой Петровной в уже упомянутом отрывке из письма Францу Гартманну о Синнетте: «он никогда не позволял своей фантазии расходиться со своей рассудительностью и разумом».
«Нет ничего нового под солнцем», о рассудительности говорили неоднократно многие древние философы. 
Возьмём Платона. Есть у него один прелюбопытный термин, а именно софросюне (;;;;;;;;;), который на русский язык всегда переводили как «рассудительность», «благоразумие», «здравомыслие» и как «здравый смысл».
Вот как об этом качестве говорит Платон в диалоге «Хармид»:
«… один только рассудительный человек может познать самого себя и выявить, что именно он знает и что - нет, и точно так же он будет способен разглядеть других - что именно каждый из них знает и думает, а с другой стороны, что каждый знает по его собственному мнению, на самом же деле не знает…коль скоро мы будем рассудительными: обладая рассудительностью, мы прожили бы свою жизнь безупречно, и также все остальные, кто пользовался бы нашим руководством».
Итак, мы, прежде всего, должны прибегать в рассудительности, к здравому смыслу при рассмотрении тех или иных новинок, в изобилии предлагаемых нам в интернете, всегда помня об этом золотом правиле древних, а также смотреть вглубь, то есть понимать мотивацию тех людей, которые выдают себя за контактёров или каналы духа.
И, в-третьих. Многие знают, каким способом Елена Петровна писала «Разоблачённую Изиду».
Вот, что вспоминает Генри Олкотт в своей книге «Страницы старого дневника»:  «Я хорошо помню, что однажды видел, и даже держал в руках астральные дубликаты книг, из которых она выписывала цитаты для своей рукописи, и которые ей пришлось "материализовать" для меня, чтобы я мог сверить корректуру, так как я отказался оставить их непроверенными. Одной из них была французская книга по физиологии и психологии, другая также французского автора по какой-то области неврологии. Первая была в двух томах, вторая в мягкой обложке… Я сравнил тексты и убедился, что был прав, подозревая ошибку в цитате Е.П.Б., на которую указал ей и все исправил».
Уильям К. Джадж сообщает в своей статье, опубликованной в газете «New York Sun» от 26 сентября 1892 года, о «Разоблачённой Изиде» следующее: «…книга содержит множество ссылок на издания, хранящиеся в Британском Музее, а также в других крупнейших библиотеках. И каждая ссылка абсолютно верна».
«Разоблачённая Изида» написана в научном стиле, поскольку все цитаты подтверждены сносками на первоисточник. Изучающие оккультизм знают, что отпечатки в астральном свете перевёрнуты, отсюда неточности в указании дат, страниц и прочей информации. Кроме Олкотта корректурой текста занимался известный врач, неоплатоник, знаток древних языков, Александр Уайлдер. Но поскольку авторские права принадлежали издателю, не было возможности что-то исправить после окончательного набора гранок. С этим, в основном, связаны опечатки «Разоблачённой Изиды».
Обратите внимание, никакого автоматического письма!
В  наше время (и не только) это – основной способ написания так называемых «духовных» посланий и целых книг.  Автоматическому письму и другим «духовным практикам» сейчас можно научиться без особых проблем. Это стало бизнесом. Зашла на первый попавшийся сайт, чтобы узнать, почём нынче «духовные практики»?  И это оказалось весьма доходным бизнесом; цена за курсы в течение 5 дней составляет 59 000 рублей. Если есть такие предложения, значит, есть и спрос. Вероятно, бескорыстие нынче не в моде.
А ведь оно основа братских отношений, главная мотивация альтруистических действий.
Ещё раз обратимся к Уильяму К. Джажду, который сказал: «Самым первым шагом в истинной мистике и истинном оккультизме является попытка постичь смысл Всеобщего Братства, без чего самое большое достижение в практике магии превращается в прах».
Бывают разные «колеи», пока человек не наберётся мужества и не станет бескорыстным в попытке постичь смысл Всеобщего Братства, чтобы выйти из удобной «колеи» и мыслить самостоятельно.
Да помогут нам знания и рассудительность в приобретении способности различать духов!


Рецензии