Ты не очень. Но ты не очень расстраивайся. 4. 0

Ты не очень. Но ты не очень расстраивайся. 4.0

   Да, не стоит очень уж расстраиваться, лучше тщательнее разобраться во всём. И прежде в себе самом.

   А потому продолжим копать. Ну, как копать… Уже прошли сыпучие пески, мягкий грунт и вязкую глину, упёршись в твёрдые слои пород. Копание переходит в стадию долбления и бурения. Важно не перепутать: упереться рогом и долбить головой стену, и тем, что называется переть буром. Собираюсь осуществить второе, но переть не на кого-то, а внутрь. Кажется, попёрло!

   Сегодня продемонстрирую добытые мной образцы твердейшей породы, которую способен взять только алмазный резец. А для этого его нужно иметь – глаз-алмаз. Ну, и собственно, явлю свой метод глубокого бурения.
   Поэтому, «не в бровь, а в глаз» - кто ты?

   Ты не очень. С этим определились. Теперь по поводу тебя.
Ты – это кто? Не очень – это оценка. Оценки нам ставят другие люди, сами мы их себе не ставим, пока нас этому не научат и к этому не приучат. Возникает самооценка. Способность видеть себя со стороны, видеть свой образ глазами других. А если так, то возникает возможность корректировать этот образ и своё поведение, или создавать разные образы. Появляется «соглядатай» - жучок, таракан в твоём уме, встроенный в тебя социумом для контроля и управления. Социальная совесть, мораль.
 
   Значит, есть ты и есть другие. И ты среди них, ты один из них, ты – часть того, что составляет «мыр», от местоимения «мы». Мы – семья, род, группа, коллектив, сообщество, общество, народ, человечество. Можно соотносить своё «ты» с любой общественной общностью и втыкать себя туда. Но тогда они имеют на тебя права, и ты им чем-то обязан. Например, слушать их и слушаться, подчиняться в каких-то ситуациях, следовать за кем-то, считаться с их присутствием в твоём жизненном пространстве.

   И в то же время, ты – не они, ты – это ты. Не такой как они, как кто-то. Ты – индивид, наделённый индивидуальностью, а может, даже, уже так развился, что обладаешь сильной, яркой личностью, желающий выделиться в среде из других личностей, и не желающей быть как они, как все. Если мне говорят, что я обязан считаться с другими, их присутствием и влиянием в моей жизни, то ведь и они обязаны считаться со мной. Между нами возникает дистанция, а зачастую выстраиваются заборы, стены, рвы, баррикады, задаются правила поведения – начинается игра в отношения, порой переходящая в борьбу, а в острых фазах разгораются конфликты. Это мир – пространство отношений между «мырами».

   Ты не очень. Я скоро полюблю это выражение, так часто его повторяю и так долго с ним вожусь. Хотя по жизни натерпелся от него вот как (рукой провожу по горлу)! Я услышал такую оценку, согласился с ней, принял к рассмотрению. Почему так сделал и зачем мне это нужно? Ведь пока ты не принял чьё-то высказывание в твой адрес на свой счёт, то оно тебя не касается, а характеризует говорящего. И это верно. Но если не сделать этого, то не получилось бы изучать себя, внутренние процессы и механизмы, а продолжалась бы борьба и самоутверждение. Пусть это провокация, пусть это зеркальное отражение, но что-то в себе нужно обнаружить, и чужая оценка, мнение могут поспособствовать самоисследованию. Почему бы не проверить – так ли это? И где это? И к чему относится? Может, и не к тебе вовсе. Дело ведь не в такой частной оценке, а в оценивании, сравнении, осуждении в целом как явлениях психологической природы человека. Начинаем с частного и движемся к общему. Если не принял к рассмотрению, то будешь пытаться бороться с этой оценкой в себе, выковыривая её как занозу, называя это делание самосовершенствование, которым озабочено уязвлённое самолюбие, или будешь бороться с другими, пытаясь им что-то доказать. Я этим уже назанимался, настрадался из-за этого, и счастья мне оно не принесло.

   Итак, ты не очень – это оценка какого-то качества во мне и мнение окружающих обо мне. Обо мне как о ком? Я воспринимаю себя и ощущаю изнутри, или обязан воспринимать себя глазами других и подстраивать свои ощущения под чьё-то мнение? Каким меня видят и за кого принимают – об этом я узнаю по их отношению ко мне: их словам, действиям, чувствам, реакциям. Они говорят мне «ты». Но я не говорю себе «ты», а обращаюсь к «я». Для них я «ты», «он», но для себя я это «я». Не имя, не образ, не возраст, не качества тела и психики.

   Конечно, есть такая форма обращения к себе – на «ты», но это когда обращаешься к себе как к кому-то ещё, находящемуся в тебе. А сколько там, внутри тебя, разных «ты»? «Я» ведь одно, а образов себя или субличностей может быть несколько. Во время внутреннего диалога это хорошо проявляется. Получается, что говоришь сам с собой. Тогда, что это, как это происходит? Два «я» что ли в тебе общаются? Одно изображает «я», а другое «ты», ролевая игра? Так где в таком случае «я», когда сам к себе обращаюсь на «ты»? Конечно, тот кто «я». А кто же тот, кто «ты»?

   Вот так и другие, обращаются к твоему «ты», но вытесняя и игнорируя твоё «я». Пардон, позвольте, но моё «ты» это не «я». Я это кто? Это Я. Или «Я». Но никак не «ты». А если говорю «ты» (говоря о себе), то это образ меня для себя или для других.

   «Я» не является образом, или набором образов, ролей, имён, определений. Говорится – такой, такой, такой. Вот тот такой. Это не «я», а обо мне, что не одно и тоже.  Формируется образ меня для других и для себя, эти образы могут совпадать в чём-то или накладываться, а могут и отличаться. Мой образ другие видят под каким-то углом, в каком-то свете, при каких-то обстоятельствах и утверждают, что я такой, каким им кажусь. Мол, вот ты какой! Они отождествляют свой образ меня со мной. Так уж устроена психология. Пусть они не понимают, не знают или не хотят, или не умеют различать, но я-то должен различать, где «я» и где мой образ. Должен, если являюсь ищущим.

   Но, так же, я соглашаюсь, принимаю (а куда деваться), что представляю из себя «таковость» ибо «я» вне представлений, а потому образ «я-ты» такой вот. Это моя проявленность или это Бытие проявленное мной. Данность плюс приобретённость. Набор биологических и социальных программ. Если автомобиль был спроектирован, создан и назван «Жигули», и выпущен с конвейера в таком-то году, то уж «МАЗом» или «КАМАЗом» ему не стать, как не тужься. Максимум возможного – это доработать, дополнить, внести конструктивные изменения за счёт усиления и прочности узлов, и получить внедорожник «Нива».

   Смотрите, какой финт проделывает ум: «я себя принимаю». Красиво звучит. Но как такое возможно сказать не о ком-то, а о себе? Кто кого принимает или не принимает, нравится или не нравится? Снова расщепление в сознании – привычное, незаметное, но прочно вошедшее в повседневную речь, и даже применяющееся в духовной терминологии. Если разобрать выражение, то выходит, что я (это одно «я») себя (это другое «я») якобы принимаю. Так я являюсь двумя? Одно принимающее, а второе принимаемое? Так нет же, я один, и не могу быть множеством. Это несколько частей одного меня? Тогда какая часть главнее, ценнее, честнее, истинней?

   Я – это то, что неделимо. Но «Я как образ, как «ты», как таковость» вполне могу состоять из нескольких частей. У человека, например, не одно тело, а семь тел, как утверждают йоги, мистики и маги. И все они вместе образуют один организм и существо. Только вот, сумма частей – это Я? Или Я вне этой суммы, потому что больше? Части могут жить дружно, действовать согласовано, а могут бороться между собой, устраивая внутренний конфликт. Но это они во мне, это не Я.

   Тело – это я? Ум – это я? Душа – это я? Или же это части меня? А где я и кто я? Я находится в теле, в уме, в душе? Без чего-то из перечисленного может быть Я? Духовные тексты утверждают, что да, что Я ни чем не связано, но без перечисленного Я не будет проявлено и представлено в Бытии. Если нет сознания в теле – буду ли я? Если нет тела – буду ли я? Если в теле не будет души – буду ли я?

   Но бывает же в жизни, что тело здесь, но без сознания. Мы же говорим, что человек ещё жив. Значит, где-то глубоко в нём присутствует сознание и связь с душой, только этого не видят внешние наблюдатели. Пока человек дышит, в нём есть душа. А сознание… заснуло.
 
   Тело состоит из частей: части тела. Если удалять некоторые части тела, то всё равно тело живёт и Я в нём находится, или рядом, но связано с ним. Потеря зубов, волос, глаз, языка, слуха, рук, ног, если не сопровождается огромной кровопотерей, не означают смерть тела – «ты» быть. А если «ты» быть, то и «Я» есть. Хуже, если проблемы возникают с жизненно важными органами. Стоит перестать функционировать печень, почки, сердце, мозг и «прощай, существование» - тебя нет. Если ящерице оторвёт хвост, то он восстановится, если лапу, то будет ползать на трёх оставшихся, а если голову, то она погибнет. «Я» не находится в теле, но без тела, о каком «Я» может идти речь? Тогда, может быть, «Я» в сознании или в душе?

   Если тело сильное и здоровое, продолжает жить, но потеряло сознание (клиническая смерть) или сознание сильно расстроилось (сошло с ума) и потеряло самоидентификацию, адекватное восприятие действительности, то где в таком случае «Я»? А если сильное психическое расстройство (душевнобольной), то где в человеке искать его «Я»?

   Получается, что «Я» - это самосознание и самоидентификация. Другие нам не всунут другое «я» вместо нашего «я».

   А вот люди, пережившие опыт клинической смерти или йоги, вернувшиеся из самадхи и нирваны, заявляют, что дескать «там», в инобытие, когда они отсутствовали в теле-уме, остающемся здесь, есть иная жизнь и иное восприятие, называя это осознанностью вне тела, сознания, чувств. Осознанность во время сна без сновидений. И вот она-то и есть истинное Я.
   Можно верить или не верить, пока с нами не случится что-то необычное, это всё разговоры на уровне фантазий и галлюцинаций.
 
   Какая путаница творится, сколько подмен вокруг этого! Чем мы только себя не считаем, как себя не называем! Мы?! Уже «мы»? Только «мы» здесь не хватало! «Мы» это ещё дальше от «я», чем «ты». «Мы» - это сумма каких-то «ты» внутри, внутренний мир что ли. Непонятно, это разные «ты» или они должны быть одинаковыми, чтобы считалось «мы»? Кто? Они?! О Боже! Ну всё.

Псс. Даже не знаю каким боком этот пласт текста присоединился к теме о себе «Ты не очень». Но я же предупреждал, что буду бурить глубоко.


Рецензии