Дорога на Океан - бдения разума
ДОРОГА НА ОКЕАН
размышляя о будущем
Да история наша эта — святая.
Наша слава она. И наш гордый редут!
Но позвольте спросить, господа —
а из вас кто хоть истинно знает:
А кого ж в одночасье они Завтра нам приведут?
Глобализация — не грядет!
Она уже идет-гудет!
Семимильными шагами.
Либеральная.
Со всеми предчувствиями. Охами-ахами чьего-то счастья. И чьей-то в раскосматушку как бы фатальной невезухой.
Громыхая эшелонами запустения. Лязгая суставами оптимизации. Лупастыми глазами цифры. И предчувствием ада.
Деморализуя всякого её утонченными ароматами и специями.
Но ад, это не единственная, главная и окончательная юдоль и ипостась бытия.
В лексиконе человеческого мышления есть понятия и рая, к которому и лучшие умы человечества, ее пассионарии и кшастрии, начиная с того же Томазо Кампанеллы в мрачных казематах и склепах средневековья, торили проницательной мыслью путь.
У ада есть жизнеутверждающая альтернатива, ибо, а зачем тогда материя, обращаюсь к тем, кто материалист, или высший разум — к тем, кто идеалист, вычленили из мертвой матери (а идеалист объяснит — создали) и вознесли до невыразимых вершин совершенства феномен всего сущего — жизнь?
Глобализации либеральной на смену придет животворящее чудо глобализации социалистической. Которая лучезарно вспыхнула всем народам в 1917 году пророческим лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Дав надежду им, которую у них попытались потом не раз отнять или украсть.
Согласно законам диалектики, даже если либеральные профессора ее еще тысячу и один раз отменят — грядет в порфироносных одеждах человеческого счастья она. Которая вызревает уже, да и вызрела в рамках глобализации либеральной. И еще не известно, кто в этом мире кого в финале всего этого утилизирует.
Один раз они ее отменили. В 91.
Второй раз это у них не получится.
Что до глобализации, то она, вопреки чаяниям всех немыслимых суверенитетов и парадов гордости и утонченного самолюбования, перемешает и выплавит в тиглях своих и в доменных своих печах действия и помыслов нового человека.
В человеческой сути которого (человеческой!) будет, как не крути — все тот же советский человек, которому сегодня глумливо на каждом шагу веселые и ошалевшие от рыночного счастья весельчаки нахально клеят всюду, где только можно этикетку — совок.
Чем советский глобальный проект лучше либерального?
Либерализм сводит жизнь, этот божий жар по всем азимутам философских квалификаций, к инстинкту потребления.
К тотальному обнулению всех национальных ценностей, которые накопила в истории человечества даже самая маленькая нация.
Советский проект все это в себя полнокровно и жадно впитывал. Никого не умаляя и не принижая. Никому не подбрасывая чумных одеял. Но всякого вытаскивая из мрака средневековья к свету и просвещению.
И грядущая социалистическая глобализация пойдет этим путем, если даже на руинах оптимизации всего человеческого это в немыслимый раз ей все это придется возрождать.
Меньше всего оглядываясь назад и зыркая по сторонам, когда заходит разговор о сумерках глобализации, за которым почему-то рисуют ад и только ад, я вспоминаю знаковый роман Леонида Леонова, не последнего писателя на Олимпе нашего слова — «Дорога на Океан».
Там где он не мистик, он много и прозорливо парил часто впереди времени своего в своем подчас мучительном состязании и борении с собственным словом, постигая тайны грядущего и промысливая то, что нас ждет не завтра, но Завтра.
(Хотя последнюю пирамиду мистерий его я не принял тотально!)
Мистика и идущее в понятиях социального оптимизма и переустройство мира на разумных началах — понятия несовместимые, даже если их пытаются совместить порой очень крупные мыслители.
Читаю национальную поэзию той или иной страны, и жадно ищу те объединяющие нас моменты грядущего, которые все равно в будущем будут сложены в один впечатляющий и чарующе яркий проект.
Поэзии эти дают тут порой и импульс и толчок этим предчувствиям.
«Дорога на Океан», книга прозорливая тем, что вектор ее устремления — не сиюминутность национальных мифов, ласково укутанные в коконы и скорлупы заскорузлого национального тщеславия, теми же силами текущего глобализма лелеемые, для которого даже рамки Евро-Азийства — будем честными, узкая коморка перед распахнувшейся в ширь Завтра.
Где его взгляду открывалась не упокоенность и минор с сусальным золотом олеографий мещанского рая или кромешный ад всего и вся, но неутихающая деятельная борьба. Не потемки средневековья, или бич цифрового рабовладения, всего того, в мистике чего заблудились пророки и теоретики структурализма, напрочь забывая о социальной сути развития общества, сводя все это либо к семиотике понятий, либо к архитектонике запутанных явлений и фактов.
Что до поэзии японской, то Япония — страна океанская.
В океан распахнутая как никакая другая.
Я ровным счетом из этого впечатления ничего ни хочу извлекать.
Она просто на моем пути мысли в Океан завтрашнего дня в самом широком смысле этого слова, без всякой национальной соотносительности, кодов, смыслов, мистерий и чего там еще? — эй, пророки!
Сам я оттуда, и думая своим днем нынешним и по-русски, эту только идею и пытаюсь извлечь.
Пытаясь облечь в присущую их поэзии скупую афористичную форму. И ничего больше в помыслах своих кроме этого не имея.
Лазил же когда-то сверхпрозорливый, общечеловек и разом оченнь национально озадаченный и озабоченный Айтматов как-то на Фудзияму. Менее всего выучивая иероглифы их архаики и выряживаясь в кимоно. И в нивхской лодке долго торчал в океане там же, преданно заглядывая в рот глобализации либеральной, чьим верным сыном он тоже был, пытаясь в схемы свои узкие вкроить океан, у которого границы куда как шире, чем у певца Иссык-Куля, общечеловеческих ценностей и шведского социализма.
Глядя на мир с позиций советской грядущности, вот несколько неброских моих сентенций и соображений по этому поводу с взглядом в гущу сегодняшних будет.
https://zavtra.ru/blogs/doroga_na_okean
Свидетельство о публикации №221040600994