Размышления о прошлом и о счастье

    Сегодня нам сложно ощущать себя счастливым. Отчего-то мне кажется, что настроение общества в нашей стране в шестидесятые- семидесятые годы было больше позитивным, если сравнивать с днём сегодняшним.
Прихожу к этому выводу, записывая воспоминания своих родственников и описывая, как сложились их судьбы, чтобы когда-нибудь обьединить все эти истории в одной книге о нашей большой семье.

    Женщины рожали по четверо и более детей, к своим порою добавлялись приёмные дети, пускай даже они были  родственниками, и с их родителями что-то случилось.
Мамочки могли не работать, заниматься детьми, пока самый младший не достигал хотя бы пятилетнего возраста. А это означало, что на те деньги, что получал отец семейства, вполне можно было жить. Быт был очень прост, как и одежда. Но отчего мы и сегодня любуемся героинями фильмов того времени в милых по своему крою платьях, которые мы видим и на фотографиях своих родственниц того времени? Изящество причёсок, юбочки-«татьянки», пусть даже как подражание героиням кинематографа, удивляют изяществом и утончённостью, как и туфельки с беленькими носочками.

    Читая воспоминания моих родственников, в частности Марины Макаровой о дружбе её с девочкой с соседней улицы, я делаю вывод:
По четверо детей в обоих семьях, в которых 15 лет занимается домом и детьми моя тётя Вера, и так же не работающая мама четырёх детей - тётя Мила.  Пособий от государства не было, зато было у детей желание учиться, постигать профессии. Кто сегодня играет «в школу», в «кондуктора», «в магазин», в «папу-маму»? У наших детей и внуков совсем другие игры, как правило, они в телефоне или в планшете.

    Запрещать это глупо, прогресс не остановишь, ребёнок должен всем этим владеть, чтобы быть на равных с обществом. Да и кто сегодня мечтает быть кондуктором?!
Это рабочее место сегодня занимают  гастарбайтеры приехавшие в поисках работы из стран бывших когда-то в составе СССР. Гастарбайтер - вовсе не ругательное слово, хотя произносится нами порою с пренебрежительной интонацией. На самом же деле в переводе с немецкого языка оно означает - гость-работник, иностранец, работающий по временному найму.

    Можно ли сегодня женщине позволить себе четверых детей и при этом не работать, если её муж имеет обычную зарплату, тысяч в тридцать?
Не берусь утверждать, я не знаю ответа на этот вопрос.

    Сейчас иное время и иные возможности. Пожалуй, я не хотела бы вернуться в ту стабильную жизнь, называемую периодом застоя.

    Не могу сказать, что я ностальгирую по прошлому. Тогда тоже было трудно, но более понятно. Расслоения общества на богатых и бедных такого, как сегодня не было.

    И только старые фото и воспоминания о качестве отношений между людьми заставляет испытывать острую нотку сожаления где-то там, внутри себя.

    Я не буду писать, что хочу назад, в СССР, как пишут иногда на сайте «Одноклассники» мои ровесники.

    Возможно, мне кажется, что люди были счастливее, потому что счастье достигалось вполне понятными и простыми вещами? Сейчас, имея большие возможности, многое кажется настолько нормальным и привычным, что ощущение счастья не вызывает. Наши квартиры напичканы современной техникой, магазины - одеждой, мы путешествуем, город забит автомобилями. Что надо придумать, чтобы ощутить это самое счастье? Как извернуться, чтобы из привычного мироощущения выделить эту звенящую эмоцию? Ведь, чем больше человек имеет, тем меньше у него поводов для радости.

    Счастья можно было бы получать из отношений с другими людьми, но, увы, такие совпадения очень редки, когда всё искрит и радует обоих.

    Хочу почаще напоминать себе, что радоваться и быть счастливой можно от совершенно обыденных вещей.

    У меня есть любимое стихотворение Риммы Казаковой, послевкусие после прочтения которого полностью совпадает с моими ощущениями.

Мы молоды. У нас чулки со штопками.
Нам трудно. Это молодость виной.
Но плещет за дешевенькими шторками
бесплатный воздух, пахнущий весной.

У нас уже - не куклы и не мячики,
а, как когда-то грезилось давно,
нас в темных парках угощают мальчики
качелями, и квасом, и кино.

Прощаются нам ситцевые платьица
и стоптанные наши каблучки.
Мы молоды. Никто из нас не плачется.
Хохочем, белозубы и бойки!

Как пахнут ночи! Мокрым камнем, пристанью,
пыльцой цветочной, мятою, песком...
Мы молоды. Мы смотрим строго, пристально.
Мы любим спорить и ходить пешком...

Ах, не покинь нас, ясное, весеннее,
когда к нам повзросление придет,
когда другое, взрослое везение
нас по другим дорогам поведет.

От лет летящих никуда не денешься,
но не изменим первым "да" и "нет".
И пусть луны сияющая денежка
останется дороже всех монет.

Жизнь - наковальня. Поднимайте молоты!
На молодости - главные дела.
Мы молоды. Мы будем вечно молодо
смотреться в реки, в книги, в зеркала...

Как хорошо, что у нас по-прежнему  есть «бесплатный воздух, пахнущий весной»!


Рецензии