Российский учёный о передвижениях древних тюрков
Новоженов В.А. в книге " Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии" на основании археологической науки "о перемещениях групп скотоводов и большей традиционности этого вида хозяйства... Выделяются две контактные зоны взаимоотношений между мирами скотоводов и земледельцев: древние общества Закавказья и Туранской цивилизации. Эти общества выступали посредниками в контактах скотоводов с древними государствами Междуречья на западе и с Хараппской цивилизацией на востоке". Автор считает "чудом" начавшееся пять тысяч лет тому назад движение скотоводов тюрков со своей прародины на Южном Кавказе на берега Енисея.
Книга иллюстрирована редкими и малоизвестными материалами из Лувра, Эрмитажа, музея Гимэ, исторических музеев в г. Урумчи, г. Сиань и многих других. Значительную часть издания составили материалы, собранные во время многочисленных археологических экспедиций в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Китае, Индии, а также в Болгарии и Франции.
"Культурно-исторический процесс и сложившиеся каналы коммуникации в степной Евразии представляются как непрерывная смена отдельных циклов. Каждый цикл при этом повторяется по своей структуре на новом качественном уровне и состоит из двух периодов: нестабильного (пассионарного) и стабильного; для первого характерно многообразие новых каналов коммуникации на основе технологических инноваций, навыков и приемов, для второго – окончательное оформление наиболее эффективных из них.Первый цикл ( 3300-2500 гг до н.э.): формируется степное сообщество скотоводов – свита археологических культур, объединенная общим происхождением. Процесс генезиса этого сообщества, состоящего из отдельных кланов, ориентированных на подвижный образ жизни, обусловлен следующими компонентами: миграцией части населения из Анатолии или северной Сирии через Кавказ, что отразилось в памятниках майкопской культуры; синтезом (взаимодействием) носителей этой культуры и местных групп населения, что проявилось в формировании памятников новотиторовского, новосвободненского, кеми-обинского типа; выделением в среде крупных земледельческих образований, типа Триполье-Кукутени, отдельных групп населения, ориентированных на преимущественное разведение скота, что проявилось в усатовских памятниках; формированием в Поволжье социумов, оставивших хвалынско-среднестоговские памятники; Аридизация климата в начале 3 тысячелетия до н.э. предопределяла указанные процессы и становление нового типа хозяйства – подвижного скотоводства. Первые эксперименты с приручением новых пород животных и попытки их домашнего разведения привели к необходимости вести подвижный образ жизни, связанный с поиском новых пастбищ для домашних животных. Крытый фургон на дисковых колесах, запряженный парой волов, становится основным типом жилища этих небольших по численности групп первых скотоводов.Активно развиваются различные взаимосвязи с населением Центральной и Восточной Европы, что проявилось в «чересполосном» сосуществовании древнеямной и местных культур. Этот процесс носил, очевидно, характер по-степенного проникновения отдельных групп древнеямной культурно-исторической области. Развиваются каналы коммуникации внутри самой древнеямной общности, между отдельными груп-пами скотоводов, складываются общие мифологические представления, культы, ритуалы, своеобразные каналы коммуникации.Во второй четверти 3 тыс. до н.э. культурно-исторические процессы стабилизируются. Это выразилось в окончательном утверждении скотоводства, как основного типа хозяйства, и формировании многочисленных вариантов древнеямной культурно-исторической области, как отдельных археологических культур, производственная сфера которых была ориентирована на конкретные природно-экологические условия. По сути, образовалось сообщество скотоводов, основу которого составляли небольшие производственные коллективы – патриархальные семьи из 20-30 человек, объединенные между собой сходным типом хозяйства, близкой материальной культурой и системой мифологических представлений. Развивается собственная изобразительная традиция. Это были генетически (антропологически) родственные группы, говорившие на диалектах или одном общем тюркском языке. "Гарантированная продуктивность скота, в отличие от рискованного занятия земледелием, явилась необходимой предпосылкой стабильного роста численности населения в группах скотоводов и сокращения детской смертности. Второй цикл ( 2500-2000 гг. до н.э): связан с миграцией отдельных групп скотоводов в восточные малонаселенные районы степной Евразии и освоением здесь новых пастбищ; с возникновением археологических культур, восходящих к общей древнеямной основе. Памятники ямно-афанасьевского облика позволяют картографировать этот путь. Формируется трансконтинентальный транспортный коридор с разветвленными каналами внешних и внутренних коммуникаций. Выделяются два направления такого движения: северное – по границе степной и лесостепной зон в Минусинскую котловину и через Горный Алтай – в степи западной Монголии; южное направление – через урало-казахстанские степи в Среднюю Азию и от Месопотамии в Туран и Хараппу. Группы первых «колонистов» стали этнической основой формирующейся афанасьевской культуры в Южной Сибири, на Алтае, в Синцзяне и в западной Монголии. Обнаруженные в этих районах памятники демонстрируют сходство материалов, антропологического типа их создателей и сходство мифологических представлений, выраженное в изобразительных памятниках. Последние обнаруживают поразительные совпадения отдельных образов и стиля их изображения как между собой, так и с западными и южными памятниками. Степная традиция украшения стенок могил и фургонов, известная по находкам в новосвободненских, новотиторовских, кеми-обинских, усатовских памятниках, находит развитие на плитах могильников Тас Хазаа, Черновая VIII, Каракол. С миграцией групп древнеямного населения связывается появление традиции устанавливать стелы и антропоморфные изваяния в Южной Сибири, Монголии и Казахстане.В энеолитических петроглифах Чулу-ута обнаружены многочисленные изо-бразительные воплощения некоторых образов, характерные для культов, за-фиксированных у племен общности Триполье-Кукутени. Как на плитах из могильников, так и в синхронных петрогли-фах появляется образ антропоморфного «птице-солнцеголового» существа с рас-топыренными пальцами, который обнаруживается и в более южных памятниках Средней Азии, вплоть до хараппских. На скалах и каменных изваяниях изображены и основные средства этой миграции – крытый фургон, телеги и двуколки.В последней четверти 3 – начале 2 тыс. до н.э. стабилизация культурно-исторических процессов выразилась в местном развитии на севере – афанасьевско-окуневской и на юге – заманбабинской культур. В сферу их влияния, очевидно, попадали отдельные родственные группы скотоводов, расселившиеся в различных районах степного пространства, между указанными культурами. Именно эти группы и их развитие во времени стали той основой, на которой появились многочисленные археологические культуры следующего цикла.Каналы коммуникации, сложившиеся в первом цикле, развивались и в рассматриваемый период. Направленность контактов на западе была ориентирована на синхронные культуры Центральной и Восточной Европы, на юго-западе – в сторону ближневосточных цивилизаций, что подтверждается находками повозок, доместицированных лошадей в культурах Закавказья и «движением» металических изделий. При этом степные группы скотоводов, как и синхронные культуры Закавказья, выступали в качестве посредников в отношениях ближневосточных народов с племенами доисторической Европы.Третий цикл ( 2000-1100 гг до н.э): наиболее яркий и относительно изученный период развития этнокультурных процессов. Резко активизируются сложившиеся раньше в степи каналы коммуникации во всех направлениях.Возможные причины такой активизации – изобретение пароконных колесниц, динамичное конвергентное развитие сложившихся групп населения в различных районах и их интенсивные контакты, возможно – конфликт интересов, значительно возросшая роль металлических изделий в жизни этих обществ. И это только небольшая часть тех причин, которые привели к значительным территориальным перемещениям мнгих социумов. Распространение сейминско -турбинских памятников позволяет предположить передвижение их создателей с востока на запад. Нет никаких теоретических аргументов против пред-положения о существовании в это время трансконтинентального канала коммуникации, действующего как с запада на восток, так и обратно. Продвижение семинско-турбинских групп населения – носителей самобытной металлургической традиции, представляется второй крупной волной миграции по линии восток – запад, которая являла собой процесс инкорпорирования производственных групп металлургов-кузнецов в различные местные культурные образования – абашевскую, раннесрубную, синташтинско-петровскую, раннеалакульскую, самусьскую и другие культуры. Производственные сейминско-турбинские коллективы представляли собой, возможно, большие патриархальные семьи кровных родственников-скотоводов, специализирующихся как на разведении скота, так и на кузнечном деле. Процесс такого интегрирования, очевидно, облегчался этническим родством инкорпорантов и заинтересованных в их услугах скотоводов. Пути продвижения «мигрантов второй волны» совпадали с направлениями миграции ямных групп: в Минусинскую котловину, через Алтай в Монголию и Северный Китай, на юг – через казахские степи. Это передвижение отразилось в редких, но ярких сейминско-турбинских могильниках, кладах и святилищах и в изобразительных памятниках Алтая, Восточного, Центрального Казахстана и Киргизии. При этом представляется, что перемещались в пространстве не только сейминско-турбинские производственные ячейки как таковые, но и более крупные новые этнические образования, содержащие наряду с другими и сейминско-турбинский компонент. Наиболее ярко этот компонент проявился в коллективах, преместившихся в Монголию и Северный Китай.Полагаю, что в западной части Евразии в это время происходили сходные процессы [Бартонек, 1991, с. 223-291]. Резко возросший в это время объем металла, переправляемого из южных земледельческих районов в степные сооб-щества, и «молниеносное» распространение сейминско-турбинских изделий по всему поясу степей представляются явлениями взаимосвязанными. Допускаю непосредственное проникновение сейминско-турбинских и других степных групп населения через Кавказ в Переднюю Азию, вплоть до Иранского нагорья. Возможно, факт их пребывания фиксируют находки знаменитых луристанских бронзовых изделий, которые неожиданно появляются в более позднее время и связываются с сейминско-турбинской металлургической традицией, ставшей основой их местного развития.К середине 2 тысячелетия до н.э. повсюду в степной Евразии возникают значительные группировки: срубная, андроновская, карасукская, тазабагъябская. Активизируются и системы отношений между ними. Наблюдаются локальные миграции части федоровского населения на юг, в алакульскую среду, постсейминско-турбинских или карасукских групп – из Северного Китая и Монголии в Минусинскую котловину. Имели место локальные передвижения более мелких образований скотоводов. Окончательно оформилось южное направление взаимосвязей с цивилизацией земледельцев Турана. Судя по письменным и археологическим источникам, сейминско-турбинские и карасукские группы скотоводов-колесничих составляли третий фактор в военных столкновениях раннекитайских государств между собой, играли важную роль в их внешней политике.Период стабильного развития сопровождался повсеместно процессом консолидации небольших групп скотоводов в более крупные этнические образования.Четвертый цикл (1100-700 гг до н.э): характеризуется новым продвижением карасукских племен в западном направлении через Алтай и их проникновением в урало-казахстанские степи. По археологическим данным, это проникновение проявилось в формировании свиты археологических культур карасукоидного облика: еловской, ирменской и бегазы-дандыбаевской в Централь-ном Казахстане. В изобразительных памятниках Южной Сибири такая подвижка проявилась ярче всего. В петро-глифах Центральной и Средней Азии формируется пласт изображений эпохи поздней бронзы.Культурно-исторические процессы в восточной части степной Евразии определялись активным взаимодействием двух групп населения: постандроновской и карасукской, возможным конфликтом интересов этих двух этнически близких, но уже самодостаточных и самостоятельных социумов. В сферу их интересов неизбежно включались другие этнически отличные и менее крупные социумы.В результате сложных этнокультурных процессов и перемещений, консолидации отдельных групп наступает период стабилизации, что проявилось в формировании крупных общностей: скифской – на западе, сакской – на востоке, а также тагарской культуры в Южной Сибири, представляющей местное развитие части оставшихся здесь карасукских – прототюркских племен, с возможностью идентификации этого социума как киммерийского. Начинался новый этап в истории степного сообщества скотоводов.Если мы сравним выделенные выше циклы с динамикой культурно-исторических процессов в ближневосточных земледельческих обществах, то обнаружим несовпадение в их развитии. На древнем Ближнем Востоке эти процессы происходили значительно быстрей, в то время как глобальные «сломы» культур в степной Евразии отмечаются сравнительно редко.Этот вывод находит объяснение в нелимитированности перемещений групп скотоводов и большей традиционности этого вида хозяйства, в его консерватизме. Выделяются две контактные зоны взаимоотношений между мирами скотоводов и земледельцев: древние общества Закавказья и Туранской цивилизации. Эти общества выступали посредниками в контактах скотоводов с древними государствами Междуречья на западе и с Хараппской цивилизацией на востоке.Если мы сопоставим изложенные выше циклы и этапы развития центральноазиатской изобразительной традиции, то обнаружим, что наиболее яркие и значительные импульсы в эволюции последней соответствуют периодам нестабильности и перемещений населения. Очевидно, эти соответствия совпадают и хронологически".
Новоженов В.А.
"Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии".
Год: 2012
Свидетельство о публикации №221040701081