Благодарение за благородный Труд

Буржуазный утилитаризм исповедует ЭКОНОМИЮ УСИЛИЙ. Мы, индустриалы, прониклись проповедью минимизации труда и максимизации отдыха как способа существования. Для христианина такое устремление - греховно.
Мы должны пребывать в постоянном труде предстояния Богу. И если мир даёт возможность потрудиться (в любой час), нам следует с благодарностью пользоваться такой возможностью, вознося за неё благодарность Господу; осуществляя тем самым праведное животворящее господство над плотью, которого сама плоть хочет от нас.
Хочет и ждёт, ибо, в отличие от животных, плоть человека давно не самостоятельна: она не стимулируется к жизни естественной средой обитания – морем, полем или лесом; но будируется духом – нашей мыслью и волей, рождающей труд. Потому нам не стоит пренебрегать любой возможностью трудиться – тогда для нас отпадёт необходимость в специальной физкультуре.

Но если так – спросите вы, – то отчего же мы утомляемся в труде и так нацелены на отдохновение, в отличие от пчелы, не устающей перелетать с цветка на цветок?
Ответ прост: наш труд неблагороден и потому неблагодарен.
Усилия, направленные на умерщвление Природы, умерщвляют и нашу собственную плоть!
Не случайно из всех занятий человеческих более всего ценится высокое искусство. Оно является целью социальных утопистов (чтобы все члены общества занимались только творческим трудом), и к нему стремится индустриальный человек.
Почему так? Да просто потому, что произведение искусства – в отличие от продукта обычного труда, – не утилитарно; оно – сообщительно и представляет собой духовное послание, адресованное братьям.

То есть, труд художника живителен в силу своей литургичности. В нём соединяются Служение художника Отцу вместе с вовлечением в это Служение собратьев, через адресованную им в публичном общении знаковую экспрессию своего благоговения и благочестия.

Пример высокого искусства служит нам указанием к облагорожению своей жизни в людях. Если в своё обыденное общение мы внесём труд Предстояния пред Богом, то превратим это общение в Литургию, сами сделаемся произведением искусства, Образом Божьим, и подлинно оживотворим свою плоть.

P.S.  Некто спрашивает: «А как же любовь к ближним? Почему не включаете её в труды общения с ними?».
И я отвечаю: любовь нельзя создать трудом, нельзя изобразить; так же как нельзя создать добро, – ведь прежде его нужно познать, что невозможно.
Чтите Отца Небесного, и Он явит в вас Свою Любовь к людям. В ней обретёте Жизнь.
Однако, жизнь Сына Божия в миру – это Страдание. И первым признаком любви Отеческой, открывшейся в вас, будет скорбь от встречи с падшими братьями, с людьми погрязшими в грехе, с усыновившимися Противнику, отцу Лжи, убийце Человека.


Рецензии