От Арктики до степей Даурии!

Друзья!

ПЕРВОГО  АПРЕЛЯ  В МИРЕ ОТМЕЧАЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПТИЦ!

"А вы знали, почему фламинго розовые и для чего шахтёры брали под землю канареек? Какая птица может есть снег, а какая может долго бегать по земле, охотясь за добычей?
Праздник-  хороший повод вспомнить (а может, и узнать что-то новое) о наших соседях по планете. Сегодня в России насчитывается свыше 790 видов птиц, в четыре раза больше, чем число народов в нашей стране. 130 видов занесены в Красную книгу. А общее поголовье пернатых просто не поддаётся исчислению.
Ежегодный день птиц отмечается в нашей стране с 1994 года благодаря усилиям энтузиастов-орнитологов из Союза охраны птиц России — благотворительной некоммерческой организации. Хотя делать скворечники, наполнять кормушки и всячески помогать пернатым пережить раннюю весну — давняя традиция нашего народа.
Коллеги из Фенологической сети РГО подготовили подборку интересных фактов об этих удивительных созданиях природы".

Но птицы живут и размножаются в лесу, на деревьях. Это их естественный дом! Но, увы, подверженный варварским вырубкам и лесным пожарам.
Посему в преддверии весны Фенологическая сеть Русского географического общества совместно с корпорацией "Российский учебник" запустило новый конкурс наблюдений за лиственными деревьями и кустарниками. В нём могут принять участие школьники вместе с родителями и педагогами.
Для участия необходимо составить и пройти небольшой фенологический маршрут по участку леса или парку, отметить встреченные лиственные деревья и кустарники, описать степень их готовности к началу весны — отсутствие вегетации, начало сокодвижения, набухание почек или появление первых листьев, а также отметить погодные и температурные условия, при которых проводились ваши наблюдения.
Призёры конкурса получат призы от организаторов.
...Велика Россия! От вечных льдов Арктики до монгольских степей обитают в ней миллионы птиц и зверей. Полярный медведь и южный манул,  морская белуха и забайкальский дзерен- все эти и другие создания нуждаются в нашей заботе!
И любить и беречь родную Природу нужно учиться с детства!

Вл.Назаров
***********
1.ЧТО ЗНАЮТ О ПОТЕПЛЕНИИ В АРКТИКЕ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ И ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

26 марта начался научный этап Комплексной арктической экспедиции "Умка-2021", которую совместно проводят Русское географическое общество и ВМФ России.
В рамках экспедиции учёным предстоит исследовать остров Земля Александры, входящий в архипелаг Земля Франца-Иосифа.  
Научный руководитель экспедиции — заместитель директора национального парка "Русская Арктика" Иван Мизин назвал три наиболее перспективных направления.

Первое — это учёт местной популяции белых медведей. Время начала работы учёных попадает на период выхода животных из родовых берлог. Медведей будут метить, чтобы понять маршруты их миграции.
— Ожидается пополнение базы данных по перемещениям белых медведей, это очень важно для оценки состояния популяции и возможного ответа животных на климатические изменения, результатом которых становится уменьшение площади дрейфующих льдов, — рассказал Иван Мизин.
Учёных интересует также состояние здоровья животных. На этой основе будет дана оценка здоровья всей популяции.
— Остров Земля Александры по-прежнему является одним из "родовых домов" белых медведей на архипелаге, — подчеркнул научный руководитель экспедиции. — И хотя, как мы полагаем, антропогенная нагрузка здесь минимальна, всё же важно оценить степень влияния активности человека на окружающую среду.
Второе перспективное направление научных поисков в 2021 году — изучение многолетних мёрзлых пород.
Исследователи, изучающие вечную мерзлоту, планируют заниматься закладкой пробных площадей и бурением. По полученным кернам можно будет судить о процессах, протекающих в мёрзлых породах, в том числе вследствие климатических изменений.

Многообещающим может стать выезд участников экспедиции в один из дней на внешний берег острова со стороны Северного Ледовитого океана.
— Судя по спутниковым картам, там уже открытая вода. Место у кромки льда характеризуется большим биоразнообразием, — поясняет Иван Мизин. — Здесь обитают тюлени, есть большая вероятность увидеть гренландских китов и даже нарвалов.  
Впервые в состав комплексной экспедиции вошли геофизики. Они собираются установить приборы, чтобы изучить строение активных геоструктур, и, возможно, найти следы сильных землетрясений в этом районе.
— Мы ожидаем оценки этой части архипелага Земля Франца-Иосифа с точки зрения долговременного мониторинга состояния атмосферы и процессов, протекающих в многолетних мёрзлых породах, — резюмировал руководитель экспедиции.
В ходе нынешней комплексной экспедиции будут определены перспективы дальнейших работ в этом секторе Российской Арктики.
В составе команды — специалисты национального парка "Русская Арктика", Кольского филиала исследовательского центра Единой геофизической службы Российской академии наук, Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта, Института проблем экологии и эволюции им А.Н. Северцова, Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова, Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирской академии наук.
 https://www.rgo.ru/ru
*******************
2.ПЛАВАНИЕ ОТ ДУШИ К ДУШЕ: ЗАЧЕМ В АРКТИКЕ ДЕРЕВЯННЫЙ ПАРУСНИК, КОГДА ЕСТЬ ЛЕДОКОЛЫ

В июне 2019 года в Архангельске состоялась закладка поморского коча — деревянного судна, на котором в древности русские мореплаватели ходили по арктическим морям. Проект энтузиастов поддержало Русское географическое общество. Вдохновитель и руководитель строительства — директор по развитию Ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" и "Фонда возрождения деревянного судостроения и арктического мореплавания" Глеб Плетнёв уверен, что у традиционного деревянного судостроения есть хорошие перспективы в плане развития арктического туризма и даже в народном хозяйстве. Почему строительство коча важно для Архангельской области и России в целом? Какие технологические задачи решали энтузиасты? И когда поморский коч XXI века выйдет в море? Об этом рассказывает Глеб Плетнёв.
 
Инструмент цивилизации
— Мы искали новые точки роста в Архангельской области. Причём такие, которые бы показывали нашу самобытность, глубокую историю и при этом имели бы экономический потенциал, — рассказывает Глеб Плетнёв. — Коч — своего рода символ истории русского арктического мореплавания. Ещё в допетровскую эпоху, как минимум с XV века коч являлся главным транспортным и промысловым средством в арктических морях. Это доказано документами и материалами научных исследований. Есть археологические материалы, найденные в Мангазее, на Новой Земле, Таймыре и Шпицбергене. По ним можно проследить движение русского промышленного люда из рек в арктически моря и далее — на восток и на запад в поисках новых территорий, на которых можно было бы осуществлять промыслы — рыбный, пушной, зверобойный. По сути, это разговор о границах России в Арктике, вполне актуальный и сегодня.

Чтобы сделать историю видимой и убедительной, архангельские энтузиасты решились на эксперимент — создать копию судна допетровской эпохи. Поморский коч полушутя называют первым русским ледоколом. Вряд ли, конечно, небольшое судно можно всерьёз сравнивать с современными могучими атомными гигантами, взламывающими пятиметровые льды. Но факт остаётся фактом: благодаря рациональной и надёжной конструкции поморские кочи в течение почти пяти столетий были основным типом судов на Крайнем Севере, помогая в освоении Арктики и Заполярья.
— Будущее открывается через прошлое, — продолжает Глеб Плетнёв. — Железные корабли мы используем не более 150 последних лет. Между тем человек веками плавал по морю, используя древесину. Почему таким жёстким ластиком стёрта эта память? Мы видим внимание к деревянному судостроению, например, в скандинавских странах. Там сохранились верфи, государство поддерживает историческое судостроение. Чем мы хуже, с нашей-то историей! Вот мы и решили через своеобразную реконструкцию показать возможности паруса и древесины.
Освоение и развитие наших территорий в Арктике — это прежде всего история развития нашего арктического мореплавания.
— Мы хотим показать, как исторически развивались северные регионы нашей страны, соединённые водным маршрутом, — говорит Глеб Плетнёв. — Ведь так создавались центры торговли, города, формировалась система управления новыми территориями. Это была полноценная жизнь. А деревянное судно было универсальным инструментом. Коч являлся для людей домом, транспортным средством и своего рода инструментом продвижения цивилизации.
 
"По нашему внутреннему поморскому ощущению"
Надо отметить, что в прежние времена условия в Артике были сложнее для судоходства. Льды были ближе. Однако поморские парусные суда ходили практически по всему нынешнему Северному морскому пути.
— Сейчас, когда можно в одну навигацию пройти и не встретить больших льдов, исторический опыт может оказаться как минимум интересным, — убеждён Глеб Плетнёв.

В чём же секрет успеха коча? Чтобы ответить на этот вопрос, нам снова придётся оглянуться в историю.
— Уже после ухода Петра, в 1725 году, была организована Вторая Камчатская экспедиция, позже известная как Великая Северная экспедиция, — напоминает Глеб Плетнёв. — Её путь лежал как раз по маршруту нынешнего Северного морского пути — кратчайшего пути между европейской частью России и Дальним Востоком. Основная цель экспедиции состояла в описании границ России в Арктике и пролива между Азией и Америкой. Руководил экспедициями датчанин Витус Беринг.
Арктическая часть была разбита на пять отрядов, за каждым был свой участок, имеющий свои природно-климатические условия, разную волну и глубины. Один из них Двинско-Обский отряд — из Архангельска до Обдорска (ныне Салехард). Необходимо было пройти через арктические моря — Белое, Баренцево, Печорское.
— Поначалу думали, что для этой задачи подойдут гукоры и фрегаты. Однако когда Адмиралтейство опросило всех поморских кормщиков, они в один голос сказали: только поморкие кочи смогут преодолеть пролив Железные Ворота (они же Карские) и исполнить эту миссию.
Был объявлен тендер на постройку двух кочей. Выиграла его династия Кармакуловых с Пинеги. Братья Фёдор и Тимофей построили два судна — "Обь" и "Экспедицион". Это были два крепких коча длиной девять саженей, шириной — три с половиной. В 1734 году они двинулись Двинско-Обским отрядом.
— Описания, как бы мы сейчас сказали, тендера, то есть техническое задание на постройку, мы и нашли в Государственном архиве ВМФ, — продолжает Глеб Плетнёв. — Кроме того, мы использовали эскизы наших историков Вадима Старкова, Михаила Белова и Олега Овсянкина, которые осуществляли раскопки, в частности, на реке Таз в Мангазее. На этой основе и ещё, пожалуй, по нашему внутреннему поморскому ощущению мы сделали чертежи этого удивительного судна.
 
Степень свободы
Кочи были разные — малые, большие, с транцем (брус, образующий корму судна) и без такового. Общее в них — оригинальная форма. Судно было округлым, с тем чтобы избежать потопления при затирании ледяными полями. Похожим образом позднее был сконструирован знаменитый "Фрам" Фритьофа Нансена. Коч имел одну или две мачты. Грузоподъёмность больших кочей составляла примерно 40 тонн, длина — до 25 метров, ширина — одна треть от длины. Что важно: осадка даже у больших кочей не превышала двух метров. Такие суда преодолевали до 120 километров в сутки. Команда составляла 25 человек.
Примечательно, что у таких, в общем, небольших судов были огромные якоря. Они позволяли кочу двигаться по льду. Якорь выносили на лёд перед кочем. А затем крутили вороток (своего рода катушка, на которую наматывали якорную цепь) и таким образом выволакивали судно на льдину. А потом  на широком киле тащили до следующей полыньи. Таким образом русские промышленные люди имели с кочем дополнительную степень свободы. И могли передвигаться далеко на восток.     
Глеб Плетнёв подчёркивает, что строящееся сегодня в Архангельске судно — это не историческая реконструкция, а реплика древнего поморского судна

— Живя в Поморье, в колыбели российского судостроения, мы должны быть уверены, что строим наше поморское судно, и нам за него отвечать, — говорит он. — Каждое техническое решение здесь — это поиск. Как сделать шпангоут, как соединить его с килем, как сделать шпильку, чтобы прикрепить привальный брус. Нет ни готовых материалов, ни прежних инструментов, ни крепежа. Наши предки строили свои суда без применения металла. Те же шпангоуты соединялись с внешней обшивкой верёвками или даже можжевеловыми ветками. Теперь мы, конечно, используем нержавеющий крепёж. Ну и ещё на нашем судне будет двигатель — иначе мы не сможем выйти из порта. Хочу подчеркнуть: в каком-то смысле наша работа — это инновации. Мы не просто строим коч — на основе традиции мы создаём новые технологии ручного труда.
 
Прелесть беломорской сосны
Именно поэтому, кстати, работа идёт небыстро. Шутка ли, создавать руками то, что не делалось веками. Была с чистого листа разработана конструкторская документация на судно — теоретический чертёж, затем конструктивный, произведены расчёты устойчивости, непотопляемости, нагрузки масс.

— По нашим расчётам, судно без бункеровки будет весить 42 тонны, — уточняет Плетнёв. — Это коч среднего размера, хотя в описаниях историков были только малые (12–15 метров длиной) и большие (25 метров). У нашего коча две мачты, водоизмещение — 60 тонн, площадь парусов — 180 квадратных метров.    
И ещё об одном нужно упомянуть непременно. Материал, из которого строится судно. Беломорская древесина медленно растёт и за счёт этого имеет высокую плотность. В основном, это сосна — она здесь прочная и смолистая. Меньше гниёт, хорошо держит деревянный и железный крепёж. Ну и в прямом смысле создает здоровую атмосферу в цехе.
 
Туризм, экология, наука
Где же сегодня может быть востребован коч? Ведь архангельские энтузиасты вряд ли видят его экспонатом музея наподобие нансеновского "Фрама" или "Васа" в Стокгольме.
— Не мной замечено, что мы живём в эпоху экономики впечатлений, — говорит Глеб Анатольевич. — Что такое деревянное судостроение? Это прибрежное плавание — от деревни к деревне, от человека к человеку, от души к душе. А кроме того, здесь история, экология, туризм, экстрим. Это прекрасный способ восстанавливать интерес к своей стране вообще и к Русской Арктике в частности.

Инициаторы проекта в перспективе собираются развивать туризм в Арктике. Глеб Плетнёв уверен, что спрос на такие туры будет превышать предложение.
— Есть интерес не только к самому судну, но и к нашим маршрутам, — говорит он. — В прошлом году мы протестировали один из них: из Архангельска в Омск по арктическим морям и северным рекам. Парусную экспедицию на современных яхтах мы посвятили 75-летию Победы. За два месяца до начала экспедиции мы получили сотни заявок от желающих к нам присоединиться.
Между тем развлекательный туризм — не единственная и, возможно, даже не главная сфера, где может проявить себя коч. Ещё интереснее планы использования реплики древнего судна в научных, природоохранных и народно-хозяйственных целях.
Глеб Пhttps://www.rgo.ru/ruлетнёв отмечает, что в Арктике происходит довольно много событий. В первую очередь это связано с разработкой и последующей добычей углеводородов. Как известно, в России на арктическом шельфе открыто 26 месторождений нефти и газа, из которых семь готовы к разработке. Месторождения расположены в акваториях трёх морей: Баренцева, Печорского и Карского.
Согласно российскому законодательству все "добывающие" проекты имеют разделы по охране окружающей среды. Уже сейчас есть необходимость мониторинга состояния арктической фауны.
Кроме того, существуют метеостанции в труднодоступных территориях, связь с которыми осуществляется по воздуху.
Наконец, сама Арктика в принципе нуждается в глубоком изучении. Но этому часто препятствует отдалённость многих уголков этого региона. Ведь арктические просторы — это тысячи километров. Из-за транспортной недоступности нередко исследования откладываются до лучших времен.

— В северных широтах происходят процессы, невидимые нашему глазу, — напоминает Глеб Плетнёв. — Особенно это актуально теперь, когда много говорят о воздействии потепления на экосистему Арктики. Между тем при помощи деревянных кочей небольшие группы исследователей могут быть доставлены в труднодоступные места гарантированно и недорого.  
По мнению нашего собеседника, деревянные суда способны отчасти заменить дорогое вертолётное сообщение. А для доставки небольших групп исследователей или грузов не будет необходимости задействовать большие суда. Кстати, строящийся сейчас коч сможет принять на борт до девяти тонн "багажа".
Не забудем и то, что большую часть маршрута коч может идти под парусом, что существенно экономит горючее и позволяет эффективнее использовать грузоподъёмность судна.
 
За кочем - коч
Когда же мы сможем увидеть готовый поморский коч XXI века? 

— К настоящему моменту осуществлён набор судна: киль, штевни, шпангоуты, флоры, кнопы, контртимберсы, бимсы, привальный брус. Сейчас занимаемся палубным набором, установлены переборки. Летом планируем приступить к обшивке судна, — говорит Глеб Плетнёв. — Мы не ставим задачи закончить работу к какой-то дате. Наша главная задача — не наделать фатальных ошибок. А сроки — на всё Божья воля.

Если коч хорошо себя зарекомендует (а энтузиасты не без оснований на это надеются), то в дальнейшем строительство таких судов может быть поставлено "на поток". Но надо учитывать, что это всё же ручная работа, а не конвейер. Поскольку сейчас уже есть производственная инфраструктура и документация, а также опыт и компетенции, то для постройки судна на той же площадке потребуется уже в два раза меньше времени, чем сейчас.
 
Школа идей
Проект строительства поморского коча имеет и образовательный характер. 
— При содействии Фонда президентских грантов мы организовали в Архангельске Арктическую школу традиционного деревянного судостроения. Обучение проходит четыре учебных потока: два месяца по десять человек постигают секреты деревянного судостроения. С 29 марта начались занятия уже на третьем потоке, — напоминает Глеб Плетнёв.
Молодые люди едут в школу деревянного судостроения из разных регионов страны. Кроме Архангельска это Омск, Пермский край, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Москва, Карелия.
Часть курсантов уже работает на верфи на Мосеевом острове, в районе Соломбалы — это самое сердце русского исторического судостроения. Другие выпускники школы возвращаются в свои регионы и начинают своё дело там. Всех этих молодых ребят объединяет жажда знаний и новых впечатлений, желание реализовать собственные проекты. Ну и, конечно, им интересны Арктика и Север.

— Можно сказать, наша школа стала коммуникативной площадкой, где ребята делятся идеями, черпают компетенции, — не без гордости говорит Глеб Плетнёв. — Так создаётся новое сообщество увлечённых и деятельных людей.
Кстати, лучшие ученики школы станут будущими членами экипажа стоящегося судна. Сейчас еще не поздно подать заявку на участие в третьем и четвертом потоках.
https://www.rgo.ru/ru
*****************
3.Даурский заповедник – наши дни

Давно ли мы вспоминали рысь. Ходила-бродила где-то три месяца и вновь объявилась на Адон-Челоне? Сделала селфи прямо в Цирке: - Туточки я, заждались? Вот теперь и посмотрим – она или это не Рысь вовсе, а какой-нибудь Барсик. Хорошо выглядит, серьезно и по-взрослому. По всей логике событий должна быть наша, уже с потомством.
На участок рядом с кордоном, где жил Куцехвост, в последнее время зачастил какой-то манул. Он уже несколько раз приходил на Подкову, пересекался здесь с молодой лисичкой, скрадывал куропаток или других птичек. Такое чувство, что мы уже встречали этого зверя, больше похожего на кота, чем на кошку, но пока сверить не удаётся – зрение у фотоловушки подсело.Отрадно, что столь уютное место не пустует и нашелся манул, способный выжить в непростых условиях с кормами. Взрослые звери имеют и силы, и опыт, поэтому, кому как не им справляться с периодически невзгодами. Посмотрим, что у нашего нового, а может просто временного соседа в рационе – умудрился оставить компромат прямо перед камерой.

Этот красавец снялся еще в конце декабря. Отдохнул тут же, за углом, пригревшись на солнце на южном очень узком уступе скалы, защищенном от ветра и даже от самого ненавязчивого хиуса. Что может быть лучше? В таком месте любят поспать не только манулы, но и лисы, корсаки или волки. Вот только манулы способны забраться туда, куда другим не дано.

Косули немного сторонятся дзеренов, возмущаются: – Приходят эти желтые на зиму к нам лавиной, мешают нашему спокойному уединению! Но мирятся – как иначе. Это сейчас косули из двух оставшихся диких копытных в степи самые крупные, но совсем недавно и те, и другие считались обычной мелюзгой. Восточноазиатская степь была полна копытными и не только. Буквально вчера человек истребил архаров и куланов, а чуть раньше – степных бизонов, диких лошадей. Ушли в небытие винторогие антилопы, туры и совсем уж огромные шерстистые носороги и мамонты. Не стало стад копытных, а следом исчезли и хищники: львы, гиены. Человек разумный – вид истребитель – все никак не может умерить свой аппетит.
Посмотрите какими мелкими кажутся дзерены на фоне нашей сибирской косули и представьте, что на переднем плане стоит шерстистый носорог, а на заднем – десяток бизонов.

Посчитали дзеренов в Забайкальском крае. Четыре дня четырьмя машина наездили более четырех тысяч километров. Расположились наши антилопы на зимовке очень равномерно, многие там, где никакого скота или сенокосов нет – надо же хоть диким травоядным использовать выросшую для них траву. Человеку с его домашними животными подавай местность удобную, но дикие привыкли находить никем не тронутое в самых труднодоступных местах. Нашло стадо такое удобное местечко и зимует себе несколько недель, экономя силы. Некоторые хитрят – держатся поближе к трассам, где их меньше тревожат волки.
Всякое движение к северу дзерены уже прекратили, несмотря на почти ежедневные метели. Заканчивают зимовку в большинстве своем по несколько десятков голов или около сотни. Встречаются и по две-три сотни, но к концу зимы такими большими стадами собираются не часто – незачем уже. Вот-вот начнется весенняя миграция к родовым землям, а она проходит неспешно, мелкими группами. В отличие от осени, суеты, громких сборов, плотной толпы, маршбросков не будет. Одна лишь размеренность, сопровождающаяся медленным и постепенным перемещением дзеренов на юг. При одном исключении – самки отправятся в «родильные дома» среди первых. 
Это стадо дзеренов осваивает Адон-Челон, до недавнего времени почти столетие не видевший диких копытных, кроме косуль. Утреннее солнце только недавно вышло из-за сопок, мороз крепок, но уже чувствуется приближение весны.

Лисица не зря с такой осторожностью принюхивалась. На кусте чужая метка. И не лисья, а манула. Вот этого кота или его конкурента. Посмотрите с какой тщательностью он обозначает или обновляет свои реквизиты на этом месте. Скоро, скоро время свадеб.

Беркуты на Адон-Челоне стали не просто обычны, они все чаще попадаются в фотоловушки. Почти как зайцы. Еще 20 лет назад беркутов было очень мало – одна встреча за несколько лет. Потом они начали появляться зимой все в большем количестве, а теперь и летом не редкость. Похоже, что и гнездиться вновь начали в окрестностях Даурского заповедника, да и на самом Адон-Челоне. В этом наша заслуга – помогли возродиться дзерену и тарбагану, а за ними пришел и беркут. Сейчас, когда заходят стада дзеренов-мигрантов из Монголии, беркутов чуть ли не больше, чем любой другой хищной птицы. С дзереном вернулись черные грифы, да и волки стали спокойней и уверенней в себе. Этим крупным хищникам, венчающим трофическую пирамиду в природе, теперь не нужно из-за пищи вступать в жесткий, бесперспективный конфликт со своим извечным конкурентом – человеком. Осталось только и человеку осознать, что он не вне природы, а внутри неё.

Матерые, альфа особи или вожаки. Назовите, как хотите. Это главная пара в волчьей стае, которая отвечает за все: за размножение, воспитание и обучение молодых, безопасность, охрану границ, обеспечение кормом, выживание, в конце концов. В условиях степи, как правило, все устойчивые стаи имеют обычное семейное устройство: родители, дети первого и часть детей второго поколений. В какие-то моменты попадаются более сложные стаи. Для степной Даурии огромные стаи – с десяток и более волков не нужны, так как не требуется большого числа особей для охоты (уже давно нет степных бизонов и шерстистых носорогов), а с другой стороны, вносит свою истребительную лепту человек.
В окрестностях Даурского заповедника, а также в двух наших заказниках – «Долина дзерена» и «Цасучейский бор» мы давно волков не трогаем, если не выпадет случай из ряда вон. Наоборот, хотели бы, чтобы их было больше, так как их число дважды сокращали болезни, от чего дикие копытные просто распоясались… Так нет, волки не хотят уплотняться – делать свои семейные участки меньше, но неизменно выселяют свою молодежь. Подавай каждой стае 800–900 квадратных километров и все тебе. Вы видите на карте два Торейских озера? Так вот они в сумме – участок одной волчьей семьи на 4–8 персон. Для горожан еще яснее напишу. Одна волчья стая занимает территорию Москвы внутри МКАД. Конечно, на этой площади, на её периферии еще могут одновременно находиться несколько бездомных волков, нерезидентов, гастарбайтеров, но, согласитесь, это очень и очень мало на фоне всей остальной соразмерной живности, включая людей, собак, скот, лисиц, барсуков, диких копытных и прочего, живущего здесь же.
Засыпающий от наркоза Бодрый – крепкий матерый, проживший для волка много. Он единственный, кто заметно уступил часть своего участка, до этого еще более огромного, своему сыну. Просто потеснился, отодвинув немного за одно и соседей. Образовалась ли при этом новая, дополнительная семья? Возможно, но мы не знаем наверняка, так как в занятой зоне у нас ранее не было шпионов с ошейниками, да и охотники ежегодно убивали волков, нарушая семейную структуру в двух-трех стаях, делая пространство проходным двором.
https://www.facebook.com/LivingSteppe/
******************
Материалы из Сеьти подготовил Вл. Назаров
Нефтеюганск
7 апреля 2021 года.


Рецензии