Задержка психического развития, как результат непр

Предисловие.

Как часто, заметив, что ребенок развивается по особому пути, не так, как другие дети, мы стремимся получить помощь специалистов, полагая, что она является главным и необходимым условием полноценного развития ребенка. К сожалению, педагоги и родители часто недооценивают собственную роль в воспитании; не придавая значения социальным и личным перспективам их «особенных» детей; а также часто оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. Между тем при наличии необходимых знаний, можно оказать решающее влияние на результативность педагогической работы с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Важнейшая задача воспитания - подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.
Нарушения в развитии имеют различные причины и проявляются по-разному. Ребенок может страдать психическим недоразвитием. Его развитие может быть задержано или искажено. Если ребенок имеет недостатки слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата, то его психическое развитие также осложняется. В каждом случае нарушения развития ребенок нуждается в особой помощи как специалистов, так и родителей.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем умственная отсталость. Замедление темпа развития обнаруживается, как правило, при поступлении ребенка в школу и выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, в ограниченном запасе представлений, повышенной отвлекаемости.
Но, при условии посещения ребёнком дошкольного учреждения и наличия в его штатном расписании учителя-логопеда, на пятом году жизни выявляются проблемы развития такой категории малышей. Но родители часто пугаются, а поэтому иногда выходят на конфликт, не соглашаясь с доводами специалиста. Часто пытаются найти того, кто бы сказал, что проблем нет, но это оказывается не возможным. Родители могут впадать по этому поводу в депрессию, забывая о ребёнке и его проблемах. И, только осознав их наличие обращаются за помощью. Для такой категории детей в нашем городе предусмотрены группы компенсирующей направленности, в которых работает команда специалистов с опорой на созданную ими адаптированную программу для данного ребёнка, но родителей часто пугает отлучение ребёнка от его друзей и определение, даже на 1-2 года в детский сад компенсирующей направленности. Они начинают искать выход из создавшейся ситуации своими силами, обращаясь за помощью к логопедам детских центров, не осознавая, что исправив звукопроизношение, не возможно решить проблемы этого ребёнка, так как они носят более глубокий серьёзный характер, нежели проблемы звукопроизношения. Здесь необходима совместная работа дефектолога, психолога и учителя-логопеда в комплексе.
У детей с задержкой психического развития преобладают игровые интересы. В отличие от умственно отсталых детей эти дети значительно успешнее используют помощь в решении учебных задач.
Задержка психического развития может иметь разные причины и проявляться в различных формах.

Дети с инфантилизмом производят впечатление детей более младшего возраста. Во время учебных занятий они предпочитают играть, не умеют подчиняться требованиям дисциплины.

У детей с астеническими и церебрастеническими состояниями задержка психического развития проявляется как в нарушениях познавательной деятельности, так и в признаках повреждения нервной системы. У таких детей может наблюдаться расторможенность, дурашливость, агрессивность.

Дети, у которых задержка развития возникла или усугубилась в результате неправильного воспитания, в том числе и дети-сироты, отличаются особым формированием личности. Ниже эта группа детей будет описана отдельно.

Сенсомоторная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется неполноценностью пространственной ориентировки, связанной с недостаточным развитием зрительных, слуховых и двигательных функций.

Из-за недостаточности, истощаемости внимания и памяти их умственная работоспособность ослаблена. Отстает развитие речи. Часто наблюдаются дефекты произношения, несформированность звукобуквенного анализа, что проявляется в последствии в трудностях овладения письмом и чтением.

Формирование словесно-логического мышления задерживается, в то время как наглядно-действенное мышление сохранно. Часто у таких детей познавательная деятельность страдает от двигательной расторможенности, повышенной возбудимости.

Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью. Эмоции детей с инфантилизмом соответствуют эмоциям ребенка более младшего возраста: яркие, непосредственные. Дети с церебрастенией могут иметь как повышенный фон настроения с импульсивностью и психомоторной расторможенностью, так и пониженный эмоциональный фон со склонностью к страхам.

Астеничного ребенка характеризуют робость, боязливость, неуверенность в своих силах.

При неблагоприятных условиях воспитания может формироваться патологическое развитие личности с отсутствием чувства долга и ответственности, с эгоцентрическими установками, неспособностью к волевому усилию и труду.




«ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
(ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕПРИВАЦИИ).
Депривация - это утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации - двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др.

Сенсорная депривация возникает, когда человек испытывает так называемый сенсорный голод: не получает достаточного количества впечатлений - зрительных, слуховых, осязательных и др. В психологии подобные жизненные условия обозначаются понятием «обедненная среда». Такая среда губительна для развития ребенка. Для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте необходимо достаточное количество внешних впечатлений. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которая наблюдается в домах ребенка, яслях, больницах и других учреждениях закрытого типа, то своевременно не развиваются движения, не возникает речь, тормозится умственное развитие.
Гриша К. был усыновлен в возрасте 8 месяцев. Мать отказалась от ребенка сразу после родов. До приема в новую семью Гриша ни разу не был на прогулке. Он постоянно находился в кроватке, глядя в белый потолок. Его общение со взрослыми ограничивалось несколькими встречами за день — для кормления и переодевания. Такие условия сказались на развитии младенца. По всем показателям оно было ниже нормы.
В приведенном примере видно, что, кроме сенсорной депривации, ребенок испытывал пагубное влияние ограничения двигательной активности. У детей одно из последствий двигательной депривации - повышение тревожности, могут наблюдаться состояния депрессии, эмоциональной вялости. У ребенка, лишенного возможности нормально двигаться, возникает компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п. Если не проводить специальную педагогическую работу, последующее интеллектуальное развитие «покачивающихся» детей оказывается нарушенным, так как состояние моторной недостаточности само по себе не проходит. Необходимо создавать ребенку условия для развития двигательной сферы. Это тем более важно, что развитие движений в раннем детстве тесно связано с формированием чувства и образа Я - основ самосознания.
Серьезные нарушения личности и общения возникают в результате социальной депривации - дефицита или отсутствия контактов с окружающими (социальной изоляции). Например, детям, воспитывавшимся в условиях закрытого учреждения, свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева на фоне отсутствия глубоких, устойчивых чувств. Общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью любви и внимания. При этом со временем у них устанавливается потребительское отношение ко взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка.
Самый значимый для ребенка контакт - это контакт с матерью. Недостаток материнского тепла и заботы может приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди, голос матери, возможность сосания для грудного ребенка не менее важны, чем создание необходимых гигиенических условий (наличие пищи, определенная температура воздуха и т.п.). Присутствие матери, сенсорная связь с ней необходимы для формирования у ребенка способности переносить различные жизненные трудности, помогает ему быть более активным в сложных или угрожающих ситуациях. Постоянство и интенсивность материнской заботы являются обязательным условием для появления у ребенка раннего возраста базового чувства доверия к внешнему миру. Самое тяжелое последствие материнской депривации - отсутствие такого доверия к окружающему, что порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе. Для того, чтобы познавать новое, ребенку нужно справиться со страхом перед неизвестным. В раннем возрасте это возможно только в присутствии матери. Поэтому ограничение контактов с матерью тормозит познавательную активность малыша. Подтверждением тому служат нарушения интеллектуального развития детей - сирот, во многом определяемые последствиями материнской депривации.
Любые искажения взаимодействия с родителями приводят к нарушениям развития ребенка.
Понятно, что путь ребенка - сироты, находящегося в условиях депривации, будет особым. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, преобладает пониженное настроение. У большинства детей возникает чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям становления психики. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Отмечаются пониженная любознательность, неразвитие речи, слабое внимание, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности.
В дальнейшем специфические отклонения в интеллектуальной и мотивационно - потребностной сферах психики не сглаживаются. Задерживается (или отсутствует) формирование образного мышления, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Дети не могут отвлечься от наглядной ситуации и действовать в сфере образов и представлений.
Родители, должны учитывать его особенности и возможности ребёнка при предъявлении к нему требований.
Родители Серёжи М. долгое время старались не замечать проблем своего ребёнка. Очень длительное время кормили мальчика протёртой пищей, чаще через трубочку. В результате у ребёнка к пяти годам хорошо был развит сосательный рефлекс, но практически отсутствовал жевательный.  Мальчик пытался разминать хлеб мышцами языка, с некоторыми трудностями пил компот из бокала. Передние зубы ребёнка стали портиться, так как не были задействованы в приёме пищи и пища не соответствовала возрастным нормам. Соответственно у ребёнка были проблемы со стулом. Он боялся посещения туалета, так как стул подолгу отсутствовал и мама часто вызывала его медикаментозными средствами. В одевании и раздевании также были проблемы. Навыки самообслуживания Серёжи соответствовали трехлетнему возрасту, как и поведение ребёнка.
Видя отставание ребенка в развитии, родители очень много уделяли ему внимания, водили на специальные занятия, приглашали массажиста. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников. Он, правда, быстро уставал, был несколько замедленным в своих реакциях. С началом школьного обучения появились серьезные проблемы: мальчик не успевал усваивать школьную программу, плохо адаптировался к условиям школы. Родители ожидали совсем другого: ведь внешне мальчик не отличался от сверстников. По итогам первого года обучения Саша получил рекомендацию продублировать первый класс. Дублирование не принесло значительных результатов. Неуспехи мальчика родители и учителя объясняли нерадивостью, ленью. Выявилось, что мальчик легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на уроке или во время выполнения заданий дома. Попытки привлечь его внимание переходили в упреки, наказания, вплоть до мер физического воздействия. Саша стал плаксивым, малоинициативным, отказывался самостоятельно выполнять задания. С большим трудом и пробелами усвоив программу первого класса, мальчик и во втором классе продолжил обучение подобным же образом, с помощью и понуканиями родителей. Поняв, что ребенок нуждается в помощи, мама пригласила для дополнительных занятий учителя начальных классов. Такие занятия ситуацию не улучшили. Между тем положение дел серьезно беспокоило родителей. Они начали понимать, что неверно считать нежелание учиться причиной неуспешности их сына. Точнее, Саша действительно отказывался заниматься, но видно было, что к такому отказу его толкает что-то трудно преодолимое для него.
Обращение к психологу и дефектологу было началом нового осмысления проблем Саши. На этой основе совместно с дефектологом родители проводили специальную работу, которая принесла свои плоды. У мальчика выявились серьезные проблемы с формированием образного мышления, что препятствовало совершению действий во внутреннем плане (в уме). Прочитав задачу, Саша не мог представить себе ситуацию, которая в ней обозначена, он пытался механически манипулировать данными, получая нелепый результат. При этом нелепость результата не могла быть оценена мальчиком, так как он не представлял себе содержания задачи — за текстом условия не «видел» описываемых в ней событий. Следовательно, основная проблема состояла не в том, что у мальчика не были сформированы математические знания и умения, а в том, что чтение не являлось для него источником информации. Чтение текста не приводило Гришу к получению новых понятий в образах, а было механической работой по составлению букв в слоги, слогов в слова, а слов в предложения. Такая работа не имела ясной для ребенка цели, он, как мог, отказывался от нее. Понятно, что смысловые трудности ярче всего проявились в математике, так как результат решения математической задачи напрямую зависит от понимания смысла условия. Для того, чтобы помочь мальчику «увидеть» условие задачи, необходимо было использовать наглядность (как предметную, так и графическую) в виде рисунка. Саша хорошо принял такую помощь. Как только с помощью предметов (фишек, пуговиц, спичек) или рисунка он представлял себе, о чем идет речь в условии, он с удовольствием начинал решать задачу. Некоторые задачи разыгрывались, это вызывало большой эмоциональный отклик у ребенка. Вначале отбирались задачи очень простые, те, которые заведомо не должны были вызвать трудностей у Саши. Это было важно, так как в ходе занятий выявилось, что неуспех травмирует ребенка. Уже втянувшись в занятие, с удовольствием выполняя задания, мальчик резко менялся, встретившись с трудной для него задачей. Поэтому усложнение заданий шло очень медленно, нужно было помочь мальчику поверить в свои силы. Следующим необходимым шагом было научить Сашу самого зарисовывать содержание задачи. Первое предложение сделать это вызвало резкий отказ. «Я не умею рисовать!» — заявил мальчик. Специальные занятия по развитию графических умений показали, что Саша, скорее, думал, что он не умеет рисовать. Вся его деятельность сковывалась страхом получить негативную оценку. Боязнь неуспеха приводила мальчика к отказу от попыток делать то, с чем он, по его мнению, не мог справиться. Помощь в овладении простыми приемами рисования оказалась эффективной. Мальчик был буквально окрылен успехом, он почувствовал удовольствие от рисования. Саше стало интересно зарисовывать условие задачи, которое при графическом представлении становилось понятным ему. Полезным было использование подобного приема при подготовке заданий по чтению: заучивании стихотворений, пересказе текста. Такой «перевод» текстовой информации на язык графических образов помогал мальчику понять и представить себе смысл прочитанного. Запоминание в этом случае облегчалось, становилось более прочным. Безусловно, коррекционная работа не ограничивалась лишь описанными направлениями. Оказывалась психологическая помощь в плане нормализации отношения взрослых членов семьи к ребенку, снижении необоснованных требований к нему, организации заинтересованного и доверительного взаимодействия мамы и сына в решении учебных проблем.
Сергей нуждался в медикаментозной поддержке, сглаживающей проявления церебральной недостаточности. Кроме того, проводились специальные занятия по развитию памяти, внимания, мышления, сенсомоторной сферы. Главным результатом проводившейся работы стало то, что мальчик поверил в свои силы, перестал бояться неуспеха, который сковывал имеющиеся у него возможности. Осмысленное выполнение заданий пробуждало интерес к изучаемому. В конце учебного года
Саша стал победителем дошкольного конкурса на лучшее исполнение танцевального рисунка. Мальчик переменился даже внешне, он стал более энергичным, веселым, исчезла его плаксивость.
Из приведенного примера видно, какую негативную роль могут сыграть завышенные ожидания родителей, которые, не осознавая до конца проблему, ставят его в не досягаемые условия. Учитывая последствия раннего развития ребенка в неблагоприятных условиях депривации, можно избежать подобных ситуаций. Кроме того, необходимо доверие к ребенку, понимание того, что если он не справляется с предложенным темпом и объемом обучения, то виной этому, как правило, не лень, а проблемы или нарушения в развитии. Чем раньше будет оказана такому ребенку помощь специалистов, тем меньше опасность, что у будущего ученика, находящегося в постоянных условиях неуспеха и стресса, сформируются негативные черты личности и характера.

Таким образом, наиболее
существенными направлениями в коррекционной работе с детьми
с задержкой психического развития
будут следующие:

• обеспечение его вниманием и заботой;
• помощь в выявлении и осознании мотива деятельности;
• обучение детей использованию речи для контроля своих действий;
• эмоциональное обучение с опорой на игровые ситуации;
• объяснение учебного материала с помощью наглядных средств;
• дозирование объема учебного материала и темпа его изучения;
• моделирование для ребенка ситуации успеха (в учебной, трудовой, бытовой деятельности);
• учет состояния здоровья ребенка при предъявлении требований к нему.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ.

При своевременном начале коррекционной работы задержка психического развития может быть преодолена, у детей вырабатываются те необходимые качества, умения и навыки, формирование которых было замедлено. Такие дети могут успешно приобретать социальный опыт. В неблагоприятных условиях жизни, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи (сопровождения), в ситуации стойкой «неуспешности» черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения.

При неблагоприятных условиях воспитания может формироваться патологическое развитие личности с отсутствием чувства долга и ответственности, с эгоцентрическими установками, неспособностью к волевому усилию, труду.


Рецензии