***

Опять тот самый Мюнхаузен
Задолго до фильма по книге Григория Горина «Тот самый Мюнхаузен» ,
Феликс Харам поставил эту пьесу на сцене харьковского ТЕПЛОЭЛЕКТРО ПРОЕКТА
3 главных действующих лица из блистательно поставленного Феликсом «Мюнхаузена» ныне находятся в Израиле.
Это: Виталий Аронсон – барон
        Марк Альтшуллер – бургомистр
        Женя Кац – адвокат Рампкопф.
   
 Возникла идея написать продолжение пьесы, как-то связанное с Израилем. Получилось вот что:

 Опять тот самый Мюнхаузен
       
   Идут начальные титры фильма "Тот самый Мюнхаузен".
   Они переходят в финальные: барон долго и весело лезет по верёвочной лестнице 
   к жерлу пушки, чтобы отправиться   на Луну в рамках судебного эксперимента.

   Голос за кадром:
   32 мая 1779 года, через 3 года после своей   официальной смерти
           барон Карл Мюнхаузен вторично отправился на Луну.
           Это был следственный эксперимент.   
           Надо было еще раз убедиться, что Мюнхаузен никогда не врет.
           Об этом рассказали потомкам 2 еврея:
            писатель Григорий Горин и режиссер Феликс Харам.
           Но им тогда не было известно продолжение...

   Входят БУРГОМИСТР и Генрих РАМПКОПФ, адвокат.
   БУРГОМИСТР: Подумать только, прошло четверть века...
   РАМПКОПФ: А я помню эти кадры,  как сейчас...
             Барон Мюнхаузен улетает на Луну! Как Вы допустили это?
             Вы, его ближайший друг и заодно – бургомистр Боденвердера,
             его родного города.               
   БУРГОМИСТР: А Вы, Генрих? Вы – лучший адвокат города и заодно – ближайший друг
              его жены. Проще говоря – любовник Якобины фон Мюнхаузен.
              Вы ведь понимали, что если он не вернется, Вам придется
              на ней жениться. А это уже чревато.   
              Имеешь любовницу – на здоровье! Все имеют любовниц!
              Но нельзя же допускать, чтобы на них женились. Это аморально!
   РАМПКОПФ: Мало того – это просто глупо. Теперь я понимаю это, как никто.
   БУРГОМИСТ: Поздновато. Но тогда - кто бы смог остановить его? Англия сдалась!
   РАМПКОПФ: Лучше бы она улетела на Луну!
   БУРГОМИСТР: Бесполезно .Он бы достал ее и там.
               Они ведь англичане, а не самоубийцы.
   РАМПКОПФ: Зато теперь они в безопасности. Они здесь, а барон там.
              И не может вернуться. Не на чем! Потому, что никто из нас тогда
              об этом не подумал. Я первый. И теперь этот баронский сынок со
             всеми его выходками считается моим сыном.
             Завтра у него очередная дуэль.
   БУРГОМИСТР: С кем?
   РАМПКОПФ: Со всеми. С двух шагов. На шпагах. Через платок.
   БУРГОМИСТР: Лучше – через дымоход. Вишневой косточкой.
   (Прислушивается)       Тихо! Что это?

             Слышна песня барона с которой он и появляется:
   
   МЮНХАУЗЕН: Потомки в восторге глотают слюну
              А я строгачей нахватал до икоты
              За то, что без визы летал на Луну
              И не по уставу покинул болото.
   БУРГОМИСТР: Карл, бросьте Ваши розыгрыши. Кто Вам поверит.   
               Вы что, с Луны свалились?
               Все знают: Мюнхаузен на Луне.
               Имеется протокол следственного эксперимента.      
               Свидетелей – полгорода.  Плюс мы. Так что – номер не пройдет.
               Второй раз воскреснуть никто Вам не позволит.
   РАМПКОПФ: Вот именно. Тут и с этим,. . . как его,
             который всего один раз воскрес, 18 веков никто разобраться не может.
             Потом, наша общая жена уже заказала юному Бетховену «Лунную сонату».   
             Ее теперь куда?
   МЮНХАУЗЕН: Как куда? В ...
  БУРГОМИСТР: Карл, я Вас прошу...
  РАМПКОПФ: Я говорю,18 веков никто разобраться не может...
  МЮНХАУЗЕН: 21.
  БУРГОМИСТР: Не понял. . .
МЮНХАУЗЕН: 21. Сейчас 21-й век.
РАМПКОПФ: Коллега, это слишком, даже для Вас. 
           Один лишний день 32 мая - это еще куда ни шло.
           Но где Вы взяли лишние 200 лет?  Какое по-вашему сегодня число?
МЮНХАУЗЕН: 13 февраля 2003 года. Юбилей знаменитого Феликса Харама из Харькова.
           Стыдно не знать. Он нас всех прославил.
  РАМПКОПФ: Господи, какой еще Феликс Харьков?
  МЮНХАУЗЕН: Не Харьков, а Харам. Харьков - это город, а Харам - фамилия еврея.
             Все очень просто, это иврит:
             РАМ - высокий, выдающийся. Ха РАМ - самый выдающийся.
             Спросите у пастора, он должен знать.
РАМПКОПФ: Кого, Харама?
МЮНХАУЗЕН: Нет, древнееврейский.
РАМПКОПФ: Значит, Харам - древний еврей?
МЮНХАУЗЕН: Не древний, а умный. Недаром он в меня сразу поверил.
БУРГОМИСТР: Когда и где? На Луне?
МЮНХАУЗЕН: Давно, еще в 20 веке, когда он жил на Украине
           и поставил в ТЭПе пьесу Горина обо мне.
РАМПКОПФ:  На древнееврейском?
МЮНХАУЗЕН: МА ПИТОМ? Что вдруг? На украинском. Или на русском. Не помню.
           Раз в ТЭПе, то, скорее всего - на идиш.
БУРГОМИСТР: Послушайте, барон, Вы нас совсем запутали. Давайте сначала.
            Вы умерли. Есть могила. Через три года после смерти мы Вас отправили
            из пушки на Луну.
            Естественно - живьем, чтобы проверить, действительно ли Вы мертвы.
           Ядро вернулось через 2 часа, без Вас,
           но с обгоревшими остатками Вашей шляпы.               
           Слуга Томас опознал ее.
 РАМПКОПФ: Наши астрономы провели расчеты.  За час ядро до Луны не долетит,
           зато сильно раскалится.
           Все, что было между шляпой и ядром должно сгореть. Это научный факт.
           Барон, Вы сгорели! Мы похоронили Вас еще раз, в виде шляпы.
МЮНХАУЗЕН:  Так значит, дело в шляпе!  Вот где я ее забыл! 
           Когда стало припекать, я на нее сел,чтобы не сгорели штаны.   
           Как мне не хватало ее на Луне! Там собачий холод. 
РАМПКОПФ:  За час! До Луны! На ядре! Это противоречит всем законам Ньютона.
МЮНХАУЗЕН: А я ведь писал ему: "Исаак, ты не прав!",
           Иначе, как объяснить мой случай с болотом?”,
           "И вообще, имей в виду - время очень   относительно."
           Куда там!  Упрям, как все англичане. 
           А в результате лавры достались этому еврею.
РАМПКОПФ:  Хараму?
МЮНХАУЗЕН: Нет, Эйнштейну.  Был, то-есть будет, в 20 веке такой ученый.
           Попала к нему наша переписка, он и тиснул работенку:
           "Общая теория относительности".
           Там все очень просто.   Одна минута на ядре равна году на Земле.
           Как говорится:
                Мы знаем, время растяжимо.
                Оно зависит от того,
                Какого рода содержимым
                Вы наполняете его.
БУРГОМИСТР: Кто это сказал? Эйнштейн?
МЮНХАУЗЕН:  Маршак.
БУРГОМИСТР: Тоже ученый?
МЮНХАУЗЕН:  Нет,тоже еврей. Короче, пока я долетел, на Земле уже был 20-й.
РАМПКОПФ:   Час?
МЮНХАУЗЕН:  Век. На Луне как раз были астронавты.
 БУРГОМИСТР:Из Харькова?   
МЮНХАУЗЕН:  Зачем? Из Америки. Они и забрали меня в свой 20 век.
РАМПКОПФ:   В Америку?
МЮНХАУЗЕН:  Не получилось. Нет прямого родства, статуса беженца, гринкарты… 
            В итоге, - оказался я там, где этого не требуют.
БУРГОМИСТР: В дурдоме?
МЮНХАУЗЕН:  Почти. В Израиле. Правда, пришлось принять еврейство.
            Теперь я Аронсон. Иудей.
 РАМПКОПФ:  Но, это… Я слышал… Не знаю, как сказать…Для этого ведь надо …
МЮНХАУЗЕН:  Ну, это само собой. У нас, у евреев без этого никак. 
            Женщин здесь нет?  Могу доказать. Вот, извольте!
БУРГОМИСТР: Ого!
МЮНХАУЗЕН: Не «ого», а символ веры. Только большой.
           Бэкицур, я прилетел сюда на машине времени.
           Есть разрешение из рабанута Тель Авива. В виде исключения.
 РАМПКОПФ: А шо мы с этого будем иметь, шо?
МЮНХАУЗЕН: Браво! Так я вам таки скажу, вы уже начинаете что-то понимать
           в нашей вере, я вам скажу!
БУРГОМИСТР:Короче, Склифосовский! Льготы на бочку!
МЮНХАУЗЕН: Мало не покажется:
               Корзина адсорбции, во-первых,
               Деньги на электротовары, во-вторых,
               Льготная ссуда, в-третьих
               50% скидки на лекарства
               Бесплатные похороны
               Пособие по безработице, наконец

БУРГОМИСТР: Ну, на таких условиях такой крайней малостью можно и поступиться.
РАМПКОПФ:   Я согласен. Только вопрос: Я, что, там тоже буду Аронсон?
            Как Ваш родственник по общей жене?
МЮНХАУЗЕН:  Исключено. Я там женат, у меня двое детей. Мне не нужна реклама.      
            Требуется малозаметная фамилия.  Будете Кац. 
            В Израиле иметь фамилию Кац – все равно, что не иметь никакой.
БУРГОМИСТ:  А я тоже буду Кац? Я против. Я эту фамилию с детства не любил.
МЮНХАУЗЕН:  Вам нравится фамилия Альтшуллер? По глазам вижу, что да.
            Тогда собирайте манатки по системе БЭКИЦЕР. Мы еще можем успеть на
            обратном пути попасть к Хараму на юбилей. Он нас еще по ТЭПу помнит.   
      

  Обнявшись, уходят, напевая на смеси иврита и идиша:
   «Народ Израиля жив, назло всем врагам!»
                Хай, хай, ам Исраэль хай,
                Аф цулохэс алэ соним, 
                Ам Исраэль хай!

            В.Давидович  3.01.2003,   Кфар Саба, Израиль


Рецензии