Разговор монаха со старцем о пути духовного воина3

...продолжение...

- Здравствуйте, отче.

- Здравствуй, мой  друг.  Ну как  тебе  путь  духовного воина, наверно,  заинтересовал  и  не  даёт покоя?

- Не даёт,  отче.  Он меня,  действительно, очень  заинтересовал, особенно, идея  безупречности,  поэтому мне хотелось  бы  испытать  себя  и  начать следовать  им в  жизни.

Старец ответил с  улыбкой:

- Так  бывает со всеми, кто узнаёт  о  пути  духовного воина, как  пути  мужества  и силы.  Ты  почувствовал  своим  сердцем  путь духовной силы и это самое  главное, поскольку не ум  человека, а  именно сердце  должно первым  откликнуться на  зов безупречности, который  есть  голос  Духа.

Прежде, чем начать следовать  пути  духовного воина, ты  должен знать ключевое правило этого пути. Путь  духовного воина - это не путь милосердия,  гуманизма,  сострадания,  социального служения  и  душевной  любви,  чего ищет  и к  чему  стремится большинство  верующих, укрепляющих сугубо человеческие  добродетели.

Путь духовного воина - это путь аскетики,  трезвения,  личной  духовной  силы  и  мужества, который  требует  самой строгой и железной  дисциплины  и  полного  отречения от мира  и социума.  Это связано с  тем, что  путь  духовного  воина  зиждется  не  на  человеческих, а  на  высших божественных добродетелях - мудрости,  мужестве, целомудрии  и правде.  Последнее  обстоятельство очень  пугает и  разочаровывает тех,  кто привык  понимать  православие  только  в  социальном  аспекте.  Ты  готов принять эти особенности пути  духовного воина?

- Да,  готов,  отче,  но я  даже  не знаю с  чего мне  начать следовать  этим  путём?

-  Начать следовать  пути духовного воина в  действительности и очень просто  и  очень сложно  одновременно. Ты  говоришь, что тебя  очень заинтересовала  идея  безупречности,  так  начни с  самого  малого  – с  безупречности в самом  себе. Вознамерься  стать безупречным перед  своей совестью, как  голосом Божьим в  твоём  сердце.

Начни отслеживать сам  себя на  безупречность во всём – в словах, помыслах и поступках, а  для  этого добивайся наилучшего исполнения всего  за что берёшься  -  не  плоди  пустых  и  глупых мыслей,  не  давай  пустых обещаний,  не оставляй  незавершённых  дел, неси  полную ответственность за  каждое  сказанное слово и  так  далее   и  ты  увидишь как начнёт меняться твоя жизнь  и ты  сам.

- Так просто.   И что при  этом  будет происходить,  отче?

- Это  не просто, поверь.  При  этом будет увеличиваться  степень  порядка  и  дисциплины  внутри тебя самого,  а  это будет выражаться в постоянном  избытке энергии,  которую  ты сможешь направлять  не  куда  угодно, как  это  делают  обычные  люди, а  на  путь  воина,  т.е. на  развитие  духовного ума  и  борьбу со страстями тела,  души и  духа.

Беда  обычного человека,  не  знающего о принципе безупречности, состоит в  том, что  он  просто  тонет  в  том  хаосе, лжи  и суете,  которую  сам же  и создаёт в  себе  самом  и вокруг  себя. Из-за  этого  у  него  постоянно ни на что  нет свободного времени  и  энергии.

Духовный  воин  знает  об  этом  и  потому  действует иначе. Начав с  безупречности в самом  себе, он  постепенно расширяет поле безупречности,  распространяя  её  на  всю свою жизнь  и  окружающее  воина  пространство. В итоге вся  его жизнь постепенно преображается,  становится  ясной,  безупречной  и наполненной  порядком  и силой, которая постоянно увеличивается  по мере роста безупречности.

- Отче,  а в  чём здесь преимущество духовного  воина перед  обычным  человеком?

- Главное  преимущество  духовного  воина  перед  обычным  человеком  состоит  в  самом  порядке  и  внутренней  самодисциплине, которая  и  даёт постоянный  приток силы  и  энергии, поскольку  безупречность  - это способ  упорядочивания не только жизни,  но жизненной  энергии.  Через  безупречность воин  упорядочивает  себя  и  работу  сил  души - ума, чувства, воли.

Обычный  человек всю  жизнь варится  в собственном хаосе и  непредсказуемости  всего в  своей  жизни, а  духовный  воин  всегда  пребывает во внутреннем порядке,  дисциплине и  контроле  самого  себя  и  своей  жизни.  Духовный воин  всегда  на  голову  выше  любого мирянина  умением  управлять  собой  и   своей  жизнью.   Дело в  том, что  управлять  можно  только порядком, а  хаосом практически  нет.

Поэтому  самое  главное  отличие  духовного  воина  в  том, что воин может управлять собой  и  обстоятельствами  своей  жизни, а мирянин  жертва  обстоятельств.  Воин  может  так  организовывать  и  обустраивать  свою  жизнь, что  она  сама  будет помогать ему духовно расти  и  обретать силу  духа, а  обычный человек  этого не может  и  проигрывает  в  этом  духовному  воину.

- Отче,  ты  хочешь  сказать, что  духовный  воин  может  так организовать всю свою  жизнь, что она  сама  будет  работать  на  главную  духовную  цель и  задачу  духовного  воина?

- Именно  это я  и хочу  сказать. Главное  отличие духовного воина  от  обычного человека в  том и состоит, что в  жизни духовного воина  нет  ничего лишнего,  ненужного и второстепенного, а  есть только  самое  важное  для  выживания  - то, что  даёт  воину  силу духа  и  духовное  знание.

В жизни  обычного человека  в  точности  наоборот – почти всё представляет  собой  свалку  ненужного хлама,  зачастую очень симпатичного и  гламурного,  но безжизненного  хлама,  который  только  захламляет  жизнь   и  ублажает  светские  прихоти  и  эстетические фантазии  человеческого  эго,  но не содержит самого главного -  духовной  силы  и  энергии.

Более этого, весь  этот  изысканный,  очень дорогой  и роскошный  хлам  жизни светского человека только расслабляет его  дух  ощущением  защищённости,  величия,  комфорта и  возвышения над  другими  людьми, а  это и есть  подпитка эгоизма, тщеславия и  гордыни. В жизни воина строго наоборот всё  предельно  просто  и  аскетично  и   всё  работает на его дух  и укрепление связи с Духом. 

- Но почему  так происходит,  отче, какой в  этом  секрет?

- Так происходит потому, что  так  работает  сам  высший  духовный  закон  движения  нетварных божественных энергий  и   только  духовный  воин  знает  об  этом  законе  и умеет им  правильно  пользоваться.  Обычный  человек  о  законе  движения  энергии жизни  ничего не  знает и потому  пользуется  в  жизни  законом  хаоса  и своего  эгоизма,  понимаешь?

- Нет, не понимаю,  объясни подробнее,  отче.

- Обычный человек  подобен  бревну, плывущему  вниз  по  течению жизни  в  направлении  старости и смерти, а  воин  - это  пловец, который  усиленно   работает  всеми  конечностями, чтобы  плыть  вверх  по  течению  реки  жизни  к  её  истоку  - Богу, который  и  есть  источник  жизненной энергии   и  духовному   воину  однажды  удаётся  доплыть  до  Истока  и  найти  там  свою  силу.  Именно безупречность помогает ему в  этом.

-  Но почему  именно безупречность, а  не  любовь?

- Дело в  том, что незначительный  и малозначимый  с  виду принцип  безупречности,  о котором  я  тебе  так много  говорю,  -  это и есть  главный  принцип  любви и  высшего духовного  закона  движения нетварных божественных энергий. Проще говоря, Сам Бог,  как Дух,  – это  и есть   сама Безупречность и Любовь  с  большой  буквы.

Именно поэтому, когда духовный  воин  использует в  жизни  принцип  безупречности,  он как  бы  сам  того  не зная,  уподобляется  в  этом  Самому  Богу  и потому  действует согласно  высшего  божественного закона  течения энергии. Вот почему  безупречность – это  не просто принцип  жизни, а  прямое  отражение  работы  высшего  духовного закона.

Чем  больше в  жизни духовного воина безупречности во всём, тем  лучше  он выполняет  высший  божественный  закон  и  за  это он  получает духовное  вознаграждение  в виде постоянного  притока  духовной  силы  и  свободы.  Безупречность  делает человека  сильным и  свободным.  Обычный  человек, будучи небезупречным,  следуя своим  прихотям  и  эгоизму,  этого притока духовной силы  и  свободы  в  жизни  не  имеет.

- Значит, безупречность можно напрямую соотносить с  высшим  божественным  законом?

- Ну,  конечно, -  сказал старец  и громко  засмеялся. – Безупречность – это такое действие человека, которое  совершенно и  энергетически  подобно действию  самого  Бога.  Поступая  безупречно, человек  поступает  как  Сам  Бог,  поэтому  безупречное  действие  – это  всегда  лучшее  из  всего  возможного. Вот почему   безупречное  действие  не влечёт за  собой  никаких  духовных последствий и  даёт ощущение  силы  и  свободы.

В итоге простой  с  виду  принцип  безупречности  во всём  позволяет  духовному  воину    менять  со временем  всю  свою  жизнь и  главное  самого себя  -  своё  тело   и  дух. При  этом  безупречность  и  благодать  становятся   тканью  и материей  его собственной  души.  Проще  говоря,  принцип  безупречности – это лучший способ  исполнения  высшего  закона  и  стяжания энергии благодати.

Беда  современного человека  и  мира  в  том и состоит, что они   небезупречны  и потому  плодят  хаос.   Современный  человек стал настолько рационален,  прагматичен  и  эгоистичен, что напрочь  забыл о  самом  главном в  жизни –  важности  следования  закону безупречности,  как лучшему  способу жить на  земле в  гармонии со  всем   и с  избытком  духовной силы  и  энергии.

- Отче,  я  просто потрясён  всей  глубиной и одновременно  простотой  принципа безупречности.

- Не спеши удивляться. Понять принцип  безупречности  умозрительно – это  одно, а  научиться  им  пользоваться  и руководствоваться  практически – это совсем  другое.  Я не  спроста  сказал  тебе  вначале  начни  отслеживать в  самом  себе безупречность, а  не  стань  безупречным во  всём.

- Что  это  значит,  отче?

- Это значит  то, что действовать  безупречно сразу  ты  не  сможешь  при  всём  своём  желании,  поскольку твой  эгоизм, как ум  высшего  хищника  и  все его приводные  ремни в  виде энергий  трёх сотен страстей  тела,  души и  ума  тебе не  позволят быть безупречным, как Бог, в  человеческом аду.

Всё, что будет в  твоих силах вначале, - это только пытаться  следовать в  жизни  безупречности  через её  отслеживание в  самом  себе.  Отслеживание  безупречности – это  функция  самоконтроля  или  контроля  совести  и сердца, как  внутреннего сознания, которое  не  подчиняется эгоизму  и  рациональному уму.  Наращивание контроля совести  над  эгоизмом  и есть повышение  уровня безупречности.

Проще  говоря,  твои  страсти,  прихоти,  заблуждения и  привычки  будут тебе  постоянно мешать быть  безупречным  во всём, чтобы  следовать высшему духовному  закону  Божьему,   навязывая  тебе  свой  закон  эгоизма, гедонизма и  хаоса, а  тебе нужно, подобно охотнику,  научиться   их  отслеживать и определять  какая  именно страсть и её  энергия  не  позволила  тебе быть безупречным.

- Ты  хочешь  сказать, что духовный  воин  чем-то напоминает охотника, который  отслеживает  собственные  страсти?

- Да,  это очень точное сравнение. Духовный воин – это охотник  за  собственным  эгоизмом, как  хищным умом дьявола,  который  со всей свитой  своих  качеств  и  энергий страстей  некогда  проник  в  сердце  человека  и  душу,   поработив  её  и  сделав  человека своим  пленником  и  рабом  через  ум  хищника,  который  взращивает в  себе  каждый человек с  самого рождения.

Духовный воин это знает и  выслеживает  в  себе этого  коварного зверя,  внимательно наблюдая  зрением  совести и сердца  за  тем,  как  работает  в  душе  эгоизм  и  все  его  300  страстей. Стратегия  воина  состоит в  том, чтобы  отсекая  страсть за  страстью,  подобраться  поближе  к  самому  зверю  эгоизма   и  сокрушить его окончательно,  утвердив  ум  сердца, как  ум Божий,  единственным  хозяином души  и сердца.

Как ты наверно  уже  догадался, схватка  духовного  воина  со зверем  эгоизма происходит  в  самом духовном  сердце, где  гнездятся  высшие страсти  и  корни  эгоизма –  важность, тщеславие  и  гордость. Смерть  эгоизма – это и есть символичная  смерть  ветхого  эго человека  и  символичное  самораспятие  на  кресте Христовом.

- Как  же  всё продумано  и  закономерно  в  учении отцов, я  не мог  себе  даже представить  всей  фундаментальности  этого  духовного  знания и учения,  - сказал монах.

- Я могу  только согласиться с  тобой. Учение  отцов  о  душе  и  пути  духовного воина  – это высшая психология человеческого духа, которая  обращается к  самой  первооснове – нетварным  божественным  энергиям и  закону  их  движения. Нет  ничего выше  этого знания.

Теперь ты понимаешь, почему путь  духовного воина – это самый правильный способ жизни на  земле?  Только  этот подход к  жизни  даёт  человеку  силу  не просто  быть  самим  собой,  т.е.  человеком,  но и выполнять высшую задачу  жизни –  развитие духовного ума.

Из всех людей только  духовный  воин обладает теми  необходимыми  качествами  - мудрость,  мужество, целомудрие  и правда, которые  и  позволяют  ему  стратегически подойти  к  решению  задачи выслеживания страстей  и  эгоизма, для одержания  над ними  победы  и освобождения  души.

- Но священники  ведь тоже решают  эту  задачу?

- Только единицы и  те преимущественно  провинциальные  и строго  следующие принципам  древней  аскетики и  учению  отцов.  Современный священник – это не  духовный  воин,  обладающий  свободой  духа  и личного выбора, а  скорее наёмник  и менеджер некой  церковной корпорации, который находится в  жёстком  подчинении  и полной зависимости от  руководства.

К  тому  же абсолютное  большинство современного священства, как и  большинство  простых  верующих, не  имеют никакого представления о пути  духовного воина  и согласном  учении отцов  о  душе, поскольку этого  знание давно уже  нет в  современном  богословии и церковном  учении.

Я же  тебе говорил, что отсутствие в  церкви  согласного  учения  отцов  и  святоотеческой психологии -  это едва ли  не  главная беда  современного  православия, которое  стало поверхностным,  очень  сильно  оторвано  от  древней  традиции  и  практически полностью утратило  знание о  благодати  и  духовной  силе.

Я не  вижу возможности  как-то  изменить эту ситуацию, поскольку церковь уверенно  идёт  на  поводу  у  государства  и власти, а  государство  уверенно  идёт на  поводу  у мира сего, а мир  уверенно идёт в  ад.  Только  у  духовного  воина  есть возможность и сила  выйти из  этого порочного  круга  и пойти в  направлении подлинной  человечности.

- Отче,  а что значит подлинная  человечность по учению отцов?

- Подлинная  человечность по  учению  отцов – это  руководствоваться в  жизни высшим  законом движения нетварных  божественных энергий, который  также  называют высшим  духовно-нравственным  законом или Законом Божьим, что  одно и  то  же.

Быть  подлинным  человеком  по  учению  отцов означает  руководствоваться в  жизни  духовным  умом  и  законом  сердца и совести, а  не рационального  эгоизма.  Современного человека, ведомого  по  жизни только собственным  эгоизмом  и  рациональным  мышлением,  с  этой  точки зрения уже  нельзя  назвать человеком в  полном  смысле  слова.

Я уже  говорил  тебе, что  для   видящего  энергии  души  современный человек – это полубес,  руководимый в  жизни страстями и  хищным  эго умом, который  даже  не пытается пробиться  и прислушаться  к собственному  сердцу и совести,  не  говоря  того, чтобы  ими  только и руководствоваться.

Эту  задачу отречения  от погибающего  в страстях  мира  и беснующегося человечества в состоянии сегодня решить  только  духовный воин,  больше  никто,  поскольку  только  духовный воин   может  выследить  и  обезоружить  страсти и собственный  эгоизм.  Вот почему я  говорю  тебе  об  этом.

- Отче,  но ведь в Евангелие  об  этом не  говорится  ни слова,  как  обычные верующие  узнают  о  пути  духовного воина  и  о  выслеживании  своих  страстей  и  эгоизма?

Старец  ухмыльнулся  и  с  улыбкой  ответил:

- Очень просто. В Евангелие  есть  знание  о  пути  духовного воина,  но  поскольку  Евангелие  написано  для  всех  и в  основном для  простых  и  необразованных  людей,  то  это  знание  там  просто зашифровано  и  облечено  в  более  простые  и  менее  замысловатые  формы.

Ты  наверно  удивишься,  но отслеживание страстей  в  Евангелие отражено в  форме необходимости  исполнения  евангельских  заповедей, которые  и являются  средством исполнения  высшего закона безупречности,  который  возмущает и напрягает эгоизм  и страсти.

Проще  говоря,  исполняя  евангельские  заповеди,  человек переходит  из  поля  действия  закона  хаоса  и  эгоизма  в  плоскость  действия  закона безупречности, порядка  и евангельской  нравственности.  Вот  почему  начиная   исполнять  заповеди  Евангелия,  все страсти  и  эгоизм  приходит в возмущение,  точно потревоженное осиное  гнездо.

- Я не могу поверить  своим  ушам,  отче. Неужели исполнение  заповедей  Евангелия  преследует  цель  обнаружения  и  отслеживания  страстей, а  не  проявления  любви  Христовой  к  ближним?

- Для  видящего  движение  энергий,  исполнение заповедей  Евангелия – это только попытка человека войти в  поле  действия  высшего духовно-нравственного закона безупречности. Как  ты  понимаешь, именно страсти и  эгоизм  ему  и не  позволяют  жить строго по заповедям, как  по  высшему  духовному  закону.

Именно поэтому,  пытаясь исполнять заповеди,  человек, сам  того не сознавая, пробуждает в  себе сопротивление  нравственному  закону  со  стороны закона  эгоизма  и всех  страстей  тела,  души и  духа.  Так  страсти и обнаруживаются  и через исповедь с  покаянием  исповедуются  и преодолеваются.  Просто в  Евангелие не  говорится  об  этом так  подробно и детально.

- Но ведь  так, как  говоришь  об  этом  ты,  не говорит ни один  священник  и я  об  этом  не  читал  ни в  одной  православной  книге?

- Я тебе говорю  об этом  с  точки зрения  согласного учения отцов, а  не  синодального  богословия, в  котором  этого нет и  никогда  не  было.  Поэтому  не  удивляйся, современное  церковное  учение  и  богословие – это кожа  и поверхностная оболочка глубинного знания отцов об  энергиях  и  законе движения божественных энергий.

- Отче, а  в  чём на  твой  взгляд состоит  главная проблема использования в  наше  время пути  духовного воина?

Старец  на мгновение  задумался  и после непродолжительной  паузы  ответил:

-  Главной  проблемой использования сегодня  пути  духовного воина является отсутствие у  современных верующих знания о высшем законе движения нетварных божественных энергий,  исходящих только  от Бога Отца, а  не  от Христа.  В  этом проблема на  мой  взгляд.

Без знания этого высшего  закона, который можно уподобить закону электричества, современные верующие напоминают  слепых электриков, которым  церковью  и пастырями попросту с  самого  начала строго запрещено иметь  дело с  божественным электричеством  и  даже  думать  о  нём. Поэтому современные  верующие ничего не  знают  о божественных  энергиях  и  духовной  силе.

Отцы действовали не  так и почти с  самого  начала давали своим  ученикам знание о  высшем  законе движения нетварных божественных энергий, как знание  о  законе божественного электричества. Благодаря  этому  их ученики  и могли руководствоваться в  жизни  реальным  законом  движения энергии  и сил  души.

- А современные верующие  и пастыри разве этим  законом  уже  не  руководствуются?

Старец  опять  засмеялся и, немного  успокоившись, ответил:

- Современные верующие  и пастыри только думают  о  том, что они  руководствуются высшим  законом движения нетварной  энергии благодати, а  на  самом  деле  они  давно уже руководствуются пыльными  догмами, мифами  и сказками  об  этом. 

Только не  вздумай сказать  об  этом  кому –либо из священников  и братии, поскольку  они посчитают  тебя еретиком  и  богохульником. Я  только  тебе открываю  эту маленькую  духовную  тайну.   Чтобы  руководствоваться  законом движения нетварной  энергии благодати,  нужно,  как  минимум, обладать созерцанием или прямым видением духовной энергии, а в современной  церкви видящих пастырей давно уже  нет.

- А чем же  тогда руководствуются современные пастыри,  если  не  законом движения нетварной  божественной энергии?

- Известно чем,  только  описанием  этого  высшего  закона,  изложенном  в  догматах, канонах,  предании,  богословии,  церковных правилах, но  ты   же  понимаешь,  что описание чего-либо – это  одно, а прямое  видение  и  взаимодействие  – совсем  другое.

К  тому  же  церковное  описание закона  движения  нетварных энергий  выхолощено  за  два  тысячелетия,  перегружено моралью  и очень  сильно  отличается  от того  описания,  которое  было у  древних отцов.  К примеру в  церковном  описании  нет  целых разделов древнего учения  отцов  об  энергиях души,  энергиях  тела человека  и  других одушевлённых существ, включая и  бесплотных -  духов.  Всё  это утрачено современной  церковью и есть только в  древнем  учении о  душе.

Без  этого важного знания  об  энергиях  тела,  души и  духа  нет полноты  и  целостности понимания  пути  духовного воина, как  и возможности его применения  в  жизни.  Вот  почему многие  верующие  так сильно зависимы  от  церкви  им  трудно  выйти  из киновии на  путь  духовного воина.

- Отче,  а  почему  духовному воину  так  важно знать о  законе движения нетварных божественных энергий?

- Потому, что изменение  себя  через  работу со страстями тела,  души и  духа -  это и есть   работа с  энергиями,  причём,  очень  тонкими.  И как  электрик  не может  чинить электрических  приборов,  не  владея  законом  электричества, так  и  духовный  воин не может работать с энергиями  страстей  и  добродетелей,  не  зная  самого закона их  движения.

Само стяжание энергий благодати- это и есть знание о высшем  законе движения нетварных божественных энергий и  практическое использование этого знания для накопления в  душе  избытка энергии  благодати.  Не  зная  этого  закона,  невозможно  стяжать энергии  благодати и  духовной силы.

- А где воин может сегодня  узнать об этом  законе  и энергиях тела,  души и  духа?

- Уже  нигде,  если  рядом нет  зрячего  духовника.  Современный воин  может  только  быть  очень внимательным, чтобы  в  самом  себе  и  других людях  отслеживать течение  этих энергий,  понимая  стоящий  за  ними  закон их  движения  во всём.  Всё, что нас окружает,  для  видящего  энергии  есть  энергия, а  не материя. 

Это не простое, а  высшее знание  о человеке  и мире, которое даёт  власть над  людьми и возможность управления их энергиями, поэтому  этого  знания нет  в массовой  религии  и общецерковном  знании, а у  отцов  это знание было.  Это знание  в  большей  степени  было  развито  ветхозаветной   магической  культурой  и  традицией, а в  православие  проникли  лишь отдельные  части  этого знания.

Тем  не менее,  это знание  лежит  в  основе  самой  жизни  и  все живые  существа на  земле кроме  человека знают и неукоснительно соблюдают  этот  высший закон движения  божественной энергии и  один  только человек не  знает  этого закона  и  не  соблюдает.

-  Отче,  а ты  бы мог мне  открыть некоторые  секреты  этого  знания об  энергии?

- Я тебе уже много секретов открыл. Какие  именно тебя  сейчас  интересуют?

- Меня интересует как  именно этот высший  закон получают все  живые существа, включая  и человека?

- Всё  живое получает  этот высший  закон  единственным  принимающим  органом - духовным  сердцем, которое  есть у  всего  одушевлённого, как  точка  яркого свечения в  сфере  души,  кроме  бесов и  демонов, которые  отпали  от  этого  закона.

Этот закон транслируется от Бога посредством  эманаций  в виде  высших  команд  жизни, которые и  обеспечивают  единообразие  всего  живого в  стремлении к  любви, размножению и  решению  всех  задач  своей  жизни и  формы  бытия.

Человек  также получает божественный  закон в  виде  набора  высших  команд жизни своим  духовным  сердцем посредством четырёх высших добродетелей -  мудрости,  мужества,  целомудрия  и правды  и  трёх сил  души. 

- А высшие  божественные добродетели и команды  жизни – это  одно и  то  же?

- Нет,  не  одно и  то  же, команд  жизни  значительно больше.  Четыре  энергии  задают  работу  трёх сил  души и совести, а  команды  отвечают за  поведение  и всю программу  жизни человека на  земле.

Команды – это и есть  сам духовно-нравственный закон, который  одинаково транслируется  Богом  в  каждое человеческое  сердце   и  потому  одинаково чувствуется каждым  человеком  его совестью.

Когда люди говорят  о Христе, который  всегда пребывает  в  этом  мире  в  сердце  каждого человека, Христом  они  понимают и личность  и  единый  для  всего  рода  человеческого  высший  духовно-нравственный  закон  жизни. Только видящие могут  отличать личность Христа  от самого нравственного  закона, который  безличен, как  набор  команд  и матрица  эталонной  человечности.

- Получается что программа  жизни человека задаётся  Богом  для  всех одинаково?

- Да, программа  жизни задаётся  и  транслируется  Богом  одинаково для  всех  живых и  одушевлённых существ  и каждый вид существ  получает свой  набор высших команд  жизни  с  рождения  до самой смерти. 

Даже  смерть подчиняется этому  высшему  закону  и  также имеет свою  программу  и команды  разделения  души и плоти. Отличие  духовного воина  от  обычного человека в  том и состоит, что воин знает об  этой  программе  жизни  и  своей  высшей  цели, а  обычный человек  и простой  верующий  нет.

Вот почему духовный  воин действует осознанно и  не  вслепую, а  обычный человек  и живёт и верит  совершенно вслепую,  уповая на  некое  чудо и  высшую  волю, которая  по  сути  для всех  людей едина  и определяется  высшим  законом движения божественной энергии.

-  Отче,  а  как современный духовный  воин, который  не обладает  видением  и  не  имеет видящего духовника, может правильно понимать  и использовать  высший  закон движения  энергии?

- Только через предание отцов, как  практический  базис истинной  веры.  Вот почему для  современного духовного воина так важно тщательное  изучение святоотеческого духовного наследия  и предания. Это по существу единственный источник  наиболее  верного и сугубо практического духовного знания, которое проверено на практике.

Других источников  у современного духовного воина  нет, поскольку  в  Евангелие, как  нравственном  кодексе, духовное  знание  тщательно сокрыто, а современное  богословие  и церковное  учение – это схоластика и  набор устаревших догм, канонов  и мифов, большая  половина которых ничего уже  не  объясняет  и  не  работает в  современном  мире.  

Мне очень   больно смотреть на  современное священство,  особенно, на простых пастырей, которые по  своей  христианской доброте  и душевной простоте сегодня являются расходным  материалом в   церковной корпорации  и многие даже  не  доживают до возраста старчества,  умирая  ещё  молодыми  от болезней,  стрессов  и  душевного истощения.

- По-твоему  это от  незнания о  высшем законе движения нетварных божественных энергий?

- И  от незнания,  и от неумения пользоваться этим  законом,  да  и от самой атмосферы  формализма, коррупции,  доносительства и  бюрократии,  царящей  в  церкви, которая всё  больше срастается с  тоталитарным  государством, становясь  его  идеологическим  инструментом.

Особенность высшего духовного закона движения энергии благодати в  том, что он работает не  через  ум, а  только  через  сердце,  причём,  предельно чистое.  Для  того, чтобы  этот  закон работал  и в  самом  человеке  и в  церкви,  нужна атмосфера  агапы  первых христиан  - сердечной  чистоты,  простоты, открытости, правды  и  соборности, а  этого  нет,  поэтому закон  и не работает.

Монах задумался и через несколько секунд  спросил:

- Хорошо, допустим я  стал  на  путь  безупречности и  исполнения евангельских  заповедей, а  кто  или что  будет двигать  меня  дальше  по  пути духовного воина?

Старец  как-то  загадочно улыбнулся  и, едва сдерживая смех, ответил:

- Никто и  ничто, только твой дух воина и  будет тебя  двигать и ещё сила твоего духовного намерения достичь совершенства и соединения  ума с  духовным  сердцем. Это общее правило  для  всех воинов и  иноков  и  я  не знаю ни  одного исключения из него.

Только самопонуждение и  двигает воина по  слову самого Христа,  ибо Царствие Божие нудится. Ты  за  это особо не переживай. Ступеньки  Лествицы  духовной  Иоанна за  два  тысячелетия отполированы   подошвами иноков  и  воинов  духа до зеркального блеска,  и  на  каждой  ступени с  любовью оставлены вешки и  подсказки для идущих следом.

Так  поступают все  добрые альпинисты. Так что,  как  доходишь до одной   ступени, на  ней  находишь и подсказку  о  том, как взойти на  следующую, и  так  далее до самого верха.  Сложно и страшно  только говорить  об  этом  не  сделав  и  шага  и  не  взяв  и  одной  ступени. 

Это сугубо практическое знание,  никакая  теория тут не  поможет. Само  движение  и восхождение  даёт  иноку и воину  все  необходимые  ориентиры  в  жизни.  Стояние на  месте  этих ориентиров  не  даёт и  новых горизонтов  не открывает.

- А существуют  какие-то  особенности  тактики современного духовного воина?

- Конечно.  Постоянное стремление к  духовному  познанию я  бы  поставил  сегодня на  первое  место. На  второе я  бы  поставил  принцип скромности, простоты  и отсутствия  любых излишеств.  На третье  я  бы  поставил  стремление к  постоянству  в самой  жизни,  но не в плане  самоуспокоенности, а в  плане  чёткого  внутреннего ритма  и распорядка. Внутренний  распорядок я  бы  поставил на  четвёртое  место.

Современный  воин  должен  тщательно просмотреть  свой образ  жизни и  так  его переупорядочить, чтобы в  нём для  всего  было  место и  время – для работы  и  зарабатывания  на  хлеб  насущный,  для внимания  ближним,  для внимания собственному  телу,  для внимания  своей  душе  и для  внимания  самому  главному -  Духу, разумеется, в  виде молитвы, покаяния и  духовного чтения.

Несмотря  на  то, что  последним  я  назвал  внимание к  Богу,  оно  является самым  главным для духовного воина,  но в  отличие  от  обычного   верующего,  оно  не  выпячивается  воином,  не  закрывает  всего  остального  в  жизни  и  потому ни с  кем не создаёт  проблем,  а  хранится  в  духовном  сердце, как  самое  дорогое  и  бесценное  сокровище.

Это  и  позволяет воину  со всеми иметь  мир,  ничем  не  выделяться,  ни  о чём  не  забывать  и  всегда  оставаться  свободным,  тем  не  менее,  имея  в  сердце несгибаемое  духовное намерение, о котором никто не  знает, кроме  Бога  и самого воина.  Именно это и позволяет  духовному  воину идти к своей цели очень незаметно и  не привлекая внимания  ревнителей, завистников  и искусителей. 

-  Отче, а  что делает  духовного воина  таким  устойчивым в  жизни перед  любыми  трудностями и испытаниями,  только вера?

-  Нет,  не  только. Устойчивым  в  жизни  воина  делает  особый  склад  духа  и  перегруппировка  ценностей. Во-первых,  духовный  воин не  боится смерти  и  любых  трудностей, считая  себя  как  бы  умершим для мира. Во-вторых, воин  сохраняет  своё  истинное  достоинство  и честь  глубоко в  сердце, а  миру  показывает только маску  и  плюшевого мишку  для  битья. В-третьих, воин  недоступен  для  уязвления, поскольку  и  не  держит  сердца  нараспашку.  В-четвёртых, оправдания  воин  ищет  не  у мира  и  не  у  людей,   а  только  в  глазах  своей совести  и Духа.  Всё  это и  делает его  недоступным  и  практически  безупречным перед  любым  вызовом и противником.

- А как  же  поиск достойного соперника?

- Поиск  достойного соперника я  бы сегодня убрал из приоритетов  воина. Этот принцип  был хорош во времена  спокойной и  размеренной жизни, когда у  воина не  было так  много вызовов  и достойных  соперников приходилось  искать.

Сегодня  сама  жизнь и возможность выживания становится достойным  соперником любого воина,  поэтому  других проблем  и  трудностей воину  искать не  обязательно. Задача  воина  сегодня – это  поступательно продвигаться  по  пути  духовного знания  от ступени  к  ступени, чтобы  поступательно развивать  духовный  ум,  сохраняя  при  этом  связи с  миром  и  внешне  ничем  не отличаясь от  других  людей, вообще  ничем.

Современный духовный  воин – это воин  Христов,  только работающий,  как  агент  в  тылу врага глубоко под  прикрытием.  Духовный  воин -  не  миссионер и  не  активист, а  духовный   практик,  поэтому ему  нет  дела  до  религиозной  агитации и пропаганды,  поскольку у  него фронт работы  над собой.

Если  бы  у  каждого верующего был такой  же  фронт  работы, как у  духовного воина, всё христианство преобразилось  бы  неузнаваемо,  но  людям  проще  искать недостатки у  других людей  или в  самом   мире, чем  разбираться со  своими  собственными.

-  Да, путь  духовного воина  существенно отличается  от  обычного  церковного  подхода к  вере и  религиозности,  - заметил  монах.

-  Не просто отличается, а  отличается  принципиально, как  реальное  восхождение  на неприступную  скалу  отличается  от  хороводов,  песнопений  и славословий   у  её  подножия.  Путь воина  - это  путь  самодисциплины,  самопонуждения  и трудничества  -  это  путь  монашества  в  миру, а  религиозный  путь - это  путь обрядоверия, самоуспокоения  и самоутешения  в миру.

- Как  инок  и  монах  может стать  на  путь  духовного воина  мне  стало  понятно,  отче,  а какой  выход  может  быть из  этой ситуации для современного священника?

- Вот  тут я  не смогу тебе помочь, поскольку просто не  знаю.  Современный священник – это тот, кто  может  только  учить  духовной  жизни  и правильности  других, а  сам при  этом  не  может быть учим  никем по  определению. Это древнее иудейское правило, которое успешно перекочевало в  христианство и  православие.

Императив превосходства и  непогрешимости у  современного священства столь высок и непоколебим, что только что-то из  ряда  вон  выходящее, как трагедия,  тяжкая  болезнь  или череда  жизненных неурядиц может вывести  священника  из  этого состояния, чтобы  трезво посмотреть на  себя и свою  жизнь со стороны.

Кроме  того,  принцип  нравственного  благочестия  и  преданности церкви, как  отражение философии  братства, вынуждает многих  священников закрывать  глаза на  всё происходящее непотребство,  жить двойной моралью  и  терпеть всё  до  самого конца. Как  ни странно,  из бывших  пастырей не многие становятся  на  путь  духовного воина, из числа  мирян и монахов духовных  воинов больше.

- Отче, ты  поверишь, у  меня  не  осталось  больше  вопросов о пути  духовного воина?

- Почему  не поверить, верю. Это говорит  о  том, что ты  закрыл  для  себя понимание этой  темы  и у  тебя образовалось чёткое представление о  том, что  такое  путь  духовного воина  и  как  он  может  быть применим  в  наше  время.  Слава Богу,  на сим давай и  завершим  сегодня  нашу  беседу.

- Спасибо, отче,  за наставление  и вразумление.

- Не  за что.  Ступай  с  Богом…

  

Из книги “Согласное учение святыз отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, Духовно-аскетические  беседы,


Рецензии