Разговор монаха со старцем о пути духовного воина3
- Здравствуйте, отче.
- Здравствуй, мой друг. Ну как тебе путь духовного воина, наверно, заинтересовал и не даёт покоя?
- Не даёт, отче. Он меня, действительно, очень заинтересовал, особенно, идея безупречности, поэтому мне хотелось бы испытать себя и начать следовать им в жизни.
Старец ответил с улыбкой:
- Так бывает со всеми, кто узнаёт о пути духовного воина, как пути мужества и силы. Ты почувствовал своим сердцем путь духовной силы и это самое главное, поскольку не ум человека, а именно сердце должно первым откликнуться на зов безупречности, который есть голос Духа.
Прежде, чем начать следовать пути духовного воина, ты должен знать ключевое правило этого пути. Путь духовного воина - это не путь милосердия, гуманизма, сострадания, социального служения и душевной любви, чего ищет и к чему стремится большинство верующих, укрепляющих сугубо человеческие добродетели.
Путь духовного воина - это путь аскетики, трезвения, личной духовной силы и мужества, который требует самой строгой и железной дисциплины и полного отречения от мира и социума. Это связано с тем, что путь духовного воина зиждется не на человеческих, а на высших божественных добродетелях - мудрости, мужестве, целомудрии и правде. Последнее обстоятельство очень пугает и разочаровывает тех, кто привык понимать православие только в социальном аспекте. Ты готов принять эти особенности пути духовного воина?
- Да, готов, отче, но я даже не знаю с чего мне начать следовать этим путём?
- Начать следовать пути духовного воина в действительности и очень просто и очень сложно одновременно. Ты говоришь, что тебя очень заинтересовала идея безупречности, так начни с самого малого – с безупречности в самом себе. Вознамерься стать безупречным перед своей совестью, как голосом Божьим в твоём сердце.
Начни отслеживать сам себя на безупречность во всём – в словах, помыслах и поступках, а для этого добивайся наилучшего исполнения всего за что берёшься - не плоди пустых и глупых мыслей, не давай пустых обещаний, не оставляй незавершённых дел, неси полную ответственность за каждое сказанное слово и так далее и ты увидишь как начнёт меняться твоя жизнь и ты сам.
- Так просто. И что при этом будет происходить, отче?
- Это не просто, поверь. При этом будет увеличиваться степень порядка и дисциплины внутри тебя самого, а это будет выражаться в постоянном избытке энергии, которую ты сможешь направлять не куда угодно, как это делают обычные люди, а на путь воина, т.е. на развитие духовного ума и борьбу со страстями тела, души и духа.
Беда обычного человека, не знающего о принципе безупречности, состоит в том, что он просто тонет в том хаосе, лжи и суете, которую сам же и создаёт в себе самом и вокруг себя. Из-за этого у него постоянно ни на что нет свободного времени и энергии.
Духовный воин знает об этом и потому действует иначе. Начав с безупречности в самом себе, он постепенно расширяет поле безупречности, распространяя её на всю свою жизнь и окружающее воина пространство. В итоге вся его жизнь постепенно преображается, становится ясной, безупречной и наполненной порядком и силой, которая постоянно увеличивается по мере роста безупречности.
- Отче, а в чём здесь преимущество духовного воина перед обычным человеком?
- Главное преимущество духовного воина перед обычным человеком состоит в самом порядке и внутренней самодисциплине, которая и даёт постоянный приток силы и энергии, поскольку безупречность - это способ упорядочивания не только жизни, но жизненной энергии. Через безупречность воин упорядочивает себя и работу сил души - ума, чувства, воли.
Обычный человек всю жизнь варится в собственном хаосе и непредсказуемости всего в своей жизни, а духовный воин всегда пребывает во внутреннем порядке, дисциплине и контроле самого себя и своей жизни. Духовный воин всегда на голову выше любого мирянина умением управлять собой и своей жизнью. Дело в том, что управлять можно только порядком, а хаосом практически нет.
Поэтому самое главное отличие духовного воина в том, что воин может управлять собой и обстоятельствами своей жизни, а мирянин жертва обстоятельств. Воин может так организовывать и обустраивать свою жизнь, что она сама будет помогать ему духовно расти и обретать силу духа, а обычный человек этого не может и проигрывает в этом духовному воину.
- Отче, ты хочешь сказать, что духовный воин может так организовать всю свою жизнь, что она сама будет работать на главную духовную цель и задачу духовного воина?
- Именно это я и хочу сказать. Главное отличие духовного воина от обычного человека в том и состоит, что в жизни духовного воина нет ничего лишнего, ненужного и второстепенного, а есть только самое важное для выживания - то, что даёт воину силу духа и духовное знание.
В жизни обычного человека в точности наоборот – почти всё представляет собой свалку ненужного хлама, зачастую очень симпатичного и гламурного, но безжизненного хлама, который только захламляет жизнь и ублажает светские прихоти и эстетические фантазии человеческого эго, но не содержит самого главного - духовной силы и энергии.
Более этого, весь этот изысканный, очень дорогой и роскошный хлам жизни светского человека только расслабляет его дух ощущением защищённости, величия, комфорта и возвышения над другими людьми, а это и есть подпитка эгоизма, тщеславия и гордыни. В жизни воина строго наоборот всё предельно просто и аскетично и всё работает на его дух и укрепление связи с Духом.
- Но почему так происходит, отче, какой в этом секрет?
- Так происходит потому, что так работает сам высший духовный закон движения нетварных божественных энергий и только духовный воин знает об этом законе и умеет им правильно пользоваться. Обычный человек о законе движения энергии жизни ничего не знает и потому пользуется в жизни законом хаоса и своего эгоизма, понимаешь?
- Нет, не понимаю, объясни подробнее, отче.
- Обычный человек подобен бревну, плывущему вниз по течению жизни в направлении старости и смерти, а воин - это пловец, который усиленно работает всеми конечностями, чтобы плыть вверх по течению реки жизни к её истоку - Богу, который и есть источник жизненной энергии и духовному воину однажды удаётся доплыть до Истока и найти там свою силу. Именно безупречность помогает ему в этом.
- Но почему именно безупречность, а не любовь?
- Дело в том, что незначительный и малозначимый с виду принцип безупречности, о котором я тебе так много говорю, - это и есть главный принцип любви и высшего духовного закона движения нетварных божественных энергий. Проще говоря, Сам Бог, как Дух, – это и есть сама Безупречность и Любовь с большой буквы.
Именно поэтому, когда духовный воин использует в жизни принцип безупречности, он как бы сам того не зная, уподобляется в этом Самому Богу и потому действует согласно высшего божественного закона течения энергии. Вот почему безупречность – это не просто принцип жизни, а прямое отражение работы высшего духовного закона.
Чем больше в жизни духовного воина безупречности во всём, тем лучше он выполняет высший божественный закон и за это он получает духовное вознаграждение в виде постоянного притока духовной силы и свободы. Безупречность делает человека сильным и свободным. Обычный человек, будучи небезупречным, следуя своим прихотям и эгоизму, этого притока духовной силы и свободы в жизни не имеет.
- Значит, безупречность можно напрямую соотносить с высшим божественным законом?
- Ну, конечно, - сказал старец и громко засмеялся. – Безупречность – это такое действие человека, которое совершенно и энергетически подобно действию самого Бога. Поступая безупречно, человек поступает как Сам Бог, поэтому безупречное действие – это всегда лучшее из всего возможного. Вот почему безупречное действие не влечёт за собой никаких духовных последствий и даёт ощущение силы и свободы.
В итоге простой с виду принцип безупречности во всём позволяет духовному воину менять со временем всю свою жизнь и главное самого себя - своё тело и дух. При этом безупречность и благодать становятся тканью и материей его собственной души. Проще говоря, принцип безупречности – это лучший способ исполнения высшего закона и стяжания энергии благодати.
Беда современного человека и мира в том и состоит, что они небезупречны и потому плодят хаос. Современный человек стал настолько рационален, прагматичен и эгоистичен, что напрочь забыл о самом главном в жизни – важности следования закону безупречности, как лучшему способу жить на земле в гармонии со всем и с избытком духовной силы и энергии.
- Отче, я просто потрясён всей глубиной и одновременно простотой принципа безупречности.
- Не спеши удивляться. Понять принцип безупречности умозрительно – это одно, а научиться им пользоваться и руководствоваться практически – это совсем другое. Я не спроста сказал тебе вначале начни отслеживать в самом себе безупречность, а не стань безупречным во всём.
- Что это значит, отче?
- Это значит то, что действовать безупречно сразу ты не сможешь при всём своём желании, поскольку твой эгоизм, как ум высшего хищника и все его приводные ремни в виде энергий трёх сотен страстей тела, души и ума тебе не позволят быть безупречным, как Бог, в человеческом аду.
Всё, что будет в твоих силах вначале, - это только пытаться следовать в жизни безупречности через её отслеживание в самом себе. Отслеживание безупречности – это функция самоконтроля или контроля совести и сердца, как внутреннего сознания, которое не подчиняется эгоизму и рациональному уму. Наращивание контроля совести над эгоизмом и есть повышение уровня безупречности.
Проще говоря, твои страсти, прихоти, заблуждения и привычки будут тебе постоянно мешать быть безупречным во всём, чтобы следовать высшему духовному закону Божьему, навязывая тебе свой закон эгоизма, гедонизма и хаоса, а тебе нужно, подобно охотнику, научиться их отслеживать и определять какая именно страсть и её энергия не позволила тебе быть безупречным.
- Ты хочешь сказать, что духовный воин чем-то напоминает охотника, который отслеживает собственные страсти?
- Да, это очень точное сравнение. Духовный воин – это охотник за собственным эгоизмом, как хищным умом дьявола, который со всей свитой своих качеств и энергий страстей некогда проник в сердце человека и душу, поработив её и сделав человека своим пленником и рабом через ум хищника, который взращивает в себе каждый человек с самого рождения.
Духовный воин это знает и выслеживает в себе этого коварного зверя, внимательно наблюдая зрением совести и сердца за тем, как работает в душе эгоизм и все его 300 страстей. Стратегия воина состоит в том, чтобы отсекая страсть за страстью, подобраться поближе к самому зверю эгоизма и сокрушить его окончательно, утвердив ум сердца, как ум Божий, единственным хозяином души и сердца.
Как ты наверно уже догадался, схватка духовного воина со зверем эгоизма происходит в самом духовном сердце, где гнездятся высшие страсти и корни эгоизма – важность, тщеславие и гордость. Смерть эгоизма – это и есть символичная смерть ветхого эго человека и символичное самораспятие на кресте Христовом.
- Как же всё продумано и закономерно в учении отцов, я не мог себе даже представить всей фундаментальности этого духовного знания и учения, - сказал монах.
- Я могу только согласиться с тобой. Учение отцов о душе и пути духовного воина – это высшая психология человеческого духа, которая обращается к самой первооснове – нетварным божественным энергиям и закону их движения. Нет ничего выше этого знания.
Теперь ты понимаешь, почему путь духовного воина – это самый правильный способ жизни на земле? Только этот подход к жизни даёт человеку силу не просто быть самим собой, т.е. человеком, но и выполнять высшую задачу жизни – развитие духовного ума.
Из всех людей только духовный воин обладает теми необходимыми качествами - мудрость, мужество, целомудрие и правда, которые и позволяют ему стратегически подойти к решению задачи выслеживания страстей и эгоизма, для одержания над ними победы и освобождения души.
- Но священники ведь тоже решают эту задачу?
- Только единицы и те преимущественно провинциальные и строго следующие принципам древней аскетики и учению отцов. Современный священник – это не духовный воин, обладающий свободой духа и личного выбора, а скорее наёмник и менеджер некой церковной корпорации, который находится в жёстком подчинении и полной зависимости от руководства.
К тому же абсолютное большинство современного священства, как и большинство простых верующих, не имеют никакого представления о пути духовного воина и согласном учении отцов о душе, поскольку этого знание давно уже нет в современном богословии и церковном учении.
Я же тебе говорил, что отсутствие в церкви согласного учения отцов и святоотеческой психологии - это едва ли не главная беда современного православия, которое стало поверхностным, очень сильно оторвано от древней традиции и практически полностью утратило знание о благодати и духовной силе.
Я не вижу возможности как-то изменить эту ситуацию, поскольку церковь уверенно идёт на поводу у государства и власти, а государство уверенно идёт на поводу у мира сего, а мир уверенно идёт в ад. Только у духовного воина есть возможность и сила выйти из этого порочного круга и пойти в направлении подлинной человечности.
- Отче, а что значит подлинная человечность по учению отцов?
- Подлинная человечность по учению отцов – это руководствоваться в жизни высшим законом движения нетварных божественных энергий, который также называют высшим духовно-нравственным законом или Законом Божьим, что одно и то же.
Быть подлинным человеком по учению отцов означает руководствоваться в жизни духовным умом и законом сердца и совести, а не рационального эгоизма. Современного человека, ведомого по жизни только собственным эгоизмом и рациональным мышлением, с этой точки зрения уже нельзя назвать человеком в полном смысле слова.
Я уже говорил тебе, что для видящего энергии души современный человек – это полубес, руководимый в жизни страстями и хищным эго умом, который даже не пытается пробиться и прислушаться к собственному сердцу и совести, не говоря того, чтобы ими только и руководствоваться.
Эту задачу отречения от погибающего в страстях мира и беснующегося человечества в состоянии сегодня решить только духовный воин, больше никто, поскольку только духовный воин может выследить и обезоружить страсти и собственный эгоизм. Вот почему я говорю тебе об этом.
- Отче, но ведь в Евангелие об этом не говорится ни слова, как обычные верующие узнают о пути духовного воина и о выслеживании своих страстей и эгоизма?
Старец ухмыльнулся и с улыбкой ответил:
- Очень просто. В Евангелие есть знание о пути духовного воина, но поскольку Евангелие написано для всех и в основном для простых и необразованных людей, то это знание там просто зашифровано и облечено в более простые и менее замысловатые формы.
Ты наверно удивишься, но отслеживание страстей в Евангелие отражено в форме необходимости исполнения евангельских заповедей, которые и являются средством исполнения высшего закона безупречности, который возмущает и напрягает эгоизм и страсти.
Проще говоря, исполняя евангельские заповеди, человек переходит из поля действия закона хаоса и эгоизма в плоскость действия закона безупречности, порядка и евангельской нравственности. Вот почему начиная исполнять заповеди Евангелия, все страсти и эгоизм приходит в возмущение, точно потревоженное осиное гнездо.
- Я не могу поверить своим ушам, отче. Неужели исполнение заповедей Евангелия преследует цель обнаружения и отслеживания страстей, а не проявления любви Христовой к ближним?
- Для видящего движение энергий, исполнение заповедей Евангелия – это только попытка человека войти в поле действия высшего духовно-нравственного закона безупречности. Как ты понимаешь, именно страсти и эгоизм ему и не позволяют жить строго по заповедям, как по высшему духовному закону.
Именно поэтому, пытаясь исполнять заповеди, человек, сам того не сознавая, пробуждает в себе сопротивление нравственному закону со стороны закона эгоизма и всех страстей тела, души и духа. Так страсти и обнаруживаются и через исповедь с покаянием исповедуются и преодолеваются. Просто в Евангелие не говорится об этом так подробно и детально.
- Но ведь так, как говоришь об этом ты, не говорит ни один священник и я об этом не читал ни в одной православной книге?
- Я тебе говорю об этом с точки зрения согласного учения отцов, а не синодального богословия, в котором этого нет и никогда не было. Поэтому не удивляйся, современное церковное учение и богословие – это кожа и поверхностная оболочка глубинного знания отцов об энергиях и законе движения божественных энергий.
- Отче, а в чём на твой взгляд состоит главная проблема использования в наше время пути духовного воина?
Старец на мгновение задумался и после непродолжительной паузы ответил:
- Главной проблемой использования сегодня пути духовного воина является отсутствие у современных верующих знания о высшем законе движения нетварных божественных энергий, исходящих только от Бога Отца, а не от Христа. В этом проблема на мой взгляд.
Без знания этого высшего закона, который можно уподобить закону электричества, современные верующие напоминают слепых электриков, которым церковью и пастырями попросту с самого начала строго запрещено иметь дело с божественным электричеством и даже думать о нём. Поэтому современные верующие ничего не знают о божественных энергиях и духовной силе.
Отцы действовали не так и почти с самого начала давали своим ученикам знание о высшем законе движения нетварных божественных энергий, как знание о законе божественного электричества. Благодаря этому их ученики и могли руководствоваться в жизни реальным законом движения энергии и сил души.
- А современные верующие и пастыри разве этим законом уже не руководствуются?
Старец опять засмеялся и, немного успокоившись, ответил:
- Современные верующие и пастыри только думают о том, что они руководствуются высшим законом движения нетварной энергии благодати, а на самом деле они давно уже руководствуются пыльными догмами, мифами и сказками об этом.
Только не вздумай сказать об этом кому –либо из священников и братии, поскольку они посчитают тебя еретиком и богохульником. Я только тебе открываю эту маленькую духовную тайну. Чтобы руководствоваться законом движения нетварной энергии благодати, нужно, как минимум, обладать созерцанием или прямым видением духовной энергии, а в современной церкви видящих пастырей давно уже нет.
- А чем же тогда руководствуются современные пастыри, если не законом движения нетварной божественной энергии?
- Известно чем, только описанием этого высшего закона, изложенном в догматах, канонах, предании, богословии, церковных правилах, но ты же понимаешь, что описание чего-либо – это одно, а прямое видение и взаимодействие – совсем другое.
К тому же церковное описание закона движения нетварных энергий выхолощено за два тысячелетия, перегружено моралью и очень сильно отличается от того описания, которое было у древних отцов. К примеру в церковном описании нет целых разделов древнего учения отцов об энергиях души, энергиях тела человека и других одушевлённых существ, включая и бесплотных - духов. Всё это утрачено современной церковью и есть только в древнем учении о душе.
Без этого важного знания об энергиях тела, души и духа нет полноты и целостности понимания пути духовного воина, как и возможности его применения в жизни. Вот почему многие верующие так сильно зависимы от церкви им трудно выйти из киновии на путь духовного воина.
- Отче, а почему духовному воину так важно знать о законе движения нетварных божественных энергий?
- Потому, что изменение себя через работу со страстями тела, души и духа - это и есть работа с энергиями, причём, очень тонкими. И как электрик не может чинить электрических приборов, не владея законом электричества, так и духовный воин не может работать с энергиями страстей и добродетелей, не зная самого закона их движения.
Само стяжание энергий благодати- это и есть знание о высшем законе движения нетварных божественных энергий и практическое использование этого знания для накопления в душе избытка энергии благодати. Не зная этого закона, невозможно стяжать энергии благодати и духовной силы.
- А где воин может сегодня узнать об этом законе и энергиях тела, души и духа?
- Уже нигде, если рядом нет зрячего духовника. Современный воин может только быть очень внимательным, чтобы в самом себе и других людях отслеживать течение этих энергий, понимая стоящий за ними закон их движения во всём. Всё, что нас окружает, для видящего энергии есть энергия, а не материя.
Это не простое, а высшее знание о человеке и мире, которое даёт власть над людьми и возможность управления их энергиями, поэтому этого знания нет в массовой религии и общецерковном знании, а у отцов это знание было. Это знание в большей степени было развито ветхозаветной магической культурой и традицией, а в православие проникли лишь отдельные части этого знания.
Тем не менее, это знание лежит в основе самой жизни и все живые существа на земле кроме человека знают и неукоснительно соблюдают этот высший закон движения божественной энергии и один только человек не знает этого закона и не соблюдает.
- Отче, а ты бы мог мне открыть некоторые секреты этого знания об энергии?
- Я тебе уже много секретов открыл. Какие именно тебя сейчас интересуют?
- Меня интересует как именно этот высший закон получают все живые существа, включая и человека?
- Всё живое получает этот высший закон единственным принимающим органом - духовным сердцем, которое есть у всего одушевлённого, как точка яркого свечения в сфере души, кроме бесов и демонов, которые отпали от этого закона.
Этот закон транслируется от Бога посредством эманаций в виде высших команд жизни, которые и обеспечивают единообразие всего живого в стремлении к любви, размножению и решению всех задач своей жизни и формы бытия.
Человек также получает божественный закон в виде набора высших команд жизни своим духовным сердцем посредством четырёх высших добродетелей - мудрости, мужества, целомудрия и правды и трёх сил души.
- А высшие божественные добродетели и команды жизни – это одно и то же?
- Нет, не одно и то же, команд жизни значительно больше. Четыре энергии задают работу трёх сил души и совести, а команды отвечают за поведение и всю программу жизни человека на земле.
Команды – это и есть сам духовно-нравственный закон, который одинаково транслируется Богом в каждое человеческое сердце и потому одинаково чувствуется каждым человеком его совестью.
Когда люди говорят о Христе, который всегда пребывает в этом мире в сердце каждого человека, Христом они понимают и личность и единый для всего рода человеческого высший духовно-нравственный закон жизни. Только видящие могут отличать личность Христа от самого нравственного закона, который безличен, как набор команд и матрица эталонной человечности.
- Получается что программа жизни человека задаётся Богом для всех одинаково?
- Да, программа жизни задаётся и транслируется Богом одинаково для всех живых и одушевлённых существ и каждый вид существ получает свой набор высших команд жизни с рождения до самой смерти.
Даже смерть подчиняется этому высшему закону и также имеет свою программу и команды разделения души и плоти. Отличие духовного воина от обычного человека в том и состоит, что воин знает об этой программе жизни и своей высшей цели, а обычный человек и простой верующий нет.
Вот почему духовный воин действует осознанно и не вслепую, а обычный человек и живёт и верит совершенно вслепую, уповая на некое чудо и высшую волю, которая по сути для всех людей едина и определяется высшим законом движения божественной энергии.
- Отче, а как современный духовный воин, который не обладает видением и не имеет видящего духовника, может правильно понимать и использовать высший закон движения энергии?
- Только через предание отцов, как практический базис истинной веры. Вот почему для современного духовного воина так важно тщательное изучение святоотеческого духовного наследия и предания. Это по существу единственный источник наиболее верного и сугубо практического духовного знания, которое проверено на практике.
Других источников у современного духовного воина нет, поскольку в Евангелие, как нравственном кодексе, духовное знание тщательно сокрыто, а современное богословие и церковное учение – это схоластика и набор устаревших догм, канонов и мифов, большая половина которых ничего уже не объясняет и не работает в современном мире.
Мне очень больно смотреть на современное священство, особенно, на простых пастырей, которые по своей христианской доброте и душевной простоте сегодня являются расходным материалом в церковной корпорации и многие даже не доживают до возраста старчества, умирая ещё молодыми от болезней, стрессов и душевного истощения.
- По-твоему это от незнания о высшем законе движения нетварных божественных энергий?
- И от незнания, и от неумения пользоваться этим законом, да и от самой атмосферы формализма, коррупции, доносительства и бюрократии, царящей в церкви, которая всё больше срастается с тоталитарным государством, становясь его идеологическим инструментом.
Особенность высшего духовного закона движения энергии благодати в том, что он работает не через ум, а только через сердце, причём, предельно чистое. Для того, чтобы этот закон работал и в самом человеке и в церкви, нужна атмосфера агапы первых христиан - сердечной чистоты, простоты, открытости, правды и соборности, а этого нет, поэтому закон и не работает.
Монах задумался и через несколько секунд спросил:
- Хорошо, допустим я стал на путь безупречности и исполнения евангельских заповедей, а кто или что будет двигать меня дальше по пути духовного воина?
Старец как-то загадочно улыбнулся и, едва сдерживая смех, ответил:
- Никто и ничто, только твой дух воина и будет тебя двигать и ещё сила твоего духовного намерения достичь совершенства и соединения ума с духовным сердцем. Это общее правило для всех воинов и иноков и я не знаю ни одного исключения из него.
Только самопонуждение и двигает воина по слову самого Христа, ибо Царствие Божие нудится. Ты за это особо не переживай. Ступеньки Лествицы духовной Иоанна за два тысячелетия отполированы подошвами иноков и воинов духа до зеркального блеска, и на каждой ступени с любовью оставлены вешки и подсказки для идущих следом.
Так поступают все добрые альпинисты. Так что, как доходишь до одной ступени, на ней находишь и подсказку о том, как взойти на следующую, и так далее до самого верха. Сложно и страшно только говорить об этом не сделав и шага и не взяв и одной ступени.
Это сугубо практическое знание, никакая теория тут не поможет. Само движение и восхождение даёт иноку и воину все необходимые ориентиры в жизни. Стояние на месте этих ориентиров не даёт и новых горизонтов не открывает.
- А существуют какие-то особенности тактики современного духовного воина?
- Конечно. Постоянное стремление к духовному познанию я бы поставил сегодня на первое место. На второе я бы поставил принцип скромности, простоты и отсутствия любых излишеств. На третье я бы поставил стремление к постоянству в самой жизни, но не в плане самоуспокоенности, а в плане чёткого внутреннего ритма и распорядка. Внутренний распорядок я бы поставил на четвёртое место.
Современный воин должен тщательно просмотреть свой образ жизни и так его переупорядочить, чтобы в нём для всего было место и время – для работы и зарабатывания на хлеб насущный, для внимания ближним, для внимания собственному телу, для внимания своей душе и для внимания самому главному - Духу, разумеется, в виде молитвы, покаяния и духовного чтения.
Несмотря на то, что последним я назвал внимание к Богу, оно является самым главным для духовного воина, но в отличие от обычного верующего, оно не выпячивается воином, не закрывает всего остального в жизни и потому ни с кем не создаёт проблем, а хранится в духовном сердце, как самое дорогое и бесценное сокровище.
Это и позволяет воину со всеми иметь мир, ничем не выделяться, ни о чём не забывать и всегда оставаться свободным, тем не менее, имея в сердце несгибаемое духовное намерение, о котором никто не знает, кроме Бога и самого воина. Именно это и позволяет духовному воину идти к своей цели очень незаметно и не привлекая внимания ревнителей, завистников и искусителей.
- Отче, а что делает духовного воина таким устойчивым в жизни перед любыми трудностями и испытаниями, только вера?
- Нет, не только. Устойчивым в жизни воина делает особый склад духа и перегруппировка ценностей. Во-первых, духовный воин не боится смерти и любых трудностей, считая себя как бы умершим для мира. Во-вторых, воин сохраняет своё истинное достоинство и честь глубоко в сердце, а миру показывает только маску и плюшевого мишку для битья. В-третьих, воин недоступен для уязвления, поскольку и не держит сердца нараспашку. В-четвёртых, оправдания воин ищет не у мира и не у людей, а только в глазах своей совести и Духа. Всё это и делает его недоступным и практически безупречным перед любым вызовом и противником.
- А как же поиск достойного соперника?
- Поиск достойного соперника я бы сегодня убрал из приоритетов воина. Этот принцип был хорош во времена спокойной и размеренной жизни, когда у воина не было так много вызовов и достойных соперников приходилось искать.
Сегодня сама жизнь и возможность выживания становится достойным соперником любого воина, поэтому других проблем и трудностей воину искать не обязательно. Задача воина сегодня – это поступательно продвигаться по пути духовного знания от ступени к ступени, чтобы поступательно развивать духовный ум, сохраняя при этом связи с миром и внешне ничем не отличаясь от других людей, вообще ничем.
Современный духовный воин – это воин Христов, только работающий, как агент в тылу врага глубоко под прикрытием. Духовный воин - не миссионер и не активист, а духовный практик, поэтому ему нет дела до религиозной агитации и пропаганды, поскольку у него фронт работы над собой.
Если бы у каждого верующего был такой же фронт работы, как у духовного воина, всё христианство преобразилось бы неузнаваемо, но людям проще искать недостатки у других людей или в самом мире, чем разбираться со своими собственными.
- Да, путь духовного воина существенно отличается от обычного церковного подхода к вере и религиозности, - заметил монах.
- Не просто отличается, а отличается принципиально, как реальное восхождение на неприступную скалу отличается от хороводов, песнопений и славословий у её подножия. Путь воина - это путь самодисциплины, самопонуждения и трудничества - это путь монашества в миру, а религиозный путь - это путь обрядоверия, самоуспокоения и самоутешения в миру.
- Как инок и монах может стать на путь духовного воина мне стало понятно, отче, а какой выход может быть из этой ситуации для современного священника?
- Вот тут я не смогу тебе помочь, поскольку просто не знаю. Современный священник – это тот, кто может только учить духовной жизни и правильности других, а сам при этом не может быть учим никем по определению. Это древнее иудейское правило, которое успешно перекочевало в христианство и православие.
Императив превосходства и непогрешимости у современного священства столь высок и непоколебим, что только что-то из ряда вон выходящее, как трагедия, тяжкая болезнь или череда жизненных неурядиц может вывести священника из этого состояния, чтобы трезво посмотреть на себя и свою жизнь со стороны.
Кроме того, принцип нравственного благочестия и преданности церкви, как отражение философии братства, вынуждает многих священников закрывать глаза на всё происходящее непотребство, жить двойной моралью и терпеть всё до самого конца. Как ни странно, из бывших пастырей не многие становятся на путь духовного воина, из числа мирян и монахов духовных воинов больше.
- Отче, ты поверишь, у меня не осталось больше вопросов о пути духовного воина?
- Почему не поверить, верю. Это говорит о том, что ты закрыл для себя понимание этой темы и у тебя образовалось чёткое представление о том, что такое путь духовного воина и как он может быть применим в наше время. Слава Богу, на сим давай и завершим сегодня нашу беседу.
- Спасибо, отче, за наставление и вразумление.
- Не за что. Ступай с Богом…
Из книги “Согласное учение святыз отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, Духовно-аскетические беседы,
Свидетельство о публикации №221040701688